Иллюзорность коммунистической мечты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

И Маркс, и Ленин настаивали на том, что коммунизм неминуемо придет на смену капитализму прежде всего в силу того, что первый способен обеспечить более высокую производительность труда, чем второй. Это — одна из основных ошибок классического марксистского учения о коммунизме. Экономика с глубоким разделением труда — а именно такой является экономика постиндустриального общества — может функционировать только плюралистическим и децентрализованным образом. Коммунизм по самой своей природе не способен выдержать экономическое состязание с капитализмом.

Мечта о коммунизме во многом подобна другим глобальным мечтам человечества: алхимической мечте о философском камне, способном превращать обычные металлы в золото, мечте об эликсире вечной молодости и в особенности мечте о возможности жизни в небесном раю, где нет ни собственности, ни неравенства, ни даже самого труда. Такие мечты возникают в определенный период истории, охватывают тысячи или миллионы людей, зовут их к самопожертвованию и, в конце концов, истощив их силы, постепенно уходят в прошлое.

 

О диалектике природы

Ядром коммунистического стиля мышления является диалектика. О ней и пойдет далее речь. О характере коммунистической философии, опиравшейся на диалектический стиль мышления, будет сказано только несколько слов в заключение. Диалектика как универсальная теория развития должна включать диалектику природы, диалектику общества и диалектику мышления. Последняя как раз и называлась в Советском Союзе «диалектической логикой».

К созданию особой диалектической концепции развития природы сам Маркс не имел непосредственного отношения. Она обязана своим возникновением Гегелю и его ученику Энгельсу. Энгельс считал природу "пробным камнем диалектики" и пытался учение о противоречиях, скачках и отрицаниях отрицаний распространить не только на развитие общества, чем был занят Маркс, но также на природу. Однако попытка Энгельса написать книгу, посвященную диалектике природы, не была доведена до конца: пухлая, незавершенная, составленная из разрозненных фрагментов рукопись его книги «Диалектика природы», не имеющая ни начала, ни конца, осталась неизданной.

Немецкие социал-демократы, сомневавшиеся, стоит ли выпускать эту книгу, направили ее на рецензию А. Эйнштейну, в то время уже известному ученому. Последний скептически отозвался о содержании книги: в ней нет новых идей, автор почему-то опирается не на оригинальные работы ученых, а в основном на уже устаревшие и не выдерживающие критики немецкие учебники по естественным наукам. Вместе с тем, отметил Эйнштейн, Энгельс - известная личность в немецком и международном социал-демократическом движении. Учитывая это обстоятельство, незавершенную им книгу можно было бы все-таки опубликовать. Немецкие социал-демократы не прислушались к этому совету, книгу Энгельса не напечатали и, в конце концов, передали ее рукопись в Советский Союз.

"Именно Энгельс изобрел суеверие, называемое диалектическим материализмом, - пишет исследователь советской философии Ю. Бохеньский. - Дело в том, что Маркс в зрелые годы перестал заниматься философией и даже (совершенно справедливо) осудил современную ему синтетическую философию. Однако в силу того, что сторонники марксизма вначале имели наибольший успех в Германии, где каждый гуру просто обязан быть философом, начались поиски "марксистской" философии, и, не зная ранних работ Маркса, люди уверовали, что марксистская философия изложена Энгельсом. Сегодня мы знаем, что это далеко не так и что многие взгляды Энгельса не согласуются с позицией Маркса"2 .

Бохеньский явно переоценивает роль исторической случайности в возникновении диалектического материализма. Философия коммунистического общества непременно должна была стать универсальной и охватывать не только общество и мышление, но и природу. Маркс мог отказываться от универсальной (синтетической) философии, но его философскую концепцию обязательно дополнили бы и сделали универсальной другие.

"Диалектика природы" Энгельса не привлекла внимания ни немецких социал-демократов, ни Эйнштейна. Но изданная впервые на русском языке в 1925 г., она сразу же стала настольной книгой советских философов. Вряд ли в марксистско-ленинской литературе, включая "Капитал" Маркса, есть произведение, которое цитировалось бы коммунистической философией чаще, чем эта фрагментарная и местами просто непонятная из-за использования устаревших учебников работа Энгельса. С появлением этой книги марксистская диалектика как теория развития сделалась универсальной: она описывала развитие не только общества, но и природы и мышления.

 

Дата: 2019-02-24, просмотров: 185.