Конкуренция и её общая характеристика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Силой, которая экономически заставляет всех товаропроизводителей изготавливать продукты по равновесной цене, является конкуренция.

Слово «конкуренция» означает столкновение. Столкновение, взаимодействие экономических субъектов (производители однородной продукции; производители различных, но взаимозаменяемых видов товаров; потребители и производители и т.д.) и образует то, что мы называем рынком.

Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке используются следующие показатели:

– количество производителей и потребителей на рынке;

– тип производимой продукции;

– способность отдельного производителя и потребителя влиять на рыночные цены;

– барьеры на пути вступления в отрасль;

– отсутствие или наличие неценовых форм конкурентной борьбы.

Исходя из этих показателей, рынки условно можно разделить на конкурентные и неконкурентные.

На конкурентном рынке (рынке совершенной конкуренции) рыночный механизм и его основные закономерности проявляются в наиболее чистом виде. Идеально конкурентный рынок предполагает, что:

– все фирмы выпускают однородную стандартную продукцию, так что не существует каких-либо существенных отличий между товарами разных производителей;

– количество фирм в отрасли настолько велико, а доля одного производителя столь мала, что увеличение или сокращение продаж на рынке не может повлиять на рыночную цену;

– отсутствуют какие-либо ограничения для образования в отрасли новых фирм или выхода из отрасли ранее действующих предприятий.

Невозможность влияния на рыночные цены приводит к тому, что конкурентная фирма вынуждена принимать цены как заданные извне. Увеличит ли эта фирма свой объём производства или сократит его до нуля, на рыночную цену её решение не повлияет. Вот почему кривая спроса на продукцию отдельной фирмы является горизонтальной линией и графически выглядит следующим образом (рисунок 21).

 


D – кривая спроса на продукцию фирмы – совершенного конкурента

Dотр – кривая отраслевого (рыночного) спроса

 

Рисунок 21. Графическое выражение спроса конкурентной фирмы.

 

Борьба между фирмами за увеличение объёма своих продаж носит преимущественно ценовой характер, то есть основывается на действии закона спроса (снижение цены на продукцию ведёт при прочных равных условиях к увеличению величины спроса на неё) и проявляется в установлении фирмой цены предложения ниже рыночного уровня.

Если выполняются все перечисленные выше условия, то предложение на рынке является конкурентным, а фирмы-производительницы ведут себя как совершенные конкуренты. Если же помимо этого не только продавцы, но и покупатели хорошо информированы, действуют независимо и объём покупок каждого столь мало, что решение одного покупателя о приобретении данного товара не влияет на рыночные цены, мы говорим о совершенном конкурентном рынке.

На практике лишь ограниченное число отраслей могут считаться конкурентными в том смысле, что каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на однородную продукцию и что фирмы могут свободно входить в дело и выходить из него. Такими примерами могут являться рынок сельскохозяйственной продукции или рынок ценных бумаг.

Тем не менее, анализ совершенного конкурентного рынка необходим, ибо, во-первых, во многих отраслях фирмы действуют в условиях, близких к конкурентному, и для оценки степени конкурентности реального рынка необходимо иметь идеальную модель, своего рода эталон, во-вторых, модель совершенной конкуренции, как и всякая модель, будучи упрощённым изображением экономической действительности, позволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма в его наиболее чистом виде.

Несовершенная конкуренция – это такая рыночная ситуация при которой продавцы получают большую свободу в назначении рыночной цены и, следовательно, большую рыночную власть, чем при совершенной конкуренции, но не являются единственными производителями на рынке конкретного товара или услуги.

Экономисты стали рассматривать несовершенные формы конкурентного рынка лишь с 30-х годов 20 века [6].

 

 

Контрольные вопросы

1. Привести примеры отраслевых рынков, функционирующих в условиях совершенной конкуренции.

2. Почему совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как заданную рынком и не пытается изменить её?

3. Важным признаком рынка совершенной конкуренции является стандартизированность, то есть однородность, продаваемого на нём продукта. Основной чертой рынка монополистической конкуренции является дифференциация[4] продукта. А что можно сказать о товаре, продающемся в условиях чистой монополии?

4. Почему низкие цены на товары «вымывают» конкурентов?

5. Необходимо ли защищать отечественную промышленность от насыщения рынка импортными товарами? Свой ответ аргументировать.

6. Почему на рынке существовать мелкие и крупные предприятия?

7. Ценовая конкуренция в рыночной экономике диктует каждому предпринимателю что, как и для кого производить. Перечислить методы конкуренции, которые носят чисто экономический (а не правовой, не криминальный и т.д.) характер.

 




Монополия, её виды

Прямой противоположностью конкурентному рынку является монополия, характеризующаяся наличием единственного производителя и продавца на рынке конкретного товара или услуги, или монопсония, когда всей полнотой рыночной власти наделён единственный покупатель данного вида товара или услуги. Примером монопсонического рынка может служить поведение правительства на рынке военной техники.

Совершенная монополия представляет собой достаточно редкое явление и предполагает выполнение следующих условий:

– монополист является единственным производителем данного товара;

– продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;

– проникновение в отрасль для других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объём выпуска производства;

– степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену. Любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращение объёма продаж прямо пропорционально росту цен.

Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию[5].

Возможность получения монопольных прибылей вследствие особого рыночного положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жёсткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами.

Виды монополий:

1. Естественное монополии возникают, как правило, в отраслях, которые обеспечивают население жизненно важными услугами и для которых характерен положительный эффект от увеличения масштабов производства. Сюда можно отнести компании, занимающиеся обеспечением электрической энергией, газом, водой, транспортными перевозками, например городской метрополитен, и т.д. В этих сферах экономики обеспечение потребностей рынка силами одной крупной компании обходится дешевле, а, следовательно, производство оказывается более эффективным, чем при производстве того же объёма товаров и услуг силами нескольких меньших по размерам (масштабам производства) фирм.

 


АСм – средние затраты на производство фирмы-монополиста

АСк – средние затраты конкурентной фирмы

 

Рисунок 22. Объём производства.

 

2. Монополия в виде контроля редкими природными ресурсами, знаниями. Другой причиной возникновения и сохранения фирмой особого монопольного положения является ограниченность и невоспроизводимость отдельных природных ресурсов (например, нефти). Контроль над добычей и реализацией данного вида сырья создаёт их собственником особые благоприятные условия на рынке. Препятствует проникновению на рассматриваемый рынок других компаний. Контроль фирмы над знаниями в виде собственности на патент представляет ей исключительное право на производство и продажу вновь изобретённого продукта в течение определённого периода времени. Классическим примером монополии данного вида была компания «Дженерал Электрик», которая безраздельно господствовала на рынке электрических лампочек, изобретённых Эдисоном, с 1892 по 1930 год.

3. Государственные монополии. Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т.д.).

В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объёма рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведёт, как правило, к относительному сокращению объёмов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жёсткую политику регулирование деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.

Монополия (и монопсония) на рынке – явление столь же редкое, как и совершенная конкуренция. В реальной экономике большинство отраслей находятся в промежутке между этими двумя крайними формами. Фирмы, действующие в этих отраслях, не являются ни совершенными конкурентами, ни чистыми монополистами.

Представим различные рыночные структуры в виде точек на оси координат.

 

Рисунок 23. Типы рыночных структур.

 

Монополистическую конкуренцию можно определить как особую рыночную структуру, при которой большое количество производителей предлагают на рынок схожую, но не однородную продукцию, имеющую отличия по качеству или какому-либо другому признаку. Товары и услуги, производимые в условиях монополистической конкуренции, принадлежат к одной отрасли и представляют 1 рынок (например, безалкогольных напитков, зубных паст или спортивной одежды), но при этом не являются абсолютными заменителями.

Дифференциация[6] товаров может быть основана на:

– качестве товаров или услуг. Причём под качеством в современных условиях понимают не только потребительские свойства самого продукта, но и его упаковку, способ подачи, условия продажи и т.п.

– условиях размещения (близость и доступность покупателю той или иной фирмы). Например: булочная около дома может иметь большую привлекательность именно в силу своего удобного расположения, чем крупный магазин на соседней улице.

– мнимых различиях, связанных с именем фирмы, её товарным знаком, престижностью торговой марки и т.п.

Товары не обязательно должны отличаться друг от друга физически. Они могут иметь какие-либо отличие лишь в сознании потребителей.

Относительно большое число производителей не позволяет отдельной фирме влиять на рыночные цены существенным образом, и рыночная власть, присущая всем производителям в условиях несовершенной конкуренции, носит ограниченный характер.

Проникновение на рынок новых фирм практически не ограничено, что связано с относительно низким положительным эффектом масштаба производства, небольшими размерами действующих предприятий (как правило, под эту рыночную структуру попадают отрасли, в которых преобладают мелкие и средние предприятия) и, как следствие, небольших размеров первоначальных капиталовложений.

Ограниченность рыночной власти монополистических конкурентов над ценами, а также дифференцированность7 производимой ими продукции приводят к преобладанию преимущественно неценовых форм конкуренции в виде рекламы, поиска наиболее удобного места расположения своей фирмы, расширения послепродажных услуг и, главное, усиления специфических особенностей (дифференциации7) своей продукции.

Хорошей ситуацией подобной рыночной структуры может служить рынок безалкогольных напитков, включающий большое количество разнообразных марок товаров, которые незначительно отличаются друг от друга по вкусу и являются вполне заменимыми.

На олигопольном рынке продукция может быть дифференцированной7, хотя и необязательно. Главная отличительная черта данной модели рынка проявляется в том, что несколько крупных фирм полностью контролируют производство и сбыт продукции данного вида. Крайне ограниченный доступ на олигопольные рынки позволяет действующим на них фирмам зарабатывать огромные прибыли на краткосрочном и долгосрочном промежутке времени.

Одной из важнейших причин образования олигопольных рынков является ситуация естественного монополизма, основанная на положительном эффекте масштаба производства.

Если производство в какой-либо отрасли может быть эффективным лишь при небольшом количестве предприятий, а производство отдельной фирмы должно занимать достаточно большую долю рынка, то возникает естественная олигополия. Патентование и лицензирование новых изобретений также могут помешать фирмам-конкурентам проникнуть на рынок и явиться барьером на пути вступления в отрасль новых производителей.

Кроме того, фирмы олигополисты могут предпринимать специальные так называемые стратегические действия, чтобы затруднить вхождение в отрасль новых фирм. К таким действиям относятся угрозы снижения цен на продукцию или переполнение рынка товарами, создание дополнительных производственных мощностей и т.д.

Олигопольная структура рынка может возникнуть также вследствие добровольного или вынужденного слияния мелких фирм путём приобретения акций друг друга. Цели подобных слияний могут быть самыми различными: расширение ассортимента продаж, увеличение объёма производства и завоевание большей доли рынка, экономия на масштабах производства и на рекламе.

Выделяют основные направления подобных слияний:

горизонтальное – объединение фирм, производящих один и тот же продукт на одном и том же рынке. Например: слияние двух автомобильных компаний в 1 концерн.

вертикальное – объединение фирм, которые входят или могут войти в единый технологический цикл. Например, объединение производителей нефтяных продуктов и фирмы, осуществляющие добычу нефти.

конгломерат – объединение предприятий, производящих самые различные товары на различных рынках и не связанных между собой технологически.

Специфической особенностью олигопольного рынка является тесная взаимосвязанность фирм в рамках отрасли. Любое крупное решение одной из фирм-олигопо-листов (об установлении новых цен на свою продукцию, о расширении или сокращении объёмов производства, усилении рекламной компании и т.п.) требует обязательного учёта возможной реакции фирм-конкурентов. Неэффективность ценовой конкуренции заставляет олигополистов использовать такие модели поведения, как лидерство в ценах, сговор и традиции в определении ценовой политики.

Лидерство в ценах предполагает такую практику, когда одна фирмы (ценовой лидер) принимает на себя с молчаливого согласия других фирм ведущую роль в установлении цен в отрасли. Обычно роль лидера играет наиболее крупная и мощная компания отрасли.

Сговор означает явное или молчаливое соглашение фирм-олигополистов об установлении фиксированных цен и объёма выпуска в целях ограничения экономического соперничества и получение максимально высоких прибылей. Результативность подобных соглашений зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов, в том числе и от стабильности рыночного спроса на продукцию отрасли, от охвата участниками сговора подавляющей части рынка, от политического климата и взаимоотношений между участниками соглашения.

Назначение цен или доли продаж на рынке может основываться на длительно существующем положении вещей, ставшем уже традицией.

***

Несмотря на существенные различия между конкурентными типами рыночных структур, все они (и монополистическая конкуренция, и олигополия) обладают способностью влиять на рыночные цены, то есть в той или иной степени рыночной властью.

Рыночная (монопольная) власть может быть оценена при помощи специального коэффициента Лернера, равного нулю при совершенной конкуренции и достигающего единицы при чистой монополии. Все промежуточные рыночные структуры оцениваются соответственно в этих пределах.

 

0 < L < 1

 

,

 

где Ед – коэффициент эластичности спроса по цене на продукцию рассматриваемой фирмы.

Наличие монопольной власти у фирм позволяет им использовать практику ценовой дискриминации, то есть назначение различных цен на один и тот же товар для различных категорий потребителей.

Подобный «индивидуальный» подход к потребителям позволяет фирмам получать большие совокупные доходы и тем самым максимизировать свои прибыли. В основе ценовой дискриминации лежат различия в ценовой эластичности спроса на один и тот же товар у различных категорий потребителей. Для тех, у кого спрос неэластичен (например, спрос на авиабилет у командированного), фирма повышает цены, у тех же, у кого спрос высокоэластичен (например, спрос на те же авиабилеты со стороны школьников), фирма делает скидки. В результате и в первом, и во втором случае фирма получает дополнительные доходы (рисунки 24, 25).

 

 

Рисунок 24. Эластичный спрос.

 


 

 

Рисунок 25. Неэластичный спрос [6].

 

 

Контрольные вопросы

1. Является ли монополией, если она издаёт единственную утреннюю газету в данном городе?

2. Связаны ли между собой монопольная власть фирмы и количество на данном отраслевом рынке товаров, являющихся заменителями товара данной фирмы? И если они связаны, то каким образом?

3. Придумать примеры монополистической конкуренции на российских рынках.

4. Привести примеры существования монополии на отечественных или зарубежных рынках?

5. Очень часто приходится слышать о том, что в условиях монополистической конкуренции фирмы, соперничая друг с другом, не используют ценовую конкуренцию, но зато активно применяют различные способы неценовой конкуренции. Как вы думаете, чем неценовая конкуренция отличается от ценовой? Какие способы неценовой конкурентной борьбы вы могли бы предложить, если бы были менеджером фирмы?

6. На олигополистических рынках доминирующую роль играет неценовая конкуренция, ведётся и ценовая конкуренция. Иногда случаются целые ценовые войны между фирмами. Как вы думаете, почему это происходит, ведь ценовые войны не выгодны фирмам?

7. Фирма «General Mills» производит, наряду с множеством других товаров, завтраки из кукурузных хлопьев. Фирма «ALCOA» выпускает алюминий. «Lovett Farms, Inc.» является ведущим производителем пшеницы. Сравнить для этих фирм: рынки, на которых они действуют; относительную важность ценовой конкуренции на соответствующих рынках; степень влияния на их рынки факторов товарной дифференциации[7] и лидерства в ценах.

8. Целесообразно ли развивать предприятия-монополистов, выпускающих продукцию не свойственную данной отрасли?

9. Может ли возникнуть такая ситуация, когда при продаже однотипных и распространённых товаров (хлеб, масло, молоко) может возникнуть монопольное преимущество?

10. Существует мнение экономистов, что для определённого вида товаров необходим олигополистический рынок. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Свой ответ аргументировать.

11. Как вы думаете, в каких из перечисленных отраслей может существовать монополия, олигополия, монополистическая конкуренция?

12. Телевизоры в городе продают всего две фирмы. Одна из них повышает цены вдвое. Как в этой ситуации может действовать её конкурент?

13. В начале 20 века в России существовал промышленный синдикат[8] «Продамет». Он выплачивал премии входящим в неё предприятиям, снижавшим объём производства. С какой целью?

14. Указать, в какой рыночной структуре – чистая конкуренция, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция – действует:

а) часовая мастерская;

б) автомобильная фирма;

в) городской общественный транспорт;

г) телефонная сеть;

д) автомобильный сервис;

е) нефтяная фирма;

ж) производитель табака;

з) ферма;

и) продовольственный магазин;

к) фирма, производящая алюминий.

15. Есть ли монополии «западного образца» в России?

16. Провести анализ представленных утверждений и указать тип рыночной структуры каждого пункта:

а) небольшое количество фирм производит однородную продукцию, осуществляя частный контроль над ценами;

б) большое количество компаний производит различную продукцию при очень слабом контроле над ценами;

в) однородная продукция производится на двух фирмах при частичном контроле над ценами;

г) определённый продукт изготавливается одной компанией с высокой степенью контроля над ценами;

д) в США 50 самых мощных компаний осуществляют 94 % выпуска различных продуктов нефтяной переработки;

е) в авиастроении США на долю восьми крупнейших фирм приходится 81 % продаж.

17. Как бы вы перевели продажу зубной пасты из условий совершенной конкуренции в условия монополистической конкуренции? Продолжить рассуждения и привести это производство в олигополистическое, а затем в монополистическое.

 





Дата: 2019-02-25, просмотров: 411.