Конкретная территория (регион) рассматривается как многоуровневая среда существования и развития культуры и социума, и, одновременно, как объект социальной и культурной политики. Понятие регион в данном случае употребляется в нескольких значениях: 1. Административная единица. 2. Ландшафтно-экологическая локализованность жизнедеятельности человека, имеющая пространственно-временную, материальную и энергетическую выраженность. Отражает специфику и степень приспособленности и освоения человеком природной среды обитания (в частности, организация производств, максимально учитывающих и сохраняющих природы), которая выражается в соответствующей природосберегающей системе ценностей. 3. Пространственно-предметная среда обитания человека — рукотворная часть человеческого окружения. Выражается в типе поселений. 4. Социально-инфраструктурная общность — как совокупность сфер и форм жизнедеятельности: место проживания и труда, системы обслуживания, досуга, массовой информации. 5. Этнокультурная общность — территория определенной этнической группы. Для того, чтобы проекты на уровне региона были обоснованными необходимо учитывать многие региональные особенности, в том числе и субъекты хозяйствования. К ним относятся: 1. Государственные предприятия, т. е. те, в имуществе которых доля государства составляет более 50 %. Существуют в основном в добывающей промышленности, на транспорте, в финансовой сфере и в международной торговле. 2. Муниципальные предприятия представлены в основном жилищно-коммунальным хозяйством, энергетической, транспортной, бытовой службами и сферой культуры и образования. 3. Кооперативные предприятия существуют в основном среди мелких товаропроизводителей в промышленности и сельском хозяйстве. 4. Частные предприятия существуют в производстве, транспорте, торговле, страховании. Следующим фактором, влияющим на разработку региональных проектов являются разного рода местные организации и учреждения. Основными организациями выступают региональные и муниципальные исполнительные и законодательные органы. На региональном уровне это — законодательное собрание (госсовет) и администрация (президент, правительство), на муниципальном — городская, районная дума и городская, районная администрация. Действующие от имени этих органов учреждения и организации также представляют собой существенную группу элементов поля регионального планирования. Законодательные органы очерчивают условия функционирования всех организаций на подведомственной территории. Администрация и действующие от ее имени организации осуществляют непосредственную координацию деятельности хозяйствующих субъектов. Это достигается через предоставление лицензий, выдачу региональных и муниципальных подрядов, предоставление льгот по налогам и платежам, выдачу ссуд, включение в территориальные программы, финансируемые местными и центральными органами. Создаваемые в структурах региональных и муниципальных администраций отраслевые комитеты, департаменты, отделы непосредственно взаимодействуют на постоянной или временной основе с хозяйствующими субъектами различных форм собственности. Наряду с администрациями координацию деятельности хозяйствующих субъектов осуществляют на добро- вольной основе различные негосударственные и некоммерческие организации. В их число входят торгово-промышленные палаты, представительства просветительских, образовательных, инвестиционных, страховых и других фондов. Внешнюю среду регионального проектирования формируют как внерегиональные, так и внутрирегиональные элементы, факторы, процессы. Региональная экономика как составная часть экономической системы страны в целом, подвергается постоянному воздействию внерегиональных факторов. Среди них — законодательство Российской Федерации, центральные органы и организации, единая экономическая и финансовая система страны, общероссийские коммуникации, политические и иные институты и т. д. Наряду с этим региональное хозяйство является также комплексом хозяйствующих субъектов, социальных формирований, юридических, этнических, экономических и других институтов. В этом своем качестве регион представляет собой внешнюю среду для расположенных в регионе организаций, фирм и предприятий. Это обусловливает необходимость использования в социальных проектах категории внешняя среда в двух ракурсах — внерегиональном и внутрирегиональном, которые находятся между собой в определенной зависимости. Это касается внутренней взаимосвязи общероссийского, регионального и муниципального законодательства, зависимости цен на товары народного потребления от цен на энергоносители, сырье и тарифов на перевозки, зависимости занятости населения от общего состояния деловой активности. Различные среды различаются по видам: законодательная, финансовая, социальная и др. Сложность внешней среды зависит от числа факторов, определяющих функционирование организации, а подвижность – от скорости изменений внешних условий функционирования организации (скорость изменения законодательства, нормативной базы, темпы инфляции, динамика цен на сырье и энергоносители, миграция населения и др.) Степень определенности внешней среды зависит от уровня информированности организации о факторах среды в динамике (развитие коммуникаций, планирование строительства, финансиро25 вание региональных программ, динамика и перспективы движения спроса). Внешняя среда разделяется на две основных категории: среда прямого и косвенного воздействия. Среду прямого воздействия образуют внешние агенты и институты, оказывающие непосредственное влияние на организацию. Ее образуют поставщики ресурсов (материальных, энергетических, трудовых, финансовых), законодательные органы страны, региона и муниципалитета, потребители продукции, конкуренты, правительственные институты. Центральным вопросом для региональных и муниципальных органов является финансовое состояние территории, наполнение бюджета, стимулирование инвестиций в экономику. Капитал, как фактор внешней среды, предоставляется банками, инвестиционными фондами, государственными, муниципальными и частными предприятиями, отдельными лицами. В целях консолидации средств для осуществления крупных проектов создаются различные финансовые структуры, муниципальные банки, торговые дома, инвестиционные фонды и др. Трудовые ресурсы представляют собой один из ключевых факторов внешней среды. Их поставляет население соответствующих территорий и учебные заведения. Одним из поставщиков трудовых ресурсов является иммиграция населения. В целях обеспечения прироста трудовых ресурсов, как источника материальных благ, региональные органы осуществляют специальные долговременные социальные проекты и программы. К элементам среды косвенного воздействия относятся общее состояние национальной экономике, уровень производственных технологий, социокультурные потребности, отношения предприятий и региональных органов с политическими институтами и населением и др. Для обоснованного выбора региональное экономической стратегии социального проектирования важно оценивать влияние на региональную и муниципальную экономику прогнозируемых изменений состояния экономики страны. Уровень производственных технологий также оказывает влияние на состояние внешней среды. В регионах, насыщенных фический паспорт региона, где учитывается состав населения, проблемы и потребности приоритетных социальных групп. Информация, накопленная в ходе первого этапа, находит выражение в двух основных документах: а) паспорте социокультурного развития территории; б) матрице анализа социокультурной жизни региона. Эти два документа являются базовыми для разработки концепции региональной программы развития культуры и туризма.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 199.