Равновесие на совершенно конкурентном рынке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Графически рыночное равновесие можно представить как точку пересечения кривой спроса с кривой предложения (рисунок 11), где Р* ‒ равновесная цена товара (услуги), Q* ‒ равновесное количество товара (услуги).

 

 

Рисунок 11

 

Рынок находится в равновесии, если цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести по этой цене, совпадает с количеством товара, которое продавцы готовы продать по этой цене. Такая цена называется равновесной.

Цены служат для продавцов и покупателей главным источником информации о положении дел на рынке, соотношении объёмов спроса и предложения. Если цены растут, значит товаров на рынок поступает меньше, чем покупатели готовы приобрести при первоначальном уровне цен. Если цены падают, значит товаров на рынок поступает больше, чем покупатели готовы приобрести при первоначальном уровне цен. Если цены остаются неизменными, значит на рынок поступает столько товаров, сколько покупатели готовы приобрести при данном уровне цен.

Дефицит возникает, когда цена товара ниже равновесной цены и объём спроса (Qd) превышает объём предложения (Qs). Размер дефицита равен разности между количеством товара, которое покупатели хотят приобрести по данной цене, и количеством товара, которое продавцы согласны продать по этой цене (рисунок 12).

 

 

Рисунок 12

 

Если государство не фиксирует цену на данном отраслевом рынке, то при наличии дефицита конкурирующие покупатели, не будучи в состоянии получить нужное им количество товара по данной цене, начинают предлагать более высокие цены. Продавцы, видя, что покупатели готовы платить больше, начинают повышать цены. По мере того, как цены растут, объём спроса уменьшается, а объём предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет равновесного уровня – Р*.

Пример: регулирование цен в СССР. Сегодня многие пожилые люди с ностальгией вспоминают, что в Советском Союзе цены на товары потребления по отношению к стипендиям студентов (40-55 рублей в месяц), заработным платам инженеров (130-170 рублей в месяц), пенсиям (50-132 рублей в месяц) были низкие. Варёная колбаса в конце 70-х годов 20 века стоила 1,7-2,9 рублей за килограмм, копчёная колбаса и горбуша горячего копчения – 3,0-5,0 рублей за килограмм, шоколадные конфеты – 3,5-6,5 рублей за килограмм, банка красной икры – 3,5-4,2 рубля. Но мало кто помнит, что все эти продукты питания были дефицитным товаром. За сыром, шоколадными конфетами и варёной колбасой выстраивались длинные очереди, а сырокопчёную колбасу, икру, белую и красную рыбу можно было только «достать» (по большому блату).

Избыток (перепроизводство) возникает, когда цена товара выше равновесной цены и объём предложения (Qs) превышает объём спроса (Qd). Размер перепроизводства равен разности между количеством товара, которое продавцы хотят продать по данной цене и количеством товара, которое покупатели согласны приобрести по этой цене (рисунок 13).

 

 

Рисунок 13

 

Если государство не контролирует цену на данном рынке, то при наличии перепроизводства конкурирующие продавцы, видя, что происходит накопление нераспроданных товаров, начинают снижать цены. По мере того как падают цены, объём спроса растёт, а объём предложения снижается до тех пор, пока не будет достигнуто рыночное равновесие [21].

Пример: регулирование авиаперевозок в США. В 1976-1981 годах авиаобслуживание в США значительно изменилось. Для этого времени Управление гражданской авиации жёстко регулировало тарифы, маршруты. Управление устанавливало плату за перевозки существенно выше той, которая преобладала бы на свободном рынке. Оно также ограничивало вступление в дело, и многие авиалинии обслуживались только одной или двумя компаниями. В 1978 году Управление разрешило авиакомпаниям устанавливать плату на 10 % выше или на 50 % ниже стандартной цены на билеты, а в 1980 году эти пределы расширились. Управление предоставило авиакомпаниям возможность обслуживать любые маршруты, и с той поры появилось много новых авиакомпаний. В результаты цены значительно снизились, принося огромную выгоду потребителям [16].

Механизм цен в рыночной экономике является основным координационным механизмом. Это «невидимая рука», которая позволяет координировать деятельность миллионов людей без централизованного руководства. Если спрос и предложение не меняются и рынок находится в равновесии, то у его участников нет причин изменять ни количество товаров, ни цены. Любой отход от цены равновесия приводит в действие некоторые силы, чтобы вернуть рынок в равновесное состояние. Таким образом, если цены не устанавливаются правительством на фиксированном уровне, то рынок, являясь саморегулирующейся системой, автоматически приводит в себя в состояние равновесия.

Когда цены достигают равновесной величины, они «нормируют» потребление товаров в том смысле, что все покупатели, которые хотят приобрести товары по данной рыночной цене, получают к ним доступ. В то же время все продавцы, которые хотят продать товар по данной цене, легко найдут покупателей для своих товаров. Цены нормируют и распределение факторов производства по отраслям. Если ресурсы могут свободно перемещать из отрасли в отрасль, ценовой механизм обеспечивает их перемещение из тех отраслей, где они избыточны, в те отрасли, где их недостаточно.

Изменения рыночного спроса и рыночного предложения приводят систему к новому рыночному равновесию.

Если рыночный спрос растёт, кривая спроса D0 перемещается вправо – в положение D1 (рисунок 14а). Тогда и равновесная цена, и равновесный объём продаж также растут.

При падении рыночного спроса равновесная цена и равновесный объём продаж снижаются, и кривая спроса перемещается влево (рисунок 14б).

 

а) рост спроса; б) уменьшение спроса; в) рост предложения; г) уменьшение предложения

 

Рисунок 14

 

При росте рыночного предложения (рисунок 14в) цена товара снижается, а равновесный объём продаж увеличивается, кривая S0 сдвигается вправо в положение S1.

При уменьшении рыночного предложения (рисунок 14г) цена товара растёт, а равновесное количество продаж сокращается и кривая рыночного предложения перемещается влево.

В рыночных сделках участвуют, по меньшей мере, две стороны – покупатели товара и продавцы товара. При этом обе стороны в результате купли-продажи товара получают выигрыши.

Чтобы определить выигрыш покупателей, вспомним, что кривая рыночного спроса показывает не любую, а максимальную цену, по которой потребители готовы приобрести данное количество товара при прочих равных условиях. Выигрыш потребителей (потребительский излишек) – это разность между максимальной суммой денег, которую потребители готовы заплатить за данное количество товара, и их действительными расходами на покупку данного количества товара. На рисунке 15 выигрыш потребителей представлен площадью треугольника, обозначенного CS2.

 

Р*
Р

 

Рисунок 15

 

Чтобы определить выигрыш продавцов, вспомним, что кривая рыночного предложения показывает не любую, а минимальную цену, по которой производители готовы продать данное количество товара при прочих равных условиях. Выигрыш производителей (излишек производителей) – это разность между реальной выручкой, полученной от реализации данного количества товара по текущей рыночной цене, и минимальной суммой денег, за которую производители согласились бы продать данное количество товара. На рисунке 5 выигрыш производителей представлен площадью треугольника PS.

Общий выигрыш экономических агентов на данном рынке обозначим:

 

SW = CS + PS.

 

Правительство часто вмешивается в работу рыночного механизма, пытаясь регулировать цены или объёмы производства товаров и услуг. Регулирование может осуществляться прямо (контроль над ценами, квоты на импорт) и косвенно (введение налогов, предоставление субсидий). Рассмотрим некоторые методы государственного регулирования рынка с точки зрения их воздействия на выигрыши потребителей и производителей.

Правительство устанавливает цены на продукцию, если считает, что рыночная цена является слишком высокой или слишком низкой.

Предположим, что правительство проводит демографическую политику, направленную на увеличение рождаемости в стране. При этом правительство считает одной из причин низкой рождаемости слишком высокие цены на детское питание. В этом случае может быть установлен ценовой «потолок», то есть максимальная цена, которая ниже равновесной цены (Pmax < Ре), и производителям детского питания будет запрещено продавать свой товар по цене выше, чем Рmax.

В результате возникает дефицит детского питания, так как при любой цене ниже равновесной объём спроса превышает объём предложения. Может появиться и «чёрный рынок», на котором цена детского питания будет выше цены равновесия Ре. Кроме того, после введения правительством максимальной цены уменьшится и общий выигрыш экономических агентов, функционирующих на данном рынке. На рисунке 6 представлены соответствующие изменения в выигрышах потребителей и производителей.

После введения ценового «потолка» производители сокращают объём продаж с Q0 до Q1. Потребители, которые продолжают покупать детское питание, платят за него меньше, и их выигрыш возрастает на величину, равную площади заштрихованного прямоугольника А. Но другие потребители, покупавшие ранее детское питание, теперь не могут приобретать этот товар, так как производство сократилось. Уменьшение их выигрыша представлено площадью заштрихованного треугольника В. Общее изменение потребительского излишка составляет: А – В.

Что происходит с выигрышем производителей? Теперь они продают не Q0, а Q1 единиц продукции и по более низкой цене. В результате этого они теряют выигрыш в размере, представленном на рисунке 16 площадью треугольника А и площадью треугольника С: —А – С.

 

 

Рисунок 16

 

Изменение общего выигрыша экономических агентов на данном рынке составляет:

 

ΔSW = ΔCS + ΔPS = А – В – А – С = —В – С.

 

Эту величину часто называют безвозвратными потерями, или потерями «мёртвого груза» (DWL). Действительно, часть выигрыша, потерянная производителями детского питания и равная площади прямоугольника А, переходит теперь к потребителям данного товара и увеличивает их выигрыш. Поэтому она не является «безвозвратной» потерей для общества в целом. Другая часть выигрыша, потерянная производителями и равная площади треугольника С, не достаётся никому - она безвозвратно потеряна для общества. Никому не достаётся и часть выигрыша, потерянная потребителями детского питания и равная площади треугольника В. Таким образом, безвозвратные потери на этом рынке, возникшие в результате установления правительством ценового «потолка»: —В – С.

Политика правительства иногда заключается в том, чтобы поднять цены выше уровня равновесной цены. Например, американские фермеры часто жалуются, что крупные перерабатывающие предприятия скупают сельскохозяйственное сырьё для своей продукции по слишком низким ценам. Правительство США, пытаясь защитить интересы фермеров, устанавливают ценовой «пол» (Рmin), или минимальную цену, на сельскохозяйственные товары, превышающую равновесную цену. Реализация товаров по ценам ниже установленного минимального уровня считается незаконной.

В результате перерабатывающие предприятия сократят объём закупок сельскохозяйственной продукции сQ0 до Q3, как показано на рисунке 17.

 

Q

 

 

Рисунок 17

 

Если фермеры смогут предвидеть сокращение объёма спроса, они произведут меньше продукции и величина безвозвратных потерь будет равна сумме площадей двух треугольников: В и С. Если фермеры решит, что смогут продать любое количество продукции по более высокой цене, то они увеличат выпуск до Q2 и на рынке возникнет избыток сельскохозяйственных товаров. Объём перепроизводства определяется как разность между величиной предложения Q2 и величиной спроса Q3.

Как изменится в этой ситуации выигрыши потребителей и производителей? Перерабатывающие компании, покупая Q3 единиц сельскохозяйственной продукции, должны теперь платить за каждую единицу продукции более высокую цену, что приводит к сокращению их выигрыша на величину площади прямоугольника А (рисунок 7). Они также теряют величину площади треугольника В, потому уже не могут покупать данный товар в прежнем количестве. Изменение в выигрыше потребителей составляет:

 

ΔCS = —А – В.

 

Производители сельскохозяйственной продукции получают теперь более высокую цену за свой товар, что приводит к увеличению их выигрыша на величину площади треугольника А (рисунок 17). Но сокращение объёма продаж с Q0 до Q3 приводит к уменьшению их выигрыша на величину площади треугольника С. Если государство не выкупает у фермеров излишки их продукции по установленной им же самим цене Рmin, то фермеры несут ещё и бремя невозмещённых издержек производства этих излишков. Так как объём продаж при Рmin составляет только Q3, они не могут получать выручку от продукции, произведённой в количестве Q2 – Q3, и возместить свои затраты на производство данного количества продукции. Эти потери производителей представлены на рисунке 17 площадью заштрихованной трапеции D. В данном случае изменение выигрыша производителей составит:

 

ΔPS = А – С – D.

 

Изменение общего выигрыша потребителей и производителей равно:

 

ΔSW = ΔCS + ΔPS = —А – В + А – С – D = —В – С – D.

 

Итак, при установлении правительством максимальной и минимальной цен общий выигрыш экономических агентов на рынке совершенной конкуренции уменьшается по сравнению с ситуацией равновесия.

Теперь рассмотрим косвенные методы государственного регулирования рынка на примере налогообложения и субсидирования производителей. Допустим, правительство проводит борьбу с курением. При этом оно считает, что одной из причин распространения этой вредной привычки среди населения являются слишком низкие цены на сигареты. Тогда правительство может ввести количественный налог на выпуск сигарет, что приведёт к сокращению производства данного товара и увеличению его цены.

Аналогичный результат достигается и при установлении ценового «пола». Но в этом случае часть выигрыша потребителей сигарет (площадь прямоугольника А на рисунке 17) перейдёт к производителям данного товара. И если площадь прямоугольника А окажется больше, чем площадь треугольника С, то выигрыш производителей сигарет увеличится в сравнении с ситуацией нерегулируемого рынка. Это несправедливо с этической точки зрения, так как, «штрафуя» курильщиков, государство фактически поддерживает тех, кто распространяет эту вредную привычку среди населения. Кроме того, прямое регулирование цен может вызвать негативную реакцию либерально настроенной части электората. Поэтому методы косвенного регулирования рынка часто оказываются предпочтительнее для правительства.

Пусть правительство вводит количественный налог на выпуск сигарет. Тогда каждая пачка сигарет облагается налогом по фиксированной налоговой ставке t. Если, например, t = 5 рублей за единицу, то все предприятия данной отрасли должны перечислять государству 5 рублей с каждой произведённой пачки сигарет. Значит, общая величина налога, перечисляемая в государственный бюджет (Т), непосредственно зависит от объёма выпуска (Q):

 

Т = t × Q.

 

После введения количественного налога кривая предложения каждого товара сдвигается вверх на величину налоговой ставки, и объём производства сигарет у всех предприятий сокращается. Кривая рыночного предложения тоже сместится вверх на величину налоговой ставки t при каждом значении объёма выпуска Q. Отраслевой выпуск продукции уменьшится с Q* до Qt, а цена пачки сигарет возрастёт с Р* до Рt (рисунок 18). В результате принятых государством мер потребление сигарет сократится.

 

Q
St
S

 

 

Рисунок 18

 

Как изменится в этой ситуации выигрыши потребителей и производителей? Потребители, покупая Qt пачек сигарет, должны платить за каждую пачку более высокую цену, чем раньше. Это приводит к сокращению их выигрыша на величину площади прямоугольника А (рисунок 18). Цена, по которой потребители покупают на рынке товар, называется ценой спроса и обозначается Рd. В данном случае она совпадает с рыночной ценой Рt. Потребители теряют и площадь треугольника В, потому что не могут покупать сигареты в прежнем количестве. Изменение в их выигрыше равно:

 

ΔCS = —А – В.

 

Производители сигарет продают теперь свой товар по более высокой цене – Рt. Но реальная цена, которую они получают за каждую пачку сигарет, составляет Рs = Рt – t, так как они отчисляют государству t рублей с каждой пачки (рисунок 18). Это реальная цена, которую они получают, называется ценой предложения и обозначается Рs. В данном случае она ниже равновесной цены Р*, что уменьшает выигрыш производителей сигарет на величину, обозначенную как площадь прямоугольника С.

Сокращение объёма продаж с Q* до Qt уменьшает их выигрыш ещё и на величину площади треугольника D (рисунок 18). Изменение выигрыша производителей составляет:

 

ΔPS = —С – D.

 

Следует учесть, что в данной ситуации (в отличие от рассмотренных выше случаев правительственного контроля над ценами) государство получает определённый доход от налогового сбора (Т):

 

Т = t × Q.

 

Можно сказать, что после введения количественного налога на выпуск сигарет выигрыш государства (GS) изменился на величину, равную сумме площадей прямоугольника А и прямоугольника С (рисунок 18):

 

ΔCS = А + С.

 

Таким образом, правительство добилось поставленной цели – объём потребления сигарет в стране сократился. Кроме того, увеличились доходы государственного бюджета. Очевидно, что регулирование рынка сигарет путём налогообложения предпочтительнее для правительства, чем регулирование этого рынка посредством установления ценового «пола».

Но при введении количественного налога также возникают безвозвратные потери, или потери «мёртвого груза» (DWL). Действительно, часть выигрыша, потерянная потребителями сигарет и равная площади прямоугольника А, переходит к государству и увеличивает его выигрыш. Она не является потерей для общества в целом. Другая часть выигрыша, потерянная потребителями и равная площади треугольника В, не достаётся никому – она безвозвратно потеряна для общества. Никому не достаётся и часть выигрыша, потерянная производителями сигарет и равная площади треугольника D. Другая часть выигрыша, потерянная производителями и равная площади треугольника С, переходит к государству и увеличивает его выигрыш. Таким образом, безвозвратные потери на рынке сигарет от введения количественного налога составляют:

 

ΔSW = ΔCS + ΔPS + ΔCS = —А – В – С – D + А + С = —В – D.

 

Рассмотрим влияние количественных субсидий на параметры рыночного равновесия. Снова предположим, что правительство проводит демографическую политику, направленную на увеличение рождаемости, и считает, что одной из причин низкой рождаемости являются слишком высокие цены на детское питание. Мы показали, что решение данной проблемы путём установления ценового «потолка» порождает дефицит данного продукта на легальном рынке и может привести к возникновению «чёрного рынка». Снижения цены на детское питание может добиться и посредством предоставления и количественной субсидии. При этом производство и потребление данного продукта возрастут.

 

Рd = Psub

 

Пусть правительство предоставляет всем предприятиям-производителям детского питания количественную субсидию. Это означает, что каждая единица производимой продукции субсидируется по фиксированной ставке sub. Например, если sub = 10 рублей за единицу, то предприятие за каждую произведённую единицу товара получает от государства 10 рублей, а общая величина количественной субсидии зависит от объёма выпуска предприятий. В результате кривая рыночного предложения смещается вниз на величину ставки субсидирования при каждом значении объёма выпуска Q, отраслевой выпуск продукции возрастает, а цена единицы продукции снижается (рисунок 19).

 

 

Рисунок 19

 

Как изменяется в этой ситуации выигрыши потребителей и производителей? Потребители, покупая Qsub единиц детского питания, платят теперь за каждую единицу меньше, чем раньше. Цена спроса (Рd) в данном случае совпадает с рыночной ценой (Рsub), которая установилась после введения количественной субсидии. Это приводит к увеличению выигрыша потребителей на величину площади прямоугольника А (рисунок 19). Потребители получают дополнительный выигрыш (площадь треугольника В) ещё и потому, что могут теперь покупать детское питание в большем количестве, чем до введения субсидии. Изменение в выигрыше потребителей составляет:

 

ΔCS = А + В.

 

Производители детского питания продают теперь свой товар по цене Рsub. Но реальная цена, которую они получают за каждую проданную единицу товара, составляет Рs = Рsub + sub, так как они получают от государства sub рублей за каждую единицу товара (рисунок 19). Цена предложения (Рs) в данном случае оказывается выше первоначальной равновесной цены Р*, и это приводит к увеличению выигрыша производителей детского питания на величину площади прямоугольника К. Кроме того, рост объёма продаж с Q* до Qsub увеличивает их выигрыш ещё и на величину площади треугольника С (рисунок 19). Изменение выигрыша производителей в итоге равно:

 

ΔPS = К + С.

 

Таким образом, правительство добилось поставленной цели – объём потребления детского питания в стране вырос. При этом снизилась цена данного товара, а выигрыши потребителей и производителей увеличились. Очевидно, что регулирование рынка детского питания путём предоставления количественной субсидии предпочтительнее для потребителей и производителей, чем регулирование этого рынка посредством установления ценового «потолка». Оно может оказаться и более действенным с точки зрения результативности демографической политики.

Но следует учесть, что данный способ регулирования рынка (в отличие от всех рассмотренных выше) является высокозатратным для государства, которое несёт большие расходы по субсидированию предприятий. Величина этих расходов (Е) может быть определена по формуле:

 

Е = sub × Qsub.

 

Можно сказать, что после предоставления количественной субсидии выигрыш государства (GS) уменьшится на величину, равную сумме площадей геометрических фигур А, С, В, К и М (рисунок 19):

 

ΔGS = —А – С – В – К – М.

 

Значит, и в результате предоставления количественной субсидии возникают безвозвратные потери. Действительно, одна часть расходов правительства на субсидирование увеличивает выигрыш потребителей детского питания (площади фигур А и В), другая часть расходов государства увеличивает выигрыш производителей детского питания (площади фигур К и С). А третья часть расходов на субсидирование (площадь треугольника М) является безвозвратными потерями для общества, так как не достаётся никому. Изменение общего выигрыша экономических агентов составляет:

 

ΔSW = ΔCS + ΔPS + ΔCS = А + В + С + К – А – В – С – К – М = —М.

 

Мы рассмотрели некоторые инструменты государственного регулирования рынков и обнаружили, что все они приводят к уменьшению общего выигрыша экономических агентов по сравнению с ситуацией равновесия на совершенно конкурентном рынке. Поэтому не случайно многие экономисты выступают против государственного вмешательства в работу рыночного механизма цен. Однако на практике правительства всех стран в большей или меньшей степени регулируют национальные рынки. Экономическая целесообразность не всегда является единственной целью государственной политики. Большую роль в выборе приоритетов играют соображения социального характера (улучшение демографической ситуации в стране, более справедливое распределение доходов в обществе, оздоровление нации), протекционистской политики (поддержка отечественных производителей) и другое.

В некоторых случаях (например, при монополии или при наличии внешних эффектов) государственное регулирование может, напротив, устранить безвозвратные потери и тем самым увеличить общий выигрыш экономических агентов. Поэтому очень важно в каждом конкретном случае тщательно анализировать все положительные и отрицательные последствия государственного вмешательства в работу рынка и, только взвесив все «за» и «против», принимать окончательное решение [21].

 



Повторение

 

Контрольные вопросы

1. В плановой экономике существовало огромное количество ненужных товаров. В чём причина этого явления?

2. Почему в плановой экономике не срабатывает закон спроса и предложения?

3. В чём различие и в чём сходство законов рынка и законов природы? Свой ответ обосновать.

4. Что необходимо сделать правительству, чтобы при продаже валюты на валютном рынке предложение и спрос на неё были более эластичными? Свой ответ аргументировать.

5. «Закон спроса действует, потому что у потребителей есть возможность замены. Закон предложения действует, потому что у производителей есть возможность замены». Пояснить эти высказывания.

6. Цена продукта меняется в зависимости от времени и места. С помощью закона спроса и предложения объяснить различие в ценах в приведённых ниже примерах.

а) дыни в январе дороже, чем в июле

б) хлеб утренней выпечки дороже, чем хлеб изготовленный вчера

в) банка «Колы» дороже на пляже, чем в супермаркете

г) питьевая вода дороже там, где грунтовые воды загрязнены, и дешевле там, где они чище

д) зимняя одежда в ноябре дороже, чем в марте

7. Почему на графике кривые спроса и предложения направлены в разные стороны?

8. Почему каждому предпринимателю необходимо знать законы спроса и предложения?

Задача № 1

В таблице 1 перечислены факторы, которые оказывают неоднозначное влияние на спрос и предложение.

Таблица 1

 

Факторы возможного влияния Сдвиг кривой спроса Движение вдоль кривой спроса Сдвиг кривой предложения Движение вдоль кривой предложения
Изменение цен конкурирующих товаров        
Внедрение новой технологии        
Изменение моды на товар        
Изменение потребительских доходов        
Изменение цен на сырьё        

 

Отметить знаком «+» те факторы, которые вызывают эффект изменения спроса и предложения. Продемонстрировать этот эффект на графике с кривыми спроса и предложения.

Задача № 2

Составить график спроса и предложения, если цена спроса и предложения изменяется от 1000 до 5000 рублей. Величина спроса при этом изменяется от 5000 до 20.000 штук, а величина предложения от 7000 до 30.000 штук.

Задача № 3

Таблица 2

Ситуация на рынке видеокассет

 

Цена, денежная единица 8 16 24 32 40
Спрос, млн. штук 70 60 50 40 30
Предложение, млн. штук 10 30 50 70 90

 

Нарисовать график спроса и предложения видеокассет.

а) Какая ситуация сложится на рынке – возникает излишек или дефицит кассет – при цене 8 денежных единиц за кассету. Определить объём излишков (дефицитов).

б) Какая ситуация сложится на рынке – возникает излишек или дефицит кассет – при цене 32 денежных единицы за кассету. Определить объём излишков (дефицитов).

в) Чему равна равновесная цена видеокассет на этом рынке?

г) Рост потребительских расходов повысил спрос населения на видеокассеты на 15 млн. штук на каждом уровне цены. Каковая будет равновесная цена и равновесный объём производства видеокассет?

 



Дата: 2019-02-25, просмотров: 293.