Классификация программ экологического аудита
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Планирование программы экологического аудита

Любая программа экологического аудита независимо от ее конкретных объектов, целей и задач включает ряд обязательных, логически и организационно взаимосвязанных этапов и видов работ. Программа аудита охватывает все виды деятельности, необходимые для планирования, организации и выполнения аудитов, а также для обеспечения их ресурсами, необходимыми для проведения их эффективно и результативно в установленное время.

Программы аудита могут включать следующее:

а) ряд внутренних аудитов, охватывающих систему менеджмента качества организации в текущем году;

б) аудиты второй стороной систем менеджмента потенциальных поставщиков критической продукции, которые должны проводиться в течение 6 месяцев;

в) сертификационные и надзорные аудиты, проводимые органом по сертификации систем менеджмента окружающей среды в качестве третьей стороны в период времени, согласованный между органом по сертификации и заказчиком.

Аудитору необходимо составить и документально оформить одну или несколько программ аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.

Программа аудита является набором инструкций для ассистентов аудитора и других подчиненных ему сотрудников, выполняющих проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки бухгалтерской отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

При планировании программы аудитов важно обеспечить, чтобы сопряженные затраты и беспокойство были минимальны при достижении максимальной выгоды. Результаты планирования аудитов отражаются в программе аудитов. Если в организации внедрены две системы менеджмента: качества и охраны окружающей среды, программа аудита может предусматривать совместные и комплексные аудиты. В таком случае необходимо обратить особое внимание на компетентность группы по аудиту.

Совместный аудит планируется тогда, когда имеются две или более проверяющих организации. В этом случае следует обратить внимание на разделение ответственности и обеспечение группы дополнительными ресурсами, на компетентность группы по аудиту и используемые процедуры. Прежде чем начнется аудит, необходимо достичь соглашения по этим вопросам.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности при процедурах проверки по существу. Аудитору также необходимо принимать во внимание временные рамки тестов, средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, наличие ассистентов и других подчиненных аудитору специалистов, а также привлечение других аудиторских организаций или экспертов.

 

У правление программой аудита

Управление программой аудита включает в себя:

1) разработку программы аудита;

2) установление полномочий в рамках программы и обеспечение ее выполнения;

3) проведение мониторинга и анализа программы аудита;

Оценку перспектив деятельности по улучшению (развитию) программы аудита.

 

Рис. 13. Блок-схема управления программой аудита

 

Представленная на рис. 13 блок-схема процесса управления программой аудита состоит из 3 стадий и иллюстрирует практическое применение методологии «Планируй – Делай – Проверяй – Действуй».

 

Разработка программы аудита

В ходе I стадии разработки программы аудита определяются следующие позиции:

  • цели и объем программы;
  • ответственные;
  • ресурсы;
  • процедуры.

Постановка корректных целей и задач является ключевой проблемой этапа подготовительных работ любой программы экологического аудита. Цели и задачи в целом должны соответствовать общей стратегии и политике развития конкретного производства или территории. При этом в ряде случаев возможны определенные изменения общей стратегии и политики развития по результатам экологического аудита.

Выбор цели программы аудита при рассмотрении должен учесть:

  • приоритеты руководства;
  • коммерческие намерения;
  • требования систем менеджмента;
  • регламентирующие, законодательные и контрактные требования;
  • необходимость оценок поставщиков;
  • требования потребителей;
  • потребности других заинтересованных сторон;
  • риски организации и пр.

В качестве целей программы аудита можно выделить:

  • подтверждение соответствия требованиям стандарта системы менеджмента для целей сертификации;
  • подтверждение соответствия контрактным требованиям;
  • получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика;
  • содействие улучшению системы менеджмента.

Постановка конкретных целей и задач экологического аудита зависит от вида аудиторской программы, объекта аудирования и пожеланий заказчика. Кроме того, результатом практически любой программы экологического аудита являются развитие (инициирование, стимулирование, повышение эффективности, обоснование возможностей и выгод, информационное обеспечение) других видов экологической деятельности.

 

Выполнение программы аудита

II стадия – выполнение программы аудита – включает:

  • оценивание аудиторов;
  • назначение группы по аудиту;
  • составление графиков аудитов;
  • управление проведением аудитов;
  • поддерживание записей.

Для выполнения программы экологического аудита необходимо сформировать группу по аудиту с предоставление им необходимых ресурсов и провести аудит в соответствии с намеченными графиками. Необходимо управлять записями по аудиту, а также анализировать и утверждать отчеты по аудиту и рассылать их заинтересованным сторонам. При необходимости следует обеспечить проведение последующих аудитов.

Реализация программы аудита предполагает также постоянную оценку потребностей в обучении и профессиональном росте аудиторов. Данное требование является новым и подчеркивает важную роль аудитов в постоянном улучшении систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.

Основной этап программы экологического аудирования осуществляется непосредственно на объектах. При выполнении основного этапа программы проводятся:

  • определение маршрутов и проведение «обзорных» туров по объектам аудирования;
  • ознакомление с рабочей документацией и интервьюирование персонала;
  • уточнение и дополнение исходных данных при работе на объектах аудирования.

Основной целью работы на объектах аудирования является уточнение, окончательное формирование и организация основных исходных данных программы экологического аудита, а также получение дополнительной информации, необходимой для анализа, оценки и прогноза изменения (разработки рекомендаций и предложений) фактического воздействия производства на окружающую среду.

Для получения максимальных результатов в сжатые сроки аудирование объектов должно быть тщательно спланировано и хорошо организовано. При этом следует иметь в виду чрезвычайную сложность объектов аудирования: большие размеры промышленных площадок, разнообразие основных и вспомогательных производств и технологий, множество загрязняющих веществ, источников их выделения, сброса и выброса, большое количество отдельных видов отходов и мест их размещения, преобладание неконтролируемого, неорганизованного, аварийного и "ночного" воздействия на окружающую среду, разнообразие технологических и технических средств регулирования воздействия, плохую организацию производства и экологической службы, низкую квалификацию персонала и т. д.

При реализации программы аудита (проверки) требуются следующие действия:

  1. Довести программу аудита до сведения заинтересованных сторон (назначить проверяемому место и время проведения проверки).
  2. Координировать и составлять графики аудитов и других действий, относящихся к программе.
  3. Обеспечить проведение аудитов в соответствии с программой аудита (например, расписать, какие члены аудиторской группы, в сопровождении какого служащего должны прибыть в конкретные подразделения с указанием даты и времени с точностью до минут; проверяемые, зная время прибытия членов комиссии к ним, должны заранее спланировать свою работу так, чтобы они могли работать с проверяющими в течение всего промежутка времени, отведенного для проверки).
  4. Обеспечить подбор групп по аудиту.
  5. Предоставить аудиторам необходимые ресурсы (помещение для совещаний (предварительных, ежедневных, заключительных), сопровождение для аудиторов – при приезде комиссии необходимо к каждому ее члену прикрепить служащего, который будет везде его сопровождать, а также являться свидетелем того, что происходило при проверке).
  6. Установить и поддерживать процесс оценки аудиторов и непрерывного повышения профессионального уровня аудиторов.
  7. Идентифицировать, получить и изучить документы, относящиеся к проверке (политика и цели в области качества, руководство по качеству, документированные процедуры, должностные инструкции и другие документы третьего уровня).
  8. Обеспечить управление записями по аудиту.
  9. Обеспечить проведение анализа и утверждения отчетов по аудиту, а также обеспечить их рассылку заказчику аудита и другим сторонам.
  10. Обеспечить проведение последующих аудитов и действий по результатам аудита, если это требуется.

 

Этап инициирования аудита

Первый этап проведения – это инициирование аудита, предусматривающее:

1) назначение руководителя группы аудита;

2) определение целей, области и критериев;

3) определение выполнимости аудита;

4) определение группы по аудиту;

Классификация программ экологического аудита

Программа аудита – совокупность одного или нескольких аудитов, в зависимости от размера, характера деятельности и сложности проверяемой организации, запланированных на конкретные сроки и направленных на достижение одной или нескольких целей в рамках комплексных и совместных аудитов.

 

Сама программа экологического аудита для конкретной компании или федерального агентства отражается в специальном документе. Примерная структура подобного документа (по результатам обобщения ряда реализованных программ) включает (рис. 11):

Рис. 11. Примерная структура программы экологического аудита

 

По видам аудита программы экологического аудирования можно разделить на две группы:

  • внутренние аудиторские программы разрабатываются и проводятся по заданию в интересах отдельных лиц, организаций, фирм, промышленных предприятий и производственных объединений; любое использование получаемой при этом информации возможно только по усмотрению заказчика программы с учетом обеспечения коммерческой и государственной тайны;
  • внешние аудиторские программы разрабатываются и проводятся по заданию и в интересах местных и федеральных органов экологического контроля и управления, общественных организаций и объединений; в данном случае никаких принципиальных ограничений на использование получаемой при этом информации быть не должно.

По характеру целей и объему решаемых задач аудиторские программы можно разделить на следующие виды:

а) Сокращенные специальные программы. Основной целью таких программ является общее информационное обеспечение разработки и принятия отдельных сложных в экологическом отношении решений. В задачи специальных программ входит характеристика и оценка отдельных экологических проблем, как правило, заранее оговоренных заказчиком, условий и возможностей их решения. В качестве примера можно привести программы экологического аудита, проводимые с привлечением отдельных специалистов для решения сложных экологических проблем и обеспечения необходимых информационных условий для их эффективной работы.

б) Полные специальные программы. Для таких программ основная цель заключается в необходимом и достаточном информационном обеспечении для разработки и принятия отдельных сложных решений, включая соответствующие адресные детализированные рекомендации и предложения. Здесь могут рассматриваться программы экологического аудита, в чьи задачи входит разработка исходных данных, информационное и методическое обеспечение проведения конкурсов технико-экономических обоснований или проектов по наиболее сложным экологическим проблемам, требующим разработки альтернативных вариантов решений.

в) Сокращенные комплексные программы. Основной целью таких программ является постановка, характеристика, оценка и ранжирование совокупности экологических проблем отдельных производств, территорий и регионов. В задачи экологического аудита здесь также входит анализ и оценка имеющихся возможностей решения приоритетных экологических проблем, разработка соответствующих общих рекомендаций и предложений.

К программам данного вида могут относиться программы, проводимые в целях разработки и обоснования вариантов экологической стратегии и политики развития крупных предприятий, производственных комплексов, отдельных территорий и регионов, а также программы экологического аудита, проводимые в целях развития систем территориального или производственного экологического образования и просвещения.

г) Полные комплексные программы. Для таких программ основная цель заключается в необходимом и достаточном информационном обеспечении развития деятельности в области экологического контроля и управления, экологического менеджмента, включая разработку соответствующих адресных детализированных рекомендаций и предложений. В качестве примера здесь можно привести программы экологического аудита, в чьи задачи могли бы входить разработка исходных данных для формирования и развития территориальных экологических программ, систем производственного экологического контроля и управления.

В отличие от государственной системы мониторинга экологический аудит позволяет сопоставить декларируемое и фактическое воздействие на окружающую среду и, тем самым, установить приоритетные факторы, источники воздействия, отходы, а также направления деятельности по их мониторингу, контролю и управлению.

 

Планирование программы экологического аудита

Любая программа экологического аудита независимо от ее конкретных объектов, целей и задач включает ряд обязательных, логически и организационно взаимосвязанных этапов и видов работ. Программа аудита охватывает все виды деятельности, необходимые для планирования, организации и выполнения аудитов, а также для обеспечения их ресурсами, необходимыми для проведения их эффективно и результативно в установленное время.

Программы аудита могут включать следующее:

а) ряд внутренних аудитов, охватывающих систему менеджмента качества организации в текущем году;

б) аудиты второй стороной систем менеджмента потенциальных поставщиков критической продукции, которые должны проводиться в течение 6 месяцев;

в) сертификационные и надзорные аудиты, проводимые органом по сертификации систем менеджмента окружающей среды в качестве третьей стороны в период времени, согласованный между органом по сертификации и заказчиком.

Аудитору необходимо составить и документально оформить одну или несколько программ аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.

Программа аудита является набором инструкций для ассистентов аудитора и других подчиненных ему сотрудников, выполняющих проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки бухгалтерской отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

При планировании программы аудитов важно обеспечить, чтобы сопряженные затраты и беспокойство были минимальны при достижении максимальной выгоды. Результаты планирования аудитов отражаются в программе аудитов. Если в организации внедрены две системы менеджмента: качества и охраны окружающей среды, программа аудита может предусматривать совместные и комплексные аудиты. В таком случае необходимо обратить особое внимание на компетентность группы по аудиту.

Совместный аудит планируется тогда, когда имеются две или более проверяющих организации. В этом случае следует обратить внимание на разделение ответственности и обеспечение группы дополнительными ресурсами, на компетентность группы по аудиту и используемые процедуры. Прежде чем начнется аудит, необходимо достичь соглашения по этим вопросам.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности при процедурах проверки по существу. Аудитору также необходимо принимать во внимание временные рамки тестов, средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, наличие ассистентов и других подчиненных аудитору специалистов, а также привлечение других аудиторских организаций или экспертов.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 232.