С развитием систем общественного устройства в политические процессы включается всё большее число экономических агентов. Всё больше политическая и экономическая сферы влияют друг на друга.
За последнее столетие широкое распространение получили системы представительной демократии, вовлекающие большую часть населения страны в принятие политических решений. После распада СССР Россия выбрала именно такую модель государственного устройства.
Прожив десятилетие, граждане страны своими глазами увидели особенности функционирования подобных систем. Во времена существования Советского Союза так называемые «выборы» – это, скорее, обязанность граждан поставить свое «за» в нужном месте. В рамках представительной демократии выборы становятся событием, влияющим на множество сфер жизни граждан.
По мере углубления взаимосвязей между политикой и экономикой, усиливалось внимание ученых экономистов к проблемам, традиционно лежащими в области политических наук. В экономической науке сложились целые направления, исследующие проблемы, связанные с выборами и их влиянием на экономическую ситуацию.
Традиционно используется подход, в котором акцентируется внимание на представительских функциях политика. Предвыборная кампания рассматривается как объявление программ действий политиками, из которых избиратели выбирают наиболее подходящие для них. Существуют также интерпретация, в которой выборы скорее средство контроля избирателей за деятельностью политиков.
Одной из форм борьбы за власть при представительной демократии является борьба за поддержку избирателей. Придя к власти и обладая определенной свободой в принятии решений, политик может воспользоваться ею для сохранения занимаемого положения.
В частности, так возникают оппортунистические политико-деловые циклы, в которых политик создает положительный образ успешного руководителя, манипулируя денежной или фискальной политикой перед выборами.
Однако на этом возможности политиков не оканчиваются. Приход к власти обеспечивает не только возможности по определению политики, но также и доступ к ресурсам для её реализации.
Как и в случае с выбором – какую политику проводить, существует определенная свобода действий относительно того, на что использовать имеющиеся ресурсы.
По аналогии с проводимой политикой можно предположить, что у политиков возникают стимулы использовать часть располагаемых ресурсов на сохранение собственного положения.
В обсуждениях политических вопросов современной России часто приходится сталкиваться с понятием «административный ресурс», под которым понимаются средства и возможности, доступные действующему политику благодаря тому, что он занимает выбранную должность.
Административный ресурс предлагает нам ещё один механизм взаимосвязи экономики и политики: влияние экономических факторов на политический выбор и обратное влияние политического фактора на экономику.
В России складывается взаимосвязь экономического и политического монополизма. Дело в том, что в 90-е годы в постсоветской России возник своеобразный порочный круг: современный российский рынок является продуктом неразвитой демократии, а неразвитая демократия, в свою очередь, становится результатом неконкурентного рынка.
Административный ресурс – это, с одной стороны, накопленная политическая рента (следствие присвоения политической ренты), а с другой – потенциал политика, позволяющий ему получать политическую ренту в будущем (предпосылка получения политической ренты). Поэтому можно говорить как о потенциальном, так и о реализованном административном ресурсе. Факторы, формирующие административный ресурс, с известной долей условности, можно разделить на политические и экономические (см. рис. 2).
Рис. 2. Факторы, формирующие административный ресурс
С одной стороны, административный ресурс – экономическая категория, т.е. административный ресурс это специфичный товар, имеющий альтернативную стоимость, выраженную, например, в расходах, которые вынуждены нести конкуренты (другие претенденты на избираемую должность), для осуществления аналогичных действий в рамках предвыборной кампании.
С другой стороны, административный ресурс есть лишь следствие неполноты контракта между обществом и нанимаемым политиком.
Административный ресурс может проявляться через ограничение политической конкуренции (создание барьеров входа для потенциальных конкурентов, использование зависимых информационных ресурсов для политической агитации и т.п.). Неконкурентный политический рынок, в свою очередь, становится фактором формирования административного ресурса. Ведь политическая конкуренция – один из механизмов контроля над действиями политиков, обеспечивающая выполнение взятых политиком обязательств. Ослабляя конкуренцию, политик расширяет возможности по использованию доступных ему ресурсов, т.е. увеличивает свой «административный ресурс». С его помощью в дальнейшем он может в большей степени ограничивать конкуренцию.
Лекция № 6
Тема № 6. Макроэкономическое планирование и прогнозирование в условиях глобализации экономики.
1. Структура и закономерности развития мирового хозяйства. Россия в международном разделении труда. Регулирование внешнеэкономической деятельности: основные направления, механизмы и инструменты.
2. Свободные экономические зоны. Типы особых экономических зон. Принципы и условия их формирования. Государственное регулирование свободных экономических зон и перспективы их развития.
Макроэкономическое планирование и прогнозирование в условиях глобализации экономики
Дата: 2019-02-18, просмотров: 489.