Основным субъектом предпринимательской деятельности является предприятие (фирма).
Предприятие – это хозяйственная единица (завод, фабрика, шахта, порт, финансовое учреждение, гостиница и т.д.), которая выполняет одну или несколько специфических функций по созданию и реализации материальных благ и услуг, а также формированию нормальных условий осуществления экономических процессов.
Фирма – это физическое или юридическое лицо, владеющее одним или несколькими предприятиями и организующее их деятельность. Большинство фирм владеет одним предприятием, однако существуют фирмы, которым принадлежит два и более предприятий.
Выделяют три правовых типа фирм: единоличное владение, партнерство (от франц.- участник) и корпорация (от лат.- объединение).
Единоличное владение — фирма, принадлежащая одному домохозяйству, которое самостоятельно ведет дела одного мелкого или среднего предприятия (фермы, мастерской, торгового заведения, адвокатской конторы, частной лечебницы и т.д.) за собственные и заемные средства в своих интересах (в США на их долю приходится свыше 70% от общего числа фирм).
Преимущества единоличного владения:
• сравнительная легкость их учреждения при наличии первоначального капитала (расходы по их учреждению обычно невелики и сводятся к приобретению регистрационного разрешения или лицензии на право заниматься соответствующей деятельностью);
• высокая степень хозяйственной самостоятельности и ответственности предпринимателей, что стимулирует их инициативу в реализации своих интересов.
Партнерство – это фирма, в которой два или более лица соединяют свои ресурсы и документально договариваются об условиях ведения совместных дел, распределении прибыли и убытков, а также степени общей и индивидуальной ответственности по обязательствам фирмы. В США на долю партнерств приходится около 10% общего числа фирм.
Преимущества партнерства:
• сравнительная легкость учреждения. Достаточно подписать учредительный договор (устав) и зарегистрировать его в соответствующем органе;
• благодаря большому числу участников становится возможной более высокая специализация в управлении;
• финансовые ресурсы компании менее ограничены, чем ресурсы единоличного владения. Это делает партнерство менее рискованным для кредиторов, увеличивает возможности привлечения заемных средств.
Корпорация – это правовая форма бизнеса, отличающаяся и отделенная от конкретных лиц, ими владеющих. Наиболее распространенной формой корпорации является акционерное общество. Акционерное общество – это тип фирмы, объединяющей мелкие и средние капиталы, где доля каждого подтверждена ценной бумагой – акцией, дающей право участвовать в управлении фирмой и получать часть ее прибыли в виде дивиденда. Если акции свободно продаются всем желающим – это акционерное общество открытого типа. Если акции продаются только определенному кругу лиц, то это АОЗТ.
Преимущества корпорации:
• наиболее эффективная форма организации бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала. Путем продажи акций и облигаций корпорации могут объединять в общий фонд финансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц;
• ограниченная ответственность. Владельцы корпорации рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций;
• владельцы акций могут не принимать активного участия в управлении корпорацией, а лишь следить за регулярностью и величиной выплачиваемых дивидендов;
• корпорации имеют значительно большие возможности в привлечении заемных средств, внедрении наиболее эффективных и капиталоемких технологий;
• корпорация является юридическим лицом и существует независимо от ее владельцев, которые могут меняться в связи с куплей-прдажей акций. Передача собственности корпорации через продажу акций не подрывает ее целостности (корпорации вечны). Постоянство корпорации открывает возможность перспективного планирования и роста.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 247.