Вклад В.Г. Белинского и А.И. Герцена в просвещение народа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Очень интересно отношение к выбору развития экономических приоритетов России высказывает мыслитель 40-х годов XIX века, известный нам, как один из основоположников революционной демократии - В.Г. Белинский. Литературная критика была для него активной и чрезвычайно важной формой общественной деятельности. Размышляя над социальной сферой русской жизни и источниках придания ей большего динамизма, Белинский обращается к проблеме буржуазии, т.е. к тому явлению Запада, которое вызвало пристальный интерес передового русского общества 40-х годов. Эстетически высокомерное, слегка брезгливое отношение тогдашних русских мыслителей к европейскому мещанству (М.А.Бакунина, А.И.Герцена, Н.П.Огарева) в полной мере разделилось и Белинским. Однако, стремительный Западом при непосредственном участии «среднего класса» не может не заворожить ума и воображения Виссариона Григорьевича- поклонника резких мер по прорыву в будущее.

Герцен А.И. -российский революционер, писатель, философ. Остро критиковал крепостнический строй в романе «Кто виноват?», повестях «Доктор Крупов» и «Сорока-воровка». После поражения европейских революций 1848-49 разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В 1853 основал в Лондоне Вольную русскую типографию. В газете «Колокол» обличал российское самодержавие, вел революционную пропаганду, требовал освобождения крестьян с землей. В 1861 встал на сторону революционной демократии, содействовал созданию «Земли и воли», выступал в поддержку Польского восстания 1863-64.

Культурно- просветительская деятельность декабристов.

Культурно-просветительная деятельность декабристов в Сибири среди русских, среди бурят и тунгусов была тесно связана с теми идеями, которые вели их на борьбу против царского правительства, которые вдохновляли их всю жизнь. Она имела ближайшее отношение к той "цели", о которой писал, не называя ее, Пущин, она была частью того "общего дела", которого требовал от изгнанников Лунин.

Казненный вождь декабристов, Пестель, в проекте будущей конституции России, названной им "Русская правда", указывал на необходимость "изыскивать средства к водворению земледелия", "заботиться о разведении картофеля и разнообразных овощей" и, главное, "способствовать к смягчению суровых нравов и введению просвещения и образованности". "Надлежит заботиться об улучшении их положения", - писал он о кочевых народах Сибири. "Да сделаются они нашими братьями и перестанут коснеть в жалостном их положении". Многие из декабристов могли бы сказать о себе, что, оказавшись в Сибири, они свято исполняли этот завет, приближающий грядущее братство народов. Что же касается самого метода обучения, применявшегося ими в школах, - он тоже был тесно связан стой просветительской и пропагандистской работой, которую вели декабристы среди населения и в войсках еще до восстания.

Быть может, самым выдающимся пропагандистом и педагогом был среди деятелей тайного общества Владимир Федосеевич Раевский, в двадцатых годах руководивший солдатской и юнкерской школой в Кишиневе, а в тридцатых (после шестилетнего заключения в крепости) - крестьянской школой под Иркутском, в Олонках. Ненависть к произволу и рабству Владимир Раевский проповедовал всегда, везде: таблицами для взаимного обучения, стихами, прозой, в корпусе, в армии, в крепости и на поселении в Сибири.

http://fb.ru/article/65319/chto-takoe-sotsialno-kulturnaya-deyatelnost

https://pandia.ru/text/80/240/61886-3.php

https://yandex.ru/search/?text=Философско-гуманистические%20основания%20социально-культурной%20деятельности&lr=11173&clid=2149674-303&win=347

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 363.