Сущность стратегии и факторы ее определяющие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

     Понятие стратегия происходит от греческого strategia – искусство или наука быть полководцем. Неотъемлемым элементом мировоззрения людей понятие стратегия уже стало 23 века назад. В число управленческих терминов понятие «стратегия» вошло в 50-е годы, когда возникла проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде.

     В менеджменте под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются главные цели организации, решаются проблемы, которые стоят перед нею и распределяются необходимые для этого ресурсы.

     Существует две основные концепции стратегии: философская и организационно-управленческая.

     Стратегия как философия предприятия – это позиция, способ мышления, которое ориентирует предприятие на постоянное развитие.

     Организационно-управленческая концепция предполагает, что стратегия рассчитанная на перспективу система мер, которая обеспечивает достижение миссии и целей предприятия.

     Минцберг определяет понятие стратегии через комбинацию 5-ти «П»:

     стратегия – план действий (путь из настоящего в будущее);

     стратегия – прикрытие, то есть ловкий прием, действия, нацеленные на то, чтобы перехитрить своих противников;

_______________

Представьте себе, как мальчишка перемахивает через забор, желая заманить страшного задиру к себе во двор, где прогуливается всегда готовый броситься на защиту хозяина доберман. Точно также компания, стараясь скрыть свои грандиозные планы, объявляет о покупке нескольких земельных участков, а на самом деле она стремится заставить конкурента отказаться от строительства нового завода.

 

       стратегия – порядок действий, то есть план может быть нереализуемым, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае;

     стратегия – позиция в окружающей среде, то есть связь со своим окружением;

           стратегия – перспектива, то есть видение того состояния, к которому надо стремиться.

     По И. Ансоффу стратегия – это набор правил для принятия решений, которыми фирма руководствуется в своей деятельности:

1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе.

2. Правила, по которым осуществляются отношения фирмы с внешней средой.

3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри фирмы.

4. Правила, по которым фирма осуществляет свою текущую деятельность. 

     Стратегия состоит из:

· продуманных целенаправленных действий;

· реакции на непредвиденное развитие событий.

     Стратегия является проактивной (направленной) и вместе с тем реактивной (адаптирующейся).

     Стратегия состоит из следующих элементов:

· Система целей предприятия, в которую входит миссия, общеорганизационные и специфические цели.

· Приоритеты (ведущие правила) распределения ресурсов между отдельными подразделениями.

· Правила осуществления управленческой деятельности (например, оценки работы организации, регламентации внутренних отношений и др.).

     Отличительные особенности стратегии:

· комплексный характер;

· практическая направленность;

· ориентация на использование преимуществ фирмы.

     Факторы, определяющие стратегию:

1. Миссия предприятия. С изменением миссии должна меняться и обновляться также и стратегия.

2. Конкурентные преимущества, которыми владеет предприятие в сравнении с конкурентами (высокое качество товара, удобное географическое положение и др.) Конкурентные преимущества любого типа обеспечивают более высокую эффективность использования ресурсов. Под нажимом конкурентов конкурентные преимущества предприятия исчезают. Постоянно существует потребность в поиске новых конкурентных преимуществ.

3. Характер продукции, которая выпускается (реализуется), особенности ее сбыта, послепродажного обслуживания, рынки и их границы. Стратегия производства молока не может быть такой же, как и персональных компьютеров, хотя бы уже потому, что первая ориентирована на сравнительно небольшой регион, а вторая – на весь мир.

4. Организационные факторы: гибкость внутренней структуры фирмы, системы управления и др.

5. Экономический потенциал предприятия (материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы). Чем больше потенциал предприятия, тем масштабнее могут быть предпринимательские проекты, которые реализуются в соответствии со стратегией.

6. Творческий потенциал персонала (нацеленность на усовершенствование деятельности предприятия). Опытный персонал может осуществлять более новаторскую и смелую стратегию, которая интегрирует последние достижения науки и практики.

Стратегия предприятия должна отвечать следующим требованиям:

· содержать ясные целые, достижение которых является решающим для общего дела;

· концентрировать главные усилия в нужное время в нужном месте;

· предусматривать такую гибкость поведения, чтобы использовать минимум ресурсов для достижения максимального результата;

· обеспечивать скоординированное руководство;

· предполагать корректный порядок действий.

     Критерии потенциально эффективной стратегии :

1. Ментальная правильность стратегии. Предполагает знание и понимание абсолютных полюсов эффективной стратегии: предельная рациональность и абсолютная иррациональность.

2. Ситуационность . Эффективная стратегия всегда интегрирует характерные особенности именно данной конкретной ситуации в ключевые факторы будущего успеха предприятия.

3. Уникальность стратегии. Для достижения будущего бизнеса-успеха в стратегию должны быть заложены некоторые сильные содержательные моменты, которые делают ее отличной от стратегий конкурентов.

Осознанный подход к стратегической уникальности означает целевой поиск возможностей своего будущего бизнеса-успеха там, где его еще не увидели конкуренты.

4. Будущая неопределенность как стратегическая возможность. Эффективная стратегия должна быть способна превращать изменения внешнего окружения предприятия в ее стратегические конкурентные преимущества.

5. Гибкая адекватность. Для того, чтобы реализовывать новые возможности, которые несут в себе изменения внешней среды предприятия, его собственные стратегические изменения должны быть адекватными внешним изменениям.

Все обозначенные критерии не являются альтернативными, а, наоборот, взаимодополняющими и взаимоусиливающими.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 196.