Регулирование внешнеэкономической деятельности: основные направления, механизмы и инструменты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Механизм хозяйствования современной экономической системы имеет определенные особенности, обусловленные глобализацией международных экономических связей, существованием таких образований, как Всемирная торговая организация, Европейский союз и др., на фоне функционирования которых государства, ставшие или стремящиеся стать их участниками, уже не могут оставаться абсолютно самостоятельными касательно проводимой ими внутренней и внешней хозяйственной политики. Таким образом, говоря о системе внешнеэкономических отношений в целом, можно выделить следующие основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые.

В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить административные и экономические формы регулирования.

К первым относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.

Экономическое регулирование связано с воздействием на экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности посредством использования экономических мер – налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного курса и т.д.

Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства.

Выделяют протекционистскую, умеренную и политику открытой экономики, называемую иногда политикой свободной торговли или фритредерства. Каждое из этих понятий в современных условиях весьма относительно. Следует заметить, что в чистом виде экстремальных случаев (протекционизм или открытая экономика) не встречается. Хотя в разные периоды развития отдельные государства подходили очень близко либо к полному прекращению внешнеэкономических связей (Северная Корея, Албания), либо к полной либерализации (Исландия, Гонконг).

Наличие административных форм воздействия на участников внешнеэкономических отношений, как правило, связывают с проведением протекционистской или умеренной внешнеэкономической политики, которые характерны для многих развивающихся и стран с переходной экономикой, вынужденных защищать собственную национальную промышленность. Вместе с тем отдельные элементы протекционизма (базирующиеся прежде всего на экономических формах воздействия) характерны и для промышленно развитых стран, особенно в области защиты сельского хозяйства. Внешнеэкономическая политика, носящая умеренный характер предполагает сочетание в каких-то пропорциях элементов открытой экономики и протекционизма. Конкретные методы и инструменты государственного регулирования связаны с реализацией отдельных направлений внешнеэкономической деятельности.

Основные цели госрегулирования внешнеэкономической деятельности:

использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;

содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

 

Дата: 2019-02-18, просмотров: 288.