ПЕРЕЧЕНЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ
| Возраст | Диагностика познавательных процессов | Диагностика личности, межличностных отношений |
| Младшие школьники | Внимания: «Определение продуктивности и устойчивости внимания» «Оценка точности и продуктивности» «Оценка распределения внимания» «Оценка переключения внимания» «Определение объема внимания» «Корректурная проба» Памяти: «Определение объёма кратковременной зрительной памяти» «Оценка оперативной зрительной памяти» «Оценка объема кратковременной слуховой памяти» «Оценка оперативной слуховой памяти» «Диагностика опосредованной памяти» «Характеристика динамических особенностей процесса запоминания» Мышления: «Оценка вербально-логического мышления»; «Формирование понятий» «Матрицы Равенна» Воображения: «Вербальная фантазия (речевое воображение)» «Рисунок» «Скульптура» Речи: «Определение понятий» «Выяснение пассивного словарного запаса» «Определение активного словарного запаса» | «Изучение мотивации достижения успехов» «Детский вариант личностного теста Р.Кеттела» Фрустрационный тест Розенцвейга (детский вариант)» «Измерение мотивации достижения успехов и избегания неудач» «Социометрия» |
| Подростковый возраст | Внимания: «Оценка распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных одноцветных цифровых таблиц» «Оценка переключения и концентрации при помощи 49-значной двухцветной цифровой таблицы» «Корректурная проба» Мышления: «Логико-количественные отношения» «Интеллектуальная лабильность» «Тест Айзенка» «Тест Беннета. Оценка уровня развития технического мышления» Тест Векслера Школьный тест умственного развития (ШТУР) | «Опросник Г.Айзенка» (на тип темперамента) «Акцентуации характера» Тест Филлипса (на тревожность) Определение уровня агрессивности (Басса-Дарки) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса Социометрия Изучение коммуникативных и организационных склонностей |
| Юношеский возраст | «Интеллектуальная лабильность» «Тест Айзенка» Тест интеллекта Амтхауэра Стиль мыслительной деятельности (Рогов В.И.) | «Тест на исследование тревожности (опросник Спилбергера)» Фрустрационный тест Розенцвейга (взрослый вариант) Акцентуации характера Опросник Кеттелла (юношеский вариант) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса Социометрия |
Приложение 18.
Приложение 19.
МЕТОДИКА «АТМОСФЕРА В ГРУППЕ»
Замерять психологическую атмосферу в группе, то есть динамическую составляющую психологического климата, можно при помощи несложной методики, в которой приводится 10 противоположных по смыслу пар слов.
Испытуемый должен поставить ту цифру, на которую он оценивает данное психологическое состояние в группе.
| Дружелюбие | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Враждебность |
| Согласие | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Несогласие |
| Удовлетворенность | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Неудовлетворенность |
| Увлеченность | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Равнодушие |
| Продуктивность | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Непродуктивность |
| Теплота | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Холодность |
| Сотрудничество | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие сотрудничества |
| Взаимная поддержка | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Недоброжелательность |
| Занимательность | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Скука |
| Успешность | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Неуспешность |
Можно рассчитать средний показатель для группы по 10 параметрам. Рассчитать показатель для каждого члена группы. Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе. Результаты исследования можно представить в виде графика, диаграммы.
Приложение 20.
Приложение 24.
МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
(Дж.Голланд)
Данная методика позволяет определить социальную направленность личности. Испытуемому предлагается выбрать из каждой пары профессий одну, предпочитаемую.
| А | Б | |
| 1 | Инженер-техник | Инженер-контролер |
| 2 | Вязальщик | Санитарный врач |
| 3 | Повар | Наборщик |
| 4 | Фотограф | Заведующий.магазином |
| 5 | Чертежник | Дизайнер |
| 6 | Философ | Психиатр |
| 7 | Ученый химик | Бухгалтер |
| 8 | Редактор научного журнала | Адвокат |
| 9 | Лингвист | Переводчик художественной литературы |
| 10 | Педиатр | Статистик |
| 11 | Организатор воспитательной работы | Председатель профсоюза |
| 12 | Спортивный врач | Фельетонист |
| 13 | Нотариус | Снабженец |
| 14 | Перфоратор | Карикатурист |
| 15 | Политический деятель | Писатель |
| 16 | Садовник | Метеоролог |
| 17 | Водитель | Медсестра |
| 18 | Инженер-электрик | Секретарь машинистка |
| 19 | Маляр | Художник по металлу |
| 20 | Биолог | Главный врач |
| 21 | Телеоператор | Режиссер |
| 22 | Гидролог | Ревизор |
| 23 | Зоолог | Зоотехтик |
| 24 | Математик | Архитектор |
| 25 | Работник инспекции по делам несовершеннолетних | Счетовод |
| 26 | Учитель | Командир отряда дружинников |
| 27 | Воспитатель | Художник по керамике |
| 28 | Экономист | Заведующий отделом |
| 29 | Корректор | Критик |
| 30 | Завхоз | Директор |
| 31 | Радиоинженер | Специалист по ядерной физике |
| 32 | Наладчик | Механик |
| 33 | Агроном | Председатель сельского кооператива |
| 34 | Закройщик модельер | Декоратор |
| 35 | Археолог | Эксперт |
| 36 | Работник музея | Консультант |
| 37 | Ученый | Актер |
| 38 | Логопед | Стенографист |
| 39 | Врач | Дипломат |
| 40 | Главный бухгалтер | Директор |
| 41 | Поэт | Психолог |
| 42 | Архивариус | Скульптор |
Ключ к тесту
| Реалистический тип | Интеллектуальный тип | Социальный тип | Конвенциональный тип | Предприимчивый тип | Артистический тип |
| 1а | 1б | 2б | 3б | 4б | 5б |
| 2а | 6а | 6б | 7б | 8б | 9б |
| 3а | 7а | 10а | 10б | 11б | 12б |
| 4а | 8а | 13а | 13а | 13б | 14б |
| 5а | 9а | 12а | 14а | 15а | 15б |
| 16а | 16б | 17б | 18б | 23б | 19б |
| 17а | 20а | 20б | 22б | 26б | 21б |
| 18а | 22а | 25а | 25б | 28б | 24б |
| 19а | 23а | 26а | 28а | 30а | 27б |
| 21а | 24а | 27а | 29а | 33б | 29б |
| 31а | 31б | 36б | 32б | 35б | 30б |
| 32а | 35а | 38а | 38б | 37б | 34б |
| 33а | 36а | 39а | 40а | 39б | 41а |
| 34а | 37а | 41б | 42а | 40б | 42б |
| å= | å= | å= | å= | å= | å= |
Характеристика типов личности:
Реалистический тип: Несоциален, ориентирован на настоящее, эмоционально стабилен, занимающийся конкретными объектами (вещи, инструменты, машины), отдает предпочтение занятиям, которые требуют моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности. Рекомендуются следующие профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.п.
Интеллектуальный тип: Несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактных решений Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочтительны научные профессии: ботаника, астрономия, физика, математика.
Социальный тип: Обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность Представители этого типа стараются держаться в стороне от интеллектуальной деятельности, активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение.
Конвенциональный тип: Предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичности, оригинальности, консервативен, зависим, ригиден. Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.
Предприимчивый тип: Избирает цели, которые позволяют проявлять энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Доминантен, любит признание, любит руководить Ему не по душе практический труд, а также занятия требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи связанные с руководством, статусом, властью; агрессивен, предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями Предпочтительны следующие виды деятельности: артист, дипломат, журналист, телеоператор, заведующий.
Артистический тип. Опирается на эмоции, воображение, интуицию, имеет сложные взгляды на жизнь. Независим в решениях, оригинален Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я» Не социален – в том смысле, что не придерживается общественных условностей. Предпочитает творческие занятия: рисование, литературное творчество и т.п.
Приложение 25.
Приложение 26.
Младший школьный возраст
Подростковый возраст
Юношеский возраст
ПЕРЕЧЕНЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ
| Возраст | Диагностика познавательных процессов | Диагностика личности, межличностных отношений |
| Младшие школьники | Внимания: «Определение продуктивности и устойчивости внимания» «Оценка точности и продуктивности» «Оценка распределения внимания» «Оценка переключения внимания» «Определение объема внимания» «Корректурная проба» Памяти: «Определение объёма кратковременной зрительной памяти» «Оценка оперативной зрительной памяти» «Оценка объема кратковременной слуховой памяти» «Оценка оперативной слуховой памяти» «Диагностика опосредованной памяти» «Характеристика динамических особенностей процесса запоминания» Мышления: «Оценка вербально-логического мышления»; «Формирование понятий» «Матрицы Равенна» Воображения: «Вербальная фантазия (речевое воображение)» «Рисунок» «Скульптура» Речи: «Определение понятий» «Выяснение пассивного словарного запаса» «Определение активного словарного запаса» | «Изучение мотивации достижения успехов» «Детский вариант личностного теста Р.Кеттела» Фрустрационный тест Розенцвейга (детский вариант)» «Измерение мотивации достижения успехов и избегания неудач» «Социометрия» |
| Подростковый возраст | Внимания: «Оценка распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных одноцветных цифровых таблиц» «Оценка переключения и концентрации при помощи 49-значной двухцветной цифровой таблицы» «Корректурная проба» Мышления: «Логико-количественные отношения» «Интеллектуальная лабильность» «Тест Айзенка» «Тест Беннета. Оценка уровня развития технического мышления» Тест Векслера Школьный тест умственного развития (ШТУР) | «Опросник Г.Айзенка» (на тип темперамента) «Акцентуации характера» Тест Филлипса (на тревожность) Определение уровня агрессивности (Басса-Дарки) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса Социометрия Изучение коммуникативных и организационных склонностей |
| Юношеский возраст | «Интеллектуальная лабильность» «Тест Айзенка» Тест интеллекта Амтхауэра Стиль мыслительной деятельности (Рогов В.И.) | «Тест на исследование тревожности (опросник Спилбергера)» Фрустрационный тест Розенцвейга (взрослый вариант) Акцентуации характера Опросник Кеттелла (юношеский вариант) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса Социометрия |
Дата: 2019-02-19, просмотров: 316.