Что такое хорошо и что такое плохо?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В рамках обоих типов утилитаризма ничто не может быть однозначно правильным или неправильным. Утилитаризм не накладывает абсолютного запрета на ложь, мошенничество или воровство. В некоторых случаях он даже требует от человека, чтобы тот солгал, сжульничал или украл, если это приведет к максимальному счастью (хотя, согласно утилитаризму правил, действия, подобные лжи, мошенничеству, воровству, будут подрывать доверие, на котором строится общество, и правило, разрешающее их, не может вести к максимальной пользе).

В рамках утилитаризма моральность всегда основана на последствиях, а не на самих действиях. Тем самым моральная ценность поступков зависит от случая. Окончательные последствия должны быть очевидны до того, как поступку будет дана оценка. Однако легко можно представить себе действия, которые совершались с благими намерениями, но привели к плачевному результату, или, наоборот, когда что-то хорошее получилось в результате действий с дурными намерениями. Кроме того, поскольку необходимо определить, на скольких людей повлияет действие, как сильно и к чему привела бы любая возможная альтернатива, точность оценки в рамках теории утилитаризма вызывает большие сомнения. Хотя утилитаризм и запрещает безнравственное поведение, это слабая моральная теория.

 

 

Джон Локк

(1632–1704)

Права человека

 

Джон Локк родился 29 августа 1632 г. в английском графстве Сомерсет, в семье провинциального адвоката. Его отец во время гражданской войны 1642–1645 гг. был капитаном, и у него сохранились хорошие связи в правительстве. Благодаря этому Локк получил блестящее и разностороннее образование. В 1647 г., обучаясь в Вестминстерской школе в Лондоне, Локк был назван королевским ученым (King’s Scholar). Этой чести удостаивались немногие избранные. В 1652 г. Локк поступил в один из самых крупных аристократических колледжей Оксфордского университета – Крайст-Чёрч. Там он познакомился с современной метафизикой и логикой. Во время учебы на магистра он исследовал работы Декарта и Роберта Бойля (которого называют отцом химии) и планировал сделать карьеру врача.

В 1665 г. Локк познакомился с лордом Эшли (основателем партии вигов и впоследствии графом Шефтсбери), одним из самых опытных политиков своего времени, который прибыл в Оксфорд на лечение. Лорд Эшли пригласил Локка переехать в Лондон и стать его домашним врачом. Локк принял предложение в 1667 г. По мере того как росла власть лорда Эшли, расширялись и обязанности Локка, и вскоре он уже занимался вопросами торговли и колонизации Нового Света. Одним из проектов, в котором лорд Эшли принимал участие, была колонизация Каролины, и Локк участвовал в подготовке текста конституции для этой провинции. Примерно в это время Локк начал проявлять интерес к философским обсуждениям.

В 1674 г., когда лорд Эшли уже не состоял в парламенте, Локк вернулся в Оксфорд, где получил степень бакалавра медицины, а затем отправился во Францию, где много времени уделял изучению протестантизма. После возвращения в Англию в 1679 г. Локк оказался в очень сложной ситуации. Карл II и парламент боролись за власть, революция казалась вполне возможной, а Локк принял участие в неудавшейся попытке убийства короля и его брата. В итоге Локк был вынужден покинуть страну. Тогда же он создал свою знаковую работу «Два трактата о правлении»[15].

В ссылке в Голландии Локк завершил работу, возможно, над самым важным своим философским сочинением – «Опыт о человеческом разумении»[16], писать которое он начал еще во Франции. Вернуться в Англию Локк смог в 1688 г., когда после Славной революции Вильгельм Оранский был провозглашен королем Англии, а Яков II (правивший после смерти своего брата Карла II) вынужденно бежал во Францию. «Два трактата о правлении» и «Опыт о человеческом разумении» были опубликованы только по возвращении Локка в Англию.

Славная революция сыграла важную роль в истории страны и изменила расстановку сил между монархией и парламентом в пользу последнего. Джон Локк признавался героем своего времени, а его вклад в развитие западной философской мысли дает ему право считаться одним из величайших мыслителей в истории человечества. Его философские работы касались таких тем, как эмпиризм, эпистемология, управление, Бог, религиозная терпимость и частная собственность.

 

«Опыт о человеческом разумении»

 

Самая известная философская работа Локка посвящена фундаментальным вопросам сознания, мышления, языка и восприятия и разделена на четыре книги. Локк попытался предложить системную философскую теорию, объясняющую процесс человеческого мышления. В итоге он перевел философский диалог из области метафизики в плоскость эпистемологии.

Локк не согласен с убеждением, которого придерживались многие философы (в частности, Платон и Декарт), что человек обладает врожденными фундаментальными принципами и знаниями. Это означало бы, что все люди универсально принимают определенные принципы, а поскольку универсально принимаемых принципов нет (и если бы они и существовали, то не были бы результатом внутренних знаний), то это утверждение не соответствует истине.

Например, люди придерживаются разных моральных принципов, а значит, понимание морали не может быть дано от рождения. Локк считал, что человека можно сравнить с чистой доской (tabula rasa), на которой постепенно появляются знания, полученные в рамках опыта. Благодаря опыту человек обретает простые идеи (основанные на чувственном восприятии и размышлениях). Они, объединяясь, становятся более сложными (в рамках сравнения, абстракции и объединения) и формируют знание. Кроме того, идеи можно разделить на две категории.

1. Первичные : их невозможно отделить от материи, они присутствуют независимо от того, видит их человек или нет (размер, форма, движение).

2. Вторичные : их можно отделить от материи, они воспринимаются только в процессе наблюдения (вкус и запах).

Наконец, Локк не разделял идею Платона о том, будто люди могут определить, что отдельный предмет является частью вида, только благодаря его сущности. Локк сформулировал свою теорию сущности, основанную на наблюдаемых свойствах (которые он назвал номинальной сущностью) и невидимых структурах, формирующих наблюдаемые свойства (которые он назвал реальной сущностью). Например, мы можем сформировать идею и создать сущность того, что такое собака, на основании того, что мы видим, и биологии собаки (которая определяет наблюдаемые свойства). По Локку, человеческое знание ограничено, и люди должны осознавать эти ограничения.

 

«Два трактата о правлении»

 

В этой работе Локк выразил свои взгляды на природу человека и политическую систему. Ключевой позицией философских взглядов Локка на политику была идея о том, что люди имеют право на частную собственность.

По Локку, когда Бог создал человека, тот должен был жить по законам природы и в условиях мира в остальном мог поступать, как ему заблагорассудится. Право человека на самосохранение означало, что он также наделен правом обладать теми вещами, которые нужны ему для выживания и счастливой жизни, – и эти вещи были ему даны Богом.

Поскольку человек – хозяин своего тела, любой продукт или благо, ставшие результатом его физического труда, также должны принадлежать ему. Человек, который решил работать на земле и производить продукты питания, может быть собственником этой земли и того, что на ней произведено. Согласно представлениям Локка о частной собственности, человек не должен становиться собственником, если в результате будет нанесен вред кому-то другому. Ведь замысел Бога в том, чтобы каждый был счастлив. Кроме того, человек не должен брать больше, чем ему нужно: излишек может использовать кто-то еще. Бывают люди безнравственные, поэтому необходимо создать законы, обеспечивающие и защищающие права на частную собственность и свободы.

Локк считал, что единственное назначение правительства – поддержка благосостояния каждого. Человек теряет часть своих естественных прав при создании государственного аппарата, и последний обеспечивает возможность более эффективно защищать его права. Если правительство уже не обеспечивает благосостояние каждого члена общества, оно должно быть заменено, а моральное обязательство общества – восстать против правительства.

Согласно Локку, когда правительство хорошо выполняет свои функции, материально и духовно процветают как отдельные личности, так и общество в целом. Государственный аппарат должен обеспечить свободу, которая соответствует вечному закону природы, созданному Богом.

Сочинение Локка «Два трактата о правлении» было опубликовано гораздо позже, когда Локк вернулся в Англию после нескольких лет жизни в ссылке, но написано в период серьезных политических трений между монархией и парламентом. Локк верил в то, что возможно более эффективное правительство, и его взгляды на политику существенно повлияли на западную философскую мысль.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 216.