Занятия диагностического блока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пояснительная записка

 

Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (в частности обучающийся с ЗПР – 7.2) является важным направлением деятельности педагога-психолога. Поэтому неотъемлемой составляющей в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися с ОВЗ являются индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом по формированию общих (познавательных) способностей к учению.

Особенности детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития – комплекс негрубых нарушений развития моторной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, речи, с тенденцией к их компенсации. Понятие “задержка психического развития” (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой массовой школы.

Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку при обучении в школе.

Внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое, кратковременное. Снижается при умственной и физической нагрузке.

Недостаточная прочность запоминания, кратковременность. Таким детям требуется постоянное подкрепление, повторение.

Наблюдается недостаточная сформированность таких мыслительных процессов как синтез, анализ, сравнение, обобщение.

Дети испытывают трудности в выделении главных, существенных признаков предметов и явлений, а второстепенные признаки замечают быстрее, иногда «застревают» на этом

У большинства детей с задержкой психического развития имеет место повышенная утомляемость, истощаемость, что проявляется в снижении работоспособности, в быстром выключении из деятельности. Наблюдаются колебания внимания, вялость, а у некоторых наоборот – возбудимость, суетливость. Всё это сказывается на снижении обучаемости ребенка.

Эмоционально-волевая незрелость сочетается с негрубыми нарушениями познавательной деятельности, речи, повышенной истощаемостью и пресыщаемостью активности внимания. У детей ослаблен контроль и регуляция деятельности.

Нарушения речи при задержке психического развития носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта. Дети имеют ограниченный словарный запас, плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом.

Цель программы: оказание помощи обучающемуся в получении развития, соответствующего его способностям и возможностям в процессе обучения и воспитания в средней школе.

Задачи программы:

1. Формирование пространственных представлений.

2. Развитие психомоторных функций.

3. Предупреждение дезадаптации в школе.

4. Развитие интеллектуальных способностей обучающегося, коррекция познавательных процессов.

5. Коррекция и развитие личности подростка, снижение внутриличностных противоречий.

6. Диагностико-консультативная работа по профессиональной направленности.

Принципы:

- Учёт индивидуальных особенностей. Индивидуальность ребенка характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других детей. Кроме того, к индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.

 - Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

 - Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

 - Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

 - Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Рекомендации ТПМПК по направлению коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи подростку:

 - Формирование пространственных представлений, психомоторная коррекция, формирование учебных универсальных действий.

Индивидуальные особенности обучения на актуальные период:

- снижение работоспособности;

- повышенная истощаемость;

- неустойчивость внимания;

-более низкий уровень развития восприятия;

-недостаточная продуктивность произвольной памяти;

- отставание в развитии всех форм мышления;

- бедный словарный запас;

- недостаточный навык самоконтроля;

- ограниченный запас общих сведений и представлений;

- слабая техника чтения;

- трудности в счете, в решении задач.

Программа будет реализована через индивидуальные занятия с обучающимся.

Режим работы: Программа рассчитана на 34 занятия. Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога один раз в неделю от 30 до 40 минут. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.

Направления работы:

1. Психолого - педагогическая диагностика динамических характеристик (уровень развития интеллектуальных, личностных, поведенческих особенностей).

2. Коррекционно - развивающая психолого-педагогическая работа. Осуществляется в течение полугодия и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.

3. Консультативная работа с педагогами и родителями. Осуществляется психологом, и связана в основном с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или физического самочувствия подростка.

4. Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Осуществляется педагогами совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого - педагогического статуса учащихся.

 

Основные этапы работы:

Первый этап: Диагностика (в начале и в конце указанного периода работы).

Второй этап: Непосредственная коррекционно-развивающая работа.

Заключительный (экспертный) этап. Анализ и подведение итога работы за учебный год.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия Время и день проведения занятия Формы и методы работы Кол-во часов
1. Вводное Сентябрь   Диагностические методики, направленные на определение сформированности зрительно -пространственной ориентировки, моторных действий, мотивации обучения, эмоциональной сферы. 2

Пояснительная записка

 

Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (в частности обучающийся с ТНР – 5.1) является важным направлением деятельности педагога-психолога. Поэтому неотъемлемой составляющей в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися с ОВЗ являются индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом по формированию общих (познавательных) способностей к учению.

Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи

Дети с тяжелыми нарушениями речи либо не говорят совсем, либо имеют очень скудный словарный запас. Имеют неплохие физиологические интеллектуальные способности, но отстают в психическом развитии. Они с трудом овладевают письменной речью, зачастую страдает их грамотность, могут быть сложности в освоении арифметических заданий. Тяжелые нарушения речи характеризуются не только проблемами с произношением звуков, но и сложностями их восприятия на слух. Такие дети с трудом строят речевые конструкции – фразы, предложения. Им сложно общаться с людьми, а это чревато комплексами и трудностями с социализацией.

У детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи, также наблюдается отставание во всех сферах познавательной деятельности – памяти, мышления, восприятия. Особенно четко это прослеживается на уровне осознанности. Таким детям сложно переключать внимание, удерживать и распределять его, а также включаться в процесс какой-либо деятельности. Они с трудом запоминают учебный материал и быстро забывают его. Особенно это касается вербальной информации. Таким детям сложно абстрагироваться, производить мыслительные операции, обобщать материал. При этом они могут вполне нормально выполнять задания, связанные со зрительным восприятием – наглядные.

Моторика детей с тяжелыми речевыми нарушениями также страдает. Они, как правило, очень неловки, неуклюжи, двигаются хаотично и импульсивно. При этом они слабы физически, быстро утомляются и имеют низкую производительность.

Эмоционально-волевая сфера таких ребят тоже имеет целый ряд отклонений.

При тяжелых речевых нарушениях страдают наблюдательность, устойчивость интересов, отсутствие или снижение мотивации, закомплексованность, агрессивность, раздражительность, замкнутость, обидчивость. Они с трудом социализируются – им сложно наладить контакт с другими людьми.

Существует два основных типа классификаций данных проблем.

Первая – медико-педагогическая

Согласно ей, тяжелые речевые нарушения делятся, исходя из причин их возникновения, а также патологических проявлений болезни:

Нарушения голоса – афония, дисфония

Нарушения темпа речи – брадилалия, тахилалия

Нарушения звукопроизношений – заикание, дислалия, дизартрия

Нарушения чтения и письма – дислексия, дисграфия

Гнусавость – ринолалия

Распад речи – афазия

Недоразвитие речевых центров коры мозга – алалия.

Выделяют общее недоразвитие речи, а также фонетические и фонетико-фонематические речевые проблемы.

Таким образом, тяжелые нарушения речи влекут за собой общее недоразвитие всех аспектов речевой деятельности – грамматики, лексики, фонетики, которое сочетается с узостью мышления, ограничением образного восприятия и речевых обобщений, а также сложностями при овладении чтением и письмом.

Цель программы: оказание помощи обучающемуся в получении развития, соответствующего его способностям и возможностям в процессе обучения и воспитания в средней школе.

Задачи программы:

7. Формирование и развитие психологических предпосылок и основ учебной деятельности.

8. Предупреждение дезадаптации в школе.

9. Развитие интеллектуальных способностей обучающегося, коррекция познавательных процессов.

10. Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сфер подростка.

11. Формирование навыков конструктивного общения, расширение репертуара видов общения.

12. Коррекция и развитие личности подростка, снижение внутриличностных противоречий.

13. Сопровождение при подготовке к сдаче ГВЭ.

Принципы:

- Учёт индивидуальных особенностей. Индивидуальность ребенка характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других детей. Кроме того, к индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.

 -  Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

 -  Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

 -  Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

 -  Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

-  Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Рекомендации ТПМПК по направлению коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи подростку:

 - формирование учебных универсальных действий.

Индивидуальные особенности обучения на актуальные период:

- снижение работоспособности;

- повышенная истощаемость;

- неустойчивость внимания;

-более низкий уровень развития восприятия;

-недостаточная продуктивность произвольной памяти;

- отставание в развитии всех форм мышления;

- бедный словарный запас;

- недостаточный навык самоконтроля;

- ограниченный запас общих сведений и представлений;

- слабая техника чтения;

- трудности в счете, в решении задач.

Программа будет реализована через индивидуальные занятия с обучающимся.

Режим работы: Данная программа рассчитана на текущий учебный год обучения. Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога один раз в неделю от 30 до  40 минут. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.

Направления работы:

5. Психолого - педагогическая диагностика динамических характеристик (уровень развития интеллектуальных, личностных, поведенческих особенностей).

6. Коррекционно - развивающая психолого-педагогическая работа. Осуществляется в течение полугодия и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.

7. Консультативная работа с педагогами и родителями. Осуществляется психологом, и связана в основном с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или физического самочувствия подростка.

8. Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Осуществляется педагогами совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого - педагогического статуса учащихся.

Основные этапы работы:

Первый этап: Диагностика (в начале и в конце указанного периода работы).

Второй этап: Непосредственная коррекционно-развивающая работа.

Заключительный (экспертный) этап. Анализ и подведение итога работы за учебный год.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия Время и день проведения занятия Формы и методы работы Кол-во часов
1. Вводное Сентябрь (1 раз в неделю,) - Информирование; - беседа; - психогимнастические упражнения. 1

Ожидаемые результаты:

1. улучшение работоспособности;

2. снижение истощаемости;

3. улцчшение устойчивости внимания;

4. увеличение словарного запаса; общих сведений и представлений;

5. улучшение некоторых форм мышления.

Список литературы:

Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития (часть I).  - М., 2001.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

 

 

Рабочая коррекционно-развивающая программа

по психологическому сопровождению

обучающегося по формированию УУД

на 2018-2019 учебный год

 

 

Составитель:

педагог-психолог

Чистякова С.А.

 

 

г. Урай

 

Пояснительная записка

      Психологическое сопровождение обучающегося с ОВЗ является одним из важных направлений в деятельности педагога-психолога. Поэтому одной из неотъемлемых частей работы с учащимися с ОВЗ являются индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом по формированию УУД – универсальных учебных действий.

      Особенности формирования УУД в основной школе

В Программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий.

В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этичес-кого оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

В блок регулятивных действий входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание планирование прогнозирование , контроль в форме сличения Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково-символичекие; логические и действия постановки и решения проблем.

Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как со-ставление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учѐт позиции других людей, партнѐра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Цель программы: оказание помощи обучающемуся в получении развития, УУД (универсальных учебных действий в основной школе)

Задачи программы:

14. Развитие личностных УУД ( профессиональное самопределение, ориентация в социальных и межличностных отношениях).

15. Развитие регулятивных УУД (целепалогание, планирование и прогнозирование)..

16. Развитие познавательных УУД (логические действия, анализ и синтез).

17. Коррекция и развитие личности подростка, снижение внутриличностных противоречий.

18. Диагностико-консультативная работа по профессиональной направленности.

Принципы:

- Учёт индивидуальных особенностей. Индивидуальность ребенка характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других детей. Кроме того, к индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.

 - Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

 - Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

 - Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

 - Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Рекомендации ТПМПК по направлению коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи подростку:

- Формирование универсальных учебных действий.

 - Индивидуальные особенности обучения на актуальные период:

- снижение работоспособности;

- повышенная истощаемость;

- неустойчивость внимания;

-более низкий уровень развития восприятия;

-недостаточная продуктивность произвольной памяти;

- бедный словарный запас;

- ограниченный запас общих сведений и представлений;

- трудности в счете, в решении задач.

Программа будет реализована через индивидуальные занятия с обучающимся.

Режим работы: Программа рассчитана на 34 занятия. Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога один раз в неделю от 30 до 40 минут. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.

Направления работы:

9. Психолого - педагогическая диагностика динамических характеристик (уровень развития интеллектуальных, личностных, поведенческих особенностей).

10. Коррекционно - развивающая психолого-педагогическая работа. Осуществляется в течение полугодия и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.

11. Консультативная работа с педагогами и родителями. Осуществляется психологом, и связана в основном с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или физического самочувствия подростка.

12. Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Осуществляется педагогами совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого - педагогического статуса учащихся.

 

Основные этапы работы:

Первый этап: Диагностика (в начале и в конце указанного периода работы).

Второй этап: Непосредственная коррекционно-развивающая работа.

Заключительный (экспертный) этап. Анализ и подведение итога работы за учебный год.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия Время и день проведения занятия Формы и методы работы Кол-во часов
1. Вводное Сентябрь   Диагностические методики, направленные на определение личностных особенностей, акцентуации характера, мотивации обучения, эмоциональной сферы, 2

Ожидаемые результаты:

Список литературы:

Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития (часть I). - М., 2001.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий, пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова, - М, «Просвещение» 2010.

 

Пояснительная записка

 

Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (в частности обучающийся с ЗПР – 7.2) является важным направлением деятельности педагога-психолога. Поэтому неотъемлемой составляющей в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися с ОВЗ являются индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом по формированию общих (познавательных) способностей к учению.

Особенности детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития – комплекс негрубых нарушений развития моторной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, речи, с тенденцией к их компенсации. Понятие “задержка психического развития” (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой массовой школы.

Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку при обучении в школе.

Внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое, кратковременное. Снижается при умственной и физической нагрузке.

Недостаточная прочность запоминания, кратковременность. Таким детям требуется постоянное подкрепление, повторение.

Наблюдается недостаточная сформированность таких мыслительных процессов как синтез, анализ, сравнение, обобщение.

Дети испытывают трудности в выделении главных, существенных признаков предметов и явлений, а второстепенные признаки замечают быстрее, иногда «застревают» на этом

У большинства детей с задержкой психического развития имеет место повышенная утомляемость, истощаемость, что проявляется в снижении работоспособности, в быстром выключении из деятельности. Наблюдаются колебания внимания, вялость, а у некоторых наоборот – возбудимость, суетливость. Всё это сказывается на снижении обучаемости ребенка.

Эмоционально-волевая незрелость сочетается с негрубыми нарушениями познавательной деятельности, речи, повышенной истощаемостью и пресыщаемостью активности внимания. У детей ослаблен контроль и регуляция деятельности.

Нарушения речи при задержке психического развития носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта. Дети имеют ограниченный словарный запас, плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом.

Цель программы: оказание помощи обучающемуся в получении развития, соответствующего его способностям и возможностям в процессе обучения и воспитания в средней школе.

Задачи программы:

1. Формирование пространственных представлений.

2. Развитие психомоторных функций.

3. Предупреждение дезадаптации в школе.

4. Развитие интеллектуальных способностей обучающегося, коррекция познавательных процессов.

5. Коррекция и развитие личности подростка, снижение внутриличностных противоречий.

6. Диагностико-консультативная работа по профессиональной направленности.

Принципы:

- Учёт индивидуальных особенностей. Индивидуальность ребенка характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других детей. Кроме того, к индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.

 - Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

 - Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

 - Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

 - Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Рекомендации ТПМПК по направлению коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи подростку:

 - Формирование пространственных представлений, психомоторная коррекция, формирование учебных универсальных действий.

Индивидуальные особенности обучения на актуальные период:

- снижение работоспособности;

- повышенная истощаемость;

- неустойчивость внимания;

-более низкий уровень развития восприятия;

-недостаточная продуктивность произвольной памяти;

- отставание в развитии всех форм мышления;

- бедный словарный запас;

- недостаточный навык самоконтроля;

- ограниченный запас общих сведений и представлений;

- слабая техника чтения;

- трудности в счете, в решении задач.

Программа будет реализована через индивидуальные занятия с обучающимся.

Режим работы: Программа рассчитана на 34 занятия. Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога один раз в неделю от 30 до 40 минут. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.

Направления работы:

1. Психолого - педагогическая диагностика динамических характеристик (уровень развития интеллектуальных, личностных, поведенческих особенностей).

2. Коррекционно - развивающая психолого-педагогическая работа. Осуществляется в течение полугодия и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.

3. Консультативная работа с педагогами и родителями. Осуществляется психологом, и связана в основном с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или физического самочувствия подростка.

4. Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Осуществляется педагогами совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого - педагогического статуса учащихся.

 

Основные этапы работы:

Первый этап: Диагностика (в начале и в конце указанного периода работы).

Второй этап: Непосредственная коррекционно-развивающая работа.

Заключительный (экспертный) этап. Анализ и подведение итога работы за учебный год.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия Время и день проведения занятия Формы и методы работы Кол-во часов
1. Вводное Сентябрь   Диагностические методики, направленные на определение сформированности зрительно -пространственной ориентировки, моторных действий, мотивации обучения, эмоциональной сферы. 2

Занятия диагностического блока.

 

2. Диагностика Май (1 раз в неделю, пятница)   - Диагностические методики, направленные на изучение динамики сформированности пространственной ориентировки, зрительно- моторных действий; личностных особенностей - тревожность, самооценка. 1

Дата: 2019-02-19, просмотров: 216.