Глава 5. Картирование деревьев. Оценка эстетического
И санитарно-гигиенического состояния древостоя
на пришкольном участке………………………………………………10
Глава 6 Фенологические наблюдения за зелеными насажденями….17
Глава 7 Видовой состав зеленых насаждений……………………….18
Глава 8 Экологическое состаяние приусадебного участка………….22
Заключение …………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………….27
ВВЕДЕНИЕ.
Сегодня как никогда перед человеком стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Основой развития любого общества должна стать гармония человека и природы.
Организм человека приспособлен к определённому качеству физических, химических и биологических факторов окружающей среды. Если человек длительно находится в условиях, значительно отличающихся от тех, к которым он приспособлен, могут произойти нарушения, несовместимые со здоровьем и нормальной жизнью. Каждый из нас имеет право знать обо всех экологических изменениях, происходящих в окружающей среде.
В настоящее время вопросам экологии во всем мире придается большое значение. Создаются международная научно-образовательная программа, единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Но не у всех сформировано правильное экологическое сознание и экологическое поведение. Человеческое общество может жить и развиваться только находясь в гармонии с природой. Для этого необходимо знать законы природы и её реакцию на вмешательство человека.
Гипотеза:
1. Разработка экологического паспорта школы, создание рекомендаций, методик и их выполнение помогут улучшить экологическую ситуацию в школе.
2. Привлечение большого числа учащихся к работе над данным проектом сформирует более правильное отношение к индивидуальному и общественному здоровью, к экологическому состоянию окружающей среды.
Основная цель работы - создать систему школьного мониторинга и оценить экологическую комфортность пришкольного участка и школьного здания для проведения учебных занятий. Для достижения этой цели нами была разработана структура экологического паспорта школы, выявлены основные направления работы. Составление экологического паспорта школы позволило нам обобщить уже имеющиеся данные экспериментов по экологической оценке школы и пришкольной территории и составить план дальнейшей работы.
Задачи:
a. Выявить группу учащихся, интересующихся экологическими вопросами.
b. Найти необходимую литературу по выбранной теме.
c. Дать экологическую характеристику пришкольного участка.
d. Провести мероприятия по улучшению экологического состояния пришкольного участка.
План выполнения исследования.
Для проведения исследований выделен следующий ряд последовательных этапов:
Подготовительный - изучение соответствующей литературы, подбор материалов и оборудования, выбор методики исследований.
Экспериментальный - проведение опытов и наблюдений.
Камеральный - обработка полученных данных эксперимента.
Аналитический - выявление закономерностей, составление рекомендаций и предложений.
Информационно-практический - ознакомление администрации, заинтересованных органов власти, экологических служб с полученными результатами.
Основные этапы работы:
• Описали расположение школы, начертили план пришкольного участка.
• Подсчитали количество автомобилей, проходивших по ближайшей автостраде за 1 час, за сутки и высчитали какое количество выхлопных газов от автомобилей поступает в атмосферу.
• Исследовали воздух на содержание твердых примесей на пришкольной территории;
• Провели инвентаризацию зеленых насаждений. Дали оценку эстетическому и санитарно-гигиеническому состоянию древостоя на пришкольном участке..
• Провели фенологические наблюдения за два года.
• Изучили растительность участка и ее роль для экосистемы и человека.
• Внесли предложения по улучшению оформления клумб на пришкольной территории.
• Заполнили аттестационный лист.
Глава 1. История школы.
Ильинская муниципальная средняя школа была основана в 1973 году.
Расположена на территории ОПХ «Ильинское».Вначале в школе было 8 классов и обучалось в ней 160 учеников. При школе работал интернат, там жили дети из Ляхово, Кишкино, Введенского и других сёл и городов. Первым директором школы была Дёмкина Раиса Васильевна. В 1976 году школа реорганизована в среднюю общеобразовательную школу. Из интерната сделали начальную школу. Летом в здании интерната находился лагерь труда и отдыха, где отдыхали и трудились ученики школы. Свой первый выпуск школа осуществила в 1976 году. За время существования школы произошло много перемен. Но школа неизменно делала главное: приобщала детей к знаниям, учила их мыслить, жить, трудиться, быть гражданами. Из стен школы вышла не одна тысяча молодых людей, ставших учителями, военными, врачами, экономистами, юристами. В июне 2008 года школа отпраздновала свой 35-летний юбилей.
Открытие школы 1 сентября 1973 год |
Первые ученики школы. |
Эстетическое состояние.
Состояние | Количество деревьев,% |
дерево имеет высокие декоративные качества | 82% |
дерево средней декоративности | 18% |
дерево низкой декоративности | 0% |
Диагр.4 Оценка эстетического состояние древостоя.
Дерева
Порода
Состояние
Примечание:
Рядовая
4). Определили расстояние зеленых насаждений до здания основной и начальной школы.
Так же мы определили на каком расстоянии от здания школы расположены деревья и кустарники. Сопоставили полученные результаты с требованиями к озеленению школы и пришли к следующим выводам:
· Многие деревья на пришкольном участке, находятся рядом со школой (расстояние елей до здания школы-1,5 м, за зданием школы ели находятся также близко; березы здания начальной школы на расстоянии – 1,5 метров). (см. рис. 4)
Рис 4. Расположение деревьев возле школы |
По санитарным нормам на пришкольном участке расстояние между деревьями и школой должно быть не менее 10 м, а между кустарниками и школой - 6 м.
Вывод: Деревья произрастающие на школьном участке расположены не по санитарным нормам. Многие из них, особенно те деревья , которые растут за школой сильно затемняют классные комнаты, а те деревья, которые растут возле главного входа, никакого вреда не наносят, так как там нет классных комнат. Что касается начальной школы, по фотографии видим, что кроны берез растут высоко и тем самым помещения не затемняют.
Определим, на каком расстоянии друг от друга растут на участке деревья. В результате нашей проделанной работе, пришли к следующим результатам.
· Лесополоса, между дорогой и приусадебным участком. Площадь участка равна 0,026 га (всего деревьев – 58 штук, расстояние между ними от 50 см до 5 метров). Произрастают липы, березы, осины, клены.
· Лесополоса между дорогой и начальной школы (березовая роща). Площадь участка равна 0,031га. На этом участке произрастают 46 деревьев. Расстояние между ними в среднем от 4 до 5 метров. Произрастают березы. Это самое живописное место на нашем школьном участке. (см. рис. 8)
· Количество деревьев вокруг основного здания школы 27 штук. Расстояние от 1,5 до 10 метров. Произрастают ели, березы и кусты шиповника.
· Лесополоса вокруг приусадебного участка. Количество деревьев – 89 штук. Расстояние от 2 метров до 3.
Общее количество деревьев – 216 штук на общей площади школьного участка 3,5 га.
По санитарным нормам расстояние между узколистными формами деревьев должно быть 5-6 м, а между широколистными - 8-10 м. Норма 100 деревьев на 300 человек. (рис.5)
Вывод: Количество деревьев совпадает с нормами (в школе обучается 395 человека), но так как многие участки лесополос не являются культурными, расстояния не всегда удовлетворяет общим санитарным требованиям.
Общая площадь газонов составляет 0,032га. Кустарники школы находятся в хорошем состоянии, во время стригутся трава и кустарники. (рис.7)
рис. 7. Общий вид школы.
В основном из кустарников преобладают шиповник и снежнеягодник. Снежнеягодник это невысокий кустарник с простыми цельнокрайними или неправильно - выемчато-зубчатыми листьями. Цветки мелкие, колокольчатые, розовые или белые, в пазушных или кистевидных соцветиях. Плоды белые шарообразные, обычно в кистевидных гроздях. Цветут с первой половины лета и до морозов. Очень морозоустойчив и неприхотлив к почвам и городским условиям.
Высевание в открытый грунт либо осенью, либо в начале года. При высевании в начале года предварительная стратификация: 3 - 4 месяца теплом и 4 - б месяцев холодом. Размножение сортов обрезками ветвей или зеленым черенкованием с июня по сентябрь.
Наблюдения за растениями
Растения считается вступившим в ту или иную фазу развития, если признаки этой фазы отмечены хотя бы на отдельных ветках. Отмечать начало фазы следует, когда в нее вступят 10% растений того или иного вида.
Начало сокодвижения отмечала, когда у первых 2-3 растений вида из заранее сделанного прокола в коре дерева (на высоте 1,3 м с южной стороны) впервые появляются капли сока.
Облиствение отмечала датой, когда у первых 2-3 растений вида на начавших рост побегах появляются первые еще мелкие листья с уже развернувшейся листовой пластинкой.
Начало цветения у насекомоопыляемых древесных растений, образующих цветки с хорошо развитым и яркоокрашенным околоплодником (яблоня, рябина, черемуха, сирень). У ветроопыляемых растений начало цветения регистрирую по началу пыления пыльников.
№ | Фенологическое событие. | 2007 |
2008
08.03.
01.04.
04.04.
15.04.
23.04.
28.04.
03.05.
10.05.
16.05.
13.05.
15.05.
09.05.
15.05.
13.05.
20.05.
05.06.
26.05.
19.05.
28.05.
20.05.
1.06.
23.05.
14.06.
10.06.
05.07.
01.07.
4.07.
25.06.
22.07.
10.07.
19.08.
04.09.
14.09.
07.09.
5.10.
03.10.
26.09.
30.09.
10.10.
10.10.
21.10.
25.10.
17.10.
10.10.
14.10.
18.10.
15.10.
17.10.
17.12.
28.12.
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. Начало периода вегетации в природе, сместился с 19-21 апреля в начале столетия на 10-12 апреля в наши дни.
2. Набухание почек, стало наступать на 2-4 дня раньше, а распускание листьев у древесных пород на 8-10 дней раньше.
3. Раньше на 2-6 дней стали проявляться фазы цветения. Окончания фазы листопада стало наступать на 4-6 дней позже.
Фенологические исследования по данной теме мы планируем продолжить и в следующем году. При этом особое внимание будем уделять на то, насколько фенологические явления значимы для других компонентов биосферы и для многогранной деятельности человека? Что можно ожидать в результате этих изменений? На эти и другие вопросы нам помогут получить ответ материалы дальнейшего исследования на пришкольном участке.
Глава 7. Видовой состав зеленых насаждений.
Деревья, прелесть их - вот главное в саду.
Как много их у нас, деревьев самых разных,
Густых или сквозных, всегда разнообразных:
Вот это гибкостью своею тешит взгляд,
Другое – высится сурово, как солдат,
Одно – раскидистые ветви простирает,
Другое – на ветру трепещет и играет.
Береза.
БЕРЕЗА - B é tula L. Деревья или кустарники из семейства березовых - Betulaceae.
Дерево до 20 м высотой, с ажурной, неправильной кроной и гладкой, белой, отслаивающейся корой. У взрослых деревьев нижняя часть ствола покрыта мощной черноватой коркой, с глубокими трещинами, этим она отличается от большинства белоствольных берез. Ветви большей частью повислые, молодые побеги бородавчатые. Листья ромбические, голые, до 7 см, в молодости смолистые, липкие. Сережки пониклые. Плод — продолговато-эллиптический, крылатый орешек. Растет быстро, морозостойка, нетребовательна к почве, очень светолюбива, засухоустойчива. В культуре очень давно. Всхожесть семян высокая. Черенки укореняются слабо. Распространена на большей части территории СНГ, кроме Крайнего Севера. Восточная граница ареала доходит до Байкала.
Тополь.
Тополь можно назвать "деревом города" или "деревом каменных джулглей". Очень часто встречаются привычные взору насаждения тополя вдоль дорог, а период его цветения никогда не проходит незамеченным (про тополинный пух даже в песне поется). В городском озеленении тополь используется как биологический фильтр, поглощающий своими клетками различные загрязняющие атмосферу вещества.Большинство людей думают, что тополь - это дерево, которое растет у них во дворе или вдоль дороги, однако данное название принадлежит роду деревьев семейства ивовых и насчитывает около 100 видов. Наиболее распространенными породами являются белый тополь (серебристый), черный тополь (осокорь), пирамидальный тополь (итальянский) и канадский тополь. Распространен тополь преимущественно в Северном полушарии и является лесообразующей породой. Долговечность некоторых видов достигает 1000 лет!
Липа.
Название семейству липовых объединяющему 45 родов и 700 видов, дала липа — одно из самых замечательных деревьев умеренных широт, издавна любимое и почитаемое людьми. Латинское название рода ли па произошло от двух греческих слов и обозначает дерево, «любимое пчёлами». На территории России встречается 10 видов липы, из которых наиболее широко распространена липа сердцелиетная Липа — дерево широколиственной теневыносливой породы. Очень необычны соцветия липы - полузонтики из пятидесяти желтовато-белых ароматных цветков с продолговатым светлым кроющим листом. Цветки мелкие, желтовато-белые, душистые, по 5-7 в соцветиях, с характерным светло-зеленым прицветником. Цветение продолжается 12-17 дней. Плоды — шаровидные или овальные орешки без ребер. Отличается большой теневыносливостью, высокой морозостойкостью, чувствительна к засухе, среднетребовательна к почвенным условиям, более или менее хорошо переносит городские условия, хорошо задерживает пыль.
Клен.
Клен систематичское название (латынь) - Acer.
Cемейство кленовых. Семейство кленовых (Асегасеае) невелико — всего два рода и около 120 видов. По всей территории России, за исключением Сибири, можно найти представителей рода клён (Асег). Много разнообразных видов этого дерева растёт в Северной Америке и особенно в Китае, Японии и Корее. Практически всем знаком наиболее широко распространённый вид этого рода — клён остролистный. Это типичное для восточноевропейских широколиственных лесов стройное дерево до 20—30 м высотой с красивой ажурной кроной. Живёт клен 150—200 лет. Его листья, ярко-зелёные летом, к осени меняют свою окраску на жёлтую, розовато-оранжевую, тёмно-малиновую, поражая невиданным разнообразием оттенков. Ранней весной клён удивляет тем, что задолго до появления листьев на деревьях его семена начинают энергично прорастать на тающем снегу. Зацветают клёны рано, обычно в мае. Они образуют кистевидные или метельчатые соцветия из мелких цветков, каждый из которых со временем даст двукрылый плод с парой семян.
Ель.
Род хвойных вечнозеленых деревьев семейства сосновых. Насчитывает порядка 40 видов. Произрастает главным образом в умеренном поясе Северного полушария. Является одной из главных лесообразующих пород. Из нее получают смолу, скипидар, канифоль, деготь. Большое распространение получили ель европейская и ель сибирская. Ель - безъядровая, спелодревесная порода. Интересный факт: мало кто задумывается о возрасте ели (разве что только под Новый Год)... Тем не менее, возраст ели обыкновенной достигает порой 1200 лет! она густая, ширококоническая, с острой вершиной. Кора в молодом возрасте буроватая, гладкая, затем красновато-бурая, чешуйчато-шероховатая. Хвоя игловидная, четырехгранная, остроконечная, длиной 1-2 см, толщиной 0,1 см, темно-зеленая, сохраняется на ветвях 6-12 лет. Цветет в мае. Шишки цилиндрические, 10 - 15 см длины, 3 - 4 см ширины, незрелые шишки светло-зеленые или темно-фиолетовые, зрелые - светло-бурые или красновато-бурые, свисают вниз. Годовой прирост в высоту - 50 см, в ширину - 15 см. До 10-15 лет растет медленно, затем быстро. Продолжительность жизни 250 - 300 лет
ЯБЛОЧКО ОТ ЯБЛОНИ. Многочисленные (не менее 10 тыс.) сорта яблонь объединяются под названием одного вида - яблони домашней. В их происхождении участвовали разные виды диких яблонь. Природа наделила эта деревья большой высотой, и доживают они до преклонного возраста - 150—170 лет. Размножаются дикие яблони преимущественно вегетативным путём — корневой порослью, реже семенами. Плодоносят они ежегодно, однако обильные урожаи повторяются лишь через два-три года. И тогда с каждого дерева можно собрать до 200—250 кг плодов, разнообразных по цвету, вкусу, форме. Плоды дикой яблони богаты витаминами и другими полезными веществами, по главное — они долго не портятся и не теряют вкуса. Это свойство объясняется тем, что в диких яблоках содержится бензойная кислота, которая препятствует гниению.
Глава 8. Экологическое состояние приусадебного участка.
Размер учебно-опытного участка составляет 1,45 га. Расположен участок на восточной стороне от школы. Рядом находятся лесные насаждения. Учитывая все эти факты, мы можем сказать, что наша школа находится в не очень загрязнённой экологической обстановке. На учебно-опытном участке посажены плодово-ягодные деревья, ягодные кустарники, шиповник. Вот видовой состав растительности окружающий школу.
Отдел овощных культур.
Заведующая участком: Малютина Валентина Григорьевна
1 поле
Кабачки
Фасоль
Корнеплоды
Лук
Плодово-ягодные культуры.
Заключение.
Показатели
Оценка
Сумма экологического состояния пришкольного участка равна 10 баллам, т.е. удовлетворительное.
По итогам исследования мы пришли к выводу, что состояние пришкольного участка удовлетворительное. Большая работа была проведена учащимися нашей школы и кружковцами по благоустройству территории:
Ø Перекапали вытоптанные тропинки;
Ø Посадить кусты;
Ø Была проведена санитарная вырубка кустов и деревьев;
Ø Побелка фруктовых деревьев.
По озеленению пришкольного участка мы планируем провести следующие мероприятия:
Ø Подсаживать каждый год кустарники и деревья, следить за их состоянием.
Ø Подрезать каждый год кусты и белить стволы деревьев.
Ø Младшим школьникам сделать кормушки и повесить их на территории школы.
Ø Выступить членам кружка перед ребятами на классных часах, рассказать об итогах исследовательской работы, пропагандируя экологические знания.
Ø Продожить конкурс по оформлению клумб на пришкольной территории «Ильинке - красивая клумба»
Ø Разработать проект по благоустройству школьной территории.
Намечены следующие виды деятельности по реализации проекта:
1. Распространение информации старшеклассниками о проекте по благоустройству школы.
2. Разработка проектов по благоустройству пришкольного участка силами школьников. Проведение школьного конкурса на лучший проект по озеленению и благоустройству пришкольного участка.
3.Реализация проекта по улучшению пришкольного участка:
Посадка деревьев и кустарников
Изготовление табличек с видовыми названием растений
Создание альпийской горки
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня развития экологических ценностей у школьников, проявляющихся ориентированной деятельности охраны окружающей среды.
2.Расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды.
3.Создание списка растений наиболее приспособленных к городским условиям.
4. Использование пришкольного участка на уроках биологии, географии, физики, изобразительного искусства, труда.
Список литературы:
1. Т.Я. Ашихмина "Школьный экологический мониторинг".
2. Энциклопедия для детей. Биология. изд. центр М. Аванта+, 1998 под редакцией Аксенова М.Д.
3. Рыжов И. Н. Ягодин Г. А. Школьный экологический мониторинг городской среды. Учебное пособие, 2000.
4. Бухвалов В. А. и др. Экологическая экспертиза. Пособие для 8-9 классов, М., 1995.
5. Сочинения учащихся школы.
Глава 5. Картирование деревьев. Оценка эстетического
Дата: 2019-02-25, просмотров: 333.