Художественная культура Нового времени. Стилевое многообразие искусства Нового времени
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Культура нового времени, кратко говоря, характеризуется богатством форм и видов. Особенно большое развитие она получила в Европе, где была подготовлена эпохой Ренессанса. Она, как и при Возрождении, была ориентирована прежде всего на человека.


Общими чертами культуры нового времени, говоря кратко, были гуманизм и рационализм.
Период развития охватывает три столетия:

1. XVII век – его можно назвать революционным. К его середине закончились религиозные войны, вызванные Реформацией, и возникла новая, сильная Европа. Огромный рывок вперед сделала наука, уже не так стесненная надзором церкви, как раньше. Зарождается экспериментальная наука, главным критерием истины теперь считается разум.


В XVII веке в искусстве появляются два новых направления - классицизм и барокко. Основными принципами классицизма были подражание античным идеалам и монументальность. В барокко на первом месте были чувственность и динамичность. Этот стиль легко можно отличить по пышности во всем. На картинах это роскошные столы с прекрасными яствами и великолепная одежда знати. В литературе – вычурные слова, витиеватые фразы. В архитектуре – помпезная и роскошная отделка фасадов зданий.


2. XVIII век – одна из самых ярких эпох нового времени – век Просвещения. Великие мыслители и просветители этого периода – Дидро, Вольтер, Руссо. Особенность культуры XVIII века – появление салонов, где часто проводились дискуссии между великими мыслителями. Судьба века Просвещения была трагичной – он закончился Французской революцией.


3. XIX век – время технического прогресса, мощного развития производственных сил, объединения науки и техники. Создается единая система наук и появляются первые лаборатории, которые работают на промышленность. Происходит огромное количество научных открытий, коренным образом меняющих жизнь. Начинает складываться капиталистическая система хозяйства.


Культура постепенно становится массовой. Появляется новое требование – быть, как все. Возникают новые направления в искусстве – романтизм и реализм. Основные черты романтизма – стремление к свободе, желание совершенства. Реализм интересует в человеке его обычная жизнь, типичные характеры. Если романтизм бежит от реальности, реализм ее исследует.
В середине XIX века появляются новые направления в искусстве – декаданс, импрессионизм и постимпрессионизм.

32 вопрос.Особенности цивилизации и культуры в XIX столетии.

Историческими границами XIX в. стали, с одной стороны, Великая французская буржуазная революция, промышленный переворот в Англии, война за независимость североамериканских колоний, и с другой — Первая мировая война 1914 г. Своеобразие экономики данного периода определяет вступление капитализма в стадию зрелости, социальные же процессы характеризуются ростом класса пролетариев. Промышленная революция (прежде всего, в Англии) приводит к скачкообразному росту науки и техники, когда число открытий и изобретений (около восьми с половиной тысяч) превосходит весь аналогичный потенциал предшествующих эпох. Это время появления телеграфа, телефона и радио, интенсивного развития парового железнодорожного транспорта, открытия и освоения электричества, появления и развития техники, улучшающей машинно-фабричное производство и становящейся базой для новых форм производственной деятельности. Эти процессы сопровождаются дегуманизацией материального проиводства, усилением отчуждения продукта труда от рабочего, обострением разрыва между сферой «идеального» и «реального», атомизацией личности и ростом индивидуализма.
В области политики акцент на автономию и свободу индивида приносит и новое политическое образование XIX в. либерализм — буржуазное идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства.
Возможность осуществления либерализма показали американская и французская революции, которые предложили Декларацию независимости (4 июля 1776 г.) и Декларацию прав человека (26 августа 1789 г.) и зафиксировали неотъемлемые права человека: право на собственность, на безопасность, на сопротивление угнетению. Вместе с тем либеральная идеология ограничила сферу проявления «естественного права»: в политике это выразилось в принципе разделения властей (законодательной исполнительной, судебной), в экономике — в защите права частной собственности, в принципе невмешательства государства в экономику, в социальной сфере — в принципе равенства возможностей, где утверждается самоценность индивида и его личная ответственность за принимаемые решения.
Существенные изменения в XIX в. претерпела и область морали, где на смену средневековым этическим установкам приходит идеал человека, который всем обязан не средневековым наследуемым привилегиям, а личным заслугам. Вместе с тем мораль Нового времени становится более утилитарной:


1. порядочность приравнивается к кредитоспособности,
2.долг видится в приумножении богатства,
3.смысл жизни — в труде, аскетизме и бережливости.


Искусство XIX в. вслед за мировоззрением переживает эпоху секуляризации — обмирщения. П. Сорокин в работе «Социальная и культурная динамика» констатировал увеличение к XIX в. доли светского искусства:

Активное развитие в изобразительном искусстве переживают такие жанры, как портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой и исторический жанры. В конце XIX в. в связи с появлением новых технологий формируются новые виды искусства (фотография, кино, реклама).
Одной из особенностей искусства данного периода является отсутствие эстетической доминанты, где романтизм первой трети века развивается параллельно с реалистическим направлением. Во второй же половине века, в эпоху декаданса, эта тенденция становится устойчивой, и здесь сосуществуют на равных импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, натурализм.


















Дата: 2019-02-19, просмотров: 245.