Если длинна волны меньше чем размера препятствия, то она отражается от него, если больше - то обтекает.
Тогда, когда размеры препятствия и длина волны равны, около 45% энергии начинает отражаться по закону «угол падения равен углу отражения». И чем меньше длина волны по сравнению с препятствием, тем больший процент энергии будет отражаться закономерно.
Для того чтобы звук голоса начал закономерно отражаться от стенок надставной трубки, т. е. от поверхностей порядка 8— 10—15 см, он должен иметь длину волны около 10 см или меньше, т. е. частоту около 2800—3500 гц и выше, что соответствует четвертой и пятой октаве на фортепиано. Значит, отражение возможно только для той части звуковой энергии, которая заключена в высоких обертонах певческого голоса. Следовательно, чем выше обертоны голоса, тем полнее они отражаются по этому закону от нёбного свода и других стенок ротоглоточного канала.
Сила звука
Сила звука — это субъективное восприятие размаха колебательных движений, его амплитуды.
Амплитуда — размах колебательного движения от нейтрального положения (уровня)— не зависит от его частоты.
Если струну на фортепиано слегка ударить молоточком, а потом сильно — высота звука не изменится, изменится только сила вибраций струны, т. е. сила толчков, с которой струна будет давить на окружающие ее частицы воздуха. Размах колебаний частиц воздуха в этом случае будет значительным и звук для нас субъективно — более громким.
Сила звука голоса, рождается в гортани и растет с увеличением силы подсвязочного давления.
Чем с большим напором прорываются сквозь голосовую щель порции воздуха, тем выше энергия, которую они несут, больше степень сгущения и следующего за ним разрежения, т. е. сильнее амплитуда колебания частиц воздуха и, соответственно, сильнее их давление на барабанную перепонку уха.
Сила звука измеряется в единицах — децибелах.
Тембр звука. Основной тон и обертоны
Музыкальные тоны, как и большинство окружающих нас звуков, являются тонами сложным, состоящими из многих колебаний разной частоты и силы. В сложном звуке различают основной тон, который определяет высоту звучания сложного звука, и частичные тоны, или обертоны, сумма звучания которых создает совершенно определенный тембр, то есть характер звучания. Количество этих обертонов может быть очень велико. В исходном тембре, возникающем в голосовой щели человека, их несколько десятков.
Явление резонанса
Резонанс - усиление звучания, без добавления новой энергии.
Под резонатором в акустике подразумевается какой-либо объем воздуха, заключенный в упругие стенки и имеющий выходное отверстие. Высота звука, которая родится в резонаторе, зависит от объема заключенного в нем воздуха, формы резонатора и размеров выходного отверстия. Этот тон называется собственным тоном резонатора. Чем меньше размеры резонатора и вместе с этим объем заключенного в нем воздуха, тем выше тон, который родится в резонаторе— его собственный тон. Чем меньше выходное отверстие, тем ниже собственный тон.
В голосовом аппарате человека имеется множество полостей и трубок, в которых могут развиваться явления резонанса. Трахея и бронхи, полость гортани, глотки, рта, носоглотки, носа и окружающие его мелкие придаточные полости обладают достаточно упругими стенками для того, чтобы в них возникли явления резонанса. Одни из них по своей форме и размерам неизменны, даны от природы, следовательно всегда усиливают одни и те же обертоны, порождают постоянно присутствующие в голосе призвуки и не могут быть специально приспособлены для усиления каких-либо других обертонов (например, нос и его придаточные полости). Другие легко меняют свою форму и размеры, например ротовая полость, глотка, надсвязочная полость гортани, т. е. могут использоваться в широких пределах для изменения исходного тембра путем резонаторного усиления определенных групп обертонов. Именно благодаря резонаторным явлениям в спектре голоса человека получаются «пики», усиления отдельных обертонов, которые часто оказываются сильнее основного тона.
Звук голосовой щели
На слух этот голос, исходящий непосредственно из голосовой щели, по тембру резко отличается от нормального, выходящего изо рта. Гортань родит звук индифферентный, не имеющий еще формы того или иного гласного, характер речевого звука исходный тембр гортани получает проходя через надставную труб-к у, т. е. по ротоглоточному каналу.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 347.