АКУСТИКА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА И АКУСТИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ГОЛОСА
Певческий голос — акустическое явление
Музыкальный язык, как и язык речи, является средством сообщения, средством передачи определенной информации от одного человека другим людям. И в том и в другом языке для этого вида сообщения используются звуки голоса. Под голосом вообще понимаются все звуки, производимые голосовым аппаратом человека. Они могут быть разнообразны. Голос может быть речевым, певческим, шепотным. Человек может кричать, стонать, имитировать различные звуки.
Все то многообразие качеств, которое мы умеем на слух хорошо различать в певческом голосе, имеет теперь акустическую расшифровку. Зная ее, мы можем целесообразно влиять на выработку нужных нам качеств в голосе.
Возникновение и распространение звука
Под звуком в акустике понимается распространение колебаний, т. е. волн, в упругой среде. Поскольку мы будем говорить о пении и речи, а человек говорит и поет в воздушной среде, то можно сказать, что звук голоса — это колебание частиц воздуха, распространяющееся в виде волн сгущения и разряжения. Источником возникновения этих волн в музыкальных инструментах обычно являются какие-либо колеблющиеся упругие тела: струны, деки, напряженные губы. От них звуковые волны бегут во всех направлениях.
Источником певческого голоса являются голосовые связки человека, которые, будучи сближены и напряжены, начинают колебаться. Это и является причиной возникновения периодических сгущений и разряжений, проходящей между ними вследствие повышенного подсзязочного давления воздушной струи. Звуковые волны, родившись в гортани, распространяются во все стороны: и по тканям, окружающим гортань, и вниз и вверх ло воздухоносным путям. т. е. внутри организма и в наружном пространстве.
Звуки тоновые и шумовые
Среди звуков, которые нас окружают, мы различаем звуки, имеющие определенную высоту, — тоновые звуки, и звуки неопределенные по высоте — шумы. В голосовом аппарате человека при речи и пении возникают и тоновые и шумовые звуки. Например, все гласные имеют тоновый характер, а глухие согласные — шумовой. С точки зрения акустики является изменением во времени только трех характеристик звука: частоты колебаний, их амплитуды и состава сложного звука, его спектра, которые мы воспринимаем соответственно как высоту, силу и тембр.
Высота звука
Высота звука — это субъективное восприятие частоты колебательных движений. Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше для нас звук.
Качество высоты звука рождается в гортани — в г о л о с о вых связках человека. Сколько смыканий и размыканий осуществят они в процессе своих колебаний и сколько, соответственно, порций сгущенного подсвязочного воздуха они пропустят — такова будет и частота рожденного звука, т.е. высота тона. Никаких других механизмов, которые могли бы изменить эту высоту после ее рождения в гортани, в организме не имеется.
Длины волны- расстояние между двумя соседними волнами, т. е. между двумя соседними сгущениями или разрежениями воздуха. Поскольку скорость распространения для всех частот колебаний одна, то в 342 м/сек, которые пробегают периодические колебания, более частых колебаний уложится значительно больших, чем редких, а длина их?
Частота колебаний и длина волны находятся в обратно пропорциональной зависимости. Длинные волны и редкие колебания — это низкие-звуки; короткие волны и частые колебания — высокие. Длины волн выражаются в метрах или сантиметрах и т. д., а частота колебаний —в количестве полных колебаний (периодов) в секунду, так называемых герцах (гц). Частоты волн, использующиеся в пении, охватывают сравнительно небольшую часть звукового диапазона, который способно воспринять наше ухо. Если ухо воспринимает от 16 гц до* 20 ООО гц, то звуковой диапазон певцов распространяется чаще всего от 60—70 гц (низкие ноты баса) до 1200—1300 гц (высокие ноты сопрано).
Сила звука
Сила звука — это субъективное восприятие размаха колебательных движений, его амплитуды.
Амплитуда — размах колебательного движения от нейтрального положения (уровня)— не зависит от его частоты.
Если струну на фортепиано слегка ударить молоточком, а потом сильно — высота звука не изменится, изменится только сила вибраций струны, т. е. сила толчков, с которой струна будет давить на окружающие ее частицы воздуха. Размах колебаний частиц воздуха в этом случае будет значительным и звук для нас субъективно — более громким.
Явление резонанса
Резонанс - усиление звучания, без добавления новой энергии.
Под резонатором в акустике подразумевается какой-либо объем воздуха, заключенный в упругие стенки и имеющий выходное отверстие. Высота звука, которая родится в резонаторе, зависит от объема заключенного в нем воздуха, формы резонатора и размеров выходного отверстия. Этот тон называется собственным тоном резонатора. Чем меньше размеры резонатора и вместе с этим объем заключенного в нем воздуха, тем выше тон, который родится в резонаторе— его собственный тон. Чем меньше выходное отверстие, тем ниже собственный тон.
В голосовом аппарате человека имеется множество полостей и трубок, в которых могут развиваться явления резонанса. Трахея и бронхи, полость гортани, глотки, рта, носоглотки, носа и окружающие его мелкие придаточные полости обладают достаточно упругими стенками для того, чтобы в них возникли явления резонанса. Одни из них по своей форме и размерам неизменны, даны от природы, следовательно всегда усиливают одни и те же обертоны, порождают постоянно присутствующие в голосе призвуки и не могут быть специально приспособлены для усиления каких-либо других обертонов (например, нос и его придаточные полости). Другие легко меняют свою форму и размеры, например ротовая полость, глотка, надсвязочная полость гортани, т. е. могут использоваться в широких пределах для изменения исходного тембра путем резонаторного усиления определенных групп обертонов. Именно благодаря резонаторным явлениям в спектре голоса человека получаются «пики», усиления отдельных обертонов, которые часто оказываются сильнее основного тона.
Звук голосовой щели
На слух этот голос, исходящий непосредственно из голосовой щели, по тембру резко отличается от нормального, выходящего изо рта. Гортань родит звук индифферентный, не имеющий еще формы того или иного гласного, характер речевого звука исходный тембр гортани получает проходя через надставную труб-к у, т. е. по ротоглоточному каналу.
Роль носового резонатора
На формирование тембра голоса может оказать существенное влияние носовая и носоглоточная волости. Когда в пении мягкое нёбо (нёбная занавеска) опускается, звук, идущий по ротоглоточному каналу, начинает широко сообщаться с носоглоточной полостью и носом. При этом он, как известно, приобретает гнусавый оттенок. Широкий проход в носоглотку создает добавочный канал, по которому звук проходит в нос. С акустической точки зрения, этот канал является своего рода фильтром-ловушкой, в котором поглощаются обертоны порядка около 2000 гц. Звук, из тембра которого удалены эти обертоны, и воспринимается нами как звук носового характера. Гнусавый, носовой оттенок голоса является порочным призвуком тембра, и певцы стремятся его избегать. Хорошим поднятием мягкого неба они перекрывают этот проход. Как показывают рентгенологические наблюдения, у квалифицированного певца как правило происходит поднятие мягкого нёба во время пения.
Вибрато
Тембр певческого голоса зависит не только от спектрального состава звука, но и от вибрато. Вибрато делает голос теплым, живым, выразительным. Оно воспринимается нашим слухом как составная часть тембра звука. Вибрато было изучено акустиками," так же как и другие качества голоса. Как оказалось, звук имеет для нашего слуха красивый, льющийся характер тогда, когда вибрация голосовых связок совершается со скоростью 6—7 раз в секунду. Если эти пульсации совершаются реже или чаще, то голос делается менее приятным на слух, таким образом, только определенная частота вибрато делает голос приятным. При вибрато певческого звука с этой же частотой пульсирует и высота, и сила, и тембр.
У разных певцов варьируют в разных соотношениях все три вида вибрато. У одних вибрато высоты превалирует, а вибрато силы и тембра выражено меньше, а у других наоборот. Если вспомнить, что варьирует и частота вибрато, то легко представить себе то огромное разнообразие, которое вибрато может придавать тембрам певческого голоса. Достаточно вспомнить голоса многих выдающихся артистов, чтобы понять, что красота голоса может сочетаться с весьма различным качеством вибрато.
Детали физиологии вибрато не могут еще считаться достаточно хорошо выясненными, но ясно, что оно возникает за счет колебаний гортани, подвешенной в мышцах шеи.
Излучение звука
Излучения звука- переход энергии колеблющегося тела в звуковые колебания воздушной среды. В отношении излучения в акустике установлено правило: чем больше площадь излучающей поверхности тем лучше излучение звука.
Голосовой тракт человека представляет собою своеобразный рупор: над источником колебаний — связками расположена трубка, открытая в наружную среду. По этой трубке-рупору звук, рожденный в голосовой щели, достигает ротового отверстия и отсюда уже распространяется в наружное пространство. В рупоре его широкая часть —раструб — оканчивается устьем — выходным отверстием, откуда уже начинается свободное воздушное пространство. Ротовое отверстие в голосовом тракте человека играет роль устья рупора, и потому к нему приложимы те же закономерности, которые установлены для рупора. В рупорах излучателем энергии является его устье. Чем больше площадь устья рупора, тем лучше излучение энергии рупора в наружное пространство.
С этой точки зрения, чем больше открыт рот во время фонации, тем лучше энергия переходит в наружное пространстве Действительно, когда человек говорит или кричит, он естественно использует эту закономерность. При негромкой бытовой речи рот раскрыт немного. При повышенной громкости — рот раскрывается больше. При крике он раскрыт максимально, а при желании быть слышимым на более далекое расстояние человек увеличивает раструб и устье рупора за счет рук, сложенных в виде рупора и приставленных ко рту. Все эти обычные, широко известные в быту приспособления голосового аппарата к разным условиям фонации объясняются стремлением найти способ увеличить излучение звука в наружное пространство. При желании громко крикнуть человек увеличивает и исходную силу звука, которая родится в голосовой щели, и улучшает его излучение в наружное пространство. Однако при пении далеко не у всех певцов можно наблюдать подобные приспособления. Если вообще в пении рот открывается больше, чем в речи, то максимальная или очень большая степень открытия рта (подобная раскрытию при крике) почти не встречается. Некоторые певцы все звукообразование ведут при очень умеренно открытом рте, что, разумеется, не является случайным.
Конечно, не следует думать, что для певческого звука законы другие, чем для речевого. Просто в пении для певца встают на первое место другие задачи — задачи образования красивого певческого тембра и естественного формирования слова, чему далеко не всегда способствует излишне широкое открытие рта. При правильном формировании певческого тембра, когда хорошо образуется высокая певческая форманта, голос имеет достаточную громкость (он обладает качеством полетности) и при умеренном открытии рта. Наоборот, максимальное открытие рта может сместить гортань, неблагоприятно повлиять на работу голосовой щели и помешать образованию правильного певческого тембра. Кроме того, излишнее раскрытие рта может помешать естественному произнесению слов, что является обязательным условием художественного пения.
Перед певцом всегда стоит задача быть хорошо слышимым в больших помещениях концертных залов или сцены. Идеальным является положение, когда голос и красив и мощен в одно и то же время. Однако не сила голоса, а его красота и ясная дикция являются определяющими факторами в профессиональной деятельности. Поэтому, заботясь о хорошем открытии рта, надо делать это не в ущерб естественности слова и красоте тембра.
Направленность излучения.
АКУСТИКА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА И АКУСТИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ГОЛОСА
Дата: 2019-02-19, просмотров: 1137.