Певческий голос — акустическое явление
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Музыкальный язык, как и язык речи, является средством сообщения, средством передачи определенной информации от одного человека другим людям. И в том и в другом языке для этого вида сообщения используются звуки голоса. Под голосом вообще понимаются все звуки, производимые голосовым аппаратом человека. Они могут быть разнообразны. Голос может быть речевым, певче­ским, шепотным. Человек может кричать, стонать, имитировать различные звуки.

Все то многообразие качеств, которое мы умеем на слух хорошо различать в певческом голосе, имеет теперь акустиче­скую расшифровку. Зная ее, мы можем целесообразно влиять на выработку нужных нам качеств в голосе.

Возникновение и распространение звука

Под звуком в акустике понимается распространение коле­баний, т. е. волн, в упругой среде. Поскольку мы будем гово­рить о пении и речи, а человек говорит и поет в воздушной среде, то можно сказать, что звук голоса — это колебание час­тиц воздуха, распространяющееся в виде волн сгущения и разряжения. Источником возникновения этих волн в музы­кальных инструментах обычно являются какие-либо колеблю­щиеся упругие тела: струны, деки, напряженные губы. От них звуковые волны бегут во всех направлениях.

Источником певческого голоса являются голосовые связки человека, которые, будучи сближены и напряжены, начинают колебаться. Это и является причиной возникновения периодиче­ских сгущений и разряжений, проходящей между ними вслед­ствие повышенного подсзязочного давления воздушной струи. Звуковые волны, родившись в гортани, распространяются во все стороны: и по тканям, окружающим гортань, и вниз и вверх ло воздухоносным путям. т. е. внутри организма и в наружном пространстве.

Звуки тоновые и шумовые

Среди звуков, которые нас окружают, мы различаем звуки, имеющие определенную высоту, — тоновые звуки, и звуки неопределенные по высоте — шумы. В голосовом аппарате человека при речи и пении возникают и тоновые и шумовые звуки. Например, все гласные имеют тоновый характер, а глухие согласные — шумовой. С точки зрения акустики является изменением во времени только трех характеристик звука: частоты колебаний, их амплитуды и состава сложного звука, его спектра, которые мы воспринимаем соответственно как высоту, силу и тембр.

Высота звука

Высота звука — это субъективное восприятие частоты колебательных движений. Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше для нас звук.

Качество высоты звука рождается в гортани — в г о л о с о вых связках человека. Сколько смыканий и размыканий осуществят они в процессе своих колебаний и сколько, соответ­ственно, порций сгущенного подсвязочного воздуха они пропустят — такова будет и частота рожденного звука, т.е. вы­сота тона. Никаких других механизмов, которые могли бы изменить эту высоту после ее рождения в гортани, в организме не имеется.

Длины волны- расстояние между двумя соседними волнами, т. е. между двумя соседними сгущениями или разрежениями воздуха. Поскольку скорость распро­странения для всех частот колебаний одна, то в 342 м/сек, ко­торые пробегают периодические колебания, более частых коле­баний уложится значительно больших, чем редких, а длина их?

Частота колебаний и длина волны находятся в обратно пропорциональной зависимости. Длинные волны и редкие колебания — это низкие-звуки; короткие волны и частые колебания — высокие. Длины волн выражаются в метрах или сантиметрах и т. д., а частота колебаний —в количестве полных колебаний (перио­дов) в секунду, так называемых герцах (гц). Частоты волн, использующиеся в пении, охватывают сравни­тельно небольшую часть звукового диапазона, который способ­но воспринять наше ухо. Если ухо воспринимает от 16 гц до* 20 ООО гц, то звуковой диапазон певцов распространяется чаще всего от 60—70 гц (низкие ноты баса) до 1200—1300 гц (высо­кие ноты сопрано).

Дата: 2019-02-19, просмотров: 580.