ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Радиоуправляемые самолёты»
Целевая группа: 12-16 лет
Срок реализации программы: 3 года
Составитель:
Пеплер Виталий Яковлевич,
педагог дополнительного образования
Таврическое, 2018
СОДЕРЖАНИЕ.
I . ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка -------------------------------------------------- 3 стр.
-актуальность для целевой группы
-цель
-задачи
1.2.Планируемые результаты ----------------------------------------------- 5стр.
-личностные
-метапредметные
-предметные
1.3. Система оценки планируемых
результатов освоения программы ----------------------------------------- 6 стр.
Объекты, процедуры, технологии методы,
диагностический инструментарий для текущего,
промежуточного и итогового оценивания
II .СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Учебно-тематический план --------------------------------------------- 10 стр.
Разделы, темы программы, количество часов
2.2.Содержание программы -------------------------------------------------- 13 стр.
Формы проведения учебных занятий, основные
виды учебной деятельности по усвоению темы
III .ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Условия реализации программы ------------------------------------- 19 стр.
Описание учебно-методического, дидактического,
материально технического обеспечения
образовательного процесса
I . ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Программа «Радиоуправляемые модели самолетов» разработана на основании методических пособий по авиамоделированию и имеет техническую направленность, т.к. направлена на развитие конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области технического творчества (сфера деятельности «человек – машина»), с упором на подбор авиамоделей и их конструирование, а так же выходом с продуктами собственного творчества на соревнования.
Главной отличительной особенностью программы является развитие у обучающихся интереса и любви к технике и труду, творческих способностей, формирование конструкторских навыков, освоение навыков работы с инструментами, оборудованием и применение этих навыков при разработке и изготовлении авиамоделей.
Авиамоделизм – это конструирование и постройка моделей летательных аппаратов в технических или спортивных целях. Создание обучающимися действующего летательного аппарата представляет собой комплексную деятельность, которая включает в себя проектно-конструкторскую работу, выполнение и испытание разработанного устройства. В процессе создания технического объекта проверяются истинность или ложность выдвинутых обучающимися тех или иных теоретических предположений, их соответствие естественнонаучным законам и закономерностям. Конечный результат – подготовка обучающимся модели к тренировочным полетам на кордодроме.
Настоящая программа ориентирована на обучение ребят построению радиоуправляемых моделей самолетов и рассчитана на подготовку моделистов-спортсменов.
Актуальность.
Актуальность образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей. Класс радиоуправляемых авиамоделей становится все более популярным среди детей разного возраста. Их привлекает управление моделью, осуществляемое посредством АДУ – аппаратуры дистанционного управления. Каждый участник образовательного процесса создает свою модель.
Занятия в объединении проводится по индивидуальным планам на каждую модель, начиная с рабочего чертежа и заканчивая полетами в поле. Конечный результат – подготовка модели к первым тренировкам в поле. В процессе изготовления моделей самолётов обучающиеся приобретают разнообразные технологические навыки, знакомятся с конструкцией летательных аппаратов, с основами аэродинамики и прочности, учатся ими управлять.
Адресат программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Авиамоделизм» рассчитана на широкий возрастной диапазон обучающихся 12-16 лет, т.к. занятия носят познавательный характер, обеспечены демонстрационным материалом, что позволяет их адаптировать к конкретному возрасту.
Основной возраст обучающихся – подростковый. Главное составляющая подросткового возраста - это переход от «детства» к «взрослости». Все стороны развития подвергаются качественной перестройке. Возникают и формируются новые психологические особенности. Это требует от взрослых, окружающих подростка, предельной точности, деликатности, осторожности при работе с детьми.
Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, быстрой утомляемостью в силу неравномерного физиологического роста и развития. В то же время подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности.
Данная программа является личностноориентированной и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. Взаимоотношения в детском объединении строятся так, чтобы каждый обучающийся стремился передать полученные знания и навыки своим товарищам, оказывая им помощь.
Содержание программы соответствует современному состоянию и запросам в авиамодельном моторостроении.
Цель программы:
— воспитание социально-адаптированной личности в процессе обучения — формирование системы, знаний, умений, учащихся в авиамоделизме, ориентирование на достижение высоких результатов;
— формирование у обучающихся технико-технологических умений при изготовлении радиоуправляемых летательных аппаратов.
Задачи:
Предметные:
- изучить основы аэродинамики, самолетостроения и основы теории полета.
- научить приемам и технологиям правильного изготовления и испытания сложных моделей летательных аппаратов чемпионатных классов.
- научить применять приобретенные знания на практике и уметь принимать нестандартные решения сложных инженерных задач.
− научить владеть приемами и методами обработки различных материалов различными инструментами и на станочном оборудовании;
Метапредметные:
- способствовать развитию самостоятельности и активности, физической выносливости и уверенности в себе через участие в соревнованиях и умение находиться в коллективе.
- развитие творческих способностей детей, интереса к науке и технике.
Личностные:
- формировать в ребенке уверенность в своих силах перед участием в показательных выступлениях и соревнованиях различных уровней;
− содействовать воспитанию культуры здоровья и коммуникативной культуры;
− способствовать развитию трудолюбия, аккуратности, усидчивости, взаимопомощи, сотрудничества;
− способствовать профессиональному самоопределению.
Планируемые результаты
Требования к образовательным результатам учащихся
Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе технической направленности «Радиоуправляемые самолёты» позволяет добиться следующих результатов:
Каждый обучающийся по окончании обучения по программе «Радиоуправляемые авиамодели» самостоятельно может:
- изготовить летающую радиоуправляемую модель;
- выступить на соревнованиях и выполнить разрядные нормативы по авиамодельному спорту;
- использовать полученные практические умения и технологии в изготовлении технических объектов.
Личностные результаты:
• развитие любознательности и формирование интереса к изучению техники и технических наук;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей;
• воспитание ответственного отношения к труду;
• формирование мотивации дальнейшего изучения техники.
Метапредметные результаты:
• овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
• освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для
обучающихся объединения школьного возраста: формулирование с помощью педагога цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
• формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
• развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
• ценностно-ориентационная сфера - сформированность представлений о взаимодействии между человеком и техникой, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
познавательная сфера - наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы; об изменениях природной среды под влиянием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного труда, поведения в природе, социоприродной среде;
трудовая сфера - владение навыками работы различными инструментами в процессе изготовления моделей, умение работать с различными материалами (древесина, металл, пенополистирол, потолочная плитка и др.);
эстетическая сфера - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
сфера физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.
1.3. Система оценки планируемых результатов освоения программы
Выявление недостатков, ошибок и успехов в ходе работы обучающихся происходит в виде текущего контроля. Контроль осуществляется систематически через опрос обучающеися, контроля выполнения упражнений, выставок творческих работ и их обсуждение.
Выявление уровня освоения программы и ее результативности предполагает проведение аттестации. Аттестация обучающихся позволяет дать оценку эффективности применяемой методики и по необходимости внести коррективы.
Промежуточная аттестация – это выявление результативности усвоения обучающеися содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Авиамоделизм» по итогам 1 и 2 годов обучения.
В рамках аттестации проводится оценка теоретической и практической подготовки в форме зачета.
Вопросы и задания ктестам промежуточной аттестации для определения уровня освоения программы учащимися 1 года обучения
Вопросы | Задания |
1. Назови основные элементы самолета | 1.Изготовить заготовки крыла планера из пенопласта. |
2. Назови исторические этапы развития авиамоделизма | 2.Выполнить выполнить комплекс F3A на ависимуляторе. |
3. Обозначить разницу в исполнение и назвать отличия между Копией и полукопией. | |
4. Назови принципы работы вертолета |
Вопросы и задания к тестам промежуточной аттестации для определения уровня
Оценочный лист зачета
№ |
ФИ учащегося
Результаты по уровням
Вопросы:
Повышеный уровень – называет все элементы летательных аппаратов, применяет термины авиамоделирования, знает правила и порядок соревнований.
Базовый уровень – путает элементы летательных аппаратов, применяет термины авиамоделирования, знает правила и порядок соревнований.
Пониженый уровень - путает элементы летательных аппаратов, не применяет термины авиамоделирования, знает правила и порядок соревнований.
Задания:
Повышеный уровень – без ошибочно выполняет упражнения на авиасимуляторе, владеет основами конструирования и моделирования и применяет их на практике.
Базовый уровень – допускает незначительные ошибки при выполнении упражнений на авиасимуляторе, владеет основами конструирования и моделирования и применяет их на практике.
Пониженый уровень - допускает ошибки при выполнении упражнений на авиасимуляторе, владеет основами конструирования и моделирования, но на практике
допускает грубые ошибки.
Итоговая аттестация-это выявление результативности усвоения учащимися содержания всей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Авиамоделизм».
Итоговая аттестация учащихся проходит в форме защиты проектной (творческой) работы на свободную тему.
Техничность выполнения:
Повышеный уровень – технически грамотно совмещены узлы модели, работа аккуратна, устойчива.
Базовый уровень - технически грамотно совмещены узлы модели, работа неаккуратна, неустойчива.
Пониженый уровень – узлы соединения деталей в конструкции соединены неверно, работа неаккуратна, неустойчива.
Базовый уровень
Зачет
+
ИТОГО:
II .СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела(модуля)/тем учебных занятий | Кол-во часов | Форма текущего конторля |
Цель: — расширение знаний и познавательного интереса о летающей технике, получение базовых знаний и навыков, необходимых для изготовления и запуска простейших летающих моделей, получение первоначальных сведений по теории полета. I год обучения | |||
I | Познавательный модуль | 74 | |
1 | Вводное занятие.История развития авиации. | 3 | Опрос |
2 | Особенности полета свободнолетающей модели | 3 | Опрос |
3 | Особенности полета радиоуправляемой модели | 3 | Опрос |
4 | Основы проектирования свободнолетающей модели | 6 | Опрос |
5 | Авиасимулятор RealFlightBasic | 20 | Опрос.Контроль выполнения упражнения |
6 | Изготовление простейшего планера | 39 | Опрос.Контроль выполнения упражнения |
II | Прикладной модуль. | 106 | |
1 | Схематический планер | 34 | Контроль выполнения |
2 | Простейшая р\у модель самолёта | 36 | Контроль выполнения |
4 | Самолёт. | 36 | Контроль выполнения |
III | Диагностический модуль. | 24 | |
1 | Демонстрационные полёты. | 6 | Контроль полётов, обсуждение |
2 | Выставка моделей авиатехники. | 4 | Обсуждение работ |
3 | Соревнования. | 6 | Контроль полётов, обсуждение |
4 | Промежуточная аттестация. | 4 | Тестирование. |
5 | Заключительное занятие. | 4 | Обсуждение моделей |
ИТОГО за год | 204 | ||
Знать: - исторические этапы развития авиастроения; - технические требования и устройство простейших авиамоделей; - основы теории полета; Уметь: - работать с ватманом и фанерой; - читать и создавать простейшие чертежи; - работать ручным инструментом; - изготавливать схематические модели самолетов; - запускать авиамодели под руководством педагога. Цель: — формирование и расширение теоретических познаний в области авиации, повышение уровня сложности и технологичности в работе с летающими моделями;
II год обучения | |||
I | Познавательный модуль | 46 | |
1 | Вводное занятие | 2 | Опрос |
2 | Основы авиационной метеорологии | 2 | Опрос |
3 | Авиасимулятор RealFlightBasic | 30 | Опрос.Контроль выполнения упражнения |
4 | Правила проведения соревнований | 2 | Опрос |
5 | Основы пилотирования радиоуправляемой модели | 4 | Опрос |
8 | Чертёжный инструмент и основы черчения | 4 | Опрос |
9 | Модели планеров класса F3J | 2 | Опрос |
II | Прикладной модуль | 128 | |
1 | Контурная модель из пенопласта | 14 | Контроль выполнения |
2 | Модель р\у планера метательного тренировочного | 38 | Контроль выполнения |
3 | Радиоуправляемые модели самолётов | 40 | Контроль выполнения |
4 | Модели планеров класса F3J | 36 | Контроль выполнения |
III | Диагностический модуль | 42 | |
1 | Демонстрационные полёты | 16 | Контроль полётов, обсуждение |
2 | Выставка моделей авиатехники | 4 | Обсуждение работ |
3 | Соревнования | 18 | Контроль полётов, обсуждение |
4 | Промежуточная аттестация | 2 | Зачёт |
5 | Заключительное занятие. | 2 | Обсуждение моделей |
ИТОГО за год | 216 | ||
Знать: - правила техники безопасности при работе с электрооборудованием; - классификацию авиационных моделей; - историю развития авиамоделизма; - технические требования, характеристики и устройство авиамоделей выбранных классов; Уметь: - самостоятельно запускать авиамодели; - работать в коллективе; - участвовать в соревнованиях.
| |||
Цель: — вовлечение подростков в систематические занятия авиамоделизмом, подготовка авиамоделистов к соревнованиям, выставкам. III год обучения | |||
I | Познавательный модуль | 46 | Опрос |
1 | Вводное занятие | 2 | Опрос |
2 | Единая спортивная класификация | 2 | Опрос |
3 | Модели юниорских классов F4D, учебно-тренировочные | 2 | Опрос |
4 | Двигатели летающих моделей | 2 | Опрос |
5 | Радиоуправляемые модели | 2 | Опрос |
6 | Авиасимулятор RealFlightBasic | 30 | Опрос.Контроль выполнения упражнения |
7 | Проектная работа | 4 | Устный опрос |
II | Прикладной модуль | 128 | |
1 | Модели юниорских классов F4D, учебно-тренировочные. Пилотажные кордовые. | 28 | Контроль выполнения |
2 | Радиоуправляемые модели | 22 | Контроль выполнения |
3 | Учебные и тренировочные полёты радиоуправляемых моделей | 30 | Контроль выполнения |
4 | Работа над моделями по индивидуальным планам. Изготовление моделей по свободному выбору. | 48 | Контроль выполнения |
III | Диагностический модуль | 42 | |
1 | Демонстрационные полёты | 16 | Контроль полётов, обсуждение |
2 | Выставка моделей авиатехники | 4 | Обсуждение работ |
3 | Соревнования | 18 | Контроль полётов, обсуждение |
4 | Итоговая аттестация | 2 | Защита проектов |
5 | Итоговое занятие «мир авиамоделизма» | 2 | Анализ работы |
ИТОГО за год | 216 | ||
знать: - классификацию, технические требования и устройство авиамоделей вы- бранных классов; - технологию изготовления моделей-копий; Уметь: - изготавливать модели-копии и запускать их; - работать на станочном оборудовании; - читать и создавать чертежи, работать с технической документацией; - работать со стартовым оборудованием; - управлять радиомоделью; - управлять авиамоделью на авиасимуляторе. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Радиоуправляемые самолёты»
Целевая группа: 12-16 лет
Срок реализации программы: 3 года
Составитель:
Пеплер Виталий Яковлевич,
педагог дополнительного образования
Таврическое, 2018
СОДЕРЖАНИЕ.
I . ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка -------------------------------------------------- 3 стр.
-актуальность для целевой группы
-цель
-задачи
1.2.Планируемые результаты ----------------------------------------------- 5стр.
-личностные
-метапредметные
-предметные
1.3. Система оценки планируемых
результатов освоения программы ----------------------------------------- 6 стр.
Объекты, процедуры, технологии методы,
диагностический инструментарий для текущего,
промежуточного и итогового оценивания
II .СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Учебно-тематический план --------------------------------------------- 10 стр.
Разделы, темы программы, количество часов
2.2.Содержание программы -------------------------------------------------- 13 стр.
Формы проведения учебных занятий, основные
виды учебной деятельности по усвоению темы
III .ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Условия реализации программы ------------------------------------- 19 стр.
Описание учебно-методического, дидактического,
материально технического обеспечения
образовательного процесса
I . ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Программа «Радиоуправляемые модели самолетов» разработана на основании методических пособий по авиамоделированию и имеет техническую направленность, т.к. направлена на развитие конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области технического творчества (сфера деятельности «человек – машина»), с упором на подбор авиамоделей и их конструирование, а так же выходом с продуктами собственного творчества на соревнования.
Главной отличительной особенностью программы является развитие у обучающихся интереса и любви к технике и труду, творческих способностей, формирование конструкторских навыков, освоение навыков работы с инструментами, оборудованием и применение этих навыков при разработке и изготовлении авиамоделей.
Авиамоделизм – это конструирование и постройка моделей летательных аппаратов в технических или спортивных целях. Создание обучающимися действующего летательного аппарата представляет собой комплексную деятельность, которая включает в себя проектно-конструкторскую работу, выполнение и испытание разработанного устройства. В процессе создания технического объекта проверяются истинность или ложность выдвинутых обучающимися тех или иных теоретических предположений, их соответствие естественнонаучным законам и закономерностям. Конечный результат – подготовка обучающимся модели к тренировочным полетам на кордодроме.
Настоящая программа ориентирована на обучение ребят построению радиоуправляемых моделей самолетов и рассчитана на подготовку моделистов-спортсменов.
Актуальность.
Актуальность образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей. Класс радиоуправляемых авиамоделей становится все более популярным среди детей разного возраста. Их привлекает управление моделью, осуществляемое посредством АДУ – аппаратуры дистанционного управления. Каждый участник образовательного процесса создает свою модель.
Занятия в объединении проводится по индивидуальным планам на каждую модель, начиная с рабочего чертежа и заканчивая полетами в поле. Конечный результат – подготовка модели к первым тренировкам в поле. В процессе изготовления моделей самолётов обучающиеся приобретают разнообразные технологические навыки, знакомятся с конструкцией летательных аппаратов, с основами аэродинамики и прочности, учатся ими управлять.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 185.