Философия Артура Шопенгауэра
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Философские работы Шопенгауэра касались самых разных тем, но в целом в них прослеживались пессимизм и боль от того, в каком состоянии находится человек.

 

«О четверичном корне закона достаточного основания»

 

В своей диссертации, опубликованной в 1813 г., Шопенгауэр изучал предположение философов о познаваемости Вселенной и критиковал закон достаточного основания (он гласит, что реальные вещи рациональны). Шопенгауэр утверждал: чтобы использовать закон достаточного основания, человек должен сначала подумать о том, что нуждается в объяснении; а значит, необходим субъект. Таким образом, воспринимающее сознание – единственное, что делает возможным получение опыта. Следовательно, по мнению Шопенгауэра, мир – не более чем представление.

 

Философия «Воли»

 

Вероятно, самая значимая работа Шопенгауэра посвящена теме личной мотивации. Философ критически относился к оптимизму в теориях Канта и Гегеля, согласно которым моральность человека определяется обществом и разумом. Он утверждал, что мотивацией человека становятся его собственные желания, или «воля к жизни», которые никогда невозможно удовлетворить. Именно это стало движущей силой человечества. Здесь проявляются пессимизм Шопенгауэра и негативное отношение к человечеству, которые будут прослеживаться во всех его работах. По Шопенгауэру, в человеческих желаниях кроется корень всех страданий, а сами страдания – следствие того, что человек постоянно хочет большего.

Шопенгауэр сделал вывод, что у человеческого желания (а значит, и действий) нет направления или логики, оно тщетно. Философ утверждал, что мир – не просто ужасное место (где царят жестокость, болезни, страдания и т. д.), но и худший из возможных миров: если бы он был еще хоть чуточку хуже, он просто перестал бы существовать.

 

Эстетика

 

По Шопенгауэру, эстетика отделяет интеллект от воли и не связана с телом. Он считал искусство либо действием, которое предопределено в сознании художника до того, как он что-то создаст, либо спонтанным действием, в то время как тело – не более чем апостериорное познание воли.

Если воля, которой руководствуются люди, основана на желании, искусство позволяет человеку временно укрыться от боли реального мира: эстетическое созерцание дает возможность не воспринимать мир просто как представление. Так искусство выходит за границы достаточного основания. Шопенгауэр называл музыку самой чистой формой искусства: по его убеждению, она способна претворять в жизнь волю.

 

Этика

 

В рамках своей теории морали Шопенгауэр выделял три основных стимула, которыми руководствуется человек: эгоизм, злоба и жалость.

Эгоизм заставляет людей действовать исключительно в своих интересах и желать удовольствий и счастья. Шопенгауэр полагал, что большинство человеческих поступков совершаются из эгоистических побуждений.

Злоба. Шопенгауэр проводит различие между поступками, совершенными из эгоизма и из злобы: последние лишены личной выгоды и делаются с намерением навредить другим.

Жалость. По Шопенгауэру, жалость – единственное искреннее чувство, которое может стимулировать моральные поступки: человек не ищет другой выгоды, кроме совершения доброго дела, а само чувство сострадания не может возникнуть из чувства долга или жажды личной выгоды.

Кроме того, Шопенгауэр считал любовь бессознательным элементом, помогающим «воле к жизни», силой, которая заставляет человека желать оставить потомство, а следовательно, продолжить свое существование.

 

Восточная философия

 

Шопенгауэр одним из первых использовал идеи восточной философии в своих работах. Особенно его интересовали индуизм и буддизм. Фактически он выстроил свою пессимистичную теорию на основе Четырех благородных истин, сформулированных Буддой.

 

 

Шопенгауэр утверждает, что мир – представление. Жизнь не просто наполнена страданиями, мир не вполне реален – это только представление реальности (почти как пещера Платона). Основа всего – воля.

Шопенгауэр также опирался на священные писания индуизма, Упанишады, когда формулировал основную идею своей философии: мир есть выражение воли.

 

 

Карл Маркс

(1818–1883)

Отец коммунизма

 

Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в Пруссии. Его отец был успешным адвокатом, участвовал в реформаторском движении в Пруссии, высоко ценил философские работы Вольтера и Канта. И отец, и мать Маркса были евреями, но его отцу пришлось принять лютеранство: по закону 1815 г. иудеи лишались части гражданских прав.

В 1835 г. Маркс поступил в Боннский университет, а затем по настоянию отца перевелся в Берлинский университет, который считался более серьезным учебным заведением. В университете Маркс сначала изучал юридические науки, а затем стал изучать философию Гегеля. Вскоре он примкнул к радикально настроенной группе студентов, кружку младогегельянцев, которые критиковали современную им религиозную и политическую элиту.

В 1841 г. Маркс защитил в Йенском университете докторскую диссертацию на тему древнегреческой натурфилософии. Из-за радикальной идеологической позиции ему было отказано в праве преподавания. Тогда он начал работать журналистом, а в 1842 г. стал редактором либеральной газеты Rheinische Zeitung. Однако всего через год оппозиционное издание закрыли. Маркс женился, и молодая семья перебралась в Париж. Там в 1844 г. Маркс вместе с Фридрихом Энгельсом создали работу с критикой Бруно Бауэра (их бывшего друга и младогегельянца). Вскоре Маркс был выслан из Парижа за сотрудничество с другой радикальной газетой (имевшей тесные связи с организацией, которая в конце концов стала Коммунистической лигой). Он перебрался в Брюссель.

В Брюсселе Маркс окончательно отказался от идеологии младогегельянцев, познакомившись с идеями социализма. В этот период он создал свою теорию исторического материализма, которую изложил в работе «Немецкая философия», и написал книгу «Тезисы о Фейербахе»[36] (эти работы Маркса будут опубликованы только после его смерти, поскольку при жизни он не смог найти для них издателя).

В 1846 г. в попытке объединить социалистов по всей Европе Маркс создал Коммунистический корреспондентский комитет. Его идеи вдохновили социалистов в Англии на создание Коммунистической лиги. В 1847 г. по поручению центрального комитета, заседавшего в Лондоне, Маркс и Энгельс составили программу организации – «Манифест коммунистической партии». Его опубликовали в 1848 г., и в результате в 1849 г. Карл Маркс был выслан из Бельгии. Когда Маркса выслали из Франции и отказали в восстановлении гражданства в Пруссии, он с семьей осел в Лондоне. Там он участвовал в работе образовательного общества немецких рабочих и организовал новую штаб-квартиру Коммунистической лиги. В 1867 г. Маркс опубликовал первый том своего трактата об экономике «Капитал»[37], который считается самой важной его работой. До конца жизни он работал над двумя следующими томами, но не успел их завершить. Книги были изданы после его смерти.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 207.