ПЕРЕЧЕНЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПЕРЕЧЕНЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ

Возраст Диагностика познавательных процессов Диагностика личности, межличностных отношений
Младшие школьники Внимания: «Определение продуктивности и устойчивости внимания» «Оценка точности и продуктивности» «Оценка распределения внимания» «Оценка переключения внимания» «Определение объема внимания» «Корректурная проба»   Памяти: «Определение объёма кратковременной зрительной памяти» «Оценка оперативной зрительной памяти» «Оценка объема кратковременной слуховой памяти» «Оценка оперативной слуховой памяти» «Диагностика опосредованной памяти» «Характеристика динамических особенностей процесса запоминания»   Мышления: «Оценка вербально-логического мышления»; «Формирование понятий» «Матрицы Равенна»   Воображения: «Вербальная фантазия (речевое воображение)» «Рисунок» «Скульптура»   Речи: «Определение понятий» «Выяснение пассивного словарного запаса» «Определение активного словарного запаса» «Изучение мотивации достижения успехов» «Детский вариант личностного теста Р.Кеттела» Фрустрационный тест Розенцвейга (детский вариант)» «Измерение мотивации достижения успехов и избегания неудач» «Социометрия»  
Подростковый возраст Внимания: «Оценка распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных одноцветных цифровых таблиц» «Оценка переключения и концентрации при помощи 49-значной двухцветной цифровой таблицы» «Корректурная проба»   Мышления: «Логико-количественные отношения» «Интеллектуальная лабильность» «Тест Айзенка» «Тест Беннета. Оценка уровня развития технического мышления» Тест Векслера Школьный тест умственного развития (ШТУР) «Опросник Г.Айзенка» (на тип темперамента) «Акцентуации характера» Тест Филлипса (на тревожность) Определение уровня агрессивности (Басса-Дарки) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса Социометрия Изучение коммуникативных и организационных склонностей
Юношеский  возраст «Интеллектуальная лабильность» «Тест Айзенка» Тест интеллекта Амтхауэра Стиль мыслительной деятельности (Рогов В.И.) «Тест на исследование тревожности (опросник Спилбергера)» Фрустрационный тест Розенцвейга (взрослый вариант) Акцентуации характера Опросник Кеттелла (юношеский вариант) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса Социометрия

Приложение 18.

Приложение 19.

МЕТОДИКА «АТМОСФЕРА В ГРУППЕ»

 

  Замерять психологическую атмосферу в группе, то есть динамическую составляющую психологического климата, можно при помощи несложной методики, в которой приводится 10 противоположных по смыслу пар слов.

  Испытуемый должен поставить ту цифру, на которую он оценивает данное психологическое состояние в группе.

 

Дружелюбие 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Враждебность
Согласие 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Несогласие
Удовлетворенность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Неудовлетворенность
Увлеченность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Равнодушие
Продуктивность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Непродуктивность
Теплота 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Холодность
Сотрудничество 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие сотрудничества
Взаимная поддержка 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Недоброжелательность
Занимательность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Скука
Успешность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Неуспешность

 

Можно рассчитать средний показатель для группы по 10 параметрам. Рассчитать показатель для каждого члена группы. Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе. Результаты исследования можно представить в виде графика, диаграммы.

 

Приложение 20.

Приложение 24.

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

(Дж.Голланд)

 

Данная методика позволяет определить социальную направленность личности. Испытуемому предлагается выбрать из каждой пары профессий одну, предпочитаемую.

 

                          А                                          Б
1 Инженер-техник Инженер-контролер
2 Вязальщик Санитарный врач
3 Повар Наборщик
4 Фотограф Заведующий.магазином
5 Чертежник Дизайнер
6 Философ Психиатр
7 Ученый химик Бухгалтер
8 Редактор научного журнала Адвокат
9 Лингвист Переводчик художественной литературы
10 Педиатр Статистик
11 Организатор воспитательной работы Председатель профсоюза
12 Спортивный врач Фельетонист
13 Нотариус Снабженец
14 Перфоратор Карикатурист
15 Политический деятель Писатель
16 Садовник Метеоролог
17 Водитель Медсестра
18 Инженер-электрик Секретарь машинистка
19 Маляр Художник по металлу
20 Биолог Главный врач
21 Телеоператор Режиссер
22 Гидролог Ревизор
23 Зоолог Зоотехтик
24 Математик Архитектор
25 Работник инспекции по делам несовершеннолетних Счетовод
26 Учитель Командир отряда дружинников
27 Воспитатель Художник по керамике
28 Экономист Заведующий отделом
29 Корректор Критик
30 Завхоз Директор
31 Радиоинженер Специалист по ядерной физике
32 Наладчик Механик
33 Агроном Председатель сельского кооператива
34 Закройщик модельер Декоратор
35 Археолог Эксперт
36 Работник музея Консультант
37 Ученый Актер
38 Логопед Стенографист
39 Врач Дипломат
40 Главный бухгалтер Директор
41 Поэт Психолог
42 Архивариус Скульптор

 

Ключ к тесту

Реалистический тип Интеллектуальный тип Социальный тип Конвенциональный тип Предприимчивый тип Артистический тип
10а 10б 11б 12б
13а 13а 13б 14б
12а 14а 15а 15б
16а 16б 17б 18б 23б 19б
17а 20а 20б 22б 26б 21б
18а 22а 25а 25б 28б 24б
19а 23а 26а 28а 30а 27б
21а 24а 27а 29а 33б 29б
31а 31б 36б 32б 35б 30б
32а 35а 38а 38б 37б 34б
33а 36а 39а 40а 39б 41а
34а 37а 41б 42а 40б 42б
å= å= å= å= å= å=

 

Характеристика типов личности:

 

Реалистический тип: Несоциален, ориентирован на настоящее, эмоционально стабилен, занимающийся конкретными объектами (вещи, инструменты, машины), отдает предпочтение занятиям, которые требуют моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности. Рекомендуются следующие профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.п.

Интеллектуальный тип: Несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактных решений Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочтительны научные профессии: ботаника, астрономия, физика, математика.

Социальный тип: Обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность Представители этого типа стараются держаться в стороне от интеллектуальной деятельности, активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение.

Конвенциональный тип: Предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичности, оригинальности, консервативен, зависим, ригиден. Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.

Предприимчивый тип: Избирает цели, которые позволяют проявлять энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Доминантен, любит признание, любит руководить Ему не по душе практический труд, а также занятия требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи связанные с руководством, статусом, властью; агрессивен, предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями Предпочтительны следующие виды деятельности: артист, дипломат, журналист, телеоператор, заведующий.

Артистический тип. Опирается на эмоции, воображение, интуицию, имеет сложные взгляды на жизнь. Независим в решениях, оригинален Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я» Не социален – в том смысле, что не придерживается общественных условностей. Предпочитает творческие занятия: рисование, литературное творчество и т.п.

 

 

Приложение 25.

Приложение 26.

 

Младший школьный возраст

Ученики Настроение мое и окружающих Поступки мои и окружающих Умеем ли мы общаться? Цикл занятий «Азбука общения»:
  • Язык общения
  • Тайны моего «Я»
  • Как мы видим друг друга
  • Этот странный взрослый мир
  • Умение владеть собой
  • Культура общения
  • Мальчики и девочки
Учителя Психологические особенности младших школьников Помощь "трудному" ребенку (застенчивому, медлительному, ленивому, гиперактивному, часто плачущему, отказывающемуся от обучения) Факторы и последствия школьной дезадаптации Школьная оценка и ожидания взрослых Искусство управления детским коллективом Создание ситуации успеха Профилактика эмоционального/профессионального выгорания педагога Родители Первый раз в первый класс Трудности первоклассника Тип нервной системы и его влияние на учебную деятельность Почему они такие разные (темперамент ребенка) Внимание – залог успеха в учении Развиваем речь ребенка Развиваем память ребенка Развиваем воображение младшего школьника Развиваем логическое мышление Ребенок плохо учится:
  1. Ребенок левша
  2. Учебе мешает болезнь
  3. Психологическая обстановка в семье
И драчун, и забияка, и еще не знаю кто (агрессивный ребенок) Он – вихрь, ураган, пожар (гиперактивный ребенок) О лгунишках, лгунчиках и лгунах Ваш малыш воришка – это исправимо «Чудочадо – вундеркинд» Как помочь ребенку хорошо учиться (выполнять домашние задания)? Как преодолеть трудности ребенка в процессе школьной адаптации (общение с учителем, одноклассниками, привыкания к школьной жизни)? Режим для ребенка-младшего школьника Детские тревоги и страхи Школьная оценка и ожидания взрослых

Подростковый возраст

 

Ученики Кто такой психолог? Чем он занимается и чем отличается от психиат­ра и психотерапевта? Можно ли верить астрологам, экстрасенсам? Как научиться свободно и непринужденно общаться (в компании с девушками/ юношами)? Учимся устанавливать контакт (найди друга на необитаемом острове). Как научиться отстаивать свои взгляды в компании? Программа «Город разных точек зрения» (модели социального поведения) Я в конфликте. Как не ссориться с учителями и родителями? Что делать, когда хочется умереть?  Любить или не любить? Алкоголь и наркотики: признак взрослости или шаг в пропасть? Учимся понимать себя Каким я ощущаю себя во взрослом мире? Почему трудно быть подростком? Я – «сова или «жаворонок»? Кто я, какой я? Учителя Психологические особенности подростков Психологические особенности подросткового возраста – время «бури и натиска» Чувство взрослости и формы его проявления Конфликты в классном коллективе Микроклимат коллектива: диагностика и пути управления Психологические основы урока Как заинтересовать подростков учебой? Что делать с "трудным" подростком, который прогуливает уроки (гру­бит, нарушает дисциплину, имеет низкую успеваемость и т.п.)? Как взаимодействовать с подростком, совершившим асоциальный по­ступок? Профилактика асоциального поведения в подростковом возрасте Как культурно организовать свободное время подростков? Как относиться к ранней любви подростков? Роль сверстников в развитии личности подростка Мастер педагогического общения Социально-психологический тренинг «Психолого-педагогическое общения» Методы изучения личности и коллектива Методы профессионального самосовершенствования педагога Профилактика эмоционального/профессионального выгорания педагога Родители Как наладить общение со своим ребенком? Как отвечать на грубость подростка? Вредным привычкам скажем «Нет!» Что делать, если подросток курит? Наркотики: как от них уберечься? Подросток и плохие компании Алкоголизм и наркомания в подростковом возрасте Подростковый суицид Девиантное поведение подростков Вызывающее поведение подростка: как реагировать и что делать? Как определить специальные способности подростка и помочь ему в их развитии? Роль сверстников в развитии личности подростка Чувство взрослости и формы его проявления  Если подросток влюблен Половые различия и половое созревание Деньги как средство поощрения и наказания Компьютер в жизни подростка Роль СМИ в жизни подростка Мода и здоровье подростка Ролевая игра «Разговор с ребенком» Психология подростка, ошибки родителей

Юношеский возраст

 

Ученики Как научиться свободно, общаться с девушками или юношами? Конфликты и компромиссы Технологии установления и развития контакта Экзамен без стресса Какую выбрать профессию? Детство кончилось. Что дальше? Соблазны большого города Как успешно сдать выпускные экзамены? Служить или не служить? Как оценить свой характер и понять самого себя? Любовь и сексуальные взаимоотношения  Как стать успешным Я – уникальная и неповторимая личность Творческое мышление. Развитие творческого мышления Помоги себе сам Стресс и саморегуляция Умей сказать «Нет!» Учителя Психологические особенности старшеклассников Как помочь старшеклассникам успешно сдать выпускные экзамены? Как помочь юношам и девушкам выбрать будущую профессию по интересам и в соответствии с их способностями? Как заинтересовать старшеклассников учебой? Как относится к юношеской любви? Какие средства педагогического воздействия принять, если старше­классник совершил асоциальный поступок? Как организовать эффективное общение с юношами? Роль семьи и школы в формировании мировоззрения и убеждений старшеклассников Психолого-педагогическое сопровождение профессионального выбора. Психология сотрудничества Самомененджмент учителя, или как лучше организовать свою работу Техники психолого-педагогического общения Психологическое здоровье педагога Профилактика эмоционального/профессионального выгорания педагога Родители Как построить в своей семье отношения с юношами? Как психологически подготовиться к выпускным и вступительным испытаниям? Как помочь ребенку в выборе профессии Экзамены без стресса Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте Психологическая подготовка к армейской службе Роль семьи в формировании мировоззрения и убеждений старшеклассника Как стать другом для своего взрослого ребенка Учимся строить отношения Зеленый змий: миф или реальность? СПИД – реальность или миф? Конфликты с собственным ребенком и пути их решения Роль самооценки в формировании личности

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ

Возраст Диагностика познавательных процессов Диагностика личности, межличностных отношений
Младшие школьники Внимания: «Определение продуктивности и устойчивости внимания» «Оценка точности и продуктивности» «Оценка распределения внимания» «Оценка переключения внимания» «Определение объема внимания» «Корректурная проба»   Памяти: «Определение объёма кратковременной зрительной памяти» «Оценка оперативной зрительной памяти» «Оценка объема кратковременной слуховой памяти» «Оценка оперативной слуховой памяти» «Диагностика опосредованной памяти» «Характеристика динамических особенностей процесса запоминания»   Мышления: «Оценка вербально-логического мышления»; «Формирование понятий» «Матрицы Равенна»   Воображения: «Вербальная фантазия (речевое воображение)» «Рисунок» «Скульптура»   Речи: «Определение понятий» «Выяснение пассивного словарного запаса» «Определение активного словарного запаса» «Изучение мотивации достижения успехов» «Детский вариант личностного теста Р.Кеттела» Фрустрационный тест Розенцвейга (детский вариант)» «Измерение мотивации достижения успехов и избегания неудач» «Социометрия»  
Подростковый возраст Внимания: «Оценка распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных одноцветных цифровых таблиц» «Оценка переключения и концентрации при помощи 49-значной двухцветной цифровой таблицы» «Корректурная проба»   Мышления: «Логико-количественные отношения» «Интеллектуальная лабильность» «Тест Айзенка» «Тест Беннета. Оценка уровня развития технического мышления» Тест Векслера Школьный тест умственного развития (ШТУР) «Опросник Г.Айзенка» (на тип темперамента) «Акцентуации характера» Тест Филлипса (на тревожность) Определение уровня агрессивности (Басса-Дарки) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса Социометрия Изучение коммуникативных и организационных склонностей
Юношеский  возраст «Интеллектуальная лабильность» «Тест Айзенка» Тест интеллекта Амтхауэра Стиль мыслительной деятельности (Рогов В.И.) «Тест на исследование тревожности (опросник Спилбергера)» Фрустрационный тест Розенцвейга (взрослый вариант) Акцентуации характера Опросник Кеттелла (юношеский вариант) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса Социометрия

Дата: 2019-02-19, просмотров: 233.