Древневосточная философия - совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI - I вв. до нашей эры в цивилизациях Египта, Вавилона, Китая и Индии. Главные ее черту среди других:
1)Размытость границ между философским и религиозным дискурсами.
2)Ярко выраженный иррационализм.
Главные черты древнекитайской философии:
1)Утилитарность и практическая направленность философских построений.
2)Отсутствие строгого категориального каркаса.
3)Доминирование этической проблематики.
Конфуцианство стало основной религией и философией в древнем Китае. Это учение неотделимо от личности Конфуция - реальной исторической личности, жившей в 551- 479 годах до нашей эры. Китай во времена Конфуция переживал трудный период внутренних междоусобиц, политической и социальной нестабильности. Для преодоления кризиса требовались новые идеи и идеалы. Конфуций предложил обратиться к опыту предков, использовать их моральный авторитет и героические дела. Он выступил с критикой своего времени и, противопоставляя ему века минувшие, выдвинул свой вариант совершенного человека - цзюнь-цзы. Учение Конфуция о совершенном человеке. Этот идеальный человек, сконструированный Конфуцием, должен обладать двумя фундаментальными характеристиками: гуманностью (жэнь) и чувством долга (и). Гуманность включает в себя такие качества, как скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям. В реальности этот идеал гуманности почти недостижим.В понятие "чувства долга" включались такие добродетели, как стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать мудрость предков. Истинный цзюнь-цзы безразличен к еде, богатству, материальному комфорту. Он посвящает себя служению высоким идеалам и Принцип сыновней почтительности - "сяо" - который можно считать конкретизацией принципа почитания предков. Быть почтительным сыном обязан каждый человек, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Смысл сяо в том, чтобы служить родителям в соответствии с правилами, которые изложены в книге "Ли-цзи". Сын обязан угождать родителям, быть готовым на всё, чтобы обеспечить их здоровье, питание, кров и т.д. .
Известностью пользовалась и другая философская школа древнего Китая - моизм, основанная Мо-ди (479-400 гг. до н.э.). Следуя концепции дао, моизм полемизировал с философским наследием Конфуция. Если конфуцианство делало акцент на любви к ближнему, на отношениях взаимности и золотой середины, то моизм утверждал отношения всеобщей любви, полагая, что отдельная любовь является предпосылкой скорее ненависти, чем взаимопонимания.В качестве высшей ценности моизм утверждал не человека, а народ. Именно народ есть источник благополучия и истинного знания. Отдельный человек является частью народа как целого. Поэтому, подражая небу, следуя воле народа, правитель должен любить не отдельно взятого человека, а весь народ, почитая его мудрость и предпочитая его правду.
Если моисты отрицательно относятся к конфуцианству за его романтизацию прошлого, то школа легизма критикует и конфуцианство и моизм за их установку на формирование нравственных оснований жизни китайского общества.Основателем легизма считается Шан-Ян. Легисты (законники) утверждали, что в обществе должен господствовать закон, сила и авторитет которого держатся на палочной дисциплине и жёстких наказаниях. Легизм противопоставил ритуалу (ли) закон (фа). Оспаривая принципы конфуцианской добродетели, Шан-Ян заявлял, что доброта и человеколюбие - мать проступков, в то время как истинная добродетель достигается через наказание. Легисты призывали сеять раздор и подозрительность между людьми, ибо это облегчает управление ими. Законы разрабатываются мудрецами-реформаторами, издаёт их государь, а на практике осуществляют чиновники, опирающиеся на мощный аппарат исполнительной власти.Философию они объявили источником смуты.
Даосизм. Основателем даосизма считается древнекитайский философ Лао-Цзы. Легенды повествуют о его чудесном рождении: мать вынашивала его несколько десятков лет и он родился с седыми волосами. Его имя переводится как "старик". Основы даосизма содержаться в труде Лао-Цзы: " Дао дэ цзин".Основы философии даосизма. Центральное понятие даосизма - "Дао - выступает в качестве первоначала всего существующего и происходящего в мире, а также универсальный закон мироздания. В Дао всё сущее находит не только своё начало, но и свой конец, завершение. Дао первично даже по отношению к Богу. Оно имеет двойственный характер и проявляется как:* Дао, обладающее именем.* Дао безымянное. Бытие - это Дао, имеющее имя.
Даосизм развил учение о гармонии, которая состоит в единстве "инь" и "янь". Гармония вещей состоит в том, что они заключают в себе противоположности и в том, что они переходят в противоположное себе благодаря максимальному возрастанию одной из противоположных сторон. Свой идеал социального устройства даосы видели в патриархальном образе жизни. Чем невежественнее народ, тем им лучше управлять.
Даосы известны также как алхимики, астрологи, геоманты и медики. Они считали, что тело человека есть особый микрокосм, который нужно уподобить макрокосму. Можно достичь человеческого бессмертия, следуя определённым предписаниям и употребляя определённую пищу. Большое значение в достижении бессмертия отводилось правильному дыханию. Даосские монахи пытались создать эликсир бессмертия. Эти попытки оказались тщетными, однако способствовали открытиям в области фармацевтики.
Считая человека микрокосмом, даосы внимательно следили за небом, движением светил, их расположением, связывая это с индивидуальной судьбой человека. Они создали геомантию - оккультную дисциплину о сложной системе взаимодействий между космическими и земными силами и символами.
Религия и философия в Древней Индии
В истории индийской философии выделяют три периода:
1)Ведийский (1500-500 гг. до н.э.).
2)Классический (500 г. до н.э. - 1000 г. н.э.).
3)Индуистский (с 1000 года н.э.).
Карма и система каст.
Мы знаем, что с древнейших ведических времен в Индии сложилась система каст. Система каст – это свод правил в отношении социальной группы, к которой вы принадлежите, в отношении того, с кем вы можете разговаривать и работать. Принадлежность к определенной группы зависит от вашей предшествующей жизни, от состояния вашей кармы.
Кармическая иерархия. На вершине располагались брахманы (жрецы), а в самом низу шудры, или слуги. Между ними войны (кшатрии) и торговцы (вайшии). Существует также непрекасаемые, которые полность в изоляции.
Едийский период Первый литературный памятник Индии - Веды - был создан на санскрите - языке ариев. Веды в переводе означают: "ведать", "знать". Всего выделяют четыре сборника Вед:
1)Ригведа, включающая 1028 гимнов.
2)Самаведа, содержащая религиозные предписания.
3)Яджурведа, состоящая из Белой и Чёрной Яджурведы.
4)Атхархаведа, содержащая более 700 заговоров на все случаи жизни.
Картина мира, представленная в Ведах, отличается плюралистичностью. Все её части существуют обособленно друг от друга, являясь, по сути, самостоятельными субстанциями. Но эти субстанции взаимодействуют друг с другом, взаимопроникают и взаимопревращаются, что дает повод говорить об их общем происхождении.
Систематизация и рационализация ведической религии способствовала появлению брахманизма, который считается догматической и культовой основой последующих традиционных религиозно-философских систем Индии. Носителями брахманизма были брахманы, создавшие сословно-кастовую систему и занявшие в ней главенствующее место. Слово "брахман" имеет в Индии три значения:* Верховное божество, Абсолют.*Служитель религиозного культа.* Сборники религиозно-философских текстов и комментариев.
В рамках брахманизма появились специальные тексты, написанные отшельниками-аскетами и содержащие серьёзные философские обобщения. Эти тексты получили название араньяков (лесных книг) и с них началась литература Упанишад - философских текстов древней Индии.Упанишады. В переводе, буквально, означают: "сидеть возле", то есть быть у ног учителя, внимать ему, чтить его, слушать его откровения. Носителем жизни в Упанишадах выступает вода, без которой нет и не может быть ничего живого. Позже, при изучении греческой философии, мы увидим, как много в ней общего с индийскими источниками. Жизнь человека - джива - находится в гармонии с её душой - пурушей. После смерти человек не исчезает полностью, он переходит в новое воплощение, перерождается. Этим утверждением было положено начало центральной для всего последующего индийского мировоззрения идее - карме. Суть учения о карме в том, что сумма добрых и злых поступков человека определяет форму последующего перерождения. Хорошая карма гарантирует удачное перерождение, средняя даёт возможность возродиться в ком же качестве, а плохая ведёт к тому, что ты возродишься рабом, а то и вовсе насекомым. Идея кармы удовлетворительно решала проблему добра и зла Закону кармы подвержены все, за исключением тех, кто отрекался от мирской жизни, становился на путь монаха-отшельника. Эти люди со временем приобретали всё более божественную силу и, в конце концов, достигали мира Брахмана, выпадали из колеса перерождений, возвышались над законом кармы.
Философия брахманизма. Упанишады учат познанию Брахмана, слиянию с ним, достижению единства с ним. Под Брахманом понимается абстрактная высшая сила, которая отчасти опредмечивается, но в большей части остаётся невидимой. Брахман - это и высшее духовное единство. Каждая индивидуальная душа - Атман - является его частью. Атман - это тот же Брахман, но реализованный в индивидуальной душе. Брахману и Атману тождественна Пуруша - высшее духовное начало, высшая душа, песчинкой которой является душа индивида. А всем им тождественен "Тот" - невыразимое высшее блаженство. Но самым полным выражением Брахмана является "Ом" - понятие, с помощью которого брахман выражает свои надежды на постижение Брахмана.Брахман - это ноуменальная, скрытая реальность, обладающая вечностью, бесконечностью, первопричинностью. Феноменальный, то есть вторичный мир, напротив, конечен, преходящ, находится в состоянии постоянного изменения. Первоосновами Брахмана выступают:
1)Пространство
2)Движение
3)Закон.
Упанишады, своим учением о Брахмане, определили последующие параметры индийской философии, вплоть до индуизма.
Классический период. Этот период представлен учениями и школами, появившимися как реакция на элитарность и замкнутость брахманизма. Наиболее значительными из них считаются: санкхья, йога, веданта, джайнизм и буддизм.
Санкхья была создана на рубеже VIII-VI веков индийским мыслителем Капилой. В центре её - два активно взаимодействующих начала: пракрити (материальное начало) и пуруша (духовное начало). И пуруша и пракрити - эманация Того, Единого. Пуруша - созидательное начало, она состоит из духовых атомов-монад индивидуальных душ. Пракрити лишена сознания, это просто неисчерпаемая творческая энергия. Воздействие пуруши на пракрити сравнивают с воздействием магнита на металл: духовное начало придает материи форму и духовную субстанцию. Взаимодействие пуруши и пракрити является причиной возникновения всего феноменального мира: 25-ти элементов, сущностей. Философия санкхья предлагает дуалистическую картину мира. Цель её - помочь пуруше освободиться из плена материи, избавиться от состояния сансары и кармы, покинуть тело, в которое оно заключена, и обрести состояние блаженства (мокши). Чтобы сделать это, необходимо отделить пурушу от материи, с которой она слита.
Йога представляет собой систему способов и средств, позволяющих пуруше освободиться от материи и достичь состояния мокши. У европейцес сложился образ йоги как системы психических и физических упражнений. Йога была создана индийским мыслителем Патанджали в IV-III веке до нашей эры. Он написал работу "Йога-сутра", в которой и предложил систему упражнений, направленных на достижение блаженства. Система йоги - очень сложная, требует подготовки, выдержки, упорства, аскетизма и подразделяется на восемь этапов:1. Воздержание (яма).2. Выполнение предписания (мияма).3. Упражнения для тела (асана).4. Дисциплина дыхания (пранаяма).5. Дисциплина чувств (пратьяхара).6. Дисциплина ума (дхарана).7. Созерцание (дхиана).8. Транс и экстаз (самадха).
Веданта принадлежит к числу наиболее философски насыщенных учений. Главный труд этой системы - Веданта-сутра - появился во II веке до нашей эры, В центре внимания Веданты - Брахман (Тот), являющийся источником всего фундаментального мира. Он один, неделим, абсолютен. Ему тождественен Атман - искра Брахмана в единичной душе. В отличии от санкхьи, веданта не признает дуализма мира. Брахман - единственная реальность. Материальная вселенная вторична и является результатом действия Майи - эманации Брахмана. Майя имеет смысл и силу лишь благодаря Брахману, она не самостоятельна. Чтобы слиться с Брахманом, стремящийся к этому должен нравственно очиститься, отказаться от желаний и страстей. Познав свой Атман, человек достигает покоя. Наиболее полно его внутреннее "Я" отожествляется с Брахманом во время глубокого сна.
Появляются оппозиционные брахманизму системы, главными из которых были джайнизм и буддизм.
Джайнизм. Оформление этого учения связывают с именем Махавиры Джины, жившего в VI веке до нашей эры. Как и все индийские системы, джайнизм учит, что дух, душа человека несравненно выше его материальной оболочки. Джайны ставят целью достичь состояние мокши, а для этого считают необходимым освободить душу от её телесной закрепощенности. При этом они считают материальной и карму. Освободиться от кармы нелегко и чтобы всё-таки это сделать, нужно следовать советам своего наставника, получить необходимые познания и выработать определённые нормы поведения. Добившись прекращения притока кармы, душа джайна, ищущего мокши, сможет постепенно обеспечить истощение и затем - отпадение всей остальной кармы. В основе ее абсолютное уважение к жизни, а также отрицание насилия, или Ахинса. Все души равны и, следовательно, должны быть в равной мере защищены. Правила поведения, определенные Джайной, имели целью освободится от колеса жизни (самсары) и включали в себя Три алмаза: Правильная вера, правильное учение, правильное поведение. Существовало также пять заповедей: Не убивать, не лгать, не воровать, воздержание, отрицание любых земных наслаждений и вещей.
Буддизм. Буддизм является великой религией и философией Востока и по значению стоит несопоставимо выше джайнизма. Но возник он так же как и джайнизм, в противовес засилью и элитарности брахманизма. Дальнейшая судьба буддизма интересна тем, что он не прижился у себя на родине, а распространился, в основном, по Юго-Восточной Азии и Дальнему Востоку.
Появление буддизма окутано мистической тайной, но исследователи полагают, что существовала реальная историческая личность - Гаутама Шакьямуни, который и положил начало этой религии. Однажды, сидя под деревом Бодхи, предаваясь размышлениям, Сиддхартха внезапно "прозрел": ему открылись четыре священные истины жизни:* Страдания правят миром.* Причиной страданий является сама жизнь с её страстями и желаниями.* Уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану.* Существует путь, посредством которого можно избавиться от страданий и достичь нирваны. Познав эти четыре истины, Гаутама стал Буддой. Сущность учения Будды Жизнь есть страдание. Это страдание происходит из жажды бытия, наслаждений, созидания, власти и т.д. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности - значит избавиться от страданий. За этим лежит полной освобождение, нирвана. Развивая своё учение, Будда разработал подробный, восьмиступенчатый путь, метод избавления от страданий и приближения к нирване. Вот ступени этого пути:1. Праведная вера.2. Истинная решимость.3. Праведная речь.4. Праведные дела.5. Праведная жизнь.6. Праведная мысль.7. Праведные помыслы.8. Истинное созерцание.
Основы философии буддизма Буддизм, так же как и предшествующие ему философские системы Индии, выдвигает на первый план карму человека - совокупность его добрых и злых поступков. Хорошая карма существенно приближает человека к нирване. Но больше всего шансов попасть туда у монахов, отказавшихся от всего мирского и сосредоточившихся на духовной жизни. Среди монахов выделялись так называемые "архаты", совсем близко подошедшие к состояниям Будды и нирваны. Простым верующим буддистам было трудно вести такую праведную жизнь в силу чисто житейских обстоятельств. Поэтому буддизм через некоторое время выработал две формы:Хинаяна - узкий путь к спасению. Это, по сути, учение монахов, ограниченное рамками этого сословия. Махаяна - широкий путь к спасению. Эта форма и получила наибольшее распространение.Возникнув в Индии, буддизм там не прижился и распространился вовне, в Юго-Восточную Азию. Но внутри Индии буддизм, равно как и джайнизм, сыграл важную роль в критике брахманизма и подготовил почву для возникновения индуизма - религии и философии современных индусов.
Индуистский период. В ходе соперничества между буддизмом и брахманизмом, на основе упрощения последнего, в конце первого тысячелетия до нашей эры возник индуизм, превратившийся впоследствии в национальную религию индусов.Ранний период индуизма представлен в эпосах "Махабхарата" и "Рамаяна", где описывается происхождение мира из "космического яйца, порожденного силой тепла в первозданных водах". В нем рождается демиург Брахма, который творит Вселенную из материала этого яйца. Сотворив Вселенную, Брахма определяет течение времени, создает смерть для спасения земли от перенаселения. Затем Брахма создает государство и законы, делит людей на сословия, определяет порядок вступления в браки.
Рядом с Брахмой в индуистском пантеоне стоят боги Вишну и Кришна. Согласно представлению о Вселенной как "яйце Брахмы", над Землей ярусами поднимаются шесть небес, - чем выше, тем прекрасней. Выше всех находится мир Брахмы. "Яйцо Брахмы" окружено скорлупой, отделяющей его от пространства, где расположено бесконечное множество таких же миров.
Индуизм признает плюрализм миров, без конца возникающих и исчезающих. Характерной чертой индуизма является понимание развития мира как столкновения противоположных сил, например, аскетического и эротического начал. В космогонии присутствует идея цикличности Вселенной, её периодического разрушения и воссоздания. Существование и небытие Вселенной определяется как "день" и "ночь".
По мере развития индуизма Брахма уступает центральное место Вишну, который отождествляется с космической душой. Складывается концепция майи Вишну. Майя - это присущая Вишну энергия, материализованная в первозданных водах, из которых возникает мир. Вселенная рассматривается как иллюзорное проявление майи. Шива символизирует единство аскетического и эротического начал. Хотя Шива и представляет функцию разрушения, эта функция имеет творческий аспект. В мире непрерывных изменений разрушение предшествует творению и обуславливает его. Общими для всех религиозно-философских систем Индии являются такие черты, как равнодушное отношение к материальному, стремление к более благоприятному перевоплощению после смерти, аскетизм.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 269.