Формирование пространственных представлений, развитие психомоторики, высших психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, речь)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Формирование универсальных учебных действий.

 

 - Развитие психомоторики - Развитие пространственного восприятия и воображения - Ориентировка в пространстве Сентябрь 1. Снятие телесных напряжений. Отработка правильного дыхания (лежа). Знакомство с дыхательными упражнениями. Цель: активизация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсо-моторного обеспечения психических процессов. 2. Упражнение «Конструирование по схеме», «Найди по схеме», Игры с мячом - своение внешнего пространства. 2   Октябрь Снятие телесных напряжений. Продолжить отработку правильного дыхания (сидя, стоя).  - Упражнение «Одновременное рисование двумя руками». 2. Тренажер «Шульте». 3. Работа со схемами. 4. Освоение среднего пространства – Игры «Царство животных», «Пустыня» 4   Ноябрь 1. Работа со схемами, 2.Тренажер «Шульте». 3. Освоение движений в верхней зоне пространства: Игры «Капризный фотограф», «Моя комната», «Передай мяч». 3   декабрь (1 раз в неделю, четверг) Конструирование и копирование. Логико-грамматические речевые конструкции. Пространственные диктанты: «Поставь фигуру», «двигательный диктант (по шагам)», «Расставь знаки». 4 - Активизация энергетического потенциала организма. - Повышение пластичности сенсо-моторного обеспечения психических процессов - Ориентировка в пространстве Январь (1 раз в неделю, четверг) 1. .Массаж и самомассаж. Цель: активизация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсо-моторного обеспечения психических процессов. 2.Упражнения «Рисунки и буквы на спине», «Угадай часть тела и запомни ее название», «Телесные фигуры, буквы и цифры». Цель: формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов.   3 - Ориентировка в пространстве - Развитие ВПФ (внимание, память и их процессы) Февраль (1 раз в неделю, четверг) 1.    Работа с мышечными зажимами. Цель: оптимизация общего тонуса тела. 2.    Зрительный гнозис. Упражнения «Чего здесь не хватает?», «Исправь ошибки», «Найди предмет по описанию». 3.    «Конструирование предметов из заданных частей, «Копирование фигур» (карточки). 3 Ориентировка в пространстве - Развитие ВПФ (внимание, память и их процессы) Март (1 раз в неделю, четверг)   Коррекция и развитие восприятия пространства (Программа по коррекции пространственной ориентации) Сайт ВИКИУМ   3 - Развитие психомоторики - Развитие ВПФ ( речь, память) Апрель (1 раз в неделю, четверг) 1. Подробный анализ объектов,  Упражнения «Четвертый лишний», «Разложи по группам», «Не похожие фигуры», «Дополни рисунок», «Сколько треугольников», «Город квадратов». Сайт ВИКИУМ 4 - Развитие психомоторики - Развитие ВПФ (внимание, память, мышление, речь и их процессы) - Ориентировка в пространстве Май (1 раз в неделю, четверг) 1. Конструирование, 2. Преобразование фигуры, буквы, цифры 3. Ориентация в схеме собственного тела и пространстве. 4. Ориентировка по памяти. Сайт ВИКИУМ 4

 

ИТОГО:

34

Ожидаемые результаты: восстановление контакта с собственным телом, более расслабленное состояние (снято напряжение), улучшение психического самочувствия, приобретение навыка саморегуляции, и как следствие - повышение концентрации внимания; достаточно уверенное ориентировка в пространстве от себя, работа со схемами.

Список литературы:

Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития (часть I). - М., 2001.

Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей; Методическое пособие 2003 год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

 

Рабочая коррекционно - развивающая программа

по психологическому сопровождению

обучающегося 9 а класса с ОВЗ

на 2018- 2019 учебный год.

 

 

                                                                                          Составитель:

                                                                                                    педагог -      психолог

                                                                                              Чистякова С.А.

 

 

г.Урай

Пояснительная записка

 

Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (в частности обучающийся с ТНР – 5.1) является важным направлением деятельности педагога-психолога. Поэтому неотъемлемой составляющей в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися с ОВЗ являются индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом по формированию общих (познавательных) способностей к учению.

Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи

Дети с тяжелыми нарушениями речи либо не говорят совсем, либо имеют очень скудный словарный запас. Имеют неплохие физиологические интеллектуальные способности, но отстают в психическом развитии. Они с трудом овладевают письменной речью, зачастую страдает их грамотность, могут быть сложности в освоении арифметических заданий. Тяжелые нарушения речи характеризуются не только проблемами с произношением звуков, но и сложностями их восприятия на слух. Такие дети с трудом строят речевые конструкции – фразы, предложения. Им сложно общаться с людьми, а это чревато комплексами и трудностями с социализацией.

У детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи, также наблюдается отставание во всех сферах познавательной деятельности – памяти, мышления, восприятия. Особенно четко это прослеживается на уровне осознанности. Таким детям сложно переключать внимание, удерживать и распределять его, а также включаться в процесс какой-либо деятельности. Они с трудом запоминают учебный материал и быстро забывают его. Особенно это касается вербальной информации. Таким детям сложно абстрагироваться, производить мыслительные операции, обобщать материал. При этом они могут вполне нормально выполнять задания, связанные со зрительным восприятием – наглядные.

Моторика детей с тяжелыми речевыми нарушениями также страдает. Они, как правило, очень неловки, неуклюжи, двигаются хаотично и импульсивно. При этом они слабы физически, быстро утомляются и имеют низкую производительность.

Эмоционально-волевая сфера таких ребят тоже имеет целый ряд отклонений.

При тяжелых речевых нарушениях страдают наблюдательность, устойчивость интересов, отсутствие или снижение мотивации, закомплексованность, агрессивность, раздражительность, замкнутость, обидчивость. Они с трудом социализируются – им сложно наладить контакт с другими людьми.

Существует два основных типа классификаций данных проблем.

Первая – медико-педагогическая

Согласно ей, тяжелые речевые нарушения делятся, исходя из причин их возникновения, а также патологических проявлений болезни:

Нарушения голоса – афония, дисфония

Нарушения темпа речи – брадилалия, тахилалия

Нарушения звукопроизношений – заикание, дислалия, дизартрия

Нарушения чтения и письма – дислексия, дисграфия

Гнусавость – ринолалия

Распад речи – афазия

Недоразвитие речевых центров коры мозга – алалия.

Выделяют общее недоразвитие речи, а также фонетические и фонетико-фонематические речевые проблемы.

Таким образом, тяжелые нарушения речи влекут за собой общее недоразвитие всех аспектов речевой деятельности – грамматики, лексики, фонетики, которое сочетается с узостью мышления, ограничением образного восприятия и речевых обобщений, а также сложностями при овладении чтением и письмом.

Цель программы: оказание помощи обучающемуся в получении развития, соответствующего его способностям и возможностям в процессе обучения и воспитания в средней школе.

Задачи программы:

7. Формирование и развитие психологических предпосылок и основ учебной деятельности.

8. Предупреждение дезадаптации в школе.

9. Развитие интеллектуальных способностей обучающегося, коррекция познавательных процессов.

10. Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сфер подростка.

11. Формирование навыков конструктивного общения, расширение репертуара видов общения.

12. Коррекция и развитие личности подростка, снижение внутриличностных противоречий.

13. Сопровождение при подготовке к сдаче ГВЭ.

Принципы:

- Учёт индивидуальных особенностей. Индивидуальность ребенка характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других детей. Кроме того, к индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.

 -  Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

 -  Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

 -  Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

 -  Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

-  Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Рекомендации ТПМПК по направлению коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи подростку:

 - формирование учебных универсальных действий.

Индивидуальные особенности обучения на актуальные период:

- снижение работоспособности;

- повышенная истощаемость;

- неустойчивость внимания;

-более низкий уровень развития восприятия;

-недостаточная продуктивность произвольной памяти;

- отставание в развитии всех форм мышления;

- бедный словарный запас;

- недостаточный навык самоконтроля;

- ограниченный запас общих сведений и представлений;

- слабая техника чтения;

- трудности в счете, в решении задач.

Программа будет реализована через индивидуальные занятия с обучающимся.

Режим работы: Данная программа рассчитана на текущий учебный год обучения. Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога один раз в неделю от 30 до  40 минут. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.

Направления работы:

5. Психолого - педагогическая диагностика динамических характеристик (уровень развития интеллектуальных, личностных, поведенческих особенностей).

6. Коррекционно - развивающая психолого-педагогическая работа. Осуществляется в течение полугодия и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.

7. Консультативная работа с педагогами и родителями. Осуществляется психологом, и связана в основном с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или физического самочувствия подростка.

8. Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Осуществляется педагогами совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого - педагогического статуса учащихся.

Основные этапы работы:

Первый этап: Диагностика (в начале и в конце указанного периода работы).

Второй этап: Непосредственная коррекционно-развивающая работа.

Заключительный (экспертный) этап. Анализ и подведение итога работы за учебный год.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия Время и день проведения занятия Формы и методы работы Кол-во часов
1. Вводное Сентябрь (1 раз в неделю,) - Информирование; - беседа; - психогимнастические упражнения. 1

Дата: 2019-02-19, просмотров: 231.