Компоненты окружающей среды как объекты природы, объекты (хозяйствования) использования, объекты собственности. Влияние этого триединства на правовое регулирование общественных отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Компоненты окружающей среды как объекты природы, объекты (хозяйствования) использования, объекты собственности. Влияние этого триединства на правовое регулирование общественных отношений

Природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

Триединство компонентов:

1.Как объект природы: естественное происхождение, нахождение в естественной экологической системе. правовое регулирование природно-ресурсных отношений должно учитывать требования природоохранного законодательства.

2. Как объект хозяйствования: Компоненты природной среды являются природными ресурсами, т.е.используются при осуществлении хозяйственной деятельности в качестве источников энергии, имеют потребительскую ценность. Использование природных ресурсов -эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот.

3. Как объект собственности: ч.2 ст. 9 КРФ - земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной и муниципальной собственности. Отношения, связанные с собственностью на земельный участок также регулируются гражданским и земельным кодексом.

Экологические нормы и правоотношения (структура, виды, особенности).

НОРМЫ: По характеру обязательности: 1)императивные - носящие категорический характер, требование которых не может быть изменено; 2) диспозитивные - предоставляющие участникам отношений право самим путем соглашения определять круг и объем прав и обязанностей.

По содержанию юридического предписания: 1) нормы-принципы - закрепляют основополагающие начала охраны окружающей среды;

2) нормы-приоритеты - устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды; 3) нормы-правила - содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений.

Экологические правоотношения - общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами ЭП.  По функциями норм права: 1) регулятивные (экспертизы, лицензирования, сертификации, аудита, ведения государственных кадастров природных ресурсов и комплексов, мониторинга); 2) охранительные (применение юридической ответственности за экологические правонарушения)

1) общие (описаны в законе); 2) конкретные(возникают на основе юридических фактов, например разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод и т.п). По степени определенности субъектов: 1) абсолютные (определена только одна сторона); 2) относительные (стороны персонально определены). Экологические правоотношения имеют свою структуру. Ее элементами являются субъекты, объекты, права и обязанности. Субъекты: РФ, субъекты РФ, МО, физ. и юр.лица. Объекты: а) окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа),б) природные комплексы(государственные природные заповедники, национальные парки, государственные природные заповедники, курорты и др.),в) отдельные природные объекты или ресурсы. Субъективное ЭП представляет собой предусмотренную юридической нормой меру возможного поведения участника правоотношения. Юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника экологического правоотношения.

Конституционные основы ЭП.

В Конституции две группы норм:

общего характера "чисто" экологические
ст. 1: "РФ есть демократическое федеративное правовое государство". Построение правового государства послужит мощным фактором установления строгого экологического правопорядка в России. ст. 7 РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма также имеет непосредственное отношение в праву окружающей среды, прежде всего в части обеспечения соблюдения и защиты экологических прав каждого.   ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории Статья 9 устанавливает также многообразие форм собственности на природные богатства. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. ст. 36 Закрепило право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю - основное средство производства и операционный базис. ст. 42 право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Ст. 71 – ведение РФ - регулирование и защита прав человека и гражданина; - федеральная государственная собственность и управление ею (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере); - установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития РФ; - ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы. Ст. 72 совместное ведение РФ и S: - вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; - разграничение государственной собственности (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере); - природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; - осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; - земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; - защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.  

 

Виды охоты

 

 

1) промысловая охота (осуществляется в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями);

2) любительская и спортивная охота (Любительская и спортивная охота осуществляется физическими лицами, в закрепленных охотничьих угодьях (в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки и разрешения на добычу охотничьих ресурсов), общедоступных охотничьих угодьях (осуществляется при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов) и на особо охраняемых природных территориях;

3) охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (в охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, научными организациями и образовательными организациями; осуществляется на основании научных и научно-технических программ и проектов);

 

4) охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов (осуществляется при проведении мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания; в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения; в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется физическими лицами и юридическими лицами при наличии разрешений на добычу охотничьих ресурсов)

 

5) охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов (осуществляется в охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов; закрепленных охотничьих угодьях на основании охотхозяйственного соглашения или при наличии путевки и разрешения на добычу охотничьих ресурсов; общедоступных охотничьих угодьях при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов)

 

6)охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания (осуществляется в охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов; закрепленных охотничьих угодьях на основании охотхозяйственного соглашения или при наличии путевки и разрешения на добычу охотничьих ресурсов; общедоступных охотничьих угодьях при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов)

 

7) охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (осуществляется свободно в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления)

ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»: Рыболовство - деятельность по добыче водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим ФЗ случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов. Правовое регулирование рыболовства осуществляется на основе специальных на, образующих рыболовное законодательство. Указанное законодательство относит к рыболовству не только лов рыбы, но и добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих.

Виды рыболовства:

 

1) промышленное рыболовство (осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с использованием или без использования судов рыбопромыслового флота; договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов; на основании решений органов государственной власти или договоров предоставлении рыбопромыслового участка и пользования водными биоресурсами);

2) прибрежное рыболовство (осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с использованием или без использования судов рыбопромыслового флота. осуществлять с предоставлением рыбопромыслового участка во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, а также без предоставления рыбопромыслового участка в определенных Правительством РФ районах континентального шельфа РФ и исключительной экономической зоны РФ);

3) рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях (осуществляется научными организациями на основании ежегодных планов проведения морских ресурсных исследований водных биоресурсов, решений о предоставлении водных биоресурсов в пользование, а также выданных указанным организациям разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешений на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов);

4) рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях (осуществляется образовательными учреждениями, научными организациями или организациями культуры на основании учебных планов или планов культурно-просветительской деятельности);

 

5) рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства) (осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании решений о предоставлении водных биоресурсов в пользование);

 (см. текст в предыдущей редакции)

 

6) любительское и спортивное рыболовство (Граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно);

 

7) рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (без предоставления рыбопромыслового участка осуществляется без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов).

21. Правовая охрана природных объектов (понятие, содержание)

Правовая охрана природы — совокупность правовых норм, содержащих требования по охране окружающей природной среды и меры, направленные на их реализацию.

Содержание ПО: 1.установление ОПО и направлений ПО; 2.установление требований по охране в виде условий, запретов, предписаний.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности являются: 1) земли, недра, почвы; 2) поверхностные и подземные воды; 3) леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; 4) атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Особой охране подлежат:

1) О, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия; 2) государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы; 3) исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ; 4) О, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение; 5) континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ; 6)редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Для обеспечения охраны указанных природных объектов вводится особый правовой режим и создаются особо охраняемые природные территории. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду и ведет к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Правовая охрана недр.

Правовая охрана недр – совокупность приемов и способов, предусмотренных З., направленных на безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами.
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Для реализации требований осуществляются следующие мероприятия: 1. Геологическое изучение недр и геолого-экологическая оценка ПИ; 2. Гос.экспертиза запасов ПИ; гос. экспертиза геологической информации; 3.Гос.учет, гос.регистрация, лицензирование.
Гос.надзор осуществляет деятельность по геологическому изучению, рац.использованию и охраны недр, безопасностью ведением работ, связанных с пользованием недрами.

2 вида надзора: 1.Гос. за геол.изучением (Росприроднадзор, ОИВ S РФ); 2.Гос. гор. Надзор (Ростехнадзор).



Правовая охрана вод

ПОВО – система, предусмотренная в З. требований и мер, направленных на предотвращение загрязнения, засорения, истощения и деградации водных О иных негативных последствий, а также охрану смежных водных О и окр.среды в целом.

ПОВО можно классифицировать по следующим основаниям: 1.В ~ от видов водных О: ПО поверхностных О; водотоков, морей, водоемов; 2. В ~ от видов водопользования: ПО водных О при их использовании для питьевого и хоз.бытового водоснабжения; сброса сточных вод и дренажных вод; сплав леса; 3. В ~ от условий предоставления: в совместном пользований; в обособленном пользовании.

Правовая охрана лесов.

Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются ОГВ, ОМС в пределах их полномочий: К полномочиям ОГВ РФ в области лесных отношений относятся: 1) установление возрастов рубок и порядка исчисления расчетной лесосеки; 2) установление перечня видов (пород) деревьев, кустарников, заготовка древесины которых не допускается..К полномочиям ОГВ S РФ относятся следующие полномочия в области лесных отношений: 1) владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности S РФ; 2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности S РФ, в целях его аренды. К полномочиям ОМС в отношении ЛУ, находящихся в муниципальной собственности, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; 2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды.

Если лу предоставлены гр. или юр.лицам на П. аренды, то охрана и защита осуществляется арендаторами на основании проекта освоения лесов. В случае чс гр. и юр.лица могут быть привлечены к тушению пожаров.

Экологический мониторинг.

Государственный экологический мониторинг осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга ФОИВ, ОГВ S РФ в соответствии с их компетенцией, установленной З. РФ, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга, а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством РФ ФОИВ государственного фонда данных.
Единая система государственного экологического мониторинга создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.
Задачами единой системы государственного экологического мониторинга являются:

регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

хранение, обработка информации о состоянии окружающей среды;

анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.
ФОИВ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, ФОИВ, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга осуществляются:

· поиск, получение, хранение, обработка и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;

· поиск, получение, хранение, обработка и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;

· оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

· определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;

· выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;

· направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;

· направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;

· выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов;

· оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;

· создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;

· хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.

Государственный фонд данных является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных и включающей в себя:

· информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга;

· результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;

· данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.




Экологическое нормирование.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Правовой характер экологических нормативов проявляется в том, что установленные нормативы и стандарты должны соблюдаться всеми природопользователями.

В систему экологических нормативов и стандартов входят:

- нормативы качества окружающей среды (ПДК – предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ; ПДУ - предельно допустимые уровни вредных физических воздействий; ПДВ – норматив предельно допустимого воздействия; ОБУВ – ориентировочно безопасные уровни воздействия);

- нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (ПДВ – предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ; ПДС – предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ; нормативы образования отходов производства и потребления; нормативы изъятия компонентов природной среды и др.);

- иные нормативы в области охраны окружающей среды (санитарно-защитные зоны, водоохранные полосы и зоны, округа санитарной (горно-санитарной) охраны).


Это могут быть:

- ОГВ РФ (ФОИВ – например, Министерство природных ресурсов РФ) и иные

- ИОГВ S РФ

- иные органы, которым делегированы специальные полномочия.

Общественность

Общественные обсуждения - комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия.

Этапы проведения ОВОС:

1) Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

На данном этапе осуществляются следующие мероприятия:

· подготовка и представляет в органы власти обосновывающей документации, содержащей описание намечаемой деятельности, цели её реализации, возможные альтернативы и условия реализации

· проводится информирование общественности

· осуществляется предварительная оценка намечаемой деятельности, сроков её осуществления и места размещения, производится оценка состояния окружающей среды и возможных воздействий на неё

· составление технического задания для исполнителя либо заказчика.

2) Проведение исследований по ОВОС и подготовка предварительного варианта материалов по ОВОС.

Проводятся следующие мероприятия:

· анализ состояния территории

· анализ возможных воздействий и последствий деятельности.

3) Подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС.

Результаты ОВОС – это вывод заказчика о допустимости планируемой деятельности.

1) информация о характере и масштабах воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и альтернативах её реализации; об оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий и их значимости; о возможности минимизации (уменьшения) последствий

2) выявление и учёт общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности

3) решение заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности.

Экологическая экспертиза.

Экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Объектами экологической экспертизы являются:

· предпроектная и проектная документация по намечаемой деятельности

· проекты нормативно-правовых и иных правовых актов, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Уровни экспертиз (в том числе – государственной):

1) федеральный уровень

2) уровень S РФ.

Виды экологической экспертизы (в ~ от субъекта, который её назначает и проводит):

1) государственная экологическая экспертиза

2) общественная экологическая экспертиза.

Принципы экологической экспертизы:

· обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

· достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

 

· независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

· научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

 

· гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

· ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы: 1.Представление материалов в специально уполномоченный ФО в области ЭЭ или в их территориальные органы; 2. Регистрация и проверка полноты, достаточности предоставленных материалов; 3. Формирование специальной комиссии; 4. Подготовка и вынесение правового заключения.

Общественная ЭЭ организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также по инициативе ОМС общественными организациями, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение ЭЭ, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ.

Результатом проведения любой экологической экспертизы является экспертное заключение.

Экспертное заключение может быть двух видов:

1) положительное (в котором деятельность признаётся соответствующей требованиям, и допускается её реализация на территории РФ)

2) отрицательное – в котором деятельность признаётся несоответствующей требованиям, и потому не допускается её реализация на территории РФ. Обязательно указываются причины, по которым сделаны соответствующие выводы, указываются рекомендации по возможной доработке объекта экспертизы.

При получении отрицательного экспертного заключения возможно 2 варианта действий:

1) заказчик и заинтересованные лица вправе обратиться в суд, обжаловав действия должностных лиц, проводивших экспертизу.

Суд лишь по формальным критериям прослеживает, насколько соблюдалась (не соблюдалась) процедура. В случае выявления нарушений экспертизы суд назначает повторную экологическую экспертизу.      

2) заказчик может последовать рекомендациям, изложенным в экспертном заключении, т.е. изменить, доработать объект и представить его на повторную экологическую экспертизу.

Экологический надзор.

Государственный экологический надзор - деятельность уполномоченных ФОИВ и ОИВ S РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений ОГВ, ОМС, а также юр.лицами, их руководителями и иными должностными лицами, ИП, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами РФ, настоящим ФЗ, другими ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними иными нпа РФ, законами и иными нпа S РФ в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных ОГВ по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении ОГВ, ОМС, юр.лицами, ИП и гражданами своей деятельности.
ГЭН в отношении юр. лиц, ИП, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным ФОИВ.
ГЭН осуществляется уполномоченными ФОИВ (федеральный государственный экологический надзор) и ОИВ S РФ (региональный государственный экологический надзор).

ГЭН организуется и осуществляется с учетом категорий объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юр.лицами, ИП и гражданами, и с учетом перечня нарушений законодательства РФ в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде.

Основной орган специальной компетенции – Росприроднадзор + иные уполномоченные органы: Росреестр, Росрыболовство.
Функции надзора и контроля: 1.Информативная; 2.Предупредительная; 3.Карательная.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды, представленные в ОГВ РФ, ОГВ S РФ, ОМС, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.






Экологическое страхование.

Экологическое страхование - это совокупность различных видов страхования экологических рисков, направленных на создание страховой защиты в случае причинения страхователям, застрахованным и третьим лицам ущерба в результате внезапного сверхнормативного загрязнения окружающей среды. Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юр. и физ.лиц на случай экологических рисков. Экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чс природного и техногенного характера. В РФ может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование.

Объекты ЭС: 1.имущественые интересы, связанные с жизнью и здоровью; 2.имущественные интересы, связанные с П. владения, пользования и распоряжения; 3.интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного вреда личности или имуществу физ., юр.лица.

Система экологического страхования включает в себя следующие виды:

§ страхование ответственности юридических лиц, являющихся источниками повышенной опасности за причинение вреда окружающей среде, ответственность перевозчика и т.д.;

§ имущественное страхование на случай нанесения им вреда вследствие экологической аварии или катастрофы;

§ личное страхование граждан (страхование жизни и здоровья работников организаций (предприятий, учреждений), относящихся к категории источников повышенной опасности, или граждан, находящихся на территории, потенциально подверженной влиянию источников повышенной опасности;

Дисциплинарная ответственность и имущественная ответственность за экологические правонарушения

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется по нормам трудового и иного законодательства, если эти нару­шения сопряжены с невыполнением трудовых или служебных обязанностей.

Субъектами дисциплинарной ответственности могут быть работники, должностные лица, руководители предприятий и организаций, отвечающие за состояние работы по охране природы.

В качестве дисциплинарных взысканий применяются замечание, выго­вор, строгий выговор, увольнение и др.

Гражданско-правовая ответственность(имущественная) за экологические правонаруше­ния предусматривается ГК РФ и другими на.

Она применяется судом общей юрисдикции или арбитражным судом и наступает независимо от привлечения к другим видам ответственности (уго­ловной, административной, дисциплинарной) по фактам причинения вреда окружающей природной среде или совершения незаконных сделок с при­родными ресурсами.

Субъектами гражданско-правовой ответственности являются граждане(физ.лица) и юр.лица.

Согласно ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды»: «Юр. и физ. лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме
Возмещение экологи­ческого вреда обладает значительной спецификой. Особенность такого вре­да состоит в его невосполнимости на основе денежного эквивалента и, как правило, необратимости наступивших вредных последствий. Этим обуслов­лены формы возмещения вреда, нанесенного природе, которое возможно лишь условно: Статья 78 ФЗ «Об охране окружающей среды»: Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными ОИВ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, также подлежит возмещению. При определении его величины учитываются: степень утраты трудоспособ­ности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, на уход за больным, иные расходы и затраты, связанные с вынуж­денным изменением профессии, места жительства, а также моральный вред (глава 59,часть 2 ГК РФ)

45.Эколого-правовые требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.
При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

При проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Запрещается изменение стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из таких работ и проектов планируемых мероприятий по охране окружающей среды при проектировании строительства, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.
При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с З. РФ.
Ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды.
Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с З. РФ.








На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

Дифференцированный режим особой охраны национальных парков устанавливается уполномоченным ФОИВ.

Пребывание на территориях национальных парков физ. лиц, не являющихся работниками ФГБУ, осуществляющих управление национальными парками, должностными лицами ФОИВ в ведении которого находятся национальные парки, допускается только при наличии разрешения ФГБУ, осуществляющего управление национальным парком, или ФОИВ, в ведении которого находятся национальные парки.

За посещение физ.лицами территорий национальных парков в целях туризма и отдыха ФГБУ, осуществляющими управление национальными парками, взимается плата, порядок определения которой устанавливается ФОИВ, в ведении которого находятся национальные парки.

Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности. Природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются в гражданском обороте. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах природных парков.

Создание природных парков осуществляется решениями высшего ИОГВ S РФ.

На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в ~ от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

Компоненты окружающей среды как объекты природы, объекты (хозяйствования) использования, объекты собственности. Влияние этого триединства на правовое регулирование общественных отношений

Природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

Триединство компонентов:

1.Как объект природы: естественное происхождение, нахождение в естественной экологической системе. правовое регулирование природно-ресурсных отношений должно учитывать требования природоохранного законодательства.

2. Как объект хозяйствования: Компоненты природной среды являются природными ресурсами, т.е.используются при осуществлении хозяйственной деятельности в качестве источников энергии, имеют потребительскую ценность. Использование природных ресурсов -эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот.

3. Как объект собственности: ч.2 ст. 9 КРФ - земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной и муниципальной собственности. Отношения, связанные с собственностью на земельный участок также регулируются гражданским и земельным кодексом.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 717.