О предвечном рождении и воплощении Сына Божия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В противовес ложному учению Филона Александрийского, рассматривавшего Слово (Логос), как тварный дух и как посредника между Богом и миром, евангелист Иоанн Богослов в предисловии к своему Евангелию излагает истинное учение о Слове как о Сыне Божием. Евангелист Иоанн называет Господа Иисуса Христа не «Сыном», а «Словом», «дабы мы, услышав о Сыне», — поясняет блаженный Феофилакт, — «не помыслили о страстном и плотском рождении. Для того назвал Его «Словом», чтобы ты знал, что как слово рождается от ума бесстрастно, так и Он рождается от Отца бесстрастно».

Греческое «логос» означает не только слово, уже произнесенное, но и мысль, разум, мудрость, выражаемую словом. Поэтому наименование Сына Божия «Словом» значит то же, что Премудрость Божия (1 Кор. 1, 24; Лк. 11, 49; Мф. 23, 34).

«В начале было Слово», ¾ пишет евангелист, и это означает, что Слово совечно Богу, причем дальше святой Иоанн поясняет, что Слово не отделяется от Бога и единосущно Ему. «И Слово было Бог». Воспользовавшись тем, что слово «Бог» здесь употреблено без определительного члена, который в греческом языке указывает, что речь идет о том же предмете, ариане заключили, что «Слово» не такой же Бог, как Бог Отец. В действительности здесь заключается глубочайшая мысль о неслиянности Лиц Пресвятой Троицы: если бы евангелист употребил здесь член — «о Феос» — получилась бы неверная мысль, что «Слово» есть тот же самый Бог Отец, а не самостоятельное ипостасное бытие, не тождественное с ипостасью Бога Отца.

«Все через Него начало быть» — это, однако, не значит, что Слово было только орудием при сотворении мира, но что мир произошел от Первопричины и Первовиновника всего бытия Бога Отца через Сына, Который Сам по Себе есть источник бытия для всего, что начало быть, но только не для Самого Себя и не для остальных лиц Божества.

«В Нем была жизнь» ¾ имеется в виду «жизнь» не в обычном смысле слова, но жизнь духовная, побуждающая разумные существа устремляться к Виновнику их бытия ¾ Богу. Она становится возможной только благодаря общению, единению с ипостасным Словом Божиим. Следовательно, Слово есть источник подлинной духовной жизни для разумной твари.

«...И жизнь была свет человеков». Духовная жизнь, исходящая от Слова Божия, просвещает человека полным, совершенным ведением.

«И свет во тьме светит». Слово, подающее людям свет истинного ведения, вопреки духовному ослеплению людей, не перестает быть источником их духовной жизни. Видя немощь искаженной грехом человеческой природы, Слово сначала посылает в мир Своего Предтечу Иоанна Крестителя, дабы он свей проповедью разрешил людей от духовной слепоты и поведал им о Божественном свете, а затем Само Слово стало плотью и вочеловечилось.

«Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн... Он не был свет», так как источником света является Само Слово, Которое «просвещает всякого человека, приходящего в мир».

Однако мир не внял проповеди святого Иоанна Крестителя и не познал Слова. «Пришел к своим», то есть к избранному Своему народу Израилю, «и свои Его не приняли». А тем, которые приняли Его верой и любовью, дал власть быть чадами Божьими», то есть даровал возможность стать, подобно Ему, сынами Божиими, открыл им путь духовной жизни, которая, как и плотская, начинается через рождение, но рождение не от плотской похоти, а от Бога, силой свыше.

«И Слово стало плотию» — под плотью здесь понимается не только человеческое тело, но весь человек. Слово стало совершенным человеком, не переставая, однако, быть Богом, «и обитало с нами, полное благодати и истины». Под «благодатью» разумеется как благость Божия, так и дары благодати Божией, открывающие людям доступ к духовной жизни, то есть дары Святого Духа. Слово не только освящает Собою человека, но и просвещает его словом Истины, то есть совершенного ведения всего того, что касается духовного мира и духовной жизни.

«И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». Апостолы действительно видели славу Его в преображении, воскресении и вознесении на небо, славу в Его учении, чудесах, делах любви и добровольного самоуничижения. «Единородного от Отца», ибо Он один только Сын Божий по существу, по Своей Божественной природе. Тем самым Евангелист указывает на Его безмерное превосходство над сынами Божиими по благодати.

 

Родословие Иисуса Христа

(Мф. 1, 2-17; Лк. 3, 23-38)

Если у евангелиста Иоанна Богослова Рождество Сына Божия имеет превечный характер, безотносительно к земной человеческой истории, то евангелисты Матфей и Лука раскрывают земной характер рождения Иисуса Христа. Каждый из них строит Его родословие, исходя из понимания человеческого происхождения истинного Мессии, Спасителя мира. Евангелист Матфей, писавший свое Евангелие для христиан из иудеев, выстаивает родословие Иисуса Христа от Авраама и разделяет его на три части, имея в виду три периода в истории евреев. Евангелист Лука, напротив, возводит Его родословие до Адама и даже до Бога, и видит в Иисусе Христе Спасителя не только иудеев, но и всего человечества, то есть всех потомков Адама. При этом, если евангелист Матфей ведет родословие от Авраама до Христа, то евангелист Лука строит его от Христа до Адама.

Рассмотрим теперь более подробно родословие Иисуса Христа в трактовке евангелиста Матфея. Он делит его на три части по 14 родов в каждой. Первая соответствует патриархальному периоду и эпохе судей в истории еврейского народа, вторая — периоду царей, третья — периоду смутного времени от плена Вавилонского до явления Христа.

Отметим, что в родословии евангелиста Матфея имеются пропуски. Так, в восьмом стихе между Иорамом и Озиею опущены цари: Охозия, Иоас, Амасия (1 Пар. 3,11 и др.), в 11 стихе между Иосиею и Иехониею нет Иоакима[1] (2 Пар. 34, 4), а после Иехонии не упомянут Седекия. Почему же евангелист исключает их из родословия? Основание для этого можно найти в истории их жизни, которую Евангелист считал недостойной для того, чтобы поставить их в один ряд с наследниками престола Давидова и предков Господа. Господь не хотел погубить дом Давидов ради завета Своего с ним. Поэтому, начиная с Озии, Евангелист перечисляет в родословии потомков Иорама, за исключением тех из них, которые смешались с языческими народами.

Счет членов родословия евангелист Матфей ведет таким образом:

1. Четырнадцать родов от Авраама до Давидова включительно;

2. Четырнадцать родов от Соломона до Иехонии («до переселения в Вавилон») включительно.

Что же касается третьей части родословия, то здесь четырнадцать родов насчитывается только с Мариею, а именно: 1. Салафииль, 2. Зоровавель, 3. Авиуд, 4. Елиаким, 5. Азор, 6. Садок, 7. Ахим, 8. Елиуд, 9. Елеазар, 10. Матфан, 11. Иаков, 12. Иосиф, 13. Мария, 14. Христос. Нарушая таким образом принятый порядок родословного построения, Евангелист показывает, что лишь одна Мария стоит в непосредственном отношении ко Христу, как Матерь Его, и что Иосиф, обручник Её, не имел участия в Его рождении. Не случайно поэтому в Евангелии вместо того, чтобы сказать: «Иаков же родил Иосифа, Иосиф же, муж Марии, родил Иисуса, называемого Христом», Евангелист говорит: «Иаков же родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос» (ст. 16).

Одна из особенностей родословия у евангелиста Матфея заключается в том, что он везде указывает только мужских потомков, лишь в некоторых случаях делая исключение, упоминает о женах, от которых родились известные члены родословия, и братьях какого-либо известного родоначальника. Отметим, однако, что введение в родословное исчисление жен имеет своей целью обличить горделивое стремление иудеев считать происхождение по плоти от Авраама единственно достаточным условием для вступление в Царство Мессии. Упоминая в родословии недостойных жен, являющихся либо язычницами, либо «злонравными» (Рахав, Руфь, Фамарь — см. стихи 3, 5, 6), евангелист показывает, что кроме правды законной, правды дел, есть еще правда веры и покаяния.

Существуют различные предложения о том, почему евангелист Матфей ведет родословие Иисуса Христа от Давида через Соломона по мужской линии, а евангелист Лука через Нарана, который был предком Пресвятой Девы Марии. Одно у них связано с их расхождением во взгляде на Христа как обетованного Мессию. Перечисляя действительных предков Иисуса Христа, то есть предков Марии, Которая также произошла из рода Давидова, как и Иосиф, но только через Нафана, евангелист Лука преодолевает ограниченный национальными рамками взгляд на Христа лишь как на Спасителя иудеев.

Согласно другому предположению, различие в изложении родословия объясняется ветхозаветным законом левирата (ужичества), по которому со вдовой умершего бездетным обязан был вступить в брак его ближайший родственник для восстановления потомства, а дети от этого брака усыновлялись умершему. Такой закон мог давать одному и тому же лицу двух отцов: по рождению и по усыновлению.

Из Священного Предания и толкований святых отцов Церкви мы узнаем, что две генеалогии Иосифа появились по следующей причине: Иосиф родился от второго брака своей матери. Илий (отец Иосифа по родословной евангелиста Луки) умер, не имея детей. Иаков (отец Иосифа по родословной евангелиста Матфея) женился согласно закону узничества на овдовевшей супруге Илия и от этого брака родился сын Иосиф. Итак, Иосиф фактически является сыном Иакова, а по закону — сыном Илии.

Во всяком случае несомненно, что Матфей дает родословие Иосифа. Если так, то каким образом это родословие показывает происхождение Иисуса Христа из рода Давидова, когда его действительным отцом Иосиф не был? Для иудея важно было не то, от кого по плоти родился человек, а то, кому Он по закону наследник. Именно поэтому в родословии Иисуса Христа святой евангелист Матфей показывает прежде всего Его законные права на престол Давидов, а таковые права Ему давал Иосиф, не будучи действительным Его отцом, а лишь усыновив Его себе.

Может возникнуть вопрос, для чего евангелист Лука приводит юридическое или законное родословие Иосифа. Ответ на этот вопрос находим в древнем предании.

По учению отцов Церкви, родословная Пресвятой Девы Марии, начинаясь от царя Давида, идет через его сына Нафана на протяжении 36 поколений. До Ианная (Лк. 3, 24) родословная Иосифа и родословная святой Девы Марии по закону полностью совпадают, от Ианная же родословная праведного Иосифа отходит отдельной ветвью, так как у Ианная было два сына — Мелхий и Панфир. Через Мелхия идет родословная Иосифа, через Панфира — Пречистой Девы Марии.

 

ИАННАЙ

 

 

МЕЛХИЙ                          ПАНФИР

ЛЕВИЙ                        БАРПАНФИР

МАТФАТ                    ИОАКИМ

ИЛИЙ                                       

ИОСИФ                             ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА МАРИЯ

 

Говоря о земном, в отличие от предвечного, рождения Спасителя, определенный интерес представляет вопрос о Его имени Иисус, или по-еврейски Иешуа. Оно означает Бог-помощь, Бог-спасение, или Спаситель. Это имя было довольно распространенным у иудеев. Применительно ко Христу оно имеет особое значение, указывая на совершенное Им дело спасения рода человеческого. Нарицательное имя Христос в переводе с греческого означает «помазанный», то же, что по-еврейски МашиахМессия. Поэтому Иисус называется то Христос, то Мессия.

Может возникнуть вопрос, как сохранились сведения о предках Иисуса, живших после плена Вавилонского. Казалось бы, должно было произойти смешение родов и колен в этот тяжкий для евреев период их существования. Однако Священное Писание представляет нам много примеров того, что иудеи тщательно хранили родословные записи даже в условиях неволи (Лк. 2, 36; Деян. 4, 36; Флп. 3, 5). Эти записи служили единственным документом о их принадлежности к спасаемому народу Божию, а также имели большое значение для определения социального положения (1 Езд. 2, 59, 62).

Дата: 2019-02-19, просмотров: 230.