Класс | Возрастные задачи развития | Социально-педагогическая ситуация | Типичные причины школьной тревожности |
1 класс | Освоение приемов учебной деятельности и системы школьных требований, формирование произвольности психических процессов | Изменяющаяся: предполагает освоение вариантов ролевого взаимодействия (ученик – учитель, ученик – ученик, ученик - родители) | Изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых. Необходимость придерживаться правил школьной жизни. «Сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни. Изменение режима дня. Возрастание психофизиологических нагрузок. Необходимость освоения ролевого взаимодействия со значимыми другими (учителями). Столкновение с системой школьных оценок. |
2- 4 класс | Развитие познавательной сферы, выработка и закрепление эффективного стиля учебно-познавательной деятельности | Стабильная: ребенок находится в системе привычных школьных требований, взаимодействует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками) | Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. Неуспешность во взаимоотношениях с учителями или одноклассниками. Несоответствие ожиданий родителей демонстрируемым ребенком результатам. |
5 класс | Начало процесса смены ведущего вида деятельности с учебной на интимно-личностные отношения со сверстниками | Изменяющаяся: ребенок сталкивается с принципиально новой системой организации учебного процесса. | Необходимость осваивать «новую школьную территорию». Увеличение количества учебных дисциплин. Увеличение числа учителей. Отсутствие преемственности требований, предъявляемых учителями начального и среднего звена, а также вариативность требований от учителя к учителю. Смена классного руководителя. Необходимость адаптироваться к новому (или измененному) классному коллективу. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Хроническая или эпизодическая неуспешность. Резкое изменение в уровне родительского контроля и помощи. |
6-8 класс | Развитие самосознания. Формирование абстрактного мышления. Формирование чувства взрослости | Стабильная: подросток находится в системе привычных школьных требований, взаимодействует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками) | Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Хроническая или эпизодическая неуспешность. Гиперопека со стороны родителей, их чрезмерное вторжение в школьную жизнь ребенка. Трудности переживания подросткового кризиса. Астенизация как следствие бурного физиологического развития. |
9 класс | Первичное профессиональное самоопределение | Изменяющаяся: подросток заканчивает основной этап школьного обучения и оказывается перед проблемой выбора дальнейшего образовательного маршрута. | Неопределенность дальнейших жизненных планов. Переживание ответственности. Столкновение с ситуацией набора в 10-й класс. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. |
10 класс | Профессиональное и личностное самоопределение | Изменяющаяся: новые требования, усложнение учебной программы | Резкое усложнение учебной программы. Изменение системы контроля и оценки знаний. Необходимость адаптации в новом коллективе. Неуспешность во взаимоотношениях с учителями или родителями. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Хроническая или эпизодическая неуспешность. Столкновение с ситуацией ЕГЭ Повышение учебных нагрузок. |
11 класс | Изменяющаяся: школьник заканчивает школьное обучение и оказывается перед выбором конкретизации собственных жизненных перспектив. |
Дата: 2019-02-19, просмотров: 202.