Форманта область усиленных обертонов, формирующие характерную окраску тембра данного звука инструмента или голоса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Спектр звука речевого голоса человека состоит из усиленных обертонов, определяющих звучание его в форме того или иного гласного звука речи, т. е. формант гласных и остального набора обертонов, расположенного во внеформантных областях и характеризующего индивидуальные особенности звучания голоса того или иного человека.

Хорошо поставленный певческий голос в со­временной европейской оперной манере отличается, кроме боль­шой силы и больших звуковысотных возможностей, ровностью красивого вокального тембра, что делает звук певческого го­лоса красивым, льющимся и ровным, поддается слуховому анализу.

Тембр хорошо поставленного певческого голоса характери­зуется на слух рядом особенностей: он всегда звучит ярко, звонко, блестяще, с большим количеством «металла» и вместе с тем округло, мягко, объемисто. Кроме того, он всегда имеет льющийся характер. Певческий звук хорошо тянется и имеет приятную, ровную пульсацию — вибрато, с чем и связано, как показывают эксперименты, его свойство — литься. Если звук лишить вибрато, то он приобретает «прямой», безжизненный характер. Такой прямой, «палкообразный», по выражению пев­цов, звук для пения неприемлем, так как голос лишается кра­соты. Вибрато воспринимается нами как составная часть темб­ра звука.

Когда ученые стали анализировать спектр хорошо постав­ленного певческого голоса, то было выяснено, что те его осо­бенности, которые мы хорошо слышим в тембре, как метал-личность и блеск — с одной стороны, и мягкость, округлость — с другой, зависят от усиления в спектре голоса соответственно двух областей обертонов. Эти области усиления частот, харак­теризующие специфический певческий тембр голоса, были на­званы певческими формантами.

Певческие форманты- области усиления частот, харак­теризующие специфический певческий тембр голоса.

Низкая и высокая певческие форманты

Высокая певческая форманта имеет частоту приблизительно 3 000 гц. Образуется в надсвязочной полости гортани в в фазе смыкания связок. ВПФ придаёт звуку яркость, блеск, металл, полётность.

Низкая певческая форманта имеет частоту приблизительно 517 гц. Образуется в нижней части готки. НПФ придаёт звуку объемистость, «мя­систость», округлость.

Ровность голоса, его краси­вое звучание в правильно сформированном певческом тембре зависит от умения сохранять на всех гласных и на всем диа­пазоне высокую и низкую певческую форманты. Задача певца — научиться артикулировать гласные, пользоваться диапазоном к динамикой звука так, чтобы высокая и низкая певческие фор­манты всегда присутствовали в голосе в равной мере.

Резюмируя сказанное о тембре певческого голоса, надо ска­зать, что первичный тембр, возникающий в голосовой щели, видоизменяется за счет резонанса четырех основных полостей: трахеи, гортани, глотки и рта. В трахее и гортани оформляются певческие форманты, а в глотке и во рту — форманты гласных. Певческие форманты постоянно присутствуют в голосе квалифицированного певца, потому и полости, их рождающие {полость гортани и трахеи), у него постоянны в своем объеме. Этим объясняется то, что позиция гортани у мастера вокала строго фиксирована. Форманты гласных, образующиеся в полостях глотки и рта, требуют разных резонаторных объе­мов, поэтому язык при артикуляции гласных обязательно пере­мещается из одной позиции в другую.

Роль носового резонатора

На формирование тембра голоса может оказать существен­ное влияние носовая и носоглоточная волости. Ког­да в пении мягкое нёбо (нёбная занавеска) опускается, звук, идущий по ротоглоточному каналу, начинает широко сооб­щаться с носоглоточной полостью и носом. При этом он, как известно, приобретает гнусавый оттенок. Широкий проход в носоглотку создает добавочный канал, по которому звук про­ходит в нос. С акустической точки зрения, этот канал является своего рода фильтром-ловушкой, в котором поглощаются обер­тоны порядка около 2000 гц. Звук, из тембра которого удалены эти обертоны, и воспринимается нами как звук носового харак­тера. Гнусавый, носовой оттенок голоса является порочным призвуком тембра, и певцы стремятся его избегать. Хорошим поднятием мягкого неба они перекрывают этот проход. Как показывают рентгенологические наблюдения, у квалифициро­ванного певца как правило происходит поднятие мягкого нёба во время пения.

Вибрато

Тембр певческого голоса зависит не только от спектрального состава звука, но и от вибрато. Вибрато делает голос теплым, живым, выразительным. Оно воспринимается нашим слухом как составная часть тембра зву­ка. Вибрато было изучено акустиками," так же как и другие качества голоса. Как оказалось, звук имеет для нашего слуха красивый, льющийся характер тогда, когда вибрация голосовых связок совер­шается со скоростью 6—7 раз в секунду. Если эти пульсации совершаются реже или чаще, то голос делается менее прият­ным на слух, таким образом, только определенная частота виб­рато делает голос приятным. При вибрато певческого звука с этой же частотой пульсирует и вы­сота, и сила, и тембр.

У разных певцов варьируют в разных соотношениях все три вида вибрато. У одних вибрато высоты превалирует, а вибрато силы и тембра выражено меньше, а у других наоборот. Если вспомнить, что варьирует и частота вибрато, то легко предста­вить себе то огромное разнообразие, которое вибрато может придавать тембрам певческого голоса. Достаточно вспомнить голоса многих выдающихся артистов, чтобы понять, что кра­сота голоса может сочетаться с весьма различным качеством вибрато.

Детали физиологии вибрато не могут еще считаться доста­точно хорошо выясненными, но ясно, что оно возникает за счет колебаний гортани, подвешенной в мышцах шеи.

Излучение звука

Излучения звука- переход энергии колеблющегося тела в звуковые колеба­ния воздушной среды. В отношении излучения в акустике установлено правило: чем больше площадь излу­чающей поверхности тем лучше излу­чение звука.

Голосовой тракт человека представляет собою своеобраз­ный рупор: над источником колебаний — связками располо­жена трубка, открытая в наружную среду. По этой трубке-рупору звук, рожденный в голосовой щели, достигает ротового отверстия и отсюда уже распространяется в наружное про­странство. В рупоре его широкая часть —раструб — оканчи­вается устьем — выходным отверстием, откуда уже начинается свободное воздушное пространство. Ротовое отверстие в голо­совом тракте человека играет роль устья рупора, и потому к нему приложимы те же закономерности, которые установлены для рупора. В рупорах излучателем энергии яв­ляется его устье. Чем больше площадь устья рупора, тем лучше излучение энергии рупора в наружное пространство.

С этой точки зрения, чем больше открыт рот во время фона­ции, тем лучше энергия переходит в наружное пространстве Действительно, когда человек говорит или кричит, он естест­венно использует эту закономерность. При негромкой бытовой речи рот раскрыт немного. При повышенной громкости — рот раскрывается больше. При крике он раскрыт максимально, а при желании быть слышимым на более далекое расстояние человек увеличивает раструб и устье рупора за счет рук, сло­женных в виде рупора и приставленных ко рту. Все эти обыч­ные, широко известные в быту приспособления голосового аппа­рата к разным условиям фонации объясняются стремлением найти способ увеличить излучение звука в наружное простран­ство. При желании громко крикнуть человек увеличивает и исходную силу звука, которая родится в голосовой щели, и улуч­шает его излучение в наружное пространство. Однако при пе­нии далеко не у всех певцов можно наблюдать подобные приспособления. Если вообще в пении рот открывается больше, чем в речи, то максимальная или очень большая степень откры­тия рта (подобная раскрытию при крике) почти не встречается. Некоторые певцы все звукообразование ведут при очень уме­ренно открытом рте, что, разумеется, не является случайным.

Конечно, не следует думать, что для певческого звука за­коны другие, чем для речевого. Просто в пении для певца встают на первое место другие задачи — задачи образования красивого певческого тембра и естественного формирования слова, чему далеко не всегда способствует излишне широкое открытие рта. При правильном формировании певческого темб­ра, когда хорошо образуется высокая певческая форманта, го­лос имеет достаточную громкость (он обладает качеством по­летности) и при умеренном открытии рта. Наоборот, максималь­ное открытие рта может сместить гортань, неблагоприятно повлиять на работу голосовой щели и помешать образованию правильного певческого тембра. Кроме того, излишнее раскры­тие рта может помешать естественному произнесению слов, что является обязательным условием художественного пения.

Перед певцом всегда стоит задача быть хорошо слышимым в больших помещениях концертных залов или сцены. Идеаль­ным является положение, когда голос и красив и мощен в одно и то же время. Однако не сила голоса, а его красота и ясная дикция являются определяющими факторами в профессиональ­ной деятельности. Поэтому, заботясь о хорошем открытии рта, надо делать это не в ущерб естественности слова и красоте тембра.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 357.