Ресурсная база СКД – совокупность материальных, финансово – хозяйственных, организационно – управленческих, кадровых, финансовых, нормативно – правовых, психолого-педагогических средств и условий, которые:
а) создают основу для разнообразных видов досуга, различных групп населения;
б) обеспечивают процессы сохранения, распространения, создания, освоения и дальнейшего развития ценностей культуры.
Средство СКД – духовные и материальные факторы, источники и инструменты идейно – эмоционального воздействия на сознание, чувство и поведение людей в условиях свободного времени.
Метод СКД – прием, способ воздействия на участников СКД в условиях свободного времени с целью формирования общественно ценных качеств личности.
Классификация средств СКД:
- технические (светопроекционная, звукоусиливающая-воспроизводящая, теле-,видео-,аудиоаппаратура);
- сенсорные (музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, реквизит, театральное оборудование, макеты);
- знаковые (печатная реклама, печатное слово, графики, символика);
- динамические (живое и разговорное слово, музыка, мимика, диалог);
- модальные (цвет, объем, пространство, тембр, композиция);
Группы методов СКД:
- воспитательные (убеждение, внушение, поощрение, наказание, пример);
- просветительные (изложение, комментирование, разъяснение, иллюстрирование, демонстрация, тренаж);
- исследовательские (наблюдение, опрос, анализ, обобщение и др).
Ресурсную базу характеризуют несколько разновидностей ресурсов:
- нормативный – массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок подготовки и проведения СКД;
- кадровый – номенклатура специалистов и персонала;
- финансовый – состоит из бюджетных и внебюджетных источников финансирования, использование которых не противоречит действующему в РФ законодательству;
- материально-технический – спецоборудование, имущество, инвентарь для производства и эксплуатации культурного продукта (благ и услуг) и создания соответствующей среды для обеспечения культурной, просветительской и досуговой деятельности;
- социально-демографический – совокупность физических лиц, проживающих на территории конкретного региона. Различаются по возрастным, социальным, профессиональным, этническим и др. признакам;
- информационно-методический – в нем объединен все возможные средства и способы организационно-методического руководства, информационно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации кадров в области СКД;
- морально-этнический – необходим для реализации совокупности принципов, норм и требований, определяющих согласованность профессионально-нравственных позиций, норм общения и поведения участников СКД, основанных на совпадении их интересов и доброй воли.
Раздел 2. Общественно-просветительское движение, внешкольное образование и досуг в России 19 - начала 20 в
2.1. Перестройка системы просвещения в пореформенный период и развитие внешкольного образования.
Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей. Капитализм в целом создал условия для более высокого культурного уровня общества, расширял объективные социальные возможности для овладения культурой значительных общественных слоев.
Капиталистическая эпоха, требовавшая определенного уровня культуры в сфере материального производства, способствовала ускорению процесса демократизации культуры в целом. В пореформенный период произошла перестройка системы просвещения. В стране возникает и расширяется сеть воскресных школ. В их создании поистине исторической и пока далеко не изученной была заслуга земства.
В стране развернулось широкое движение за создание народных школ, изменение методов преподавания в них, предоставление права на образование женщинам. Большую работу по распространению образования среди народа проводили комитеты грамотности, общественные просветительские организации, связанные с земствами. Московский комитет грамотности, возникший еще в 1845 г., впервые поднял вопрос о введении всеобщего начального образования. В 1861 г. при Вольном экономическом обществе был создан Петербургский комитет грамотности. Он ставил целью «содействовать распространению грамотности преимущественно между крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости». Подобные просветительские организации возникли в Томске, Самаре, Харькове и других городах России. В них проводилась работа по составлению каталога книг для начальной школы, написанию учебников, сбору средств для нужд народного образования.
Наиболее распространенным типом начальной школы в пореформенной России были земские школы обязанные своим появлением общественной инициативе. За первые десять лет существования земских учреждений (1864—1874) было открыто до 10 тыс. таких школ. В последующие годы их рост несколько замедлился.
Земская трехгодичная школа по сравнению с другими начальными школами, существовавшими в то время в России (министерскими, церковноприходскими), отличалась лучшей постановкой обучения; помимо чтения, письма, четырех правил арифметики и закон; божьего здесь преподавались элементарные сведения по природоведению, географии, истории. Земские учителя, как правило, принадлежали к передовой русской интеллигенции. Земства открывали на свои средств; специальные учительские семинарии, оплачивали труд учителей, занимались комплектованием народных библиотек. Их деятельность в области народного образования и просвещения несомненно носила прогрессивный характер.
Медленно, но неуклонно набирали силу темпы развития образования. Появлялись специальные внешкольные учреждения - Народные дома. Они получили широкое распространение в 90-е годы XIX века. В строительстве Народных домов была велика инициатива кооперативов, сельских обществ; принимали участие в этом земства, казна, частные лица. К 1914 году в России было более 200 Народных домов, рассредоточенных по стране.
В середине XIX века интересные предложения по развитию внешкольной деятельности детей были высказаны Н. И. Пироговым. Он считал чрезвычайно полезным в учебных заведениях устраивать литературные беседы и тем самым способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся. В конце прошлого века при народных домах стали открываться первые клубы для детей. Многие из них были прообразами станций юных техников и натуралистов. В начале века были организованы первые внешкольные учреждения, деятельность которых связывалась в первую очередь с культурно-просветительной работой (посещение музеев, театров, загородные прогулки, участие в хоре, концертах и др.). Многие ребята с удовольствием учились рисованию, посещали библиотеку, участвовали в дискуссиях по прочитанным книгам.
Первыми внешкольными объединениями как факторами развития личности были клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. Заслуга в этом представителей прогрессивной интеллигенции: П.Ф.Лесгафта, С.Т.Шацкого, А.У.Зеленко, К.А. Фортунатова и др. Они пытались противостоять консерватизму официального воспитания и образования. С этой целью стремились создавать благоприятные условия для развития как индивидуальных качеств личности ребенка, так и формирования у него ответственности, солидарности, товарищества. Жизнь и разнообразные занятия в организованных ими клубах, несомненно, способствовала этому.
2.2. Развитие культурно - просветительских учреждений.
Большое развитие по сравнению с предшествующей эпохой получили различные формы культурно-просветительных учреждений (библиотеки, музеи, выставки).
Библиотека предоставляла возможности для формирования духовного мира личности, её познавательных, этических, эстетических качеств, поскольку читатель при желании получал доступ к фонду литературы, где были представлены различные отрасли знания.
Культурно-просветительную, экскурсионную, лекционную деятельность развернули и музеи. Частное коллекционирование получило широкое развитие в пореформенное время. Многие из коллекций впоследствии, еще в дореволюционный период, составили значительную часть наших музеев и библиотек. На основе частных собраний по инициативе их владельцев создавались национальные художественные музеи, доступные для широкого обозрения. В начале 80-х годов для посещения была открыта кар тинная галерея П. М. Третьякова. В 1893 г. он передал собрание своих картин в дар Москве. Во второй половине XIX в. при участии общественности в России было организовано много разнообразных по профилю музеев: исторических, естественнонаучных, художественных, промышленных, сельскохозяйственных. Впервые появились краеведческие, мемориальные музеи. Общее число музеев в стране выросло до 80. Особенностью их стала общедоступность.
Параллельно развивались народные театры в двух формах: профессиональные театры для народа с низкой входной платой и доступным репертуаром и самодеятельные театры. В начале века насчитывалось около 170 народных театров, причем их развитию очень помогали К. Станиславский, Л. Собинов, Л. Толстой и другие известные деятели русской культуры.
Появляются радио и кинематограф. Все больше детей и взрослых вовлекаются в спортивные виды досуговой деятельности. Растет число детских и женских клубов, ставящих своей целью педагогическое, санитарно-просветительное воспитание родителей; возникают общества врачей, краеведов, театральных и литературных деятелей.
Клубные учреждения не располагали литературными фондами, поэтому по сравнению с библиотеками их педагогическая деятельностьстроилась иначе. История зарождения и развития общедоступных (неэлитных типа «англицкого клуба») клубных учреждений свидетельствует о том, что они возникли во второй половине ХIХ века как общественные просветительские учреждения. Известен целый ряд форм таких учреждений, которые по своей природе выполняли функции общественного клуба или объединения клубного типа. Это комитеты грамотности, общества содействия народному образованию, общества поощрения образования, общества распространения технических знаний, общества разумных развлечений, попечительства народной трезвости. Все эти клубные по своему характеру общества существовали на средства благотворителей, добровольные пожертвования, привлекая к бесплатному участию в их деятельности ведущих ученых и педагогов.
Широкую известность в России получила просветительная деятельность книгоиздательского товарищества И.Д. Сытина; повсюду возникали вечерне-воскресные школы общества самообразования. Получил широкую известность Дом В.Д. Поленова как центр организации методической помощи фабричным, деревенским и школьным театрам. На волне массового клубного движения появляются первые легальные и подпольные рабочие и социал-демократические клубы.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 511.