Планирование программы экологического аудита
Любая программа экологического аудита независимо от ее конкретных объектов, целей и задач включает ряд обязательных, логически и организационно взаимосвязанных этапов и видов работ. Программа аудита охватывает все виды деятельности, необходимые для планирования, организации и выполнения аудитов, а также для обеспечения их ресурсами, необходимыми для проведения их эффективно и результативно в установленное время.
Программы аудита могут включать следующее:
а) ряд внутренних аудитов, охватывающих систему менеджмента качества организации в текущем году;
б) аудиты второй стороной систем менеджмента потенциальных поставщиков критической продукции, которые должны проводиться в течение 6 месяцев;
в) сертификационные и надзорные аудиты, проводимые органом по сертификации систем менеджмента окружающей среды в качестве третьей стороны в период времени, согласованный между органом по сертификации и заказчиком.
Аудитору необходимо составить и документально оформить одну или несколько программ аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.
Программа аудита является набором инструкций для ассистентов аудитора и других подчиненных ему сотрудников, выполняющих проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки бухгалтерской отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.
При планировании программы аудитов важно обеспечить, чтобы сопряженные затраты и беспокойство были минимальны при достижении максимальной выгоды. Результаты планирования аудитов отражаются в программе аудитов. Если в организации внедрены две системы менеджмента: качества и охраны окружающей среды, программа аудита может предусматривать совместные и комплексные аудиты. В таком случае необходимо обратить особое внимание на компетентность группы по аудиту.
Совместный аудит планируется тогда, когда имеются две или более проверяющих организации. В этом случае следует обратить внимание на разделение ответственности и обеспечение группы дополнительными ресурсами, на компетентность группы по аудиту и используемые процедуры. Прежде чем начнется аудит, необходимо достичь соглашения по этим вопросам.
В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности при процедурах проверки по существу. Аудитору также необходимо принимать во внимание временные рамки тестов, средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, наличие ассистентов и других подчиненных аудитору специалистов, а также привлечение других аудиторских организаций или экспертов.
У правление программой аудита
Управление программой аудита включает в себя:
1) разработку программы аудита;
2) установление полномочий в рамках программы и обеспечение ее выполнения;
3) проведение мониторинга и анализа программы аудита;
Оценку перспектив деятельности по улучшению (развитию) программы аудита.
Рис. 13. Блок-схема управления программой аудита
Представленная на рис. 13 блок-схема процесса управления программой аудита состоит из 3 стадий и иллюстрирует практическое применение методологии «Планируй – Делай – Проверяй – Действуй».
Разработка программы аудита
В ходе I стадии разработки программы аудита определяются следующие позиции:
Постановка корректных целей и задач является ключевой проблемой этапа подготовительных работ любой программы экологического аудита. Цели и задачи в целом должны соответствовать общей стратегии и политике развития конкретного производства или территории. При этом в ряде случаев возможны определенные изменения общей стратегии и политики развития по результатам экологического аудита.
Выбор цели программы аудита при рассмотрении должен учесть:
В качестве целей программы аудита можно выделить:
Постановка конкретных целей и задач экологического аудита зависит от вида аудиторской программы, объекта аудирования и пожеланий заказчика. Кроме того, результатом практически любой программы экологического аудита являются развитие (инициирование, стимулирование, повышение эффективности, обоснование возможностей и выгод, информационное обеспечение) других видов экологической деятельности.
Выполнение программы аудита
II стадия – выполнение программы аудита – включает:
Для выполнения программы экологического аудита необходимо сформировать группу по аудиту с предоставление им необходимых ресурсов и провести аудит в соответствии с намеченными графиками. Необходимо управлять записями по аудиту, а также анализировать и утверждать отчеты по аудиту и рассылать их заинтересованным сторонам. При необходимости следует обеспечить проведение последующих аудитов.
Реализация программы аудита предполагает также постоянную оценку потребностей в обучении и профессиональном росте аудиторов. Данное требование является новым и подчеркивает важную роль аудитов в постоянном улучшении систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.
Основной этап программы экологического аудирования осуществляется непосредственно на объектах. При выполнении основного этапа программы проводятся:
Основной целью работы на объектах аудирования является уточнение, окончательное формирование и организация основных исходных данных программы экологического аудита, а также получение дополнительной информации, необходимой для анализа, оценки и прогноза изменения (разработки рекомендаций и предложений) фактического воздействия производства на окружающую среду.
Для получения максимальных результатов в сжатые сроки аудирование объектов должно быть тщательно спланировано и хорошо организовано. При этом следует иметь в виду чрезвычайную сложность объектов аудирования: большие размеры промышленных площадок, разнообразие основных и вспомогательных производств и технологий, множество загрязняющих веществ, источников их выделения, сброса и выброса, большое количество отдельных видов отходов и мест их размещения, преобладание неконтролируемого, неорганизованного, аварийного и "ночного" воздействия на окружающую среду, разнообразие технологических и технических средств регулирования воздействия, плохую организацию производства и экологической службы, низкую квалификацию персонала и т. д.
При реализации программы аудита (проверки) требуются следующие действия:
Этап инициирования аудита
Первый этап проведения – это инициирование аудита, предусматривающее:
1) назначение руководителя группы аудита;
2) определение целей, области и критериев;
3) определение выполнимости аудита;
4) определение группы по аудиту;
Классификация программ экологического аудита
Программа аудита – совокупность одного или нескольких аудитов, в зависимости от размера, характера деятельности и сложности проверяемой организации, запланированных на конкретные сроки и направленных на достижение одной или нескольких целей в рамках комплексных и совместных аудитов. |
Сама программа экологического аудита для конкретной компании или федерального агентства отражается в специальном документе. Примерная структура подобного документа (по результатам обобщения ряда реализованных программ) включает (рис. 11):
Рис. 11. Примерная структура программы экологического аудита
По видам аудита программы экологического аудирования можно разделить на две группы:
По характеру целей и объему решаемых задач аудиторские программы можно разделить на следующие виды:
а) Сокращенные специальные программы. Основной целью таких программ является общее информационное обеспечение разработки и принятия отдельных сложных в экологическом отношении решений. В задачи специальных программ входит характеристика и оценка отдельных экологических проблем, как правило, заранее оговоренных заказчиком, условий и возможностей их решения. В качестве примера можно привести программы экологического аудита, проводимые с привлечением отдельных специалистов для решения сложных экологических проблем и обеспечения необходимых информационных условий для их эффективной работы.
б) Полные специальные программы. Для таких программ основная цель заключается в необходимом и достаточном информационном обеспечении для разработки и принятия отдельных сложных решений, включая соответствующие адресные детализированные рекомендации и предложения. Здесь могут рассматриваться программы экологического аудита, в чьи задачи входит разработка исходных данных, информационное и методическое обеспечение проведения конкурсов технико-экономических обоснований или проектов по наиболее сложным экологическим проблемам, требующим разработки альтернативных вариантов решений.
в) Сокращенные комплексные программы. Основной целью таких программ является постановка, характеристика, оценка и ранжирование совокупности экологических проблем отдельных производств, территорий и регионов. В задачи экологического аудита здесь также входит анализ и оценка имеющихся возможностей решения приоритетных экологических проблем, разработка соответствующих общих рекомендаций и предложений.
К программам данного вида могут относиться программы, проводимые в целях разработки и обоснования вариантов экологической стратегии и политики развития крупных предприятий, производственных комплексов, отдельных территорий и регионов, а также программы экологического аудита, проводимые в целях развития систем территориального или производственного экологического образования и просвещения.
г) Полные комплексные программы. Для таких программ основная цель заключается в необходимом и достаточном информационном обеспечении развития деятельности в области экологического контроля и управления, экологического менеджмента, включая разработку соответствующих адресных детализированных рекомендаций и предложений. В качестве примера здесь можно привести программы экологического аудита, в чьи задачи могли бы входить разработка исходных данных для формирования и развития территориальных экологических программ, систем производственного экологического контроля и управления.
В отличие от государственной системы мониторинга экологический аудит позволяет сопоставить декларируемое и фактическое воздействие на окружающую среду и, тем самым, установить приоритетные факторы, источники воздействия, отходы, а также направления деятельности по их мониторингу, контролю и управлению.
Планирование программы экологического аудита
Любая программа экологического аудита независимо от ее конкретных объектов, целей и задач включает ряд обязательных, логически и организационно взаимосвязанных этапов и видов работ. Программа аудита охватывает все виды деятельности, необходимые для планирования, организации и выполнения аудитов, а также для обеспечения их ресурсами, необходимыми для проведения их эффективно и результативно в установленное время.
Программы аудита могут включать следующее:
а) ряд внутренних аудитов, охватывающих систему менеджмента качества организации в текущем году;
б) аудиты второй стороной систем менеджмента потенциальных поставщиков критической продукции, которые должны проводиться в течение 6 месяцев;
в) сертификационные и надзорные аудиты, проводимые органом по сертификации систем менеджмента окружающей среды в качестве третьей стороны в период времени, согласованный между органом по сертификации и заказчиком.
Аудитору необходимо составить и документально оформить одну или несколько программ аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.
Программа аудита является набором инструкций для ассистентов аудитора и других подчиненных ему сотрудников, выполняющих проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки бухгалтерской отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.
При планировании программы аудитов важно обеспечить, чтобы сопряженные затраты и беспокойство были минимальны при достижении максимальной выгоды. Результаты планирования аудитов отражаются в программе аудитов. Если в организации внедрены две системы менеджмента: качества и охраны окружающей среды, программа аудита может предусматривать совместные и комплексные аудиты. В таком случае необходимо обратить особое внимание на компетентность группы по аудиту.
Совместный аудит планируется тогда, когда имеются две или более проверяющих организации. В этом случае следует обратить внимание на разделение ответственности и обеспечение группы дополнительными ресурсами, на компетентность группы по аудиту и используемые процедуры. Прежде чем начнется аудит, необходимо достичь соглашения по этим вопросам.
В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности при процедурах проверки по существу. Аудитору также необходимо принимать во внимание временные рамки тестов, средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, наличие ассистентов и других подчиненных аудитору специалистов, а также привлечение других аудиторских организаций или экспертов.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 261.