Суть в том, что, поскольку убеждения и их формирование – процессы мыслительные, подтверждение полностью зависит от внутренних факторов.
Внешний подход (экстернализм)
Согласно этой идее, сосредоточенность только на внутренних факторах может привести к ошибочному подтверждению убеждений. В рамках внешнего подхода утверждается, что должны быть внешние факторы, которые могут помочь определить, подтверждается убеждение или нет. Наиболее популярная форма экстернализма – релиабилизм (reliabilism) утверждает, что необходимо учитывать источник убеждений: свидетельства, разум, сенситивный опыт или память. Согласно этой теории, убеждение можно считать подтвержденным, если у него есть надежный источник.
Земля-близнец
Теоретическое значение
Представим следующую ситуацию.
Есть воображаемая планета, Земля-близнец, идентичная планете Земля вплоть до малейших деталей (даже жители планет абсолютно одинаковые). Разница только в одном: там, где на Земле вода, на Земле-близнеце – субстанция под названием XYZ. Примем, что это Земля примерно 1750 г., то есть до момента открытия химической формулы воды – Н2О. На воображаемой планете вещество XYZ внешне схоже с водой, но с другой микроструктурой. Жители Земли-близнеца (которые называют свою планету Землей), идентичные жителям Земли, говорят на своем «английском» языке и называют вещество XYZ «водой».
Внимание, вопрос: когда житель Земли Оскар и житель Земли-близнеца (тоже Оскар) произносят слово «вода», имеют ли они в виду одно и то же?
Философ Хилари Патнэм (1926–2016, создатель этого мыслительного эксперимента) убежден, что они имеют в виду разные вещи: Оскар подразумевает Н2О, а Оскар-близнец – XYZ. Из этого Патнэм делает вывод, что одного только мыслительного процесса недостаточно для соотнесения термина с реалией и необходимо понимать причинно-следственную взаимосвязь, которая привела к появлению этого термина.
Мыслительный эксперимент Патнэма – один из самых популярных примеров созданной им теории в рамках философии языка под названием «семантический экстернализм».
Семантический экстернализм
Хилари Патнэм хотел понять, как синтаксис (порядок слов) обретает значение (семантику). Согласно его теории семантического экстернализма, значение слова предопределено (частично или полностью) факторами, внешними по отношению к говорящему. Другие теории утверждают, что процесс получения значения сугубо внутренний (происходит в сознании), а в рамках семантического экстернализма Патнэма считается, что процесс обретения семантического значения происходит вне сознания. Иными словами, как гласит известный афоризм Патнэма: «Значение не в нашей голове!»
По Патнэму, значение любого термина в языке состоит из особой последовательности элементов.
1. Объект, который называет данный термин (в случае с Землей-близнецом это вещество с химической формулой Н2О).
2. Типичные термины (так называемые стереотипы), которые часто связываются с термином (например, вода часто ассоциируется с описаниями «бесцветная», «без запаха», «мокрая»).
3. Семантические индикаторы, которые категоризируют объект (например, «жидкость»).
4. Синтаксические индикаторы (например, неисчисляемое существительное, то есть тип объектов, которые нельзя сосчитать).
На основании своей идеи семантического экстернализма Патнэм развивает причинно-следственную теорию связей. Он утверждает, что слово получает референциальное значение в результате цепочки связей, которая заканчивается референтом этого слова. Например, когда человек говорит о египетских пирамидах, эти слова имеют референциальное значение (хотя сам человек мог никогда не видеть этих пирамид), потому что существует концепция о том, что такое египетские пирамиды. Как это возможно? Дело в том, что этот термин был приобретен в результате взаимодействия с другими людьми (которые для приобретения этого знания взаимодействовали с другими людьми, а те – с другими и т. д.). Цепочка продолжается, пока наконец не достигнет человека, у которого сформировался самый первый опыт в этом вопросе. Благодаря такой цепочке человек способен обсуждать что-то, даже если его знания получены не из первоисточника.
Узкое ментальное содержание
Мыслительный эксперимент Хилари Патнэма с Землей-близнецом – часть более обширной темы «широкого содержания» (противоположность концепции «узкого ментального содержания»). В основе концепции узкого ментального содержания лежит идея о том, что мыслительное содержание – сугубо внутреннее свойство объекта, а следовательно, как в рамках семантического экстернализма Патнэма, не зависит от внешней среды. (Например, внутреннее свойство монеты – круглая форма, а внешнее – нахождение в чьем-то кармане.) Узкое содержание убеждения человека об объекте должно быть актуально для всех конкретных представителей этого объекта.
Сторонники теории узкого ментального содержания утверждают, что ментальное содержание и поведение человека обусловлены его убеждениями на основе причинно-следственной связи. Иными словами, поступки человека определяются его убеждениями и желаниями. Другие утверждают, что человек может получить интроспективный доступ к своим мыслям и определить, наполнены ли две его мысли одинаковым содержанием. Согласно этой теории, оба Оскара, которым не известен химический состав Н2О или XYZ, не могут знать, относятся ли их мысли к Н2О или к XYZ: им ничего не известно о существовании других веществ, похожих на воду. Чтобы придать этому смысл, философы придумали концепцию «медленного переключения». Что если бы Оскар посетил Землю-близнеца? Сначала он будет по-прежнему относиться к этому веществу как к воде, но чем больше он будет взаимодействовать с XYZ и не иметь дела с Н2О, тем чаще он начнет думать об XYZ, а не об Н2О. Со временем эти мысли будут иметь другое широкое содержание. При этом Оскар не узнает о перемене, ведь его мысли останутся прежними. Чтобы увидеть, что содержание этих мыслей разное, нужно узкое ментальное содержание, а не широкое.
Философы воспринимают теорию узкого ментального содержания как противоречивую, и многие отказываются от нее в пользу широкого содержания. Мыслительный эксперимент Патнэма с Землей-близнецом – самый известный пример того, как широкое ментальное содержание кажется более осмысленным. Оба Оскара обладают абсолютно одинаковыми внутренними свойствами, при этом называют водой разные вещества. И мы вновь возвращаемся к словам Патнэма: «Значение не в нашей голове!»
Артур Шопенгауэр
(1788–1860)
Мрачный философ
Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 г. в Данциге (сейчас Гданьск). Когда он был подростком и мечтал об образовании, отец, который часто ездил по торговым делам, сделал ему заманчивое предложение: Артур мог либо готовиться к поступлению в университет, либо отправиться вместе с семьей в путешествие по Европе, а по возвращении поступить в ученичество к купцу. Шопенгауэр выбрал путешествие с родителями, и в поездке он своими глазами наблюдал невероятные страдания простого народа по всей Европе. Этот опыт во многом сформировал пессимистичный и мрачный взгляд на жизнь, которым Шопенгауэр впоследствии прославился как философ.
По возвращении из путешествия по Европе Шопенгауэр должен был выполнить свою часть соглашения с отцом: он стал учеником купца, готовясь к будущей карьере. Когда ему исполнилось 17 лет, его отец умер (утверждали, что он покончил жизнь самоубийством). Через два года Шопенгауэр оставил ученичество и начал заниматься академической карьерой.
Пока Шопенгауэр готовился к поступлению в университет, его мать, переехавшая в Веймар, начала вращаться в интеллектуальных кругах общества. Она была писательницей и хозяйкой литературного салона, в котором частыми гостями стали многие знаменитости того времени. Она познакомила сына с Иоганном Гёте (впоследствии они написали совместную теорию о цвете), а также Фридрихом Майером, именно он пробудил в Шопенгауэре интерес к восточной философии. Однако с матерью у Шопенгауэра складывались настолько напряженные отношения, что, когда ему было около 30 лет, она попросила никогда больше к ней не обращаться.
В 1809 г. Шопенгауэр поступил в Гёттингенский университет на медицинский факультет, но после третьего семестра перешел на философский. Затем он перевелся в Берлинский университет, чтобы продолжить изучать философию. В 1813 г. Шопенгауэр был вынужден бежать от армии Наполеона и провести некоторое время в небольшом городке Рудольштадт, где продолжил писать свою диссертацию «О четверичном корне закона достаточного основания». В следующем году он переехал в Дрезден, где описал свою знаменитую теорию цвета «О зрении и цветах», а также подготовил обзор своей философской системы «Мир как воля и представление»[35].
В 1820 г. Шопенгауэр начал преподавать в Берлинском университете. Он вступил в острое соперничество со своим коллегой Вильгельмом Гегелем и часто в расписании ставил свои лекции в одно время с лекциями Гегеля, чтобы поставить студентов перед выбором. Но Гегель читал лекции при полном зале, а к Шопенгауэру ходили немногие. Он стал очень циничным, между ним и академическим кругом нарастала враждебность. Лишь в поздние годы жизни его работы приобрели большую популярность по всей Европе.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 233.