Особенности организации проектной деятельности в туризме
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие социокультурного проектирования Интерес к использованию методов проектирования в социально-гуманитарной сфере возникает в конце 1950 гг. Эффективность использования проектных технологий в коммерческой деятельности позволили задуматься о возможности данного метода применительно к решению социокультурных проблем. Первоначально теоретические основы социального проектирования разрабатывались в рамках концепций социальной инженерии и социальной утопии. В последствии было выработано несколько подходов к социальному проектированию. Субъектно-ориентированный подход рассматривает создателя проекта как основного автора проектной идеи. Проблемно-ориентированный подход значительное внимание уделяет процессу взаимодействия субъекта и объекта проектирования. Объектноориентированный подход определяет проектирование как одну из форм социального планирования. В настоящее время установилась трактовка социального проектирования как особой разновидности научно-практической деятельности, направленной на реконструкцию уже имеющихся и создание новых объектов, выполняющих ту или иную социокультурную функцию, а также на создание прообразов намечаемого и возможного будущего состояния таких объектов. По способу (методу) проектирования можно выделить философско-теоретическое проектирование — конструирование моделей мира и человека на основе рационального мышления; духовно-ценностное проектирование — создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представ9 ление конкретной культуры о человеческом совершенстве; художественное проектирование «второй реальности» с помощью образа, знака, символа и др. По объекту проектирование может быть социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерным (проектирование «второй природы» из материала «первой») и др. Комбинация различных способов проектирования в соотношении с теми или иными составляющими объектной области дает нам множество вариантов проектной деятельности – в виде специализированных технологий. Например, синтез художественного и технического проектирования рождает технологию дизайна; соединение различных элементов социального, духовно-ценностного и педагогического проектирования – идеологию и т. д. Социальное проектирование в отличие от других видов проектирование обязательно должно осуществлять с учетом субъективных факторов. При этом в основание социального проектирования должны быть заложены следующие параметры: противоречивость социального объекта, многофакторность и многовекторность развития социального объекта, невозможность описания социального объекта конечным числом терминов, наличие множества субъективных составляющих объекта и субъективность формирования социального ожидания и прогноза. Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, вызвавших несоответствии в решении поставленных задач. Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в иде- 10 альной форме задает эти изменения, которые осуществляются при последующей реализации проекта. В этом качестве социальное проектирование выступает своеобразной инженерной деятельность, по ряду показателей идентичной деятельности по проектированию технических систем. Говоря о деятельности социального проектировщика как о разновидности социальноинженерной деятельности, следует иметь ввиду особенности определения поля творческого освоения социальной действительности. Необходимо выделять следующие условия, которые позволяют конструировать социальное будущее. 1. Наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции развития. 2. В социальных объектах имеется запас внутренних социальных ресурсов, которые могут быть мобилизованы для решения данной социальной задачи. 3. Общественным структурам присуще испытывать значительные деформации, что может использоваться для реализации предпочитаемого варианта будущего развития Перспективные цели, родственные по содержанию, могут быть заменены одна другими, и одна и та же цель может быть реализована различными средствами. Кроме того необходимо учитывать особенность общественной жизни, где каждый компонент системы относительно самостоятелен, но в тоже время взаимосвязан с другими компонентами. Изменения в одном компоненте прямо или косвенно приводят к изменениям в других, а эти, теперь уже вторичные, изменения посредством обратной связи влияют на исходный компонент, изменяя его. Научно разработанным социальным проектам должны быть присущи следующие качества: ™ Наличие таких характеристик, которых у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают; ™ Параметры, способные обеспечить реализацию социального заказа; ™ Характеристики, поддающиеся построению в течение только определенного промежутка времени. 11 Необходимо, чтобы социальный проект создавался на научной основе, был эффективным с точки зрения реализации и не содержал противоречий. Социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей. Главными целевыми ориентирами социокультурного проектирования являются: ¾ создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой; ¾ разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства жизнедеятельности человека; ¾ активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями; ¾ обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений. Задачи проектной деятельности: ¾ Анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определение их источника и характера; ¾ Поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов; ¾ Выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление; 12 ¾ Разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении. Основными результатами процесса проектирования является создание социальных программ и социальных проектов. Социокультурная программа — это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т. е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации, намеченных в рамках программы мероприятий. Социокультурный проект — это локальная программа, ориентированная на решение или профилактику различного рода проблем путем изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создание условий успешной самореализации человека. В более широком смысле проект — это созданная на основе анализа ситуации взаимосвязанная система целей, задач и способов достижения результата, т. е. продуманная последовательность мероприятий, действий и акций, обеспеченная в нормативно-правовом, экономическом и кадровом отношении и ведущая к достижению заранее поставленной цели путем изменения ситуации и создания условий, способствующих разрешению противоречий и трудностей личностного развития; оптимизации социально-культурной и социально-психологической среды обитания человека. Объектами проектной деятельности могут являться: 1. Социально-культурная среда. Цель проектной деятельности — создание духовно насыщенного культурного пространства и оптимизация условий саморазвития культурной жизни человека, социальной группы, территории в целом; 13 2. Образ жизни. Цель проектной деятельности – поддержка приоритетных направлений и видов культурной деятельности, способствующих росту качественных параметров образа жизни, формированию художественной, духовнонравственной, исторической, экологической культуры; создание условий для творческого развития и самореализации личности путем включения человека в различные виды социальнокультурной деятельности; 3. Отдельные сферы жизнедеятельности личности – образовательная, производственная, досугово-рекреационная, туристско-экскурсионная, информационная и др. Традиционно выделяют следующие возможные сферы проектной деятельности: 1. Культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованности); 2. Художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни; 3. Социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей — их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения); 4. Духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, так и на интесубъективном уровне — как внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни); 5. Политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности); 6. Экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире). Можно выделить следующие субъекты проектирования: 9 государственные и негосударственные учреждения и организации, научные и экспертные советы, способные взять 14 на себя ответственность за разработку, научное обоснование, квалифицированную экспертизу программ, проектов, оценку общественных инициатив с точки зрения целесообразности их поддержки; 9 творческие объединения, благотворительные организации, имеющие возможность проводить специальные мероприятия, направленные на привлечение внимания населения, СМИ к программам и проектам (пресс-конференции, выставки, концерты, аукционы, массовые акции и т. д.); 9 общественность, группирующаяся вокруг конкретных программ и проектов, для которой участие в их реализации является способом культурного наполнения жизни, служит объединяющим и социализирующим фактором. Для успешного создания и реализации социокультурных проектов необходимо следовать основным принципам проектной деятельности: ƒ Принцип допустимого порога модификации и модернизации. Предполагает учитывать границы и возможности управляемости объекта проектирования, степень корректируемости социокультурных процессов и оценку социально значимых последствий проекта. Его реализации позволяет в максимальной степени использовать энергию саморазвития культуры, ограничить возможность административного вмешательства в культурную жизнь и отказаться от идеи насильственного преобразования. ƒ Принцип оптимизации социокультурной среды обитания личности. Заключается в разработки условий, способствующих саморазвитию субъекта посредством решения или предупреждения проблем его жизнедеятельности. Предполагает создание избыточных социальных условий, стимулирующих личностное развитие. ƒ Принцип персонифицированности процесса и результатов социокультурного проектирования. Предполагает восстановление связи культурных процессов с личность творца, актуализацию идей и ценностей, созданных людьми. При этом культурные нормы необходимо рассматривать в органичной связи с ее носителем — образом конкретной личности (исторического деятеля или современника) 15 ƒ Принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение. Предполагает соразмерность традиционных и инновационных процессов культурной динамики. Этот принцип особенно актуален в условиях нашей страны, так как в российской культуре сохранение всегда преобладает над изменениями. ƒ Принцип проблемно-целевой ориентации. Предполагает целевую ориентацию программ и проектов на решение различного рода проблем. Его реализации увеличивает радиус действия культурной политики и объектной области проектирования, смещает акцент с досуговой проблематики на развитие культуры в широком смысле. Данный принцип имеет ряд достоинств: во-первых, уменьшает затраты на проведение социологических исследований, так как на первом месте ставятся проблемы, а запросы и интересы выступают как нечто вторичное, поэтому необходимо только правильное осознание проблемы. Вовторых, ориентация социокультурных программ на решение широкого спектра проблем расширяет поле социально-культурной деятельности, усиливает престиж и общественную значимость профессий культурологической направленности. В-третьих, активизирует участие в проекте тех, кому он адресован, за счет соответствия интересов человека и целевой установки проектов. В-четвертых, способствует привлечению дополнительных средств для финансирования социокультурных программ, находящихся на пересечении нескольких приоритетов. В-пятых, позволяет преодолеть ведомственную разобщенность и объединить усилия различных субъектов и учреждений и более эффективно использовать ресурсы каждого из них. ƒ Принцип соразмерности проектируемых перемен. Предполагает определение соответствия методов и форм проекта физиологической, психической, экологической и социокультурной природе человека. ƒ Принцип социальной и личной целесообразности. Реализуется в достижении соответствия ожидаемых результатов нормативным целям и личностным потребностям и внедрении наиболее эффективного в социальном отношении варианта проектного решения. 16 ƒ Принцип комплексности. Предполагает учет всех основных направлений и форм взаимосвязи человека с его природным, социальным и культурным окружением. ƒ Принцип реалистичности. Требует решение культурных проблем с опорой на действительные, поддающиеся учету и использованию ресурсы (экономические, кадровые, информационные), просчета экономической целесообразности и социальной эффективности проекта. Предполагает максимальное использование уже имеющихся в культуре позитивных способов решения аналогичных или тождественных проблем.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 429.