ВОЗРАСТНЫЕ ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Класс Возрастные задачи развития Социально-педагогическая ситуация Типичные причины школьной тревожности
1 класс Освоение приемов учебной деятельности и системы школьных требований, формирование произвольности психических процессов Изменяющаяся: предполагает освоение вариантов ролевого взаимодействия (ученик – учитель, ученик – ученик, ученик - родители) Изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых. Необходимость придерживаться правил школьной жизни. «Сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни. Изменение режима дня. Возрастание психофизиологических нагрузок. Необходимость освоения ролевого взаимодействия со значимыми другими (учителями). Столкновение с системой школьных оценок.
2- 4 класс Развитие познавательной сферы, выработка и закрепление эффективного стиля учебно-познавательной деятельности Стабильная: ребенок находится в системе привычных школьных требований, взаимодействует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками) Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. Неуспешность во взаимоотношениях с учителями или одноклассниками. Несоответствие ожиданий родителей демонстрируемым ребенком результатам.
5 класс Начало процесса смены ведущего вида деятельности с учебной на интимно-личностные отношения со сверстниками Изменяющаяся: ребенок сталкивается с принципиально новой системой организации учебного процесса. Необходимость осваивать «новую школьную территорию». Увеличение количества учебных дисциплин. Увеличение числа учителей. Отсутствие преемственности требований, предъявляемых учителями начального и среднего звена, а также вариативность требований от учителя к учителю. Смена классного руководителя. Необходимость адаптироваться к новому (или измененному) классному коллективу. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Хроническая или эпизодическая неуспешность. Резкое изменение в уровне родительского контроля и помощи.
6-8 класс Развитие самосознания. Формирование абстрактного мышления. Формирование чувства взрослости Стабильная: подросток находится в системе привычных школьных требований, взаимодействует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками) Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Хроническая или эпизодическая неуспешность. Гиперопека со стороны родителей, их чрезмерное вторжение в школьную жизнь ребенка. Трудности переживания подросткового кризиса. Астенизация как следствие бурного физиологического развития.
9 класс Первичное профессиональное самоопределение Изменяющаяся: подросток заканчивает основной этап школьного обучения и оказывается перед проблемой выбора дальнейшего образовательного маршрута. Неопределенность дальнейших жизненных планов. Переживание ответственности. Столкновение с ситуацией набора в 10-й класс. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.
10 класс    

Профессиональное и личностное самоопределение

Изменяющаяся: новые требования, усложнение учебной программы

Резкое усложнение учебной программы.

Изменение системы контроля и оценки знаний.

Необходимость адаптации в новом коллективе.

Неуспешность во взаимоотношениях с учителями или родителями.

Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

Хроническая или эпизодическая неуспешность.

Столкновение с ситуацией ЕГЭ

Повышение учебных нагрузок.

11 класс Изменяющаяся: школьник заканчивает школьное обучение и оказывается перед выбором конкретизации собственных жизненных перспектив.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 177.