Вопрос «Досократические Философские школы в Древней Греции»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

· милетская школа;

· школа Гераклита Эфесского;

 школа пифагорейцев;

· элейская школа;

· атомисты.

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

 ярко выраженный космоцентризм;

· повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

· поиск первоначала, породившего все сущее;

· гилозоизм (одушевление неживой природы);

· доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

1. Милетская школа («физики»)

Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:

· выступали с материалистических позиций;

· занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;

· пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);

· искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес – основатель милетской школы, философ.

· первоначально всего сущего считал воду («архэ»);

· представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

· считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);

· допускал наличие множества богов;

· считал центром вселенной Землю;

· точно определил продолжительность года – 365 дней;

· сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

 

Анаксимандр- ученик Фалеса:

· первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться;

· вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

· первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).

Анаксимен- ученик Анаксимандра:

· первопричиной всего сущего считал воздух;

· выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);

· проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;

· отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

 

2. школа Гераклита Эфесского;

Гераклит из Эфеса – крупный древнегреческий философ-материалист.

· первоначалом всего сущего считал огонь;

· вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

· считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);

· был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

· признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

· всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;

· выступал за материальность человеческой и мировой души;

· был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

· движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

3. Школа пифагорейцев;

Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора древнегреческого философа и математика:

· первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

· выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

· считали единицу мельчайшей частицей всего;

· пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).

4. Элейская школа.

Элеаты – представители элейской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

 

Элеаты:

 

· изучали проблемы познания;

 

· жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;

 

· были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

 

· считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

5. Атомисты.

Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

· весь материальный мир состоит из атомов;

· атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;

· атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

· атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.);

· между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

· атомы находятся в вечном движении;

· существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

· атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.

 

Вопрос «Философия Платона»

 

Платон - является основателем идеализма. Его учителем был сам Сократ.

В его идеалистическом учении можно выделить следующие идеи:

- окружающий мир все время меняется. Он не существует как самостоятельная субстанция;

- реально могут существовать только бестелесные (чистых) идеи;

- мир – это не что иное, как отражение чистых идей;

- чистые идеи постоянны, бесконечны, истинны;

- все существующие вокруг нас вещи являются отображением изначальных идей – то есть чистых.

Платон выдвинул идею учения о триаде. Согласно ей в основе всего сущего лежат три субстанции: единое, ум, душа.

Единое в данном случае является основой любого бытия, не может быть связано ни с какими общими признаками. По сути дела философия Платона уверяет в том, что именно единое является основой всех чистых идей. Единое есть ничто.

От единого происходит ум. Он не только отделен от единого, но и является и его противоположностью. Является чем-то вроде сущности всех вещей, обобщением всего живущего.

Душа, в данном случае, представляется подвижной субстанцией, связывающей такие понятия, как «единое - ничто», а также «ум – живое». Также она связывает абсолютно все предметы и явления нашего мира. Душа есть у мира и у отдельного человека. Ее также имеют вещи. Души вещей и живых существ – это частички мировой души. Они являются бессмертными, а земная смерть – это только повод для принятия новой оболочки. Смена телесных оболочек определяется естественными законами космоса.

Философия Платона часто задевает учение о познании – то есть гносеологию. Платон утверждал, что чистые идеи должны стать предметом познания по той причине, что весь материальный мир является ни чем иным, как их отражением.

Философия Платона очень часто задевает проблемы государства. Отметим, что подобных вопросов его предшественники практически не касались. По Платону существует семь типов государства:

- монархия. Она основана на справедливой власти кого-то одного;

- тирания. То же самое, что монархия, но с несправедливой властью;

- аристократия. Она связана со справедливым правлением группы людей;

- олигархия. Здесь власть принадлежит группе людей, которые правят несправедливо;
- демократия. Здесь власть принадлежит большинству, которая правит справедливо;

- тимократия. Несправедливая власть большинства.

Философия Платона выдвигает своеобразный план устройства государства. В этом государстве все люди делятся на три большие категории: работники, философы, а также воины. Каждый должен заниматься определенным делом. При рассмотрении данного вопроса Платон часто задумывался о частной собственности.


Вопрос «Метафизика».

Метафизика - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Проще говоря - наука о потустороннем мире. Если мы знаем о потустороннем мире, то знаем и о нашем.

В основе метафизики лежит системное объяснение попыток разума понять устройство мира, его истоков, то есть возникновения, его причин и следствий, а также, что логично, его структуру. Из этого понятно, что к основам метафизики относится:

1. Идеалистическое нечто, то, что допускает существование чего бы то ни было имматериального;

2. Гносеологический характер науки, который предполагает допущение исследования эмпирического, рационального и иррационального (например, доопытного);

3. Подчёркнутые проблемы в эмпирическом познании основ и истоков мира как лежащих вне материальной природы;

4. Признание существования чистого знания – нечто доопытное, изначально известное и непреложное;

5. Ключевая проблема взаимовлияния бытия и разума, заключающаяся в вопросах: «Бытие порождает сознание?» и «Разум определяет бытие?». Этой проблемой метафизике оппонирует рационализм;

Дата: 2019-02-19, просмотров: 241.