Период с 1877 по 1891 г. был ознаменован переходом к охранительным тарифам и преданию таможенной политике значения политического курса, попыткой приостановить экономическую экспансию иностранных государств (и в первую очередь Германии) против России. По оценке специалистов и статистическим данным, 1877 г. является годом перехода к протекционизму.
В рассматриваемый период пошлины были еще сравнительно невелики и очень далеки от размеров покровительственных, так как привоз товаров в Россию еще был высокий – 565,314 тыс. руб., вывоз – 369,540 тыс. рублей. Тем не менее, в последующие годы таможенные пошлины неуклонно росли, а также вводились новые на многие товары, ранее пропускавшимися по тарифу 1868 г. беспошлинно.
Особенно активно повышались пошлины на сталь и железо. Размеры этой пошлины служили показателем защиты национальной экономики. Ставки пошлин являлись показателем стратеги таможенной политики и развития всех отраслей промышленности. К середине 80-хгодов законодательство защитило все отрасли железной индустрии высокими таможенными ставками. Переход к резко выраженной покровительственной политике подтверждается конкретными цифрами. Средний годовой размер таможенного дохода повысился с 42,3 млн. руб. кред. (в1869–1871гг.) до 57,2 млн. руб. кред. (в1872–1875гг.). Далее после введения золотой пошлины – с 60,6 млн. руб. зол. (в1878–1880гг.) до 80,2 млн. руб. зол. (в1888–1890гг.).
Торговый баланс также изменился в пользу России. Так в 1876–1880гг. вывоз составил 527,3 млн. руб., а ввоз 517,7 млн. руб.; в1881–1885гг. вывоз составлял уже 550 млн. руб., ввоз 494,3 млн. руб.; в1886–1890гг. вывоз составлял 630,9 млн. руб., а ввоз только 392,3 млн. руб.
Рост пошлин на чугун, железо и сталь в 80-егоды привел не только к сокращению ввоза, но и росту их внутреннего производства. Так, если в 1881 г. ввоз чугуна составил 14,3 млн. пудов при внутреннем производстве 28,6 млн. пудов; железа – 6,5 и соответственно 17,8 млн. пудов; стали – 1,5 и 17,9 млн. пудов, то к 1890 г. эти данные в корне изменились. Ввоз чугуна снизился до 7,6 млн. пудов при росте внутреннего производства до 57,5 млн. пудов; железа – 4,9 и 26; млн. пудов; стали – 0,94 и 23,1 млн. пудов. Таможенная политика в этот период строилась на потребностях охранительных факторов и предполагала подъем промышленности и, безусловно, решение фискальных проблем. Повышение таможенных пошлин в период после 1877 г. по 1890 г. более чем на 100% вызвало потребность их систематизации и придания таможенной политике значения политического курса.
Разработка нового тарифа осуществлялась по распоряжению Александра III и началась в 1889 году. Этому предшествовала записка Д.И.Менделеева в адрес министра финансов И.А. Вышнеградского «Материалы для пересмотра
60
таможенного тарифа Российской империи». Для разработки нового тарифа был создан комитет во главе с Д.И.Менделеевым, в который, кроме экспертов, вошли 62 представителя от торгово-промышленныхпредприятий, 7 профессоров технологического института, представители сельскохозяйственного производства.
Новый протекционистский тариф по европейской торговле был разработан и окончательно утвержден 11 июня 1891 г. и введен в действие с 1 июля того же года.
Отличительная особенность тарифа заключалась в том, что он носил строго охранительный покровительственный характер для всей русской промышленности и добывающих производств, т.е. от сырья и до изготовления готовых изделий. Составители тарифа стремились к тому, чтобы в каждой группе товаров размеры пошлин для сырого материала, полуфабриката и готовых изделий были согласованы между собой, чтобы охранительные функции тарифа равномерно распределялись на все товары. Таким образом, были скоординированы пошлины в группе металлов: на руду, чугун, железо и на изделия из этих металлов. Практически тариф положил начало новому подходу к таможенной политике. В нем заново была переработана редакция и номенклатура товаров. Весь тариф разделялся на 10 групп – 218 статей (в тарифе 1868 г. было 442 статьи).
По тарифу 1891 г. ставки пошлин по статьям тарифа были повышены в среднем от 25 до 30%. А по таким предметам, как керосин, – в 3 раза, на нефть
– в 2 раза, на медь – от 6 до 8 раз, чугун – в 10 раз, железо – от 3 до 4,5 раза, паровозы – в 4 раза, рельсы – в 4 раза, хлопчатобумажные ткани – в 2 раза и т.д. Тариф, в смысле охранительной политики, превосходил все существующие до этого в Европе запретительные пошлины. По официальным правительственным взглядам, принятие тарифа 1891 г. имело своей целью не конкуренцию на внешних рынках, где европейские страны достигали высокого уровня экономического развития, а введение защитных мер от экономической экспансии извне.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 230.