Музыкальный язык, как и язык речи, является средством сообщения, средством передачи определенной информации от одного человека другим людям. И в том и в другом языке для этого вида сообщения используются звуки голоса. Под голосом вообще понимаются все звуки, производимые голосовым аппаратом человека. Они могут быть разнообразны. Голос может быть речевым, певческим, шепотным. Человек может кричать, стонать, имитировать различные звуки.
Все то многообразие качеств, которое мы умеем на слух хорошо различать в певческом голосе, имеет теперь акустическую расшифровку. Зная ее, мы можем целесообразно влиять на выработку нужных нам качеств в голосе.
Возникновение и распространение звука
Под звуком в акустике понимается распространение колебаний, т. е. волн, в упругой среде. Поскольку мы будем говорить о пении и речи, а человек говорит и поет в воздушной среде, то можно сказать, что звук голоса — это колебание частиц воздуха, распространяющееся в виде волн сгущения и разряжения. Источником возникновения этих волн в музыкальных инструментах обычно являются какие-либо колеблющиеся упругие тела: струны, деки, напряженные губы. От них звуковые волны бегут во всех направлениях.
Источником певческого голоса являются голосовые связки человека, которые, будучи сближены и напряжены, начинают колебаться. Это и является причиной возникновения периодических сгущений и разряжений, проходящей между ними вследствие повышенного подсзязочного давления воздушной струи. Звуковые волны, родившись в гортани, распространяются во все стороны: и по тканям, окружающим гортань, и вниз и вверх ло воздухоносным путям. т. е. внутри организма и в наружном пространстве.
Звуки тоновые и шумовые
Среди звуков, которые нас окружают, мы различаем звуки, имеющие определенную высоту, — тоновые звуки, и звуки неопределенные по высоте — шумы. В голосовом аппарате человека при речи и пении возникают и тоновые и шумовые звуки. Например, все гласные имеют тоновый характер, а глухие согласные — шумовой. С точки зрения акустики является изменением во времени только трех характеристик звука: частоты колебаний, их амплитуды и состава сложного звука, его спектра, которые мы воспринимаем соответственно как высоту, силу и тембр.
Высота звука
Высота звука — это субъективное восприятие частоты колебательных движений. Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше для нас звук.
Качество высоты звука рождается в гортани — в г о л о с о вых связках человека. Сколько смыканий и размыканий осуществят они в процессе своих колебаний и сколько, соответственно, порций сгущенного подсвязочного воздуха они пропустят — такова будет и частота рожденного звука, т.е. высота тона. Никаких других механизмов, которые могли бы изменить эту высоту после ее рождения в гортани, в организме не имеется.
Длины волны- расстояние между двумя соседними волнами, т. е. между двумя соседними сгущениями или разрежениями воздуха. Поскольку скорость распространения для всех частот колебаний одна, то в 342 м/сек, которые пробегают периодические колебания, более частых колебаний уложится значительно больших, чем редких, а длина их?
Частота колебаний и длина волны находятся в обратно пропорциональной зависимости. Длинные волны и редкие колебания — это низкие-звуки; короткие волны и частые колебания — высокие. Длины волн выражаются в метрах или сантиметрах и т. д., а частота колебаний —в количестве полных колебаний (периодов) в секунду, так называемых герцах (гц). Частоты волн, использующиеся в пении, охватывают сравнительно небольшую часть звукового диапазона, который способно воспринять наше ухо. Если ухо воспринимает от 16 гц до* 20 ООО гц, то звуковой диапазон певцов распространяется чаще всего от 60—70 гц (низкие ноты баса) до 1200—1300 гц (высокие ноты сопрано).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 580.