Маркетинговые исследования могут быть организованы и проведены:
· специализированным исследовательским агентством, при этом необходимо учесть репутацию фирмы и отзывы предыдущих клиентов; методики, которые фирма использует и т.д.
· собственным исследовательским отделом (отделом маркетинга), этим способом фирмы чаще всего изучают следующие вопросы: разработка и оценка тактики конкурентной борьбы, выбор методов продвижения товаров на рынок, ценовая политика и т.д.
· смешанной формой (оба варианта комбинируются, но возникает сложность координации работы), при смешанной форме агентству обычно поручается проведение массовых опросов потребителей.
В процессе организации и проведения маркетингового исследования выделяют следующие этапы:
а) определение проблемы,
б) постановка цели и задач исследования,
в) выбор методов и разработка инструментария исследования,
г) определение выборки,
д) сбор информации,
е) анализ информации, представление результатов исследования и разработка рекомендаций.
Оценка эффективности маркетинговых исследований предполагает оценку исследования на предмет соответствия следующим требованиям:
· обоснованность, т. е. получение именно той информации, которая соответствует целям исследования
· надежность, характеризует точность полученных данных
· представительность, т.е. обеспечение достаточной выборкой для получения надежных результатов
6. Сегментирование рынка как основа учета требований потребителей, изучение поведения потребителей
Сегментирование рынка – это процесс разделения рынка на отдельные части (сегменты), отличающиеся друг от друга разными возможностями сбыта продукции для производителя или продавца.
Сегмент рынка – это группа потребителей, обладающих одним или несколькими общими устойчивыми признаками, определяющими поведение потребителей на рынке.
Критерии и признаки сегментирования рынка приведены в табл. 2
Таблица 2 – Критерии сегментирования рынка по группам потребителей
Критерии | Признаки |
Географический | · Страны, регионы, области, города, поселки, районы · Климат |
Демографический | · Возраст, пол · Численность и плотность населения · Размер семьи · Этап жизненного цикла семьи |
Социально- экономический | · Социальное положение · Профессия · Уровень доходов · Уровень образования |
Поведенческий | · Частота потребления продукта (регулярно, от случая к случаю, по особому поводу) · Уровень потребления товара (значительный, небольшой) · Искомые выгоды (цена, качество, сервис, ТМ) · Степень осведомленности (неосведомленный, инфор-мированный, заинтересованный, намеревающийся купить) |
Психографический | · Образ жизни (молодежный, спортивный, деловой) · Тип личности – общительный, обязательный, агрессивный, честолюбивый, «как все». · Реакция на новый товар (новаторы, раннее большинство, запоздалое большинство, консерваторы) |
Изучение поведения потребителей, с целью последующего учёта их требований предполагает исследование процесса принятия решения о покупке, который включает ряд этапов. На этапе осознания проблемы необходимо выявить обстоятельства, которые обычно подталкивают человека к осознанию проблемы.
Следует выяснить:
· какие именно ощутимые нужды или проблемы возникли,
· чем вызвано их возникновение,
· каким образом вывели они человека на конкретный товар.
На этапе поиска информации потребитель может обратиться к следующим источникам:
· личные источники (семья, друзья, соседи, знакомые),
· коммерческие источники (реклама, продавцы, дилеры, упаковка, выставки),
· общедоступные источники (средства массовой информации, организации, занимающиеся изучением и классификацией потребителей),
· источники эмпирического опыта (осязание, изучение, использование товара).
Оценка вариантов происходит с учетом
· свойств товара,
· заметности свойств,
· весомости свойств,
· убеждений о марках,
· полезности,
· оценки свойств.
На этапе принятия решения о покупке могут оказать влияние отношение других людей и непредвиденные факторы.
Предприятие должно исследовать не только непосредственную реакцию на покупку (удовлетворение/ неудовлетворение от покупки). Маркетологу интересны действия потребителя после покупки (процесс использования и эксплуатации товара), а так же конечная судьба купленного товара.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 253.