1. Под убийством в УК РФ понимается:
1.лишение жизни другого человека
2.умышленное причинение смерти другому человеку
3.противоправное, умышленное или неосторожное лишение жизни человека
4.посягательство на жизнь другого человека, включающее причинение смерти другому человеку, либо причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего.
2.Началом жизни признается момент когда:
1. происходит полное отделение родившегося ребенка от организма матери
2.установлено начало дыхания родившегося ребенка
3.начались физиологические роды
4.у беременной женщины зафиксировано движение плода.
3.Конечным моментом жизни человека признается:
1.прекращения дыхания и сердцебиения
2.исчезновение пульсации в крупных артериях
3.прекращение снабжения тканей организма кислородом
4.необратимых органических изменений в головном мозге и центральной нервной системе.
4.Покушение на убийство возможно:
1.только с прямым умыслом
2.как с прямым, так и с косвенным умыслом
3.при легкомыслии
4.с прямым или косвенным умыслом, а также при легкомыслии.
5. Определите мотив убийства, исключающий уголовную ответственность по ч. 1 ст. 105 УК РФ:
1.ревность
2.месть
3.хулиганские побуждения
4. личные неприязненные отношения.
6. Определите мотив убийства, исключающий
уголовную ответственность по ч. 2 ст. 105 УК РФ:
1.хулиганские побуждения
2.корысть
3. ревность
4. кровная месть.
7.Убийство, совершенное с особой жестокостью имеет место, если:
1.способ самого убийства был заведомо для виновного сопряжен с особыми страданиями жертвы
2.нанесение большого количества ударов жертве, обусловленное случайным выбором орудия
1.сопровождалось глумлением над трупом
2.все ответы правильные.
2. Определите обязательный признак объективной стороны преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 106 УК РФ (убийство матерью новорожденного ребенка):
1. убийство матерью новорожденного ребенка с особой жестокостью
2. убийство матерью новорожденного ребенка в условиях
психотравмирующей ситуации
3.убийство матерью новорожденного ребенка по истечении месяца после родов
4. убийство матерью новорожденного ребенка в состоянии душевного волнения.
3.Убийство при превышении пределов необходимой обороны (ст. 108 УК РФ) может быть совершено:
1. как с прямым, так и с косвенным умыслом
2. только с прямым умыслом
3. только с косвенным умыслом
4. с преступным легкомыслием.
4.Преступление, предусмотренное ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства) считается оконченным:
1.с момента совершения предварительных действий, образующих объективную сторону данного преступления
2.с момента покушения потерпевшего на самоубийство
3.с момента покушения потерпевшего на самоубийство, либо фактического самоубийства
4.с момента наступления смерти в результате самоубийства.
Результат освоения: уметь анализировать во взаимосвязи уголовно-правовые явления.
Задания для оценки сформированности навыков ОПК-1, ПК-4; ПК-5,ПК-6; ПК-12, ПК-16.
Решение задач. Практикум Уголовное право России. Особенная часть./ Под ред. С.С.Тихоновой. Практикум размещен на сайте юридического факультета
См. www.unn.ru.|Law|
1. Общие методические рекомендации по решению задач.
Целью решения задач на семинарских (практических) занятиях по Особенной части уголовного права России является максимальное приближение студентов к пониманию сущности деятельности правоприменителя (судебно-следственных органов Российской Федерации), выработка навыков самостоятельного решения конкретных практических вопросов, непосредственного применения полученных теоретических знаний. Студенты должны научиться свободно ориентироваться в уголовном законодательстве, понимать его содержание, идейный контекст. Об усвоении пройденного уголовно-правового материала (нормативно-правового, лекционного, разъяснений Пленума Верховного суда РФ, учебной и иной рекомендуемой кафедрой уголовного права научной литературы, опубликованной судебной практики) свидетельствует четкое изложение решения задачи на семинарском (практическом) занятии.
Предлагаемые для решения задачи (казусы) представляют собой фактический материал, построенный на конкретном уголовном деле либо сформированный по результатам обобщения и переработки нескольких уголовных дел. В процессе решения студенты должны исходить из того, что фактические данные, изложенные в задачах, предполагаются установленными и доказанными. Однако возможно (а в определенных случаях и необходимо) логическое домысливание некоторых обстоятельств, имеющих уголовно-правовое значение (например, о мотивах, которыми руководствовался виновный; о наличии сговора соучастников преступления на совместное совершение тех или иных действий и т.д.). Требованием к домысливаемым обстоятельствам является их относительная типичность, отсутствие абсурдности.
Решение казуса предполагает дачу развернутой, аргументированной уголовно-правовой оценки – квалификации содеянного всеми лицами, упомянутыми в задаче. Итоговый «буквенно-цифровой код» преступления должен включать точное указание статьи, части статьи, пунктов части статьи Особенной части УК РФ, под которые подпадает содеянное. В необходимых случаях студентами должна производиться ссылка на ст. 30, 33 Общей части УК РФ. Определение наказуемости содеянного не требуется. Однако студентам следует определить тяжесть совершенных преступлений и продумать вопрос о возможном освобождении лиц, указанных в задаче, от уголовной ответственности за содеянное на основании норм-примечаний к статьям Особенной части УК РФ либо положений Общей части УК РФ (гл. 11, 14).
Необходимо помнить, что в УК РФ, вступивший в силу с 1 января 1997 года[1], законодателем периодически вносятся существенные изменения и дополнения, в связи с чем в процессе решения задач следует пользоваться только действующей редакцией соответствующих уголовно-правовых норм, перепроверив ее. Обращаясь к источникам толкования уголовного закона для уяснения содержания уголовно-правовых предписаний, следует помнить об их иерархичности:
– официальное толкование, имеющее обязательную силу для правоприменителя (постановления Пленума Верховного суда РФ);
– доктринальное толкование, имеющее рекомендательную силу для правоприменителя (комментарии к УК РФ, учебная литература). В связи с вариативностью доктринальной правоинтерпретации студенты должны при решении задачи указывать авторство теоретика, толкующего уголовный закон, чья позиция была положена в основу разбора казуса.
Решение задачи должно начинаться с предварительного вывода о наличии либо отсутствии в деянии определенного лица признаков основного состава какого-либо преступления, после чего данный вывод следует аргументировать, выстраивая аргументы в последовательности: объект – объективная сторона – субъективная сторона – субъект. При этом сначала необходимо обратиться к законодательной характеристике рассматриваемого элемента состава преступления, затем – к изложенным в задаче фактам и сопоставлять одно с другим.
Характеризуя объект состава преступления, следует помнить о целесообразности уточнения, помимо самого объекта, законодательно обозначенных признаков предмета преступления и (или) потерпевшего. После этого следует определиться с фактическими обстоятельствами и указать, подходят ли указанные в условиях задачи предмет и (или) потерпевший под законодательно обозначенные признаки.
Характеризуя объективную сторону состава преступления, необходимо указать на специфику его законодательной конструкции: формальный/материальный; простой/сложный/альтернативный. Далее следует представить законодательную характеристику общественно опасного деяния (действия или бездействия) и при наличии таковых в составе – общественно опасного последствия и иных объективных признаков. После этого целесообразно определиться с фактическими обстоятельствами и указать, подходят ли указанные в условиях задачи деяния, последствия, время, место, способ, обстановка, орудия и средства совершения преступления под законодательно обозначенные признаки, может ли считаться рассматриваемое преступление оконченным.
Если преступление было прервано на стадии приготовления или покушения, основываясь на положениях ст. 30 УК РФ, необходимо отразить объективные признаки данных стадий и сравнить их с имеющимися в условиях задачи фактическими обстоятельствами.
Характеризуя субъективную сторону состава преступления, необходимо указать на форму и виды вины, мотивы и цели совершения преступления, предусмотренные (либо предполагающиеся) конкретной статьей Особенной части УК РФ. В случае, когда форма вины не указана в тексте конкретной статьи Особенной части УК РФ, следует уточнить, как она определяется. Аналогичным образом необходимо решать вопрос относительно видов вины: в каких составах преступления возможен только прямой умысел; в каких составах преступления возможен умысел любого вида (прямой и косвенный); существуют ли составы неосторожных преступлений, в которых вина ограничена лишь одним видом (легкомыслием или небрежностью). После этого целесообразно определиться с фактическими обстоятельствами и указать, подходят ли обозначенные в условиях задачи субъективные признаки под законодательно предусмотренные (либо предполагающиеся). При отсутствии точного указания мотивации содеянного следует устанавливать ее, по возможности опираясь на изложенные в условиях задачи объективные обстоятельства совершения преступления. Уточнять эмоциональное состояние виновного по условиям задачи необходимо лишь в случаях, когда проверяется возможность вменения лицу статьи Особенной части УК РФ, включающей указание на аффект.
Если условия задачи свидетельствуют о совершении лицом умышленного преступления, следует указать, является умысел виновного:
– конкретизированным (определенным) или неконкретизированным (неопределенным);
– заранее обдуманным или внезапно возникшим.
Характеризуя субъекта состава преступления, необходимо указать на возраст, с которого наступает уголовная ответственность за данное преступление, вменяемость и иные признаки, если они закреплены (либо предполагаются) конкретной статьей Особенной части УК РФ. После этого целесообразно определиться с фактическими обстоятельствами и указать, подходят ли обозначенные в условиях задачи признаки субъекта под законодательно предусмотренные (либо предполагающиеся). При этом в процессе решения студенты должны исходить из того, что все виновные лица, указанные в казусах, являются вменяемыми.
Установив все элементы основного состава преступления, можно приступать к уточнению квалификации содеянного на основании правил квалификации преступлений: вменению квалифицирующих (привилегирующих) признаков; дополнительной квалификации содеянного по совокупности преступлений.
Внимание!
– Если лицо совершило несколько преступлений, каждый состав преступления следует анализировать отдельно по единой стандартной схеме.
– Если по условиям задачи одно преступление совершали несколько лиц, анализ основного состава преступления, а затем и квалифицированного (привилегированного) необходимо делать в отношении всех соучастников, подчеркивая имеющиеся особенности в выполнении объективной стороны преступления исходя из распределения ролей между соисполнителями, специфику функций организатора, подстрекателя и пособника с учетом положений ст. 33 УК РФ. При наличии признаков преступной группы нужно точно определиться с ее видом (формой соучастия) с учетом положений ст. 35 УК РФ.
Задачи должны быть прорешаны письменно. Текст решения может быть изложен от руки в специальной тетради либо выполнен на компьютере на прошитых листах формата А4 (цвет фона – белый) и оформлен шрифтом с размером в 14 пунктов (размер межстрочного интервала – полуторный). Оформление иллюстративных материалов (таблиц, рисунков и т.д.) – произвольное.
При возникновении проблем с решением задач студент имеет право своевременно обратиться за консультацией к лектору либо преподавателю, проводящему в соответствующей группе семинарские (практические) занятия.
Примерные задачи для решения :
1.Семь авиационных пушек, хранившихся на складе воинской части, с разрешения вышестоящего командования были вывезены со склада и «уничтожены» путем затопления их в пожарном водоеме, расположенном в запретной зоне за территорией части и поста по охране склада, в десяти метрах от внешнего ограждения. Жители военного городка из состава гражданского персонала ВСРФ Исламов и Лаптев знали об этом. Решив завладеть и продать вооружение, они при помощи багра извлекли из водоема 3 авиционные пушки, перевезли в военный городок и спрятали в сарае. Через неделю Исламов и Лаптев передали пушки за обусловленную сумму гражданину Почечуеву, но вскоре были задержаны работниками милиции
Квалифицируйте содеянное Исламовым и Лаптевым.
2. Неретин на рынке в Лужниках купил у неустановленного лица неисправный пистолет Макарова, а затем незаметно подменил его на аналогичный пистолет у своего друга Воронина, работавшего в милиции. В последующем он намеревался использовать пистолет для разбойных нападений, однако выполнить задуманное не удалось. Квалифицируйте деяния Неретина.
3. Около двух часов ночи Ланец и Горбатенко в одном из дворов жилого района распивали спиртные напитки, громко кричали, пинали и раскачивали машины припаркованные к жилым домам, так что срабатывала установленная на них сигнализация. В ответ на замечания прекратить действия, сделанное работником милиции, Ланец и Горбатенко набросились на него, свалили на землю, избили и обобрав пистолет, произвели в него выстрел, но промахнулись, после этого с места преступления скрылись. На следующий день они были задержаны, пистолет, изъятый ими, был обнаружен в сарае, принадлежащем Горбатенко.
Примерный перечень тем для написания выпускных квалификационных работ по Уголовному праву.
100.Ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем.
101.Примечания к статьям Уголовного кодекса Российской Федерации: понятие, значение и виды.
102. Преступное сообщество как одна из форм соучастия: проблемы законодательного определения и научная дискуссия.
103. Имущество как уголовно-правовая категория.
104. Уголовно-правовое регулирование народных обычаев.
105.Уголовное наказание: эволюция и современное состояние.
106. Неоднократность как криминообразующий признак по уголовному законодательству России.
Тему ВКР студенты также могут выбрать с учетом своих научных интересов по согласованию с заведующим кафедрой и научным руководителем, а также по предложениям организаций юридического профиля.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 325.