Работа над основной и дополнительной литературой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изучение рекомендованной литературы следует начинать с учебников и учебных пособий, затем переходить к нормативно-правовым актам, научным монографиям и материалам периодических изданий. Конспектирование – одна из основных форм самостоятельного труда, требующая от студента активно работать с учебной литературой и не ограничиваться конспектом лекций.

Студент должен уметь самостоятельно подбирать необходимую для учебной и научной работы литературу. При этом следует обращаться к предметным каталогам и библиографическим справочникам, которые имеются в библиотеках.

Для аккумуляции информации по изучаемым темам рекомендуется формировать личный архив, а также каталог используемых источников. При этом если уже на первых курсах обучения студент определяет для себя наиболее интересные сферы для изучения, то подобная работа будет весьма продуктивной с точки зрения формирования библиографии для последующего написания дипломного проекта на выпускном курсе.

Самоподготовка к практическим занятиям

При подготовке к практическому занятию необходимо помнить, что данная дисциплина тесно связана с ранее изучаемыми дисциплинами..

На семинарских занятиях студент должен уметь последовательно излагать свои мысли и аргументировано их отстаивать.

Для достижения этой цели необходимо:

       1) ознакомиться с соответствующей темой программы изучаемой дисциплины;

       2) осмыслить круг изучаемых вопросов и логику их рассмотрения;

       3) изучить рекомендованную учебно-методическим комплексом литературу по данной теме;

       4) тщательно изучить лекционный материал;

       5) ознакомиться с вопросами очередного семинарского занятия;

       6) подготовить краткое выступление по каждому из вынесенных на семинарское занятие вопросу.

Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ дисциплины, раскрытия сущности основных положений, проблемных аспектов темы и анализа фактического материала.

При презентации материала на семинарском занятии можно воспользоваться следующим алгоритмом изложения темы: определение и характеристика основных категорий, эволюция предмета исследования, оценка его современного состояния, существующие проблемы, перспективы развития. Весьма презентабельным вариантом выступления следует считать его подготовку в среде Power Point, что существенно повышает степень визуализации, а, следовательно, доступности, понятности материала и заинтересованности аудитории к результатам научной работы студента.

                   Изучая курс Особенной части уголовного права, студенты должны опираться на основные положения Конституции РФ, Уголовный кодекс РФ; законы и постановления Федерального Собрания, указы Президента РФ в области борьбы с правонарушениями и преступностью, Постановления Пленумов Верховного Суда СССР, РФ. При этом необходимо иметь ввиду, что некоторые постановления Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР не утратили своего значения и продолжают действовать полностью или частично, если они не противоречат Конституции РФ и уголовному законодательству.

       Выработка научного мировоззрения у студентов предполагает знание различных взглядов и точек зрения, имеющихся в науке уголовного права по некоторым дискуссионным вопросам. Студент должен критически осмыслить эти научные позиции выработать свое к ним отношение. Поэтому при подготовке к занятиям не следует ограничиваться изучением только учебников; весьма полезно ознакомиться с дополнительной научной литературой, список которой прилагается к каждой теме.

Как, показывает опыт, наиболее эффективным методом ведения занятий, приближающим к условиям будущей деятельности студентов является решение задач. Это способствует закреплению теоретических знаний и развивает умение применить данные знания на практике.

В процессе изучения уголовного права студенты должны приобрести навыки исследовательской работы, правильно ориентироваться в действующем уголовном законодательстве, грамотно толковать и применять его положения.

                   Объем изучаемого курса определяется содержанием государственного образовательного стандарта и программой по уголовному праву.

Наиболее фундаментальные вопросы, необходимые для правильной ориентации в уголовном законодательстве, рассматриваются на лекционных занятиях. Студенту рекомендуется вести конспект лекций, а затем использовать его в процессе самостоятельной работы над курсом, сопоставляя с материалом учебников и учебных пособий, дополняя конспект ответами на вопросы, не рассмотренные на лекционных занятиях.

       Преступление всегда существует как целое и неделимое явление, поэтому, давая конкретный ответ по анализу той или иной уголовно - правовой нормы следует придерживаться определенной схемы:

  1. Дать социальную характеристику данного преступления.
  2. Квалифицировать преступление, указав на юридические признаки состава преступления, виды состава этого преступления. Отграничить рассматриваемый состав от смежных составов преступлений и иных правонарушений.
  3. Выделить объекты преступления (родовой, видовой, непосредственный). Охарактеризовать предмет преступления.
  4. Раскрыть содержание объективной стороны состава преступления, проанализировать ее основные и факультативные признаки. Определить момент окончания преступления.
  5. Дать характеристику субъективной стороны состава преступления, выделив основные и факультативные признаки.
  6. Раскрыть особенности субъекта.
  7. Если имеются квалифицирующие признаки, то их охарактеризовать, в необходимых случаях сослаться на Постановления Пленума Верховного суда РФ, СССР, РСФСР.

Студенты сдают зачет в 4 семестре, в 5 семестре выполняют курсовую работу и сдают экзамен по курсу Особенной части уголовного права.

При подготовке к семинарскому и практическому занятиям студентам следует ознакомится с соответствующими положениями УК РФ (желательно использовать УК РФ с постатейным приложением нормативных материалов). Для свободного ориентирования в уголовном законодательстве следует ознакомиться с руководящими постановлениями (разъяснениями) Пленума Верховного Суда РФ. Изучить специальную учебную литературу и другой научный материал, рекомендованный по изучаемой теме.

Следует использовать программное обеспечение и Интернет-ресурсы: 1).глобальная сеть Интернет; 2) Программа информационной поддержки российской науки и образования; 3) Система Консультант плюс; 4) система Гарант.

Основным источником уголовного права России является Уголовный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 24 мая 1996 года, вступивший в силу с 1 января 1997 года.

Следует учитывать, что законодателем периодически вносятся существенные изменения и дополнения в УК РФ.

Самостоятельная работа студента при подготовке к зачету и экзамену.

Контроль выступает формой обратной связи и предусматривает оценку успеваемости студентов и разработку мер по дальнейшему повышению качества подготовки современных менеджеров.   

Итоговой формой контроля успеваемости студентов по учебной дисциплине « Уголовное право ( особенная часть) является экзамен ( 5 семестр), промежуточным итоговым контролем -зачет ( 4 семестр).

Бесспорным фактором успешного завершения очередного модуля является кропотливая, систематическая работа студента в течение всего периода изучения дисциплины (семестра). В этом случае подготовка к экзамену будет являться концентрированной систематизацией всех полученных знаний по данной дисциплине.

В начале семестра рекомендуется внимательно изучить перечень вопросов к экзамену по данной дисциплине, а также использовать в процессе обучения программу, другие методические материалы, разработанные кафедрой по данной дисциплине. Это позволит в процессе изучения тем сформировать более правильное и обобщенное видение студентом существа того или иного вопроса за счет:

       а) уточняющих вопросов преподавателю;

       б) подготовки докладов по отдельным темам, наиболее заинтересовавшие студента;

       в) самостоятельного уточнения вопросов на смежных дисциплинах;

       г) углубленного изучения вопросов темы по учебным пособиям.

Кроме того, наличие перечня вопросов в период обучения позволит выбрать из предложенных преподавателем учебников наиболее оптимальный для каждого студента, с точки зрения его индивидуального восприятия материала, уровня сложности и стилистики изложения.

После изучения соответствующей тематики рекомендуется проверить наличие и формулировки вопроса по этой теме в перечне вопросов к экзамену, а также попытаться изложить ответ на этот вопрос. Если возникают сложности при раскрытии материала, следует вновь обратиться к лекционному материалу, материалам практических занятий, уточнить терминологический аппарат темы, а также проконсультироваться с преподавателем.

Изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет

Ресурсы Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым материалам.

Содержание самостоятельной работы (по разделам).

 Раздел 1. Понятие и система Особенной части уголовного права. Квалификация преступлений понятие, процесс и значение

Задание 1.

1. Ответьте, почему уголовный закон является основой квалификации преступлений?

2. Какие правовые нормы могут быть использованы в процессе квалификации преступления?

3. Дайте понятие пробела в праве. Какие способы устранения проблема Вы можете назвать?

4. Почему запрещается применение уголовного закона по аналогии?

5. Какие факторы учитываются при квалификации преступлений?

6. Что такое - «субъективное вменение» и почему запрещено «объективное вменение»?

7.Какие особенности квалификации при наличии специальных признаков субъекта преступления?

 

Раздел 2. Преступления против жизни и здоровья

Задание 1.

1. Проведите сравнительно-правовой анализ ответственности за преступления против жизни и здоровья с уголовным законодательством зарубежных стран.

2. Какие виды преступлений против жизни и здоровья предусматривает уголовный закон РФ?

3. По каким критериям и как дифференцируется ответственность за убийство?

4. Понятие убийства, виды.

5. Что следует понимать под беспомощным состоянием потерпевшего?

6. Какие признаки характерны для убийства двух и более лиц ?

7. Доведение до самоубийства.

8. По каким критериям и как дифференцируется ответственность за причинение вреда здоровью ?

9.Какие квалифицированные и особо квалифицированные виды причинения тяжкого вреда здоровью предусматривает уголовный закон ?

10. Какие преступления ставят в опасность причинения вреда здоровью человека?

Задание 2.

1.Решение задач, предложенных преподавателем.

 

Раздел 3. Преступления против свободы, чести и достоинства личности

Задание 1.

1. Какие виды преступлений против свободы, чести и достоинства предусматривает уголовный закон ?

2. Какие признаки характерны для состава похищения человека? Перечислите квалифицированные виды.

3. Какие признаки характерны для состава незаконного лишения свободы. Как отграничить незаконное лишение свободы от похищения человека и захвата заложника?

4. Можно ли распространение ложных, но не порочащих сведений квалифицировать как клевету ?

5. Торговля людьми .

6. Использование рабского труда.

7. Отличие клеветы от заведомо ложного доноса.

 

Раздел 4. Преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности

Задание 1.

1. Каковы виды половых преступлений?

2. Каковы объективные и субъективные признаки изнасилования?

3. Как определяются приготовление, покушение. Добровольный л отказ при изнасиловании ?

4. В чем состоят насильственные действия сексуального характера ?

5. Проведите сравнительно-правовой анализ ответственности за преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности с уголовным законодательством зарубежных стран.

6. Как определяется понуждение к действиям сексуального характера.?

7. Влияние девиантного сексуального поведения на совершение преступлений.

 

Раздел 5. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина

 Задание 1.

1. В чем может быть выражено нарушение равноправия граждан ?

2.Чем отличается нарушение неприкосновенности жилища от самоуправства?

3. Каковы могут быть формы воспрепятствования проведению собрания , митинга, демонстрации ?

4. Отказ в предоставлении гражданину информации.

5.Фальсификация итогов голосования.

6.Воспрепятствоание законной профессиональной деятельности журналистов

Задание 2.

1.Решение задач, предложенных преподавателем.

 

Раздел 6. Преступления против семьи и несовершеннолетних

Задание 1.

1. Субъекты вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления и антиобщественные действия.

2.Злостное уклонение от уплаты алиментов

3. В чем опасность разглашения тайны усыновления ?

4. Условия уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних.

4. Подмена ребенка.

Задание 2.

1. Решение задач, предложенных преподавателем.

2. Привести примеры из судебно-следственной практики на ошибки квалификации.

 

Раздел 7. Преступления против собственности

Задание 1.

1. Каковы признаки хищения ?

2. Каковы конструктивные признаки разбоя ?

3. Какие предметы имеют особую ценность?

4. Кража. Отличие от мошенничества, присвоения.

5. Вымогательство. Отличие от разбоя.

6. Отличие разбоя от насильственного грабежа.

7. Система преступлений против собственности по УК РФ.

8.В каких случаях наступает уголовная ответственность за уничтожение и повреждение чужого имущества?

9.Отличие мошенничества от причинения имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием.

Задание 2.

1. Решение задач, предложенных преподавателем.

2. Привести примеры из судебно-следственной практики на ошибки квалификации.

 

Раздел 8. Преступления в сфере экономической деятельности.

Задание 1.

1. По каким признакам законодатель выделил главу 22 в УК РФ?

2. В чем состоят особенности противоправности и общественной опасности преступлений в сфере экономической деятельности?

3. Что является родовым объектом для данной группы преступлений ?.

4. Каковы признаки содержащихся в статьях главы 22 УК РФ основных и квалифицированных составов?

5.Какова практическая значимость содержащихся в данной главе уголовно-правовых запретов?

6.Какова распространенность преступлений в сфере экономической деятельности ( по литературным источникам и собственному опыту)?

7. Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги.

8.Манипулирование рынком.

9. Что такое коммерческий подкуп?

Задание 2.

1. Решение задач, предложенных преподавателем.

 

Раздел 9. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка

1.Признаки террористического акта.

2. Какие признаки определяют бандитизм? Отличие от незаконного вооруженного формирования.

3. Хулиганство. Отличие от вандализма.

4.Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения.

5.Массовые беспорядки.

6. Какие составы преступлений, связанные с незаконным оборотом оружия, предусмотрены в УК РФ?

7. Какими признаками характеризуется состав пиратства?

Задание 2.

1. Решение задач, предложенных преподавателем.

2. Привести примеры из судебно-следственной практики.

 

Раздел 10. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности

Задание 1.

1.Общая правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

2. Наркомания: уголовно-правовые и медицинские проблемы. 3.Квалификация преступлений, связанных с незаконным использованием наркотических средств, по предмету посягательства.

4.Наркотизм и наркомания: основные направления борьбы и профилактики

5.Проблемы квалификации посева или выращивания запрещенных к возделыванию наркотикосодержащих культур.

6.Хищение наркотических средств: особенности состава преступления.

7. Преступления, связанные с нарушением сексуальных устоев общества.

8. Преступления, связанные с аморальным отношением к истории и культуре государства.

Задание 2.

1. Анализ судебно-следственной практики по делам о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности

Раздел 11. Экологические преступления.

Задание 1.

1.Юридическая ответственность за экологические правонарушения

2. Уголовно-правовая охрана вод и атмосферного воздуха

3. Уголовно- правовая охрана лесов.

4.Понятие, специфика и виды экологических преступлений

5.Незаконная добыча водных животных и растений.

6.Проблемы квалификации незаконной охоты.

7.Общественная опасность и противоправность в сфере экологии.

8.Каковы последствия экологических преступлений?

Задание 2.

1. Решение задач, предложенных преподавателем.

1.

Раздел 12. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

1. Понятие преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Назовите их виды.

2.В чем особенность составов преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации транспорта.

3.Каково содержание признаков составов иных преступлений в сфере функционирования транспорта ?

4.Отличия транспортных преступлений от нарушений правил охраны труда ?

5.Отличие транспортных преступлений от преступлений против личности, совершаемых с использованием транспорта.

Задание 2.

1.Решение задач, предложенных преподавателем.

 

Раздел 13 .Преступления в сфере компьютерной информации.

1. Отечественное законодательство в борьбе с компьютерными преступлениями
2. Неправомерный доступ к компьютерной информации

3. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ

 4. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети

5. Разновидности компьютерных преступлений

 

Раздел 14. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

1. Преступления, посягающие на безопасность государства.

2. Преступления, посягающие на основы конституционного строя.

3. Преступления, посягающие на конституционные основы политической системы РФ

4. Преступления, посягающие на конституционные основы национальных, расовых и религиозных отношений в РФ и на сохранность государственной тайны РФ.

5. Каковы юридические признаки состава диверсии. Приведите отличия от сходных составов преступлений.

 

Раздел 15. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

1. Антикоррупционная политика государства.

2. Субъекты должностных преступлений

3. Получение и дача взятки. Отличие от коммерческого подкупа.

4. Нецелевое расходование бюджетных средств.

Задание 2.

1. Решение задач, предложенных преподавателем.

2. Привести примеры из судебно-следственной практики.

 

Раздел 16. Преступления против правосудия.

1. Какова система преступлений против правосудия, по каким критериям она строится?

2. В чем выражается неуважение к суду?

3. Какие насильственные преступления против правосудия закреплены в УК РФ?

4. Каковы признаки укрывательства преступлений, предусмотренного ст. 316 УК РФ?

5.

Раздел 17.Преступления против порядка управления

1. Что является родовым объектом преступлений против порядка управления?

2. Формы насилия при совершении преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ.

3. Кто может быть потерпевшим от преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ?

4. Предмет преступлений, предусмотренных ст. 324, 325,327 УК РФ .

5. Дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.

6. Самоуправство. Отличие от вымогательства.

7. Организация незаконной миграции.

 

Раздел 18. Преступления против военной службы.

1. Субъекты преступлений против военной службы.

2. Понятие преступлений против военной службы.

3.  Дезертирство.

4. Последствия в преступлениях против порядка несения специальных видов военной службы.

5. Отличия преступлений против военной службы

Раздел 19. Преступления против мира и безопасности человечества

1. Классификация преступлений против мира и безопасности человечества.

2. Геноцид.

3. Экоцид

4. Что такое наемничество?

5. Преступления против международного сотрудничества.

 

3.2. Подготовка курсовой работы

 

В процессе изучения курса уголовное право России (Особенная часть) студенты должны подготовить курсовую работу, основное назначение которой – глубокое самостоятельное исследование конкретной проблемы уголовного права, попытка критического анализа теоретических работ и практики применения закона, а так же прогнозирование условий дальнейшего развития законодательства в этой области. Контролируя выполнение письменной работы, преподаватель способствует развитию у студентов навыков самостоятельного исследования материала, его анализа и формулирования выводов. Рекомендованные для подготовки курсовых работ источники подобраны с учетом существования различных точек зрения по избранной теме, поэтому не следует увлекаться частым цитированием работы одного или нескольких авторов. Следует изучить и рекомендованные журнальные статьи, где отражены новые взгляды на уголовно-правовые проблемы. Некоторые источники прошлых лет рекомендованы для изучения с целью выработки навыков критического осмысления отраженных в них позиций авторов. При этом необходимо помнить, что и в старых изданиях многие проблемы и категории теории государства и права разработаны с научных позиций и не являются политически и идеологически конъюнктурными. Сопоставление различных суждений – непременное условие выполнения научной работы. Теоретические положения работы должны подкрепляться примерами из опубликованной или местной судебной практики в количестве не менее трех с указанием источника.

   Особо следует подчеркнуть значение нормативного материала, используемого в курсовой работе. Каждый студент должен показать свое умение работать с нормативными актами. Ссылки на международно-правовые документы, Конституцию России, законы и подзаконные акты необходимо использовать при аргументации научных положений, которые нашли в них закрепление или требуют нормативной регламентации. При этом сноски на законодательство должны быть точны и сопровождаться указанием полного названия, даты и органа, принявшего данный акт. При изложении материала необходимо использовать не только нормативные правовые акты по выбранной теме, но и положения постановлений Пленумов Верховного Суда РФ (РСФСР) и СССР с обязательной ссылкой на каждый источник.

       При написании курсовой работы по Особенной части уголовного права не следует забывать о ее взаимосвязи с нормами Общей части. В случаях, когда работа посвящена исследованию конкретного вида преступления либо конкретного состава преступления, рекомендуется излагать материал по следующей схеме: определение понятия и места данного вида (состава) преступления в системе Особенной части; анализ родового, видового и непосредственного объектов, объективной стороны, субъективной стороны, субъекта; характеристика квалифицированного и особо квалифицированного составов (если они есть); отграничение от смежных составов преступлений (в необходимых случаях). Кроме того, при описании объективной стороны следует указать вид состава в зависимости от ее конструкции. Ссылки на источники оформляются в виде сносок, которые располагаются непосредственно под текстом работы и имеют порядковую нумерацию. Сноска должна содержать информацию об авторе, названии источника, месте и годе его издания, номере страницы.

    В библиографии указывается список использованной литературы, включающий разделы: 1) нормативные правовые акты; 2) основная и дополнительная литература; 3) статьи; 4) авторефераты и диссертации; 5) материалы судебной практики.

             Курсовая работа подписывается автором, ставится дата ее завершения.

Выбор темы курсовой работы определяется студентом самостоятельно из перечня предложенных тем. Выбор иной темы по согласованию с заведующим кафедрой уголовного права и процесса юридического факультета ННГУ или лектором, о чем делается соответствующая запись на титульном листе работы.

Структура курсовой работы: План. Введение. Основная часть (от трех до пяти глав, которые могут иметь деление на параграфы). Заключение. Библиографический список (представляет собой два самостоятельных перечня со сквозной нумерацией: список нормативно-правовых актов с указанием источников их официального опубликования; список научной и учебной литературы в алфавитном порядке).

При возникновении проблем со структурированием курсовой работы либо подбором научной литературы по избранной теме исследования студент имеет право своевременно обратиться за консультацией к лектору.

Текст курсовой работы должен быть выполнен на листах формата А-4 (цвет фона – белый) и оформлен прямым шрифтом светлого начертания (выделения текста шрифтом жирного или курсивного начертания, а также заглавными буквами или подчеркиванием допускается в исключительных случаях, обусловленных логикой изложения материала) с размером в 14 пунктов, а для сносок, располагающихся постранично, – с размером в 12 пунктов. Размер межстрочного интервала по всему тексту курсовой работы – полуторный; поля страниц – 3 см от внутреннего края и 1 см от внешнего. Объем работы – 25-30 страниц (превышение объема допускается по согласованию с зав.кафедрой уголовного права юридического факультета ННГУ или лектором). Страницы работы должны быть пронумерованы.

Абзацы в тексте курсовой работы начинаются с красной строки. Каждая строка абзаца, кроме концевой, выравнивается по ширине листа за счет равномерного расширения пробелов между словами. Переносы в словах не используются.

Оформление иллюстративных материалов (таблиц, графиков, рисунков и т.д.) – произвольное, в т.ч. с выполнением в различных цветовых гаммах, расположение – в виде приложений после заключения перед списком использованной литературы.

Курсовая работа сдается на проверку в подшитом виде и принимается к рецензированию только в случае соблюдения студентом всех требований к ее оформлению.

Устранение указанных в рецензии замечаний.

    Устранение указанных в рецензии замечаний научного руководителя и последующая защита представляет собой завершающую часть работы над исследованием и в некоторой степени выступает ее итогом.

    Получив письменную рецензию, студент внимательно изучает ее, а также замечания, указанные в тексте работы. Работа, выполненная только на базе учебника, не может быть признана самостоятельной и оценивается как неудовлетворительная.

    Если содержание работы не соответствует предъявляемым требованиям (не раскрыты вопросы, все переписано из одного, источника и т. д.), то курсовая работа направляется на доработку. Только после устранения указанных замечаний и доработки студент допускается к защите.

   Защита курсовой работы.    Курсовая работа представляет собой самостоятельное творческое исследование выбранной темы. Студенту необходимо показать знание закона, специальной литературы, умение их анализировать, высказывать и обосновывать свою позицию.

Защита курсовой работы проводится в установленные кафедрой сроки.

 В течение 5 – 7 минут, в соответствии с планом, кратко и убедительно излагается содержание работы, делается обзор использованной научной литературы, обобщаются основные выводы, вытекающие из темы исследования. Даются полные и аргументированные ответы на замечания рецензента и заданные в ходе защиты вопросы.

 Курсовая работа оценивается по пятибалльной шкале.

Положение о курсовой работе размещено на сайте юридического факультета в локальных актах. См. www.unn.ru.|Law|

 

Темы курсовых работ по уголовному праву (по одному человеку из группы на одну тему)

1. Давность привлечени­я к ответствен­ности по уголовному­ праву России.

2. Иные меры уголовно-правового характера и их роль в осуществле­нии задач уголовного­ права России.

3. Конфискаци­я имущества:­ историческ­ий, сравнитель­но-правовой и уголовно-правовой аспекты.

4. Проблемы назначения­ наказания несовершен­нолетним: теоретичес­кие и практическ­ие аспекты.

5. Обстоятель­ства, смягчающие­ наказание по уголовному­ праву.

6. Лишение свободы на определенн­ый срок: понятие, содержание­, виды исправительных учреждений­.

7. Крайняя необходимо­сть как обстоятель­ство, исключающе­е преступнос­ть деяния.

8. Условное осуждение: проблемы сущности и реализации­.

9. Конкуренци­я уголовно-правовых норм при квалификац­ии преступлен­ий.

10. Уголовное наказание в системе мер уголовно-правового воздействи­я: содержание­, проблемы совершенст­вования.

11. Проблемы теории и практики условно-досрочного­ освобожден­ия от отбывания наказания.

12. Институт помиловани­я: криминолог­ические и уголовно-правовые аспекты.

13. Формы и виды преступног­о деяния.

14. Прикоснове­нность к преступлен­ию: понятие, виды, ответствен­ность.

15. Срочные наказания в уголовном законодате­льстве и судебной практике.

16. Обоснованн­ый риск как обстоятель­ство, исключающе­е преступнос­ть деяния.

17. Принудител­ьные меры воспитател­ьного воздействи­я: сущность­ и проблемы реализации­.

18. Проблемы теории и практики дифференци­ации назначения­ наказания по совокупнос­ти преступлен­ий.

19. Понятие и виды предметов преступлен­ий в уголовном праве России.

20. Отсрочка отбывания наказания по российском­у и зарубежном­у законодате­льству.

21. Система наказаний в российском­ уголовном праву.

22. Обратная сила уголовного­ закона.

23. Проблемы уголовной ответствен­ности лиц с психически­м расстройст­вом, не исключающи­м вменяемост­и.

24. Дополнител­ьные наказания:­ их назначение­ и особенност­и отбывания.

25. Учение о составе преступлен­ия по уголовному­ праву России.

26. Формы множествен­ности преступлен­ий по действующе­му уголовному­ законодате­льству.

27. Невменяемо­сть: уголовно-правовое значение и проблемы отграничен­ия от вменяемост­и и ограниченн­ой вменяемост­и.

28. Ответствен­ность за криминальн­ые банкротств­а по УК РФ.

29. Неоконченн­ое преступлен­ие: теоретичес­кие модели, законодате­льные конструкци­и и проблемы их применения­.

30. Добровольн­ый отказ от преступлен­ия и его место в системе обстоятель­ств, освобождаю­щих от уголовной ответствен­ности.

31. Институт соучастия в преступлен­ии: сравнитель­но-правовой анализ.

32. Действие уголовного­ закона в пространст­ве: правовая регламента­ция.

33. Проблемы совершенст­вования института необходимо­й обороны в уголовном праве России.

34. Принципы уголовного­ права Российской­ Федерации.

35. Общие начала назначения­ уголовного­ наказания.

36. Мотив преступлен­ия и его уголовно-правовое значение.

37. Институт судимости по уголовному­ законодате­льству России.

38. Исполнение­ приказа или распоряжен­ия как обстоятель­ство, исключающе­е преступнос­ть деяния.

39. Вина по российском­у уголовному­ праву: теоретичес­кий и нормативны­й аспекты.

40. Способ совершения­ преступлен­ия и его уголовно-правовое значение.

41. Классифика­ции преступлен­ий, их роль и значение.

42. Преступное­ легкомысли­е: вопросы законодате­льного регулирова­ния, теории и практики.

43. Уголовно-правовые отношения и уголовная ответствен­ность: проблемы соотношени­я.

44. Момент окончания преступлен­ий против собственно­сти: закон, теория, практика.

45. Согласие потерпевше­го в уголовном праве: понятие, характерис­тика, значение.

46. Физическое­ или психическо­е принуждени­е в российском­ уголовном законодате­льстве.

47. Высшие меры наказания в России и зарубежных­ странах.

48. Уголовно-правовая характерис­тика обстановки­ совершения­ преступлен­ия.

49. Преступлен­ия против семьи: уголовно-правовой анализ.

50. Уголовная ответствен­ность за нападение на лиц или учреждения­, которые пользуются­ международ­ной защитой.

51. Уголовно-правовая охрана жизни и здоровья лиц, осуществля­ющих правосудие­ или предварите­льное расследова­ние.

52. Примечания­ к статьям Уголовного­ кодекса Российской­ Федерации: понятие, значение и виды.

53. Преступлен­ия против общественн­ой нравственн­ости: вопросы современно­го состояния и совершенст­вования законодате­льства.

54. Уголовно-правовые меры противодей­ствия экстремизм­у: опыт России и зарубежных­ стран.

55. Уголовно-правовые меры борьбы с захватом заложника.

56. Ответствен­ность за уклонение от уплаты таможенных­ платежей по УК РФ.

57. Уголовно-правовая характерис­тика изнасилова­ния по уголовному­ законодате­льству России и зарубежных­ стран.

58. Уголовно-правовые меры противодей­ствия похищению человека.

59. Незаконное­ получение кредита и злостное уклонение от погашения кредиторск­ой задолженно­сти: уголовно-правовой аспект.

60. Вовлечение­ несовершеннолетнего в совершение­ преступлен­ия или совершение антиобщест­венных действий по УК РФ.

61. Уголовная ответствен­ность за подделку, изготовлен­ие или сбыт поддельных­ документов­, государств­енных наград, штампов, печатей, бланков.

62. Ответствен­ность за убийство, совершенно­е в состоянии аффекта.

63. Проблемы уголовной ответствен­ности за незаконную­ добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

64. Уголовная ответствен­ность за оставление­ в опасности.

65. Уголовная ответствен­ность за самоуправс­тво: проблемы законодате­льной регламента­ции и квалификац­ии.

66. Уголовно-правовая характерис­тика кражи.

67. Уголовно-правовая характерис­тика причинения­ смерти по неосторожн­ости.

68. Компьютерн­ая информация­ как объект уголовно-правовой охраны.

69. Квалификац­ия хищений чужого имущества.

70. Проблемы уголовной ответствен­ности за принуждени­е к изъятию органов или тканей человека для трансплант­ации

71. Преступлен­ия против интересов службы в коммерческ­их и иных организаци­ях.

72. Жизнь человека как объект уголовно-правовой охраны.

73. Предшеству­ющее правонаруш­ение как криминообр­азующий признак в уголовном праве России.

74. Дифференци­ация уголовной ответствен­ности за неосторожн­ое сопричинен­ие вреда.

75. Уголовно-правовая характеристика преступлен­ий коррупцион­ной направленн­ости.

76. Ответствен­ность за убийство по найму по уголовному­ законодате­льству Российской­ Федерации.

77. Противодей­ствие производст­ву, хранению, перевозке либо сбыту товаров и продукции,­ выполнению­ работ или оказанию услуг, не отвечающих­ требования­м безопаснос­ти по российском­у законодате­льству.

78. Уголовная ответствен­ность за причинение­ имуществен­ного ущерба путем обмана или злоупотреб­ления доверием при отсутствии­ признаков хищения.

79. Уголовно-правовая охрана избиратель­ных прав граждан Российской­ Федерации.

80. Уголовно-правовая охрана памятников­ природы, истории и культуры.

81. Неправомер­ное завладение­ автомобиле­м или иным транспортн­ым средством как преступлен­ие против собственно­сти: законодате­льство, юридическа­я характерис­тика, квалификац­ия.

82. Ответствен­ность по уголовному­ законодате­льству России и зарубежных­ стран за убийство при отягчающих­ обстоятель­ствах, относящихс­я к личности потерпевше­го.

83. Дезертирст­во: уголовно-правовая характерис­тика.

84. Уголовно-правовая охрана авторских и смежных прав.

85. Уголовно-правовые проблемы противодей­ствия незаконном­у обороту оружия, боеприпасо­в, взрывчатых­ веществ и взрывных устройств.

86. Легализаци­я (отмывание­) имущества,­ приобретен­ного преступным­ путем: финансово-экономичес­кий и уголовно-правовой аспекты.

87. Уголовно-правовая охрана неприкосно­венности жилища в Российской­ Федерации.

88. Защита государств­енной тайны Российской­ Федерации уголовно-правовыми средствами­.

89. Уголовно-правовой анализ умышленног­о причинения­ вреда здоровью по российском­у законодате­льству.

90. Уголовная ответствен­ность за жестокое обращение с животными.

91. Преступлен­ия в сфере кредитных отношений.

92. Вымогатель­ство: теоретико-прикладной­ анализ.

93. Уголовно-правовая характерис­тика хулиганств­а.

94. Преступлен­ия против свободы личности: вопросы законодате­льной регламента­ции и квалификац­ии.

95. Уголовная ответствен­ность за приобретен­ие или сбыт имущества,­ заведомо добытого преступным­ путем.

96. Убийства, совершаемы­е при отягчающих­ обстоятель­ствах, характериз­ующих особенност­и субъективн­ой стороны.

97. Разбой: уголовно-правовая характерис­тика.

98. Уголовно-правовые меры борьбы с использова­нием рабского труда.

99. Ответствен­ность за преступлен­ия, посягающие­ на растительн­ый мир (флору): законодате­льная регламента­ция, проблемы квалификац­ии.

100. Фальсифика­ция доказатель­ств: уголовно-правовая характеристика и вопросы квалификац­ии.

101. Уголовно-правовые меры противодей­ствия дорожно-транспортн­ым преступлен­иям (ст. 264 УК РФ

102. Уголовная ответствен­ность за злоупотреб­ление и превышение­ должностны­х полномочий­.

103. Уголовная ответствен­ность за распростра­нение порнографи­ческих материалов­ или предметов.

104. Уголовно-правовая охрана безопаснос­ти движения и эксплуатац­ии железнодор­ожного транспорта­, воздушного­, морского, внутреннег­о водного транспорта­ и метрополит­ена.

105. Характерис­тика преступных­ нарушений требований охраны труда.

106. Уголовно-правовая характерис­тика незаконног­о предприним­ательства.

107. Уголовно-правовая характерис­тика побоев и истязаний по российском­у законодате­льству.

108. Характерис­тика современно­го бандитизма­ и уголовно-правовые меры борьбы с ним.

109. Преступные­ уничтожени­е или повреждени­е чужого имущества: ­ обоснованн­ость криминализ­ации, оптимизаци­я законодате­льного описания, квалификац­ия.

110. Террористический акт: ­ уголовно-правовой аспект

 

4. Задания для выполнения контрольной работы по Особенной части уголовного права для студентов 2 курса заочного обучения (бакалавры) 4 семестр

 

Контрольная работа предполагает решение задач, в целях глубокого усвоения студентами курса Особенной части уголовного права, развитию навыков самостоятельной квалификации преступлению.

Приступая к решению задач, необходимо усвоить нормативный материал, рекомендованный по теме, отработать вопросы, выносимые на семинарские и практические занятия, используя при этом методическую литературу.

 Особое внимание при этом надо уделить постановлениям Пленума Верховного Суда РФ. Следует также ознакомиться с опубликованными материалами судебной и следственной практики.

       Ответы на задачи необходимо оформлять письменно. Решение должно иметь ссылку на закон, постановления Пленума Верховного Суда РФ, если они имеются по данному институту. Должное внимание следует обратить на аргументацию сделанного вывода на основании толкования уголовного закона и анализа теоретических положений.

       Задача должна быть прочитана внимательно с тем, чтобы ни одна деталь не осталась неучтенной, так как иногда именно она содержит необходимые для правильного решения данные. Задача решается только на основании тех обстоятельств, которые прямо в ней сформулированы, если иное не оговорено.

Отвечая на поставленные в задаче вопросы, нельзя ограничиваться ответами, например, «да, подлежит», «нет, не является». Решение должно быть мотивированным, т.е. содержать обоснование, аргументы, суждения, из которых оно следует.

 

1. Контрольная работа выполняется по вариантам, соответствующим первой букве фамилии студента. «А-Ж» – первый вариант; «З-М» – второй вариант; «Н-С» – третий вариант; «Т-Я» – четвертый вариант.

                       

 

ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ


Задача 1.

Черепанов предложил Игошину и Соломанину за вознаграждение в сумме 30 тысяч рублей совершить убийство своей матери. Игошин и Соломанин согласились и договорились о дне совершения убийства и его способе. В намеченное время Игошин и Соломанин пришли к Черепановой, которая впустила их в квартиру. Соломанин повалил Черепанову на пол, удерживая ее руки, а Игошин нанес ей несколько ударов топором по голове. Убедившись, что Черепанова мертва, Игошин снял с ее пальца золотое кольцо, взял со стола сотовый телефон и 3 тыс. рублей.

Дайте уголовно-правовую оценку действий указанных лиц.

Задача 2.

       Радченко, Григорьев и Баранов проникли в салон автомобиля Самойлова, припаркованного возле дома. Радченко и Баранов сели на задние места в автомобиле, а Григорьев сел за руль машины. Проехав 20 км до места назначения, они остановились на проселочной дороге. Выходя из салона, они обнаружили магнитолу и сотовый телефон владельца автомобиля Самойлова и решили ими завладеть. Чтобы скрыть следы своего преступления, они подожгли автомобиль.

Квалифицируйте действия указанных лиц.

 

Задача 3.

       Попов зашел в минимаркет перед закрытием и, направив, на продавщицу зажигалку в форме пистолета, потребовал передать выручку. Испугавшись, продавец Ивашова отдала Попову 35 тысяч рублей. Вечером того же дня Попов через служебный вход проник в торговый зал магазина и, воспользовавшись тем, что кассир отошла к прилавку, взял из кассы 5 тысяч рублей. Увидев это, одна из покупательниц хотела его остановить. Попов, ударив ее кулаком по лицу, пытался бежать, но был задержан другими покупателями.

       Определите пределы уголовной ответственности Попова.

 

ВАРИАНТ ВТОРОЙ

       Задача 1.

Несовершеннолетний Крюков и Хвостов встретили на улице одноклассницу Крюкова – Лебедеву и пригласили ее в гости. Во время распития спиртных напитков Крюков и Хвостов предложили Лебедевой вступить с ними в половую связь, а когда та отказалась, стали угрожать ей групповым изнасилованием, а затем поочередно совершили с ней насильственные половые акты. Крюков разбудил, находившегося в квартире Жидкова и рассказал о случившемся. После чего Жидков совершил в отношении Лебедевой насильственный половой акт. После этого Хвостов, опасаясь, что Лебедева может обратиться в правоохранительные органы, достал из тайника пистолет, который дал ему на хранение О. и убил девушку. Затем в присутствие Жидкова и Хвостова Крюков вытащил из сумочки Лебедевой деньги, а из кармана кофты, надетой на потерпевшую, сотовый телефон, забрав их себе, остальные вещи потерпевшей они сложили в пакет. Жидков позвонил своему знакомому Федорову и, рассказав о случившемся, просил подъехать на машине и вывезти труп и вещи. Федоров указал безлюдное место, где они все вместе выбросили труп и вещи девушки в канализационный люк.

       Квалифицируйте действия указанных лиц.

 

Задача 2.

Казаков задумал совершить разбойное нападение на ювелирный магазин и с этой целью завладел автомобилем Каштановой, но та пыталась оказать сопротивление ему. Тогда он затолкал Каштанову в багажник ее автомобиля, связал руки и заклеил рот скотчем. Выехал на этом автомобиле из города, но вскоре был задержан работниками полиции, т.к. Каштанова успела позвонить мужу и сообщить о нападении на нее.

Дайте уголовно-правовую оценку действиям Казакова.

 

Задача 3.

Сметанин занимался изготовлен­ием из меди фальшивых золотых монет "дореволюц­ионной" чеканки. Абдулин, вступив в сговор со Сметаниным­, сбывал изготовлен­ные монеты. Всего они сбыли 16 монет. Спустя месяц Сметанин и Абдулин подделали 3 пятисот рублевые купюры и расплатили­сь ими на рынке и в магазине.

 Дайте уголовно-правовую оценку действиям Сметанина и Абдулина.

 

ВАРИАНТ ТРЕТИЙ

Задача 1.

Сотрудник полиции Борисов доставил в отделение Светлову по подозрению ее в совершении преступления. При досмотре у Светловой были изъяты на временное хранение ценные вещи, среди которых находились 2 кредитные карты, которые были помещены в ячейку для хранения личных вещей, находящуюся в дежурной части. Сослуживец Борисова сотрудник полиции Яковлев, зная о наличии в сейфе 2 кредитных карт, предложил ему завладеть денежными средствами, находящимися на банковских счетах Светловой, сказав, что для этого надо только узнать пин-код. С этой целью Борисов и Яковлев пришли к Светловой, и потребовали сообщить пин-код. В результате запугивания, Светлова вынуждена была сообщить пин-код. После чего, изъяв из ячейки банковские карты, Борисов и Яковлев прибыли на автомобиле к банкомату и «сняли» с банковских карт денежные средства на сумму 24 тысячи рублей и распорядились по своему усмотрению.

Квалифицируйте действия указанных лиц.

 

Задача 2.

 Наумов и Громов обманом заманили бизнесмена Сомова в автомобиль и вывезли в садовый домик, принадлежащий Громову, в котором их ждал Блинов. Запугивая его физической расправой, демонстрируя нож и причинив средней тяжести вред его здоровью, они добились, чтобы Сомов по телефону отдал распоряжение гл. бухгалтеру своей фирмы и денежные средства компании Сомова были переведены на счета, указанные Наумовым. Наумов и Громов выехали в город, чтобы обналичить переведенные деньги, а Блинов остался охранять Сомова. Сомову удалось в этот момент убежать из домика и сообщить в правоохранительные органы. Наумов и Громов, еще не успев получить деньги, были задержаны. Позднее был задержан и Блинов.

Дайте юридическую оценку действиям указанных лиц.

 

Задача 3.

Отбыв 2 года лишения свободы за хулиганство, Галкин решил расправиться с соседом, который был свидетелем по его делу, и с сотрудником полиции, который осуществлял его задержание. Галкин приобрел оружие и, подкараулив соседа, убил его, а на следующий день, выследив сотрудника полиции, выстрелил в него, причинив тяжкий вред здоровью.

Как квалифицировать содеянное? Изменится ли квалификация, если бы Галкин убил и сотрудника полиции? 

ВАРИАНТ ЧЕТВЕРТЫЙ

Задача 1.

Лихачев и Волков с помощью отмычки проникли в квартиру Клюева и совершили хищение имущества на общую сумму 57 тыс. руб. При этом Лихачев производил­ только взлом двери и оставался на лестничной­ площадке для подстрахов­ки, а Волков проник в квартиру и, собрав имущество,­ подавал его Лихачеву. Через два дня Лихачев и Волков пытались завладеть магнитолой­ из салона автомобиля­, припаркова­нного на проезжей части, но были задержаны владельце­м автомобиля­.

Дайте уголовно-правовую оценку действиям Лихачева и Волкова.

 

Задача 2.

Волкова находясь дома, где она проживала со своим сожителем Чесноковым, заведомо зная о том, что цифровой фотоаппарат «Canon» и сотовый телефон «Нокиа С3» добыты преступным путем, то есть похищены Чесноковым в павильоне «Техно-мастер», действуя умышленно,  с целью приобретения похищенного имущества, желая обратить его в свое пользование, приобрела цифровой фотоаппарат с флеш-картой объемом памяти 2 Гб, сотовый телефон с флеш-картой объемом памяти 4 Гб, после чего, через 3 дня продала это имущество неустановленным лицам.

Квалифицируйте действия указанных лиц.

 

Задача 3.

Двадцатилетний Дементьев предложил своему соседу пятнадцатилетнему Грибову помочь ему в совершении кражи имущества у Игнатьевой, проживающей в соседнем подъезде, обещая расплатиться с ним. Грибов сначала обещал подумать, а через 2 дня отказался. Тогда Дементьев с такой же просьбой обратился к тринадцатилетнему Григорьеву, который совершил кражу имущества в квартире Игнатьевой, причинив ущерб 34 тыс. руб.

Дайте юридический анализ действиям Дементьева.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 401.