(Мф. 2, 13 - 23)
После ухода волхвов Ангел Господень во сне явился Иосифу и повелел ему, взяв Младенца и Матерь Его, бежать в Египет, «ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его».
Египет был Римской провинцией. Здесь проживало множество иудеев, которые имели свои синагоги. Египет был удобнейшим убежищем для Святого Семейства еще и потому, что власть Ирода здесь не имела силы. Исполняя повеление Ангела, Иосиф и Дева Мария оставались в Египте до смерти Ирода.
Исполнилось пророчество Осии: «Из Египта вызвал Я Сына Моего» (11, 1). Исход еврейского народа из Египта был тем ветхозаветным событием, которое, по слову святителя Иоанна Златоуста, имело прообразовательное значение, относящееся к жизни и учению Христа.
Не дождавшись возвращения волхвов в Иерусалим, оскорбленный и разгневанный Ирод издал жесткий указ избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев от двух лет и ниже, в расчете, что в их числе окажется и Младенец Христос. Выведав от волхвов, что звезда явилась им около года назад, он решил, что Младенец, если и старше года, но моложе двух лет.
По преданию, было убито 14 000 младенцев. Память их мученической кончины святая Церковь празднует ежегодно 29 декабря. По свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, жестокость и подозрительность Ирода не имела предела; лишь из подозрения он велел умертвить свою любимую жену и трех своих сыновей. Потрясенный такой жестокостью, Август сказал: «У Ирода лучше быть животным, чем сыном».
Святой Евангелист видит в этом избиении младенцев исполнение пророчества Иеремии: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий...» (31, 15). Пророк рисует бедствия и скорбь евреев, которых ожидал тяжкий Вавилонский плен. Собранные предварительно в Раме, небольшом городке колена Вениаминова на севере от Иерусалима, они прощались со всем, что было им дорого. Пророк Иеремия, описывая это событие, вспоминает о плаче Рахили о чадах своих, как бы ведомых на смерть.
Прошли годы, и лишь после смерти Ирода Ангел Господень во сне явился Иосифу и повелел ему возвратиться в Палестину. Первоначально Иосиф хотел поселиться в Вифлееме, где должен был воспитываться Сын Давидов ¾ Мессия Христос. Когда же он услышал, что в Иудее воцарился Архелай, который не уступал в жестокости своему отцу, «убоялся туда идти» и, получив во сне новое откровение, направился в пределы Галилейские. Он поселился в городе Назарете, где жил до бегства в Египет, занимаясь ремеслом плотника. Евангелист усматривает в этом исполнение ещё одного пророчества о Мессии: «Что Он Назореем наречется». Предполагают, что это пророчество находилось в книге, потерянной евреями. Другие усматривают в нем свидетельство о земной жизни Спасителя, происходить из Назарета - значило быть призираемым, униженным, отверженным. Это был акт Его добровольного самоуничижения за грехи людей.
Отрочество Иисуса Христа
(Лк. 2, 40 - 52)
До выхода на общественное служение о жизни Иисуса Христа известно лишь то, что сообщает евангелист Лука: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нём». Иисус Христос был не только Бог, но и человек и, как человеку, Ему надлежало пройти все возрастные этапы. Лишь в этом случае становилось возможным соединить всю глубину и полноту Божественного ведения, которой обладал отрок Иисус, как Сын Божий, с индивидуальным человеческим сознанием.
Отроку Иисусу исполнилось 12 лет, когда впервые ярко проявилась открытая Ему Божественная мудрость. По закону Моисея (Втор. 16, 16), все евреи мужеского пола обязаны были три раза в год посещать Иерусалим: на праздник Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. Исключение делалось только для детей и больных. Особо это касалось праздника Пасхи. Отрок, достигший 12 лет, становился «чадом закона». С этого времени он должен был изучать закон и исполнять все его требования, в частности, ходить в Иерусалим на праздники.
Святой евангелист Лука замечает, что родители[11] Иисуса каждый год ходили в Иерусалим. Когда же Иисусу исполнилось 12 лет, они впервые взяли Его с собой. Празднование Пасхи длилось в течение восьми дней, после которых богомольцы возвращались по домам. Думая, что Иисус идет где-нибудь по близости от них с родственниками и знакомыми, Иосиф и Дева Мария не заметили Его отсутствия. Пройдя дневной путь, они остановились на ночлег и стали искать Иисуса, но не нашли Его. В тревоге они возвратились в Иерусалим, и лишь через три дня нашли Его в храме, сидящим среди учителей. В одном из притворов храма Он внимательно слушал раввинов и задавал им вопросы. В этой беседе отрок Иисус и проявил впервые Свою Божественную мудрость, которая приводила в удивление всех присутствующих.
Богоматерь поведала Ему о тревоге, которую испытала Она и Иосиф, которого Она назвала Его отцом. Ответ отрока Иисуса на слова Матери впервые открывает Его миссию на земле ¾ исполнить волю Пославшего Его. Как бы поправляя Свою Матерь, Он говорит, что не Иосиф, а Бог Его Отец, впервые сознавая Себя Сыном Божиим. Для Иосифа и Девы Марии такое откровение богочеловечества Иисуса Христа было неожиданным. Они не поняли Его слов, ибо и им ещё не была вполне открыта тайна служения Христова. Однако «Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем», и этот день стал особенно памятным.
До начала Своего общественного служения Иисус Христос, как замечает евангелист, «был в повиновении у своих родителей». Вот почему Он послушно пошел с ними в Назарет и оставался там, разделяя труды Своего мнимого отца, который был плотником.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 231.