Техника лова бортовыми ловушками складывается из следующих основных процессов: поиск скоплений рыбы, образование скопления рыб у борта судна, установка бортовой ловушки, перевод, скопления рыб в зону действия ловушки, подъем нижней подборы с выборкой сетного полотна и выливка улова.
Поиск скоплений рыбы начинают в дневное время, применяя: гидролокаторы, эхолоты и визуальные методы наблюдения. Выбрав наиболее мощное скопление сайры, остаются около него до наступления темноты. Поиск сайры в ночное время осуществляют с помощью прожектора (помимо акустических приборов). Для этого судно движется малым или средним ходом, и свет прожектора направляют в разные стороны по поверхности воды. Когда луч прожектора попадает на скопление сайры, она выпрыгивает из воды. Перемещая луч прожектора, определяют размеры скопления и направляют к нему судно. Некоторые косяки ночью держатся на глубине более 5-10 м и с помощью прожектора не обнаруживаются. Поиск таких косяков ведут эхолотом или гидролокатором.
При обнаружении скоплений сайры судно уменьшает ход до полной остановки таким образом, чтобы по инерции зайти и остановиться в центре косяка. На момент остановки ветер должен быть направлен в правый (рабочий) борт, так как в противном случае нужный разворот с помощью реверсов и перекладки руля ведет к неоправданному увеличению времени световой станции, а при слабой реакции сайры на свет к ее испугу. Включают все промысловое световое оборудование. По мере привлечения сайры к борту постепенно выключают свет правого борта переводя косяк на левый для постановки подхвата. Подхват перед установкой набирают на палубу вдоль рабочего борта. Сначала укладывают грузы с нижней подборой, сетное полотно и, наконец плав или распорный шест (сигара). Боковые стяжные тросы должны быть пропущены через стяжные кольца, а тросы для подъема сигары и грузов привязаны к ним. Сигару опускают в воду с помощью специальных промысловых выстрелов или грузовыми стрелами судна. Для отвода сигары от борта используют выстрелы, в том числе бамбуковые шесты длиной до 5—7 м. Дальнейший отвод подхвата происходит за счет дрейфа судна или работы подруливающих винтов. Одновременно с отводом сигары за борт вручную сбрасывают в воду сетную часть ловушки, следя за тем, чтобы дель не попала на «сигару» и травят боковые стяжные тросы. Чтобы исключить попадание грузов в дель ловушки, их начинают «майнать» только тогда, когда «сигара» отошла от борта на 8 -10 метров. Затем поднимают и выводят за борт нижнюю подбору с грузами и травят на необходимую длину тросы для подъема угловых и промежуточных грузов нижней подборы. На тросе, с помощью которого производится спуск и подъем грузов, должны быть нанесены 2 – 3 хорошо заметные марки, с расстоянием между ними 2 - 4 метра. В первом приближении глубина спуска грузов и расстояние от борта судна до места нахождения «сигары» являются катетами, а высота ловушки гипотенузой прямоугольного треугольника. В практике на промысла наблюдаются случаи, когда косяк сайры прописывается эхолотом до 20 - 30 метров, а иногда вся сайра находится вокруг судна в слое воды 0 - 3 метра. Поэтому в первом случае необходимо, чтобы нижняя подбора располагалась на максимальной глубине при условии, что минимальное расстояние от борта судна до «сигары» должно быть не менее 8 -12 м, а во втором случае, наоборот, глубиной расположения нижней подборы можно пренебречь, но расстояние до «сигары» должно быть максимально увеличено до 15 - 20 метров, вплоть до опускания свободного конца отпорного места на воду. Подтягивать и поднимать шест (или шесты) на борт следует с помощью привязанных к ним капроновых концов длиной 10 -20 м. Исходя из высоты ловушки и глубины расположения косяка сайры, делаются расчеты по этому треугольнику, и выбирается глубина опускания грузов.
Иногда, при слабом дрейфе, на судах с малоопытным экипажем наблюдаются такие моменты, когда ловушка полностью находится за бортом, но «сигару» очень трудно оттолкнуть от судна даже на длину отпорных шестов. Это происходит потому, что произошло перетравливание грузов, а при их значительной массе (по 400-800 кг) они висят строго вертикально и не дают увеличить катет (расстояние от борта до «сигары»). В этом случае необходимо подобрать груза, и сигару» можно легко отвести от борта.
При полной постановке ловушки включают световое вооружение правого борта.
Когда замечают, что плотность скопления рыб у источников света не увеличивается, приступают к переводу скопления в сторону подхвата. При надводных источниках света его обводят вокруг судна, а при подводных проводят под судном, последовательно выключая источники нерабочего борта. (рис.6.24).
Перевод сайры в ловушку производится путем поочередного выключения люстр. Начинать выключения следует с крайней кормовой люстры левого борта. Особенно внимательно надо следить за переходом косяка при переводе его перед форштевнем с борта на борт. Желательно, чтобы на носу в диаметральной плоскости судна стоял светильник, либо два носовых светильника должны стоять таким образом, чтобы при выключении носового светильника на левом борту форштевень не мешал распространению света на левый борт от правобортного светильника и не создавал на поверхности резкую границу тени.
Причем носовые светильники должны иметь такой наклон (или меньшую мощность • для люстр), чтобы сайра переходила с борта на борт перед форштевнем в 3 - 5 м от него. При необходимости ее следует «подстегивать» лучем носового прожектора.
Рис. 6.24 Схема промыслового устройства для лова сайры бортовыми ловушками с помощью надводного электросвета:
а - установка выстрелов с люстрами надводного освещения; б - проводка тросов; в - схема постановки ловушки; 1 - световые выстрелы; 2 - сигара; 3 - ловушки; 4 - рабочий выстрел; 5 - стяжные тросы боковых подбор ловушки; 6 - тросы угловых грузов; 7 - шпиль; 8 - мальгогеры; 9 - подъемный трос распорного бамбука; 10 - стрела для подъема, выведения за борт и отвода распорного бамбука; 11 - блоки и ролики для проводки тросов; 12 - подкильный конец.
На рабочем борту, в районе кормы, за ловушкой желательно иметь 1 - 2 светильника. Необходимость их установки объясняется следующим. В определенные периоды косяк в освещенной зоне держится в слое 0 - 3 м и при заходе в ловушку занимает площадь от носа до расстояния 5 -10 м за центром «рабочей» люстры в сторону кормы. Если оставить включенными 1 - 2 обычных «рабочую» люстры, то часть косяка может зайти за «сигару» и, таким образом, за пределы ловушки со стороны носа. Поэтому включаются кормовые светильники, и тем самым увеличивается площадь распределения косяка. Перед включением красного света должны гореть «рабочая» и по 1 - 2 люстры с обеих сторон ловушки. Производится одновременное выключение крайних люстр и рыба устремляется под центр «рабочей», на которой с небольшими промежутками выключается одна, затем вторая люстра белого света, с выключением последней или несколько раньше включается люстра красного света и начинают выборку ловушки. Подъем ловушки следует осуществлять следующим образом:
а) Сначала выбирают только ваера и стяжные тросы, не трогая «сигару», либо подтянув ее на 3-5 метров. В этом случае за время подъема ловушки отдельные ее части пройдут различные расстояния: наибольший путь проделает нижняя подбора и прилегающая к ней сетная часть ловушки, наименьший - верхняя часть. Вся ловушка будет как бы вращаться вокруг неподвижной оси - «сигары». При этом скорости движения разных частей ловушки и их сопротивления будут различными: наименьшее у нижней подборы. Общее сопротивление ловушки будет меньше, чем в случае когда к судну- подтягивается вся ловушка (выбираются ваера, стяжные тросы и шкентель «сигары»).
б) Выбрать ваера нужно с меньшей скоростью. Но даже и в этом случае и при сильном ветровом дрейфе наблюдается отклонение ваеров с грузом от вертикали, поэтому нижняя подбора ловушки выходит из воды в 1,5 - 2,0 м от борта, что ведет к значительной потере улова. В этой ситуации выборка ваеров с грузом должна производиться с 2 - 3 остановками траловой лебедки. Остановка должна производиться на 5 - 8 секунд, чтобы ваер успел занять строго вертикальное положение. Особенно следует обратить внимание на момент выхода нижней подборы из воды, чтобы груза выходили из воды вдоль борта.
Если косяк небольшой и весь улов умещается в площади облова ловушки, выборку грузов (на малой скорости) следует начинать за 5 - 10 секунд до включения красного света.
По выходу грузов из воды, включаются все светильники на левом борту, чтобы часть косяка не попавшая в ловушку не успела отойти далеко от судна. Когда выбрали стяжные концы и ловушка закрылась, включаются «рабочая» люстра и часть люстр правого борта. Ни в коем случае нельзя сразу же включать близрасположенные 2 - 3 люстры, установленные по краям ловушки, так как в этом случае сайра, находящаяся в ловушке, устремится на их свет, что значительно затруднит подсушку ловушки.
Подошедшую к борту нижнюю подбору вместе с грузами поднимают на палубу судна, выбирают и укладывают дель. Одновременно с помощью стяжных и подъемных тросов подтягивают к судну сигару и поднимают его несколько выше планширя на расстояние 1,5—2,0 м от борта. В таком положении из подхвата можно выливать рыбу. Если подхват имеет слив, то рыбу сгоняют в сливную часть и выливают каплером или рыбонасосом.
Если у борта остается достаточно рыбы, то цикл повторяют.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 285.