Субъекты социально-культурной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Субъектами СКД являются: социокультурные институты, учреждения и организации – семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные и коммерческие организации, система народного образования, средства массовой информации, специальные учреждения социокультурного профиля (театры, музеи, библиотеки).

Социально-культурную деятельность характеризуют многообразие субъектов и специфика мотивов и проявлений их межсубъектных общественных отношений - политических, экономических, социальных, культурных.

Понятие «субъекты социально-культурной деятельности» отличается многозначностью. Это обусловлено тем, что сама социально-культурная деятельность тоже многозначна: индивидуальная и социальная (коллективная) культурная деятельность; профессиональная и непрофессиональная (любительская) деятельность; деятельность неформальная (нормативная), исторически сложившаяся на использовании существующих в обществе социальных норм (обычаев, нравов) вокруг какой-либо цели, ценности или потребности, и деятельность формализованная (учрежденческая), обладающая самовоспроизводством и имеющая определенное общественное назначение.

К субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых прямо или косвенно осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний. Классификация субъектов производится по целому ряду типологических признаков - территориальному, отраслевому, по виду принадлежности (собственности).

С точки зрения влияния на характер и содержание социально-культурной деятельности наиболее значимы такие социальные и культурные общности, как семья, трудовой коллектив, группы совместного проведения досуга, а также различные социально-территориальные общности (поселок, небольшой город, крупные города, регион и т.д.).

Человек как субъект социально-культурной деятельности

Личность, выступающая в роли субъекта социально-культурной деятельности, - это человек, который благодаря своей активности практически реализовал все элементы своего участия в этой деятельности, а именно: определил и тщательно осмыслил цель, осознал мотивы своего участия, подобрал необходимые средства, методы и приемы, осуществил соответствующие практические действия, оценил полученные результаты.

Социально-культурные институты

Как общественная структура, социальные институты являются социальной организацией, наиболее полно отражающей взаимодействие людей с учетом их потребностей и интересов, их ценностных ориентации и социальных установок. Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т.д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как системы образования, здравоохранения, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т.д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Средства массовой информации и коммуникации

Средства массовой информации и коммуникации являются социально-культурным институтом, представляющим «четвертую власть». Это значит, что как вид социально-культурной деятельности журналистика выполняет многофункциональное назначение в обществе, выступая как: а) средство управления, посредник между субъектом управления (законодательной, исполнительной и судебной властью) и объектом управления (народом): б) источник адекватной информации граждан о различных социокультурных явлениях в виде событийного или проблемного ряда; в) арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования независимого общественного мнения; г) канал распространения культурных знаний, норм и ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе.

Отраслевые учреждения социально-культурного профиля

Структурно в сеть традиционных и нетрадиционных учреждений социально-культурного профиля входят: 1) ведущие учреждения и организации отрасли; 2) вспомогательные учреждения и организации отрасли; 3) учреждения-субъекты массового культурно-сервисного обслуживания;

Объектом нашего внимания являются учреждения, которые составляют ядро отраслевой социально-культурной инфраструктуры каждого города, поселка, региона в целом. В ней, как правило, представлены социально-культурные институты как традиционного, так и нетрадиционного типа - клубные и библиотечные учреждения, социально-культурные и развлекательно-игровые комплексы и центры досуга; парки и парковые учреждения и системы; историко-культурные учреждения и комплексы музейного типа; учреждения искусств и народного творчества, центры народных промыслов и ремесел; санаторно-оздоровительные и курортные учреждения; выставочные залы и комплексы; театрально-зрелищные предприятия и киноконцертные учреждения; учреждения туризма и спорта. Эту инфраструктуру дополняют традиционные и альтернативные учреждения дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования.

К субъектам социально-культурного сервиса относится сеть государственных и негосударственных (частных, акционерных, общественных) учреждений и организаций, предметом деятельности которых является массовое культурно-сервисное обслуживание населения.

В эту сеть входят следующие группы социально-культурных институтов:

1) учреждения, предприятия и организации, предоставляющие комплекс специализированных социально-культурных услуг населению: гостиницы, пансионаты, кемпинги; туристские, экскурсионные и транспортные компании и агентства, предприятия по оказанию пиаровских, рекламно-информационных и др.

2) предприятия, мастерские и магазины-салоны по производству и продаже изделий и оказанию услуг в различных видах профессионального и самодеятельного художественного, технического и прикладного творчества, фольклора, народных промыслов и ремесел, любительской деятельности;

3) предприятия и организации, занимающиеся материальным производством и ремонтом оборудования, средств и предметов культуры, искусства, досуга, спорта, туризма, сервисного обслуживания.

Субъекты массового культурно-сервисного обслуживания - клубы, библиотеки, парки, развлекательные, оздоровительные и образовательные центры, планетарии, музеи, ярмарки и выставочные центры, комплексы и залы, театры, филармонии и концертные залы, цирки, компьтерные центры, клубы и салоны, казино и залы игровых автоматов, учреждения кино- и видеопроката, рестораны и гостиницы, дома отдыха, турбазы и пансионаты, предприятия индустрии досуга, полиграфии, кино- и видеопроизводства составляют основу социально-культурной инфраструктуры любого отдельно взятого региона - области, края, города, района.

Социально-культурные общности и формирования

Под социально-культурной общностью, задействованной в сфере культуры, искусства, спорта, туризма, отдыха, подразумевается по преимуществу неформализованная совокупность людей, объединенных общими социально-культурными, досуговыми интересами и увлечениями, общими целями и задачами своей деятельности, более или менее прочными связями и взаимодействием, общим типом поведения, умозрения и умонастроения.

В зависимости от количества участников и условий внутри-группового взаимодействия социально-культурные общности делятся на малые, средние и большие.

К малым социально-культурным общностям относят небольшие по численности объединения участников социально-культурной деятельности, включающие от двух до нескольких десятков человек (оптимально 7-9), находящихся в непосредственном эмоционально-личностном контакте друг с другом, что порождает у них особое психологическое чувство - «мы - группа».

К группам среднего масштаба, или корпоративным, относятся сравнительно устойчивые производственные, учебные, бытовые, воинские и другие аналогичные коллективы, для которых наиболее определяющими являются смысловые понятия «корпорация» и «корпоративная культура». Корпоративные общности объединяют людей, работающих в одном учреждений или предприятии социально-культурной сферы, обучающихся в высшем или среднем специальном учебном заведении культуры и искусств и т.д.

Большие социально-культурные общности, выступающие в качестве субъектов социально-культурной деятельности, как правило, представляют собой крупную устойчивую группу людей, отличающихся характерными признаками и чертами, действующих совместно в социально-культурных ситуациях и функционирующих в масштабах отдельно взятого региона или всей страны. К ним относятся социальные слои, общественно-политические движения, партии, объединения, профессиональные группы, этнические, демографические или конфессиональные объединения, включающие нередко десятки и сотни тысяч людей. Большую социально-культурную общность составляют жители, проживающие на достаточно большой, но ограниченной территории (города, района, области).

Корпоративные социально-культурные общности.

Целый ряд малых, средних и частично крупных общностей одновременно выступают и как корпоративные социально-культурные общности, поскольку являются субъектами формирования и реализации собственной корпоративной культуры.

К группе корпоративных социально-культурных общностей с полным основанием можно отнести государственные, акционированные, совместные и частные фирмы, предприятия, учреждения и организации разных типов в сфере промышленности, торговли, культуры, образования, искусства, спорта и т.д. В эту группу также входят различные формализованные и неформализованные ассоциации и объединения представителей социальных слоев общества, делового мира, интеллигенции, молодежи, любые другие нарождающиеся предпринимательские структуры и инициативные формы.

Территориальные социально-культурные общности.

В отличие от корпоративных общностей, территориальная социально-культурная общность - это реальная или воображаемая общность, представители которой соотносят свою культуру, нравственные и эстетические нормы и идеалы, духовные ценности и традиции, мнения, оценки и самооценки с постоянным местом своего проживания - конкретным регионом, областью, краем.

Типичной как в историческом, так и в современном контексте территориальной социально-культурной общностью является город. Являясь территориальной и одновременно социальной общностью, город всегда представлял и представляет собой общественно значимое самодостаточное культурное явление.

Общественные формирования.

Близкими по сути и смыслу социально-культурным общностям является общественные формирования, организации, объединения, движения. Каждое из них представляет собой добровольный, самоуправляемый, некоммерческий общественный институт, созданный по инициативе граждан, объединившихся на основе общности социальных и культурных интересов для реализации общих целей, обозначенных в уставе объединения.

В общественные формирования входят дети, подростки, молодежь, взрослые, представляющие как малые, так средние и большие социальные группы. Общественные формирования составляют основу многочисленных прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере: общественных организаций, движений, инициатив, фондов и объединений.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 1140.