Вопрос «Эмпиризм и рационализм в новоевропейской философии»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эмпиризм Ф. Бэкона
Одним из основоположников философии Нового времени является Френсис Бэкон (1561 - 1626 гг.). Провозгласив знаменитый лозунг «Знание - сила!», Бэкон утверждал, что человек может господствовать над природой, лишь познав ее законы. Смысл этого лозунга состоит в том, что знание имеет практическую значимость. Выводы науки, с его точки зрения, должны быть основаны на фактах и идти к широким обобщениям. Знание, выводимое из эксперимента, будет верным лишь в опоре на правильный метод познания. В качестве такового Бэкон выдвигает индуктивный метод, включающий наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент. При этом Бэкон подчеркивает необходимость четкого уяснения трудностей познания, или «призраков», от которых необходимо избавиться познающему мышлению:

1. «Призраки рода» - это ошибки познания, обусловленные тем, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей;

1. «Призраки пещеры» вытекают из ошибок индивидуального характера, определяемых воспитанием, привычками, вкусами людей;

1. «Призраки рынка» определяются привычкой судить о мире на основе расхожих представлений и мнений без критического отношения к ним;

4. «призраки театра» связаны со слепой верой в авторитеты.

Главную свою задачу своей философии Бэкон видел в том, чтобы обосновать новую экспериментальную науку, которая, в чем он был абсолютно уверен, в ближайшее время даст человеку могучие силы и позволит ему создать новое процветающее общество.


Рационализм Р. Декарта

Значение научного метода в познании было с особой силой подчеркнуто в учении французского мыслителя Рене Декарта (1596-1660 гг.) - математика, астронома, естествоиспытателя и философа. В своих работах «Рассуждение о методе» и «Метафизические размышления» он пытался заново построить философскую систему исходя не из авторитетов, но из принципа очевидности. На этой основе Декарт планирует возродить и систематизировать философское знание.

В научном исследовании на первое место Декарт поставил разум, роль опыта им сводилась к практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный метод для всех наук, который предполагал наличие в человеческом уме врожденных идей. В частности, по мнению Декарта, таковыми идеями является большинство оснований математики и логики, например, «две величины, равные третьей, равны между собой». Природу Декарт представлял механически: Вселенная для него представлялась огромным механизмом, первоначальный импульс к развитию которого был дан Богом. Впоследствии развитие природы определялось самостоятельной творческой деятельной силой материи.

Одним из первых Декарт разработал идеи эволюции, применив их ко всем известным ему областям знаний о природе - от образования небесных тел до возникновения человека. Образование звезд и планет, по Декарту, происходило на основе вихревого движения беспредельной и однородной мировой материи. Все многообразие тел, по мнению Декарта, возникло естественным путем из трех видов мельчайших материальных частиц или первичных элементов: огнеподобных (образовали звезды и Солнце), воздухоподобных (возникло небо), землеподобных (породили землю и планеты). Декарт считал, что материя находится в беспрерывном количественном и качественном движении, подчиняющемся универсальным законам механики.

Особенности человека Декарт объяснял существованием Бога и производной от него мыслящей субстанции - души. Если свойством материальной субстанции является протяженность, то свойством души, как субстанции особого рода, является мышление. Эти две субстанции существуют одновременно и вечно. На дуалистической позиции Декарта основывались два учения: материалистическая физика и идеалистическая психология. Связующим звеном между ними был Бог, который внес в природу энергию.

Много внимания Декарт уделил исследованию процесса получения достоверного знания. Если я хочу разработать новую философию, рассуждал он, то должен отрешиться от всего того, что прежде преподносилось мне, в том числе и отцами церкви, в качестве неизменных и готовых истин. В этом - исходный пункт «картезианского сомнения» (Картезий - латинизированное имя

Декарта): «De omnibus dubitandum est» (во всем необходимо сомневаться). Иными словами, Декарт призывает сомневаться в так называемых «вечных истинах». Единственно, в чем невозможно сомневаться - в реальности того, что ведет к сомнению, в реальности мысли сомневающегося человека.

Отсюда знаменитый тезис Декарта, который и является, с его точки зрения, единственной прочной и достоверной истиной: «Я мыслю, следовательно, я существую (ego cogito, ergo sum)».

Метод Декарта - аналитический или рационалистический. Он требует ясности и непротиворечивости операций самого мышления, расчленения объекта мышления на простые части и сначала - изучения их в отдельности, а затем - движения мысли от простого к сложному. В теории познания Декарт был оптимистом: нет ничего столь сокровенного, что нельзя было бы открыть.

 

Принципиальное отличие - древние размышляли об ином мире. Они считали, что благодаря этой связи они имеют к нему доступ, что там есть все истины. Древние ученые уходили в иной мир, потому что им был наш неинтересен.) Современный рационализм говорит, что мы не знаем иного мира, только наш. Теория всегда должна обязательно подтверждаться фактами.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 279.