Тема 3. Таможенная система в конце XIX – начале XX вв
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

26 октября 1864 г. Департамент внешней торговли был переименован в Департамент таможенных сборов. Возглавлял его директор. Кроме директора, имелись два вице-директораи четыре таможенных ревизора. Департамент имел в своем составе канцелярию и 7 отделений: законодательное, строительное, судное, счетное, статистическое, тарифное, азиатское. Следующим звеном в структуре таможенной службы являлись таможенные округа, далее шли таможни, затем таможенные заставы, переходные пункты и посты, таможенные участки.

Россия в это время была разделена на 10 таможенных округов (СанктПетербургский, Рижский, Калишский, Бессарабский, Южный и др.), на территории которых находилось 95 таможен, 64 таможенные заставы и 71 переходный пункт и пост. В зависимости от обширности таможенных операций таможни делились на: главные складочные таможни (СанктПетербургская портовая, Московская и Харьковская); крупные – таможни 1 класса (СанктПетербургская, Московская, Ревельская, Одесская, Архангельская и др.); средние – таможни 2 класса (Евпаторийская, Зелюнская, Слупецкая, Иголомийская и др.); малые – таможни 3 класса (Онежская, Аккерманская, Херсонская, Николаевская, Мариупольская и др.). В соответствии с расписанием каждая таможня наделялась особыми правами. Через складочные

63

таможни I класса разрешалось провозить все иностранные товары, кроме запрещенных по тарифу. Через таможни II и III класса провозились все беспошлинные товары и те, которые не подлежат наложению клейм, а также бандероли. Таможенным заставам разрешалось пропускать только беспошлинные товары, а из обложенных пошлиной – хлеб в муке, овощи, цикорий. На переходных пунктах никаких товаров не провозили. Товары могли храниться в главных складочных таможнях до трех лет.

Департаменту таможенных сборов, кроме таможен, подчинялись Пограничная и Корчемная стражи. В новом столетии Департамент таможенных сборов не претерпел особых изменений. В его составе оставались таможенные округа с таможнями и Корчемная стража. Пограничная стража в связи с созданием Отдельного корпуса Пограничной стражи в 1893 г. была выведена из подчинения Департамента. Корпус подчинялся министру финансов, который являлся его шефом. Непосредственное руководство Отдельным корпусом пограничной стражи осуществлял его командир, имевший воинское звание генерал-лейтенанта.Пограничная стража располагалась в две линии: первая проходила по самой черте границы, а вторая – на пятивёрстном от неё расстоянии. Она не должна была взимать никаких таможенных пошлин иликаких-либодругих сборов.

Введение тарифа 1891 г. с неизбежностью обострило проблему контрабандного ввоза. Именно поэтому в 1892 г. был принят новый Таможенный устав, который состоял из 1766 статей. Все приезжавшие из-заграницы лица, какого бы звания они ни были, могли быть пропущены в Россию только после таможенного досмотра, которому ни под каким видом не должны были противиться. Новым в уставе было то, что взыскания за его нарушения стали едиными как для европейской, так и для азиатской внешней торговли.

Устанавливались следующие сроки взимания таможенных пошлин с иностранных товаров (со дня ввоза их в таможню): в главных складочных таможнях – трёхлетний; в таможнях 1 класса – годовой; в таможнях 2 класса – двухмесячный; в таможнях 3 класса – одномесячный. Российские товары как обложенные таможенной пошлиной, так и не обложенные ею могли вывозиться за границу через все таможни, таможенные заставы и переходные пункты.

В уставе контрабандой считались товары, провозимые или проносимые за границу или из-заграницы, минуя таможню, а также и те, которые былииз-заграницы привезены в таможню, но в грузовых документах и поданных объявлениях не указаны. Устанавливались различные меры наказания за контрабанду в зависимости от того, были ли эти товары запрещены или разрешены к ввозу, а также были ли они обложены импортными пошлинами или же разрешены для беспошлинного привоза.

Высшей мерой наказания за контрабанду была ссылка на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет. Согласно статьи 1542 Устава 1892 г., она применялась к лицам, неоднократно судившимся за контрабанду, задерживаемую в пограничной полосе. Далее следовало наказание: ссылка в Сибирь на поселение, ссылка на житье в Сибирь или отдача в исправительноарестантское отделение. Следующим являлась ссылка в одну из отдаленны

64

губерний, кроме, сибирских, или заключение в тюрьму. Заключением в тюрьму наказывались лица за квалифицированную контрабанду, они могли быть лишены, некоторых прав или подвергнуты тюремному заключению без ограничения в правах.

Статья 1554 предусматривала заключение в крепости (при задержании у северо-восточныхберегов Черного моря). Независимо от полученного наказания на осужденных налагалось денежное взыскание. Таможенным уставом предусматривалось денежное взыскание в конкретных размерах и взыскание без определенного размера. Если контрабандист доказывал, что хозяином контрабанды является конкретное лицо, то на контрабандиста налагалось взыскание в размере от 30 до 60 рублей, а основной взнос платил владелец товара. Практиковалась и пятикратная пошлина. За попытку провоза запрещенных товаров взыскивалась двойная их стоимость, а за незаконный провоз товаров беспошлинных взималось 10% с их цены.

Семинарское занятие

1.Дайтеэкономико-правовуюхарактеристикурусско-германскойтаможенной войны.

2.Таможенная система России XIX-XXвв.

3.Таможенно-тарифнаяполитика России XX в.

65

Дата: 2019-02-25, просмотров: 238.