Пояснительная записка
Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (в частности обучающийся с ЗПР – 7.2) является важным направлением деятельности педагога-психолога. Поэтому неотъемлемой составляющей в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися с ОВЗ являются индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом по формированию общих (познавательных) способностей к учению.
Особенности детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития – комплекс негрубых нарушений развития моторной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, речи, с тенденцией к их компенсации. Понятие “задержка психического развития” (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой массовой школы.
Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку при обучении в школе.
Внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое, кратковременное. Снижается при умственной и физической нагрузке.
Недостаточная прочность запоминания, кратковременность. Таким детям требуется постоянное подкрепление, повторение.
Наблюдается недостаточная сформированность таких мыслительных процессов как синтез, анализ, сравнение, обобщение.
Дети испытывают трудности в выделении главных, существенных признаков предметов и явлений, а второстепенные признаки замечают быстрее, иногда «застревают» на этом
У большинства детей с задержкой психического развития имеет место повышенная утомляемость, истощаемость, что проявляется в снижении работоспособности, в быстром выключении из деятельности. Наблюдаются колебания внимания, вялость, а у некоторых наоборот – возбудимость, суетливость. Всё это сказывается на снижении обучаемости ребенка.
Эмоционально-волевая незрелость сочетается с негрубыми нарушениями познавательной деятельности, речи, повышенной истощаемостью и пресыщаемостью активности внимания. У детей ослаблен контроль и регуляция деятельности.
Нарушения речи при задержке психического развития носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта. Дети имеют ограниченный словарный запас, плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом.
Цель программы: оказание помощи обучающемуся в получении развития, соответствующего его способностям и возможностям в процессе обучения и воспитания в средней школе.
Задачи программы:
1. Формирование пространственных представлений.
2. Развитие психомоторных функций.
3. Предупреждение дезадаптации в школе.
4. Развитие интеллектуальных способностей обучающегося, коррекция познавательных процессов.
5. Коррекция и развитие личности подростка, снижение внутриличностных противоречий.
6. Диагностико-консультативная работа по профессиональной направленности.
Принципы:
- Учёт индивидуальных особенностей. Индивидуальность ребенка характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других детей. Кроме того, к индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Рекомендации ТПМПК по направлению коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи подростку:
- Формирование пространственных представлений, психомоторная коррекция, формирование учебных универсальных действий.
Индивидуальные особенности обучения на актуальные период:
- снижение работоспособности;
- повышенная истощаемость;
- неустойчивость внимания;
-более низкий уровень развития восприятия;
-недостаточная продуктивность произвольной памяти;
- отставание в развитии всех форм мышления;
- бедный словарный запас;
- недостаточный навык самоконтроля;
- ограниченный запас общих сведений и представлений;
- слабая техника чтения;
- трудности в счете, в решении задач.
Программа будет реализована через индивидуальные занятия с обучающимся.
Режим работы: Программа рассчитана на 34 занятия. Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога один раз в неделю от 30 до 40 минут. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.
Направления работы:
1. Психолого - педагогическая диагностика динамических характеристик (уровень развития интеллектуальных, личностных, поведенческих особенностей).
2. Коррекционно - развивающая психолого-педагогическая работа. Осуществляется в течение полугодия и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.
3. Консультативная работа с педагогами и родителями. Осуществляется психологом, и связана в основном с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или физического самочувствия подростка.
4. Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Осуществляется педагогами совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого - педагогического статуса учащихся.
Основные этапы работы:
Первый этап: Диагностика (в начале и в конце указанного периода работы).
Второй этап: Непосредственная коррекционно-развивающая работа.
Заключительный (экспертный) этап. Анализ и подведение итога работы за учебный год.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятия | Время и день проведения занятия | Формы и методы работы | Кол-во часов |
1. Вводное | Сентябрь | Диагностические методики, направленные на определение сформированности зрительно -пространственной ориентировки, моторных действий, мотивации обучения, эмоциональной сферы. | 2 |
Пояснительная записка
Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (в частности обучающийся с ТНР – 5.1) является важным направлением деятельности педагога-психолога. Поэтому неотъемлемой составляющей в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися с ОВЗ являются индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом по формированию общих (познавательных) способностей к учению.
Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи
Дети с тяжелыми нарушениями речи либо не говорят совсем, либо имеют очень скудный словарный запас. Имеют неплохие физиологические интеллектуальные способности, но отстают в психическом развитии. Они с трудом овладевают письменной речью, зачастую страдает их грамотность, могут быть сложности в освоении арифметических заданий. Тяжелые нарушения речи характеризуются не только проблемами с произношением звуков, но и сложностями их восприятия на слух. Такие дети с трудом строят речевые конструкции – фразы, предложения. Им сложно общаться с людьми, а это чревато комплексами и трудностями с социализацией.
У детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи, также наблюдается отставание во всех сферах познавательной деятельности – памяти, мышления, восприятия. Особенно четко это прослеживается на уровне осознанности. Таким детям сложно переключать внимание, удерживать и распределять его, а также включаться в процесс какой-либо деятельности. Они с трудом запоминают учебный материал и быстро забывают его. Особенно это касается вербальной информации. Таким детям сложно абстрагироваться, производить мыслительные операции, обобщать материал. При этом они могут вполне нормально выполнять задания, связанные со зрительным восприятием – наглядные.
Моторика детей с тяжелыми речевыми нарушениями также страдает. Они, как правило, очень неловки, неуклюжи, двигаются хаотично и импульсивно. При этом они слабы физически, быстро утомляются и имеют низкую производительность.
Эмоционально-волевая сфера таких ребят тоже имеет целый ряд отклонений.
При тяжелых речевых нарушениях страдают наблюдательность, устойчивость интересов, отсутствие или снижение мотивации, закомплексованность, агрессивность, раздражительность, замкнутость, обидчивость. Они с трудом социализируются – им сложно наладить контакт с другими людьми.
Существует два основных типа классификаций данных проблем.
Первая – медико-педагогическая
Согласно ей, тяжелые речевые нарушения делятся, исходя из причин их возникновения, а также патологических проявлений болезни:
Нарушения голоса – афония, дисфония
Нарушения темпа речи – брадилалия, тахилалия
Нарушения звукопроизношений – заикание, дислалия, дизартрия
Нарушения чтения и письма – дислексия, дисграфия
Гнусавость – ринолалия
Распад речи – афазия
Недоразвитие речевых центров коры мозга – алалия.
Выделяют общее недоразвитие речи, а также фонетические и фонетико-фонематические речевые проблемы.
Таким образом, тяжелые нарушения речи влекут за собой общее недоразвитие всех аспектов речевой деятельности – грамматики, лексики, фонетики, которое сочетается с узостью мышления, ограничением образного восприятия и речевых обобщений, а также сложностями при овладении чтением и письмом.
Цель программы: оказание помощи обучающемуся в получении развития, соответствующего его способностям и возможностям в процессе обучения и воспитания в средней школе.
Задачи программы:
7. Формирование и развитие психологических предпосылок и основ учебной деятельности.
8. Предупреждение дезадаптации в школе.
9. Развитие интеллектуальных способностей обучающегося, коррекция познавательных процессов.
10. Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сфер подростка.
11. Формирование навыков конструктивного общения, расширение репертуара видов общения.
12. Коррекция и развитие личности подростка, снижение внутриличностных противоречий.
13. Сопровождение при подготовке к сдаче ГВЭ.
Принципы:
- Учёт индивидуальных особенностей. Индивидуальность ребенка характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других детей. Кроме того, к индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Рекомендации ТПМПК по направлению коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи подростку:
- формирование учебных универсальных действий.
Индивидуальные особенности обучения на актуальные период:
- снижение работоспособности;
- повышенная истощаемость;
- неустойчивость внимания;
-более низкий уровень развития восприятия;
-недостаточная продуктивность произвольной памяти;
- отставание в развитии всех форм мышления;
- бедный словарный запас;
- недостаточный навык самоконтроля;
- ограниченный запас общих сведений и представлений;
- слабая техника чтения;
- трудности в счете, в решении задач.
Программа будет реализована через индивидуальные занятия с обучающимся.
Режим работы: Данная программа рассчитана на текущий учебный год обучения. Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога один раз в неделю от 30 до 40 минут. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.
Направления работы:
5. Психолого - педагогическая диагностика динамических характеристик (уровень развития интеллектуальных, личностных, поведенческих особенностей).
6. Коррекционно - развивающая психолого-педагогическая работа. Осуществляется в течение полугодия и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.
7. Консультативная работа с педагогами и родителями. Осуществляется психологом, и связана в основном с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или физического самочувствия подростка.
8. Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Осуществляется педагогами совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого - педагогического статуса учащихся.
Основные этапы работы:
Первый этап: Диагностика (в начале и в конце указанного периода работы).
Второй этап: Непосредственная коррекционно-развивающая работа.
Заключительный (экспертный) этап. Анализ и подведение итога работы за учебный год.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятия | Время и день проведения занятия | Формы и методы работы | Кол-во часов |
1. Вводное | Сентябрь (1 раз в неделю,) | - Информирование; - беседа; - психогимнастические упражнения. | 1 |
Ожидаемые результаты:
1. улучшение работоспособности;
2. снижение истощаемости;
3. улцчшение устойчивости внимания;
4. увеличение словарного запаса; общих сведений и представлений;
5. улучшение некоторых форм мышления.
Список литературы:
Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития (часть I). - М., 2001.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
Рабочая коррекционно-развивающая программа
по психологическому сопровождению
обучающегося по формированию УУД
на 2018-2019 учебный год
Составитель:
педагог-психолог
Чистякова С.А.
г. Урай
Пояснительная записка
Психологическое сопровождение обучающегося с ОВЗ является одним из важных направлений в деятельности педагога-психолога. Поэтому одной из неотъемлемых частей работы с учащимися с ОВЗ являются индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом по формированию УУД – универсальных учебных действий.
Особенности формирования УУД в основной школе
В Программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий.
В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этичес-кого оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
В блок регулятивных действий входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание планирование прогнозирование , контроль в форме сличения Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково-символичекие; логические и действия постановки и решения проблем.
Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как со-ставление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учѐт позиции других людей, партнѐра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Цель программы: оказание помощи обучающемуся в получении развития, УУД (универсальных учебных действий в основной школе)
Задачи программы:
14. Развитие личностных УУД ( профессиональное самопределение, ориентация в социальных и межличностных отношениях).
15. Развитие регулятивных УУД (целепалогание, планирование и прогнозирование)..
16. Развитие познавательных УУД (логические действия, анализ и синтез).
17. Коррекция и развитие личности подростка, снижение внутриличностных противоречий.
18. Диагностико-консультативная работа по профессиональной направленности.
Принципы:
- Учёт индивидуальных особенностей. Индивидуальность ребенка характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других детей. Кроме того, к индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Рекомендации ТПМПК по направлению коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи подростку:
- Формирование универсальных учебных действий.
- Индивидуальные особенности обучения на актуальные период:
- снижение работоспособности;
- повышенная истощаемость;
- неустойчивость внимания;
-более низкий уровень развития восприятия;
-недостаточная продуктивность произвольной памяти;
- бедный словарный запас;
- ограниченный запас общих сведений и представлений;
- трудности в счете, в решении задач.
Программа будет реализована через индивидуальные занятия с обучающимся.
Режим работы: Программа рассчитана на 34 занятия. Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога один раз в неделю от 30 до 40 минут. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.
Направления работы:
9. Психолого - педагогическая диагностика динамических характеристик (уровень развития интеллектуальных, личностных, поведенческих особенностей).
10. Коррекционно - развивающая психолого-педагогическая работа. Осуществляется в течение полугодия и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.
11. Консультативная работа с педагогами и родителями. Осуществляется психологом, и связана в основном с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или физического самочувствия подростка.
12. Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Осуществляется педагогами совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого - педагогического статуса учащихся.
Основные этапы работы:
Первый этап: Диагностика (в начале и в конце указанного периода работы).
Второй этап: Непосредственная коррекционно-развивающая работа.
Заключительный (экспертный) этап. Анализ и подведение итога работы за учебный год.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятия | Время и день проведения занятия | Формы и методы работы | Кол-во часов |
1. Вводное | Сентябрь | Диагностические методики, направленные на определение личностных особенностей, акцентуации характера, мотивации обучения, эмоциональной сферы, | 2 |
Ожидаемые результаты:
Список литературы:
Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития (часть I). - М., 2001.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий, пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова, - М, «Просвещение» 2010.
Пояснительная записка
Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (в частности обучающийся с ЗПР – 7.2) является важным направлением деятельности педагога-психолога. Поэтому неотъемлемой составляющей в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися с ОВЗ являются индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом по формированию общих (познавательных) способностей к учению.
Особенности детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития – комплекс негрубых нарушений развития моторной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, речи, с тенденцией к их компенсации. Понятие “задержка психического развития” (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой массовой школы.
Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку при обучении в школе.
Внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое, кратковременное. Снижается при умственной и физической нагрузке.
Недостаточная прочность запоминания, кратковременность. Таким детям требуется постоянное подкрепление, повторение.
Наблюдается недостаточная сформированность таких мыслительных процессов как синтез, анализ, сравнение, обобщение.
Дети испытывают трудности в выделении главных, существенных признаков предметов и явлений, а второстепенные признаки замечают быстрее, иногда «застревают» на этом
У большинства детей с задержкой психического развития имеет место повышенная утомляемость, истощаемость, что проявляется в снижении работоспособности, в быстром выключении из деятельности. Наблюдаются колебания внимания, вялость, а у некоторых наоборот – возбудимость, суетливость. Всё это сказывается на снижении обучаемости ребенка.
Эмоционально-волевая незрелость сочетается с негрубыми нарушениями познавательной деятельности, речи, повышенной истощаемостью и пресыщаемостью активности внимания. У детей ослаблен контроль и регуляция деятельности.
Нарушения речи при задержке психического развития носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта. Дети имеют ограниченный словарный запас, плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом.
Цель программы: оказание помощи обучающемуся в получении развития, соответствующего его способностям и возможностям в процессе обучения и воспитания в средней школе.
Задачи программы:
1. Формирование пространственных представлений.
2. Развитие психомоторных функций.
3. Предупреждение дезадаптации в школе.
4. Развитие интеллектуальных способностей обучающегося, коррекция познавательных процессов.
5. Коррекция и развитие личности подростка, снижение внутриличностных противоречий.
6. Диагностико-консультативная работа по профессиональной направленности.
Принципы:
- Учёт индивидуальных особенностей. Индивидуальность ребенка характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других детей. Кроме того, к индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Рекомендации ТПМПК по направлению коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи подростку:
- Формирование пространственных представлений, психомоторная коррекция, формирование учебных универсальных действий.
Индивидуальные особенности обучения на актуальные период:
- снижение работоспособности;
- повышенная истощаемость;
- неустойчивость внимания;
-более низкий уровень развития восприятия;
-недостаточная продуктивность произвольной памяти;
- отставание в развитии всех форм мышления;
- бедный словарный запас;
- недостаточный навык самоконтроля;
- ограниченный запас общих сведений и представлений;
- слабая техника чтения;
- трудности в счете, в решении задач.
Программа будет реализована через индивидуальные занятия с обучающимся.
Режим работы: Программа рассчитана на 34 занятия. Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога один раз в неделю от 30 до 40 минут. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.
Направления работы:
1. Психолого - педагогическая диагностика динамических характеристик (уровень развития интеллектуальных, личностных, поведенческих особенностей).
2. Коррекционно - развивающая психолого-педагогическая работа. Осуществляется в течение полугодия и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.
3. Консультативная работа с педагогами и родителями. Осуществляется психологом, и связана в основном с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или физического самочувствия подростка.
4. Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Осуществляется педагогами совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого - педагогического статуса учащихся.
Основные этапы работы:
Первый этап: Диагностика (в начале и в конце указанного периода работы).
Второй этап: Непосредственная коррекционно-развивающая работа.
Заключительный (экспертный) этап. Анализ и подведение итога работы за учебный год.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятия | Время и день проведения занятия | Формы и методы работы | Кол-во часов |
1. Вводное | Сентябрь | Диагностические методики, направленные на определение сформированности зрительно -пространственной ориентировки, моторных действий, мотивации обучения, эмоциональной сферы. | 2 |
Занятия диагностического блока.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 216.