Основными узлами автомата являются: токоведущая цепь, дугогасительная система, привод автомата, механизм автомата, механизм свободного расцепления и элементы защиты – расцепители.
В автомате на ток более 200 А (рис. 65) токоведущая цепь имеет главные 3 и дугогасительные 1 контакты. При номинальных токах до 200 А применяется одна пара контактов, облицованных металлокерамикой для увеличения дугостойкости. В автоматах на большие токи применяются несколько параллельных пар главных контактов.
С целью уменьшения собственного времени в быстродействующих автоматах применяются торцевые контакты, имеющие малый провал.
Во избежание приваривания контактов применяется электродинамическая компенсация. При протекании тока в дугогасительном контуре на проводник АВ, несущий неподвижный дугогасительный контакт, действует электродинамическое усилие, увеличивающее нажатие контактов.
Включение автомата может производиться вручную рукояткой 12 или электромагнитом 4. Ручные приводы применяются при номинальных токах до 200 А. При токах до 1 кА применяются электромагнитные приводы. Недостатком электромагнитного привода являются большие скорости движения и удары в механизме, которые могут приводить к вибрации контактов.
В автоматах на токи 1500 А и выше желательно применение электродвигательного привода.
Звенья 6, 7 и упор 13 образуют механизм свободного расцепления.
Функции этого механизма следующие: передача движения от привода к контактам и удержание их во включенном положении, освобождение контактов при отключении, сообщение контактам скорости, необходимой для гашения дуги, фиксация контактов в отключенном положении и подготовка автомата для нового включения.
Отключение автомата может производиться рукояткой 12 или с помощью тепловых и электромагнитных расцепителей 5, 8, 10, 11.
Наиболее распространены максимальные расцепители, в которых широко используются электромагнитные системы и тепловые системы с биметаллической пластиной. Электромагнитный расцепитель 8 прост по конструкции, обладает высокой электродинамической и термической стойкостью, а также стойкостью к механическим воздействиям. Расцепление происходит за счет удара, в котором основную роль играет кинетическая энергия якоря, накопленная при его движении. Для создания выдержек времени между электромагнитом и механизмом свободного расцепления ставятся устройства задержки. Наиболее просто зависящая от тока выдержка времени получается с помощью тепловых расцепителей, аналогичных по конструкции тепловым реле. Однако такие расцепители имеют ряд недостатков: слабая термическая стойкость требует высокого быстродействия при отключении больших токов, выдержка времени зависит от температуры окружающей среды, малая термическая стойкость тепловых расцепителей определяет малую допустимую длительность короткого замыкания, что затрудняет получение необходимой селективности.
Более совершенной является защита с помощью полупроводникового расцепителя.
Для дистанционного отключения автомата устанавливается независимый электромагнитный расцепитель 11. Минимальный расцепитель 10 выполняется также электромагнитного типа. Необходимая скорость расхождения контактов обеспечивается пружиной 9.
Гашение дуги происходит в камере 2. В установочных и универсальных автоматах применяется полузакрытое исполнение дугогасительного устройства, а в автоматах на большие предельные токи (100 кА и выше) или большие напряжения (выше 1000 В) – открытое исполнение с большой зоной выброса горячих и ионизированных газов.
В полузакрытом исполнении автомат закрыт изоляционным кожухом, имеющим отверстия для выхода горячих газов.
В установочных и универсальных автоматах массового применения используется деионная дугогасительная решетка из стальных пластин.
При больших токах применяются лабиринтно-щелевые камеры и камеры с прямой продольной щелью.
На рис. 66 приведена схема быстродействующего автомата, основанного на индукционно-динамическом принципе. Аппарат должен автоматически отключать контактами К цепь тока при недопустимо высоких значениях. Ток I1, протекая по неподвижной обмотке 7, создает поток Ф1. При нарастании I1 поток Ф1 изменяется во времени и наводит ток I2 противоположного направления в диске 8. Взаимодействие токов I1 и I2 приводит к возникновению электродинамической силы отталкивания F, которая перемещает подвижную систему аппарата вправо.
Контакты К при этом разрывают цепь аварийного тока I1.
Рис. 65. Автоматический выключатель | Рис. 66. Быстродействующий автоматический выключатель |
Дата: 2019-02-25, просмотров: 274.