Лекции - 2 часа Практические занятия - 6 часов
Содержание темы. Роль владения приемами психологической диагностики лжи и неискренности в поведении человека как предпосылка успешной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений и административных правонарушений.
Определения и способы введения в заблуждение. Физиологические симптомы лжи собеседника. Речевые построения, выдающие ложь. Приемы извращения обстоятельств уголовного дела и административного правонарушения в показаниях опрашиваемых, допрашиваемых. Умолчание, сокрытие, исключение из сообщения отдельных элементов описываемого события.
Психологические приемы и методы разоблачения ложных показаний. Прием диагностики лжи и скрываемых обстоятельств на основе анализа речевых высказываний человека.
Прием диагностики лжи и скрываемых обстоятельств на основе наблюдения за невербальными (неречевыми) реакциями человека. Умение обнаружить соответствие (или противоречие) между языковыми и неязыковыми средствами общения как важная предпосылка точности оценки получаемой информации.
Возможности использования результатов психофизиологических исследования в административной практике.
Методические указания. Определения и способы введения в заблуждение. Физиологические симптомы лжи собеседника. Речевые построения, выдающие ложь. Приемы извращения обстоятельств уголовного дела и административного правонарушения в показаниях опрашиваемых, допрашиваемых. Умолчание, сокрытие, исключение из сообщения отдельных элементов описываемого события. Дополнение описания вымышленными деталями или элементами, при помощи которых событию придается нужный характер и окраска. Перестановка и смещение в описании отдельных фрагментов события по их месту, времени, последовательности, взаимосвязи и т.п. Замена отдельных элементов события иными, вымышленными обстоятельствами и деталями.
Психологические приемы и методы разоблачения ложных показаний. Прием диагностики лжи и скрываемых обстоятельств на основе анализа речевых высказываний человека посредством выделения определенных критериев или признаков: компетентность и осведомленность; речевая характеристика высказываний; уникальность высказываний; эмоциональная насыщенность и убедительность; кажущиеся несоответствия; ролевая позиция говорящего; неопределенность и неконкретность связей; чрезмерная, нарочитая точность; исключительно позитивная информация говорящего о себе; уклонение от ответа на прямой вопрос («вопрос забыт»); неоднократное повторение одних и тех же утверждений.
Прием диагностики лжи и скрываемых обстоятельств на основе наблюдения за невербальными (неречевыми) реакциями человека. Умение обнаружить соответствие (или противоречие) между языковыми и неязыковыми средствами общения как важная предпосылка точности оценки получаемой информации.
Диагностика лжи на основе применения полиграфа (детектора лжи) и возможности использования результатов психофизиологических исследования в оперативно-разыскной деятельности.
Вопросы к практическому занятию
1. Отличительные особенности лжи от искреннего заблуждения.
2. Диагностика лжи на основании наблюдения за невербальными реакциями.
3. Диагностика лжи на основании наблюдения за вербальными реакциями.
4. Сопоставление и анализ вербальных и невербальных реакций человека при диагностике лжи.
Практическое занятие 1
1. Упражнение «Отгадай-ка».
2. Упражнение «Лицевые маски».
3. Упражнение «Всеобщее внимание».
4. Упражнение «Написано на лбу».
Практическое занятие 2
Контент-анализ речевых высказываний собеседника на предмет их правдивости и ложности.
Определение ложных высказываний по невербальным признакам собеседника.
Тема 5. Психология предварительного расследования
Лекции -4 часа Семинар - 2 часа
Практические занятия - 6 часов
Содержание темы. Психологические особенности основных следственных действий. Психологические особенности осмотра места происшествия. Психологические особенности допроса. Психологические особенности допроса свидетелей и потерпевших. Причины добросовестного заблуждения потерпевших и свидетелей в отношении обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовного дела. Психологический анализ показаний потерпевшего.
Психологические особенности допроса, подозреваемого и обвиняемого.
Психологические особенности проведения очной ставки.
Психологические особенности обыска. Психологические особенности поведения, обыскиваемого во время обыска.
Психологические особенности предъявления для опознания. Психология следственного эксперимента. Психологические особенности проверки показаний на месте.
Методические указания. Предварительное следствие – целенаправленный процесс, целью которого является реконструкция (восстановление) прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем.
Основным определяющим компонентом психологической структуры деятельности следователя является его познавательная активность по собиранию и исследованию разнообразных фактов. Можно выделить два направления в этой познавательной активности:
- восстановление самого события преступления и объективных условий, которые способствовали его совершению;
- познание личности субъекта, совершившего преступление в развитии механизма образования преступной установки, преступного умысла и субъективного отношения преступника к совершенному деянию.
К психологическим особенностям деятельности на этапе предварительного расследования относятся:
- отсутствие полной исчерпывающей мысленной модели преступления;
- процесс познания отличается неупорядоченностью поступления информации, не зависящей от воли и желания лица, осуществляющего познание, а определяется более объективными факторами, обстоятельствами дела;
- это деятельность, регламентируемая Уголовно-процессуальным кодексом РФ и ведомственными нормативными актами МВД России;
- деятельность характеризуется чрезвычайным разнообразием задач;
- общение носит конфликтный характер и сопровождается высокой степенью эмоционального напряжения;
- преимущество во времени и инициативе, а также использовании технических приемов чаще находится на стороне преступника;
- экстремальный характер деятельности.
От результативности действий сотрудников органов внутренних дел на этапе предварительного расследования зависит эффективность всей правоприменительной деятельности в области уголовной юстиции. Следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия являются основными инструментами, позволяющими обеспечить полноту, достоверность, достаточность и законность получаемых по уголовному делу доказательств. Знание психологических особенностей осуществления данных видов действий повышает эффективность деятельности сотрудников органов внутренних дел по поиску, сбору, фиксации доказательств и документированию преступной деятельности.
Вопросы к семинару
1. Цель и психологическая характеристика предварительного следствия.
2. Психологические особенности следственных действий: допроса, очной ставки, обыска, опознания, следственного эксперимента.
Доклад: «Анализ психологических особенностей допроса подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля»
Практическое занятие 1
1. Место происшествия - источник информации о личности преступника.
2. Особенности психической деятельности сотрудника ОВД на месте происшествия.
3. Психология обыска и задержания.
4. Психологические особенности поведения обыскиваемого и обыскивающего во время обыска.
5. Этапы подготовки и проведения обыска.
Практическое занятие 2
1. Общие социально-психологические условия ведения допроса.
2. Психология допроса свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых.
3. Психологические особенности допроса несовершеннолетнего.
4. Наиболее распространенные коммуникативные ситуации во время допроса.
Практическое занятие 3
1. Психология очной ставки.
2. Психология опознания.
3. Психология следственного эксперимента.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 420.