Для добычи кальмаров вертикальными пелагическими ярусами с использованием джиггеров типа «зорори» используются суда, оборудованные специальной оснасткой (рис 6.12): осветительной гирляндой, составленной из электрических ламп накаливания и служащей для привлечения кальмаров к борту судна, механизмами для работы с вертикальными ярусами, самими ярусами, стабилизирующими устройствами и поисковой аппаратурой.
Принцип лова основан на хорошо выраженной реакции кальмаров на движущиеся в освещенной зоне предметы, которые они, по-видимому, принимают за объекты питания. Процесс лова заключается в следующем. Перед наступлением сумерек судно приходит в предполагаемый район промысла и приступает к поиску скоплений кальмаров с помощью акустической аппаратуры. При обнаружении скопления судно останавливается, ложится в дрейф, включается осветительная гирлянда и производится пробный лов одной или двумя лебедками с наветренного борта. Для повышения активности кальмаров можно использовать удебные снасти типа ханего. Спуск вертикального яруса производится на свободном ходу барабана кальмароловной лебедки. Ярус опускают так, чтобы последний крючок располагался на нижней кромке скопления. Это делается для того, чтобы при подъеме яруса все крючки проходили через скопление. Если косяк кальмаров хорошо реагирует на свет, он быстро поднимается к поверхности, располагается под корпусом судна и начинает охотиться на движущиеся в световом поле крючки. Если за один подъем яруса вылавливается 15 — 20 экз., скопление считается промысловым, судно занимает рабочее положение и включаются все имеющиеся лебедки с обоих бортов. Для уменьшения ветрового дрейфа судна, который сносит его со скопления, применяются стабилизирующие устройства: плавучий якорь и кормовой парус, разворачивающие судно носом на волну.
Кроме удержания судна на скоплении, стабилизирующие устройства позволяют удлинить промысловое время, вести промысел при силе ветра до 7 - 8 баллов, уменьшить бортовую качку, которая в значительной мере влияет на величину улова.
Рис. 6.12 Общая схема добычи кальмаров вертикальными пелагическими ярусами:
1 - вертикальный пелагический ярус; 2 - направление ветра; 3 - стабилизирующий якорь парашютного типа; 4 - осветительная гирлянда
Кальмары, принимая движущийся крючок за добычу, стремительно бросаются к нему и, если крючок движется вверх, зацепляются за его жала щупальцами или ротовой мембраной. Иногда крючок захватывает кальмаров за плавник или мантию. После того как крючок с уловом пройдет через направляющий ролик лебедки, кальмар под действием собственной массы отцепляется и падает в поддон. С выходом последнего крючка на направляющий ролик выборка яруса прекращается и снова производится его спуск.
Наиболее интенсивно промысел кальмаров ведется с наступлением сумерек до полуночи. Затем наступает некоторый спад до 3 - 4 ч, а к утру интенсивность лова вновь возрастает.
Промысловые суда. В 60-х годах на промысле кальмаров использовались разнообразные суда, частично переоборудованные для этой цели. Несмотря на обнадеживающие результаты первой отечественной кальмароловной экспедиции 1965 - 1969 гг., дальнейшего развития этот вид промысла не получил не только из-за ухудшения "сырьевой базы, но и по чисто техническим причинам.
Во-первых, отсутствовали надежные отечественные автоматические кальмароловные лебедки. На промысле в основном использовались малоэффективные ручные лебедки, требующие больших затрат ручного труда.
Во-вторых, в большинстве случаев добывающие суда работали лагом к ветру без стабилизирующих устройств: кормового спанкера и плавучего якоря. Такая схема позволяла работать лебедками только с одного борта. Естественно, что объем добычи в таком варианте работы был ниже возможного почти вдвое и более. Кроме того, процесс лова в течение ночи неоднократно прерывался в связи с тем, что суда постоянно сносились со скоплений и были вынуждены совершать дополнительные маневры для выхода на косяк. Такая схема работы не позволяла вести промысел при усилении ветра свыше 5 — 6 баллов, так как снасти начинали выстилаться по поверхности воды, значительная часть улова самопроизвольно снималась с крючков.
И наконец, конструкция и энергетические возможности судов, применявшихся на промысле кальмаров в тот период, не были способны обеспечить ни размещения максимального количества лебедок, ни вырабатывать необходимого количества электроэнергии для создания оптимального светового потока. Архитектурные особенности этих судов (размещение надстроек, различная высота надводного борта по всему периметру судна) не позволяли обеспечить оптимальную взаимную расстановку осветительных гирлянд и кальмароловных лебедок. Как правило, попытка максимально использовать световой поток, приближая гирлянду к поверхности воды, приводила к тому, что снасти попадали в зоны плохой видимости и их уловистость снижалась. Устранение этого нежелательного явления приводило к тому, что даже на таких судах как СРТМ-800, не хватало энергоресурсов, чтобы обеспечить достаточную освещенность. Участники экспериментальной кальмароловной экспедиции 1980 году в Приморье на специально оборудованном для этих целей СРТМ "Мужество" отмечали недостаточность светового потока. Осветительная гирлянда на судне потребляла около 100 кВт и состояла из ламп типа КИ-2000 высокой световой отдачей.
Для возобновления промысла кальмаров в морях Дальнего Востока вертикальными пелагическими ярусами необходимо переоборудовать отечественные суда. К сожалению, и в настоящее время на проектируемых и строящихся среднетоннажных судах не учитывается специфика лова кальмаров вертикальными пелагическими ярусами.
На этом судне предусмотрен лов кальмаров вертикальными пелагическими ярусами. Однако до настоящего времени на лове кальмаров эти суда не использовались.
В Японии до 1967 г. кальмаров добывали с различных по конструкции и водоизмещению судов, специализированного флота для этих целей также не существовало. Из среднетоннажных судов для морского промысла кальмаров, как правило, использовались суда, переоборудованные из морально устаревших тунцеловов. В настоящее время в эксплуатации находятся суда следующих типов: с удлиненным ютом (рис 6.13), переоборудованные из тунцеловных судов улучшенной конструкции; палубной надстройкой, приспособленные к ведению различных видов промысла, но по обоим бортам имеющие проходы, закрытые сверху стальными навесами.
Рис. 6.13 Основные типы японских судов, переоборудуемых для промысла кальмаров вертикальными пелагическими ярусами
Суда с удлиненным ютом неудобны при обработке улова и при установке кальмароловных лебедок. Суда с палубной надстройкой наиболее удобны для добычи кальмаров. Суда последнего типа отличаются высокой производительностью морозильных камер 4 т/сут.
Кроме этих основных типов судов для переоборудования на добычу кальмаров вертикальными пелагическими ярусами используются и другие типы судов с особой конструкцией надстройки, развитым баком или том, для увеличения скоростных характеристик используются конструкции, корпуса которых снабжены бульбой (см. рис. 6.13)
На промысле кальмаров в Японии заняты как самоходные, так и несамоходные суда с различным водоизмещением. Начиная с 1970 г. резко увеличилось число судов водоизмещением более 50 рег. т сократился несамоходный флот. К началу 1975 г. число судов, ведущих промысел кальмаров в Японском море, достигло 3000 единиц, причем 600 из них имели водоизмещение более 50 рег. т, а около 800 способны выпускать мороженую продукцию. Ведущее положение среди этих судов занимают специализированные 99-тонные стальные суда (рис.6.14) для добычи кальмаров вертикальными пелагическими ярусами. Проектом предусмотрены возможность демонтажа кальмароловного вооружения установка оборудования для добычи лососевых и красных кальмаров дрифтерными сетями. Имеется две модификации 99-тонного судна для добычи кальмаров, различающиеся характером компоновки производственных и жилых помещений, а также ходового мостика.
Компоновка палубных надстроек должна обеспечивать максимальные размеры промысловой палубы. В судостроении применяются два способа компоновки палубных надстроек: становой, при котором ходовой мостик расположен на носу судна, а остальная часть палубы используется для добычи и обработки улова, и с центральным расположением рубки. Последний способ представляет собой дань традиции и создает определенные удобства для экипажа судна. Особенностью компоновки первого типа является то, что в результате объединения всех технологических участков возможно увеличение площади промысловой палубы, однако при этом возрастает давление ветра на носовую часть, что затрудняет сдерживание судна носом на волну. При втором способе давление ветра а нос незначительно, но из-за необходимости размещения под ходовым мостиком жилых помещений размеры надстройки увеличиваются, при том соответственно возрастает общая парусность и уменьшается площадь промысловой палубы. Тем не менее отправным моментом при проектировании судов с различной компоновкой палубных надстроек было обеспечение рентабельности судна на промысле. Для решения этой задачи необходимо было осуществить ряд мероприятий, предусматривающих сокращение затрат труда на всех операциях при одновременном сохранении вылова на единицу времени по сравнению с существующим.
Сокращение затрат труда в процессе лова обеспечивалось полным отказом от ручных кальмароловных лебедок и переходом на автоматические, которые к моменту проектирования были разработаны и прошли спешное испытание на промысле. Применение автоматических лебедок позволяло значительно сократить число членов экипажа. Кроме того, необходимо предусмотреть оптимальное размещение кальмароловных лебедок на судне, число их должно было быть максимальным, а высота постановки над поверхностью воды одинаковой. Предусматривались максимальная автоматизация дистанционного управления группами лебедок, глубинным режимом их работы и создание специального оборудования, синхронизирующего их работу с показаниями акустических систем, регистрирующих глубину скопления в момент лова.
Рис. 6.14 Схема компоновки главной палубы специализированного 99-тонного судна ля лова кальмаров вертикальными снастями со сдвинутым в нос ходовым мостиком:
1 - кальмароловные лебедки; 2 - накопитель сырья; 3 - сортировочное отделение; 4 - подготовительное отделение; 5 - морозильное отделение
При разработке проекта предусматривалось сокращение затрат, связанных с обработкой улова, транспортировкой его в морозильное отделение и к местам хранения, изучались рациональные способы управления судном относительно ветра при ведении промысла.
На основе теоретических и экспериментальных данных определялась оптимальная величина светового потока и предусматривалась соответствующая энергетическая установка, прорабатывался вопрос по рациональному размещению осветительной гирлянды.
С учетом этих и некоторых других факторов определялись главные размерения судна, его водоизмещение и автономность.
На рис. 6.14 показана схема компоновки главной палубы 99-тонного судна для добычи кальмаров вертикальными пелагическими ярусами передним расположением ходового мостика. Вдоль борта и на корме судна устанавливается выносной фундамент, на котором размещается 17 двух барабанных кальмароловных лебедок. Дополнительно на баке устанавливают еще четыре лебедки (по две на каждый борт) с расстоянием между ними 1200 мм. Под ходовым мостиком расположены жилые помещения, в корму от них - два трюма, машинное отделение и еще дин трюм. Промысловая палуба расположена от главной надстройки корму; она со всех сторон огибает верхнюю часть машинного отделения, где находятся морозильное и подготовительное помещения. Обводы корпуса судна позволяют использовать 85% мощности главного двигателя, что обеспечивает скорость около 9,5 уз.
В настоящее время имеется специализированные суда для промысла кальмара (КЛС) на которых установлено 24 автоматических кальмароловных лебедок и мощность светового оборудования увеличен до 350 кВт.
Все промысловые механизмы разбиты на шесть групп, с тем чтобы при спутывании ярусов можно было из ходового мостика отключить необходимую группу, в то время как остальные продолжают лов. На судне предусмотрена система обнаружения скоплений кальмаров, определения их глубины и автоматического регулирования глубины погружения ярусов. Имеется также акустическая излучающая система для увеличения концентрации кальмаров в зоне действия снастей.
Кальмароловные суда с центральным расположением ходового мостика появились в1971 г. (рис. 6.15) На судах такого типа обычно
Рис. 6.15 Общий вид специализированного 99-тонного судна для лова кальмаров вертикальными ярусами с центральным расположением
ходового мостика:
1 - спанкер; 2 - навигационные огни; 3 - ходовой мостик; 4 - прожектор; 5 - лоток для транспортировки добытых кальмаров; 6 - осветительные гирлянды; 7 - рулевое отделение и складское помещение; 8 - танк для пресной воды; 9 - жилые помещения; 10 - кают-компания; 11 - топливный танк; 12 - машинное отделение; 13 - морозильное отделение; 14 - междудонное пространство; 15 - емкости для хранения топлива; 16 - кальмароловные лебедки; 17 - трюмы; 18 - складское помещение; 19 – продовольственный склад
Осветительная гирлянда расположена над промысловой палубой между фок и бизань-мачтами и в нос между фок-мачтой и стойкой на баке. Морозильное отделение обеспечивает замораживание 8 т кальмаров в сутки. Для удержания судна против ветра и предотвращения рыскания, которое может привести к перепутыванию снастей, используются кормовой спанкер и носовое подруливающее устройство.
При ведении промысла главный двигатель находится в постоянной работе, с помощью винта регулируемого шага добиваются очень медленного продвижения на ветер. Судно может эффективно вести промысел при скорости ветра 15 м/сек. устанавливают порядка 22 лебедок. Принцип и схема работы лебедок не отличается от принятыхна судах со сдвинутой рубкой. Осветительные гирлянды расположены между ходовым мостиком и мачтами. Стабилизация судна осуществляется кормовым спанкером и плавучим якорем парашютного типа диаметром 23м. Вертикальный пелагический ярус для лова кальмара состоит из двух частей (рис.6.16) Первая часть- хребтина длиной 40 - 50 м. изготавливается из синтетического волокна специальной свивки диаметром 3 – 4 мм.
На второй части крепятся 30 - 40 кальмароловных крючков, которые соединяются между собой монофиламентной жилкой диаметром 0,9 -1,2 мм. Расстояние между крючками 0,5 м. Верхний конец второй части соединяется с хребтиной с помощью вертлюга, а на ее свободном конце крепится каплевидный груз. Каплевидная или веретенообразная форма концевых грузов обеспечивает вертикальное положение яруса при спуске и исключает поперечные колебания снастей и их спутывание. На каждой кальмароловной лебедке используются, как правило, два таких яруса. Коренной конец каждого яруса наматывается на рабочий барабан лебедки, ходовые концы ярусов соединяются вместе (см. рис. 6.17).
Рис. 6.16 а - вертикальный пелагический ярус
б - схема соединения между собой концевых грузов:
1 - хребтина; 2 - соединительная леса; 3 - кальмароловные крючки; 4 - вертлюг; 5 - концевой груз
Такое соединение ярусов необходимо во избежание потерь при обрыве одного из них. Крючок типа зорори, используемый в вертикальных пелагических ярусах, представляет собой ложную оптическую приманку. Он состоит из крючьев, корпуса, пластины, внутреннего стержня, двух соединительных колец и резиновой прокладки с шайбой. Крючья изготовляются из закаленной металлической проволоки или из нержавеющей стали. В качестве исходного материала используется проволока диаметром 1—2 мм, длиной около 55 мм, оба конца заготовки остро затачиваются и сгибаются, после чего выгибаются непосредственно жала крючьев под углом примерно 35°, длина жала зависит от назначения крючка.
Рис. 6.17 Кальмароловный крючок типа зорори, применяющийся в вертикальных пелагических ярусах:
1 - соединительное кольцо; 2 - внутренний стержень; 3 - бронзовая пластина; 4 - корпус крючка; 5 - резиновая шайба; 6 - металлическая шайба; 7 - кольцо с укрепленными на нем крючьями; 8 – крючь
Заостренные кончики жала слегка заваливаются внутрь для уменьшения вероятности зацепления крючков при случайном соприкосновении с бортом. Подготовленные таким образом крючья скрепляются на кольце, образуя венец с 16 - 18 жалами. Если крючья изготовлены из стали или железа, их обязательно подвергают плакировке методом расплавки или электролиза.
Плакировка методом расплавки предусматривает покрытие предварительно очищенных от ржавчины в соляной кислоте крючьев расплавленной смесью олова (30%) и свинца (70%). При электролизном методе плакировки для покрытия поверхности крючьев используются никель, хром или кадмий. Оба метода имеют очень существенный недостаток — защитное покрытие быстро опадает при механическом воздействии на крючья, последние начинают покрываться коррозией и выходят из строя. Крючья, изготовленные из нержавеющей стали и хорошо отшлифованные, более устойчивь.1 к коррозии и долговечны в эксплуатации.
Корпуса крючков изготовляются из карбамидных, полистироловых и полиэтиленовых смол. Они могут быть веретенообразными, цилиндрическими, грушевидными, прямоугольными, гофрированными, витыми, гладкими. Для придания нужного профиля смолу предварительно разогревают и затем отливают в специальных формах с добавлением красителей или флуоресцентных веществ. Цвета корпусов различные, изготовляются также перламутровые корпуса, склеенные из двух продольных частей различного цвета.
При добыче кальмаров с помощью механических лебедок наибольшее применение нашли следующие типы крючков: обычный двухъярусный, корпус из пластика, в венце 18 крючьев, длина жала 10 мм; модернизированный пластмассовый, трехъярусный удлиненный, в венце 18 крючьев, длина жала 10 мм; модернизированный стальной, трехъярусный удлиненный, в венце 18 крючьев, длина жала 13 мм; модернизированный, пластмассовый, фасонный, в венце 18 крючьев, длина жала 10 мм. нитки света. По конструкции они сходны с источниками, используемыми при удебном лове кальмаров (см. рис. 6.10). Источники света оборудованы устройством для автоматического включения (рис.6.18). Лампы включаются только после достижения источником определенной глубины, на которой под давлением воды выжимается резиновая мембрана 12 и через контактное устройство 13 замыкается электрическая цепь. Глубина источника зависит от эластичности резиновой мембраны, которая выбирается, исходя из условий промысла.
Для соединения крючков снасти яруса между собой используются мононити из нейлона, полиэтилена, полипропилена и их модификации. Классификация мононитей производится по нормализованному ряду от 0,4 до 150, номер нити условный и не соответствует применяемому метрическому текстильному номеру. Нейлоновые мононити бесцветны и прозрачны и наиболее часто применяются в качестве лесок при изготовлении вертикальных ярусов. Плотность нити 1,14 г/см3, она обладает повышенной упругостью по сравнению с другими нитями и не впитывает воду. Нейлоновые мононити подвержены действию кислот, однако неплохо переносят действие каустической соды и других щелочей. Под действием солнечного света нить несколько теряет прочность и желтеет.
Технология изготовления нейлоновых мононитей постоянно совершенствуется. Японские ученые установили зависимость между диаметром лесы снасти и ее уловистостью. Сравнивалась уловистость снастей, изготовленных из лес со следующими номерами: снасть первая - номера лес .20 и 26, вторая - 26 и 30, третья - 40 и 50. При сравнении первой и третьей снастей улов в первой был выше на 75%, т. е. на снасти, где диаметр лески был меньше. Аналогичный результат получен при сравнении второй и третьего типа снастей, увеличение улова в этом случае составило 64%. Исследования также показали, что загрязнение лесы снасти ведет значительному уменьшению улова. Загрязнение лесы обычно связано с ее продолжительным употреблением на промысле, появлением ворсинок и действием солнечных лучей.
Рис. 6.18 а - автономный подводный светильник б - схемы его крепления в вертикальной снасти:
1 - соединительное отверстие; 2 – прозрачная крышка; 3 - электрическая лампа; 4 - резиновая прокладка; 5 - контакт; 6 - резиновая прокладка; 7 – корпус светильника; 8 - отсек для батарей; 9 - пружина; 10 - контакт; 11 - контактная пружина; 12 - резиновая мембрана; 13 - контактная пластина; 14 - контрольный контакт; 15 - отверстие для поступления воды; 16 -контрольная кнопка с соединительным отверстием
Ручные кальмароловные лебедки появились промысле в начале 50-х годов, когда вертикальные пелагические яруса стали вытеснять удебные снасти. Рабочий навивной барабан диаметром 500 мм облегченной конструкции с рабочей стороны покрыт деревянными рейками. Он укрепляется возле планширя судна на высоте 200-500 мм и служит для наматывания на него яруса. Высота крепления барабана над планширем определяется размерениями судна и главным образом высотой фальшборта. Вращение барабана осуществляется рукояткой, соединенной с помощью захватывающих цапф с валом барабана. При спуске снасти цапфы выходят из зацепления и рукоятка не вращается. От стоек крепления навивного барабана на высоте фальшборта устанавливаются два выстрела длиной 800 - 1500 мм. Длина выстрелов также зависит от главных размерений судна и координат крепления осветительной гирлянды относительно планширя. Внешние концы выстрелов соединяются между собой осью, на которой насажен свободновращающийся ролик с внешним диаметром около 250 мм и внутренним около 100 мм, имеющий клинообразный профиль. Ролик предназначен для направления снасти на барабан и изготовляется обычно из пластмассы. Между выстрелами и от ролика до планширя натягивается мелкоячейная дель, которая предотвращает потери пойманных кальмаров, сошедших с крючка между роликом и навивным барабаном.
Вся конструкция выстрелов с натянутой между ними делью и роликом устанавливается под углом к горизонту, с тем, чтобы кальмаров, упавших на дель, можно было легко сбросить либо на палубу, либо в приемный желоб. В зависимости от длины навивного барабана и числа роликов, выведенных за борт, лебедки могли работать с одним, двумя или тремя вертикальными пелагическими ярусами, свободные концы хребтины которых крепятся на рабочей поверхности барабана. Наибольшее распространение получили ручные лебедки, оснащенные двумя вертикальными ярусами. В нашей стране также была разработана конструкторская документация на изготовление ручных кальмароловных лебедок со следующими габаритными размерами: длина 850 мм, ширина 895 мм, высота 1110 мм, масса 26,8 кг.
Однако уже с начала 60-х годов как в СССР, так и в Японии ведутся работы по созданию механических и автоматических кальмароловных лебедок, потребовавших проведения фундаментальных исследований и ряда экспериментов. Прежде всего необходимо было доказать, что использование механических и автоматических лебедок даст существенный экономический эффект обеспечит увеличение добычи на одну лебедку и сокращение затрат труда. При этом сравнительные испытания необходимо было провести в различных условиях промысла, изучить влияние промысловой глубины, плотности и размеров скоплений на уловистость, а также для судов с различным водоизмещением.
Уловистость автоматических и механических кальмароловных лебедок по сравнению с ручными была всегда выше, вылов в зависимости от различных условий увеличивался на 7 - 107%. При этом значительно сокращались затраты ручного труда, так как один оператор мог обслужить 10 лебедок. Для обслуживания 28—30 лебедок требуется три - четыре человека, основной задачей которых является распутывание снастей.
Японский исследователь Т. Огура подметил одну очень интересную закономерность, которую необходимо учитывать при ведении промысла кальмаров автоматическими лебедками. Когда все лебедки работают в одном направлении одновременно, вылов на одну лебедку снижается и увеличивается, если лебедки работают в противоположных направлениях. Этот результат, полученный экспериментальным путем, хорошо согласуется с данными Уильямсона, который считает, что чем больше крючков движутся в различных направлениях в поле зрения кальмаров, тем лучше их реакция на эти крючки. В этой связи Т. Огура рассматривал вопрос о необходимости регулирования скорости подъема снасти. Если некоторое изменение скорости движения снасти при подъеме можно обеспечить за счет формы сечения навивного барабана, сделав его эллиптическим или каплевидным, то изменение скорости вращения барабана в необходимых пределах возможно только на механических или автоматических лебедках. На ручных лебедках невозможно также предусмотреть систему для поддергивания снасти - подсечку.
Таким образом, помимо того что автоматические кальмароловные лебедки обеспечивают увеличение вылова и сокращение затрат труда, при их проектировании можно предусмотреть системы, еще более увеличивающие их эффективность. К таким системам относятся система автоматического регулирования скорости опускания и выборки ярусов, автоматическая система определения глубины погружения ярусов, отключения двигателя лебедки при запутывании ярусов, поддергивания снасти.
В последнее время получили распространение лебедки с автоматической системой контроля и дистанционным управлением, включающие подводный датчик температуры забортной воды, рыбопоисковый прибор с вертикальной разверткой и пульт управления. По записи акустического прибора фиксируется скопление кальмаров, определяется глубина нижней кромки скопления и производится настройка лебедок на эту глубину. Температурный датчик также опускается на эту глубину и автоматически ведет наблюдение за изменением температуры в слое нахождения скопления, и при ее изменении подается сигнал на пульт управления. При значительном вертикальном смещении скопления и изменении температуры осуществляется автоматическая корректировка глубины работы снасти. В случае сноса судна со скопления вся система возвращается в исходное положение, и при обнаружении скопления вновь производится настройка. Установка такой системы на судах, ведущих специализированный промысел кальмаров, исключительно целесообразна.
Одна из первых модификаций отечественной механической полуавтоматической лебедки была разработана сотрудниками ТИНРО в 1964 г. В дальнейшем конструкторами ЦПКТБ "Дальрыбы", Дальтехрыбпрома и Дальневосточного филиала НПО промрыболовства созданы автоматические кальмароловные лебедки типа ИЛКА.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 312.