Формирование универсальных учебных действий.
ИТОГО:
Ожидаемые результаты: восстановление контакта с собственным телом, более расслабленное состояние (снято напряжение), улучшение психического самочувствия, приобретение навыка саморегуляции, и как следствие - повышение концентрации внимания; достаточно уверенное ориентировка в пространстве от себя, работа со схемами.
Список литературы:
Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития (часть I). - М., 2001.
Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей; Методическое пособие 2003 год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
Рабочая коррекционно - развивающая программа
по психологическому сопровождению
обучающегося 9 а класса с ОВЗ
на 2018- 2019 учебный год.
Составитель:
педагог - психолог
Чистякова С.А.
г.Урай
Пояснительная записка
Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (в частности обучающийся с ТНР – 5.1) является важным направлением деятельности педагога-психолога. Поэтому неотъемлемой составляющей в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися с ОВЗ являются индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом по формированию общих (познавательных) способностей к учению.
Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи
Дети с тяжелыми нарушениями речи либо не говорят совсем, либо имеют очень скудный словарный запас. Имеют неплохие физиологические интеллектуальные способности, но отстают в психическом развитии. Они с трудом овладевают письменной речью, зачастую страдает их грамотность, могут быть сложности в освоении арифметических заданий. Тяжелые нарушения речи характеризуются не только проблемами с произношением звуков, но и сложностями их восприятия на слух. Такие дети с трудом строят речевые конструкции – фразы, предложения. Им сложно общаться с людьми, а это чревато комплексами и трудностями с социализацией.
У детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи, также наблюдается отставание во всех сферах познавательной деятельности – памяти, мышления, восприятия. Особенно четко это прослеживается на уровне осознанности. Таким детям сложно переключать внимание, удерживать и распределять его, а также включаться в процесс какой-либо деятельности. Они с трудом запоминают учебный материал и быстро забывают его. Особенно это касается вербальной информации. Таким детям сложно абстрагироваться, производить мыслительные операции, обобщать материал. При этом они могут вполне нормально выполнять задания, связанные со зрительным восприятием – наглядные.
Моторика детей с тяжелыми речевыми нарушениями также страдает. Они, как правило, очень неловки, неуклюжи, двигаются хаотично и импульсивно. При этом они слабы физически, быстро утомляются и имеют низкую производительность.
Эмоционально-волевая сфера таких ребят тоже имеет целый ряд отклонений.
При тяжелых речевых нарушениях страдают наблюдательность, устойчивость интересов, отсутствие или снижение мотивации, закомплексованность, агрессивность, раздражительность, замкнутость, обидчивость. Они с трудом социализируются – им сложно наладить контакт с другими людьми.
Существует два основных типа классификаций данных проблем.
Первая – медико-педагогическая
Согласно ей, тяжелые речевые нарушения делятся, исходя из причин их возникновения, а также патологических проявлений болезни:
Нарушения голоса – афония, дисфония
Нарушения темпа речи – брадилалия, тахилалия
Нарушения звукопроизношений – заикание, дислалия, дизартрия
Нарушения чтения и письма – дислексия, дисграфия
Гнусавость – ринолалия
Распад речи – афазия
Недоразвитие речевых центров коры мозга – алалия.
Выделяют общее недоразвитие речи, а также фонетические и фонетико-фонематические речевые проблемы.
Таким образом, тяжелые нарушения речи влекут за собой общее недоразвитие всех аспектов речевой деятельности – грамматики, лексики, фонетики, которое сочетается с узостью мышления, ограничением образного восприятия и речевых обобщений, а также сложностями при овладении чтением и письмом.
Цель программы: оказание помощи обучающемуся в получении развития, соответствующего его способностям и возможностям в процессе обучения и воспитания в средней школе.
Задачи программы:
7. Формирование и развитие психологических предпосылок и основ учебной деятельности.
8. Предупреждение дезадаптации в школе.
9. Развитие интеллектуальных способностей обучающегося, коррекция познавательных процессов.
10. Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сфер подростка.
11. Формирование навыков конструктивного общения, расширение репертуара видов общения.
12. Коррекция и развитие личности подростка, снижение внутриличностных противоречий.
13. Сопровождение при подготовке к сдаче ГВЭ.
Принципы:
- Учёт индивидуальных особенностей. Индивидуальность ребенка характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других детей. Кроме того, к индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Рекомендации ТПМПК по направлению коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи подростку:
- формирование учебных универсальных действий.
Индивидуальные особенности обучения на актуальные период:
- снижение работоспособности;
- повышенная истощаемость;
- неустойчивость внимания;
-более низкий уровень развития восприятия;
-недостаточная продуктивность произвольной памяти;
- отставание в развитии всех форм мышления;
- бедный словарный запас;
- недостаточный навык самоконтроля;
- ограниченный запас общих сведений и представлений;
- слабая техника чтения;
- трудности в счете, в решении задач.
Программа будет реализована через индивидуальные занятия с обучающимся.
Режим работы: Данная программа рассчитана на текущий учебный год обучения. Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога один раз в неделю от 30 до 40 минут. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.
Направления работы:
5. Психолого - педагогическая диагностика динамических характеристик (уровень развития интеллектуальных, личностных, поведенческих особенностей).
6. Коррекционно - развивающая психолого-педагогическая работа. Осуществляется в течение полугодия и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.
7. Консультативная работа с педагогами и родителями. Осуществляется психологом, и связана в основном с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или физического самочувствия подростка.
8. Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Осуществляется педагогами совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого - педагогического статуса учащихся.
Основные этапы работы:
Первый этап: Диагностика (в начале и в конце указанного периода работы).
Второй этап: Непосредственная коррекционно-развивающая работа.
Заключительный (экспертный) этап. Анализ и подведение итога работы за учебный год.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятия | Время и день проведения занятия | Формы и методы работы | Кол-во часов |
1. Вводное | Сентябрь (1 раз в неделю,) | - Информирование; - беседа; - психогимнастические упражнения. | 1 |
Дата: 2019-02-19, просмотров: 235.