Период становления рыночной экономики сопровождается коренными изменениями в характере и условиях функционирования предприятий. Основной задачей менеджмента становится адаптация к внешней среде, которая обуславливает необходимость перехода к новой базовой концепции управления – концепции стратегического менеджмента. Условия неопределенности и риска, обусловленные изменчивостью внешней среды, организационная неподготовленность к ним предприятий, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, новизна задач, которые решаются предприятием, привели к повышению значимости стратегического управления и необходимость его использования отечественными предприятиями.
Использование принципов стратегического менеджмента позволит своевременно оценивать рыночную ситуацию, ее возможные последствия, принимать меры относительно контроля ситуации, своевременно корректировать разработанную систему стратегий предприятия.
Концепция стратегического менеджмента основана на системном и ситуационном подходах к управлению и составляет современную управленческую философию. Предприятие при этом рассматривается как «открытая система»; главные предпосылки успеха деятельности отыскиваются не внутри фирмы, а вне ее, т.е. успех связывается с тем, насколько удачно фирма приспосабливается к внешнему окружению.
Развитие элементов стратегического управления и становление так называемого «стратегического стиля управления» в нашей стране непосредственно связано с переходом от централизованного управления к рыночной экономике. Практически полная самостоятельность в принятии долгосрочных решений до сих пор ставит многих руководителей в тупик, что усугубляется такими процессами, как разрыв хозяйственных связей, невыполнение договорных обязательств, снижение инновационной активности.
Функционирование торговых предприятий Украины в нестабильных условиях формирования рыночной экономики требует своевременной адаптации к изменениям внешней среды, которая в свою очередь обусловливает необходимость использования стратегического управления. Однако этот процесс сталкивается с рядом проблем:
Проблема организации стратегического управления в предприятиях. Практические ни на одном отечественном предприятии в нынешнее время нет целостных систем стратегического управления, отработанных технологических схем разработки, реализации и контроля стратегических планов, хотя как показывают исследование, многие руководители предприятий и высший управленческий персонал осознают необходимость таких систем.
Решение данной проблемы предполагает:
· преодоление психологического барьера руководителями и специалистами о возможности и необходимости использования стратегического управления в деятельности предприятия;
· повышение профессиональной компетенции менеджеров в области стратегического управления;
· обеспечение соответствия организационной структуры предприятия его стратегии развития;
· изменение методов и подходов планирования деятельности.
Проблема информационного обеспечения, которая возникает у предприятий в связи с маленькой доступностью для коммерческих рабочих информации о состоянии факторов внешнего окружения. Существующие информационные системы обеспечивают руководителей предприятий, в основном, информацией, которая ориентируется на внутреннюю среду – технологию, организацию производства, финансово-экономические показатели. Информация о внешней среде носит фрагментарный, несистемный характер. Стратегическая деятельность требует надежного информационного обеспечения путем создания информационной системы стратегического управления. Для этого необходимо:
· определить тип и объем необходимой для стратегической деятельности информации;
· разработать эффективную систему сбора, обработки, использования и сохранения информации;
· создать условия для эффективного использования необходимой информации при принятии стратегических решений.
Процесс становления системы стратегического управления в Украине должен осуществляться поэтапно. На первом этапе необходимо:
· четкое установление ориентиров деятельности;
· определение новых установок персонала;
· установление новой управленческой культуры;
· использование отдельных элементов стратегического управления.
На втором этапе необходимо комплексное использование стратегического подхода к управлению, что обеспечит гибкую реакцию на изменения во внешней среде. Для этого целесообразно в организационную структуру управления предприятием ввести отдел стратегического развития.
2. Предмет, цель, задачи и содержание дисциплины «Стратегический менеджмент»
Изучение дисциплины «Стратегический менеджмент» обусловлено повышением значимости фундаментальной подготовки менеджеров и экономистов в условиях рынка. Дисциплина стратегический менеджмент связана с такими общенаучными и специальными дисциплинами как «Экономический анализ», «Экономика предприятия», «Маркетинг предприятия», «Менеджмент», «Маркетинговые исследования», «Стратегический маркетинг».
Предметом дисциплины «Стратегический менеджмент» является изучение теоретических и методических основ стратегического управления, средств и приемов стратегического анализа, методики разработки портфеля стратегий предприятия.
Объект стратегического управления – фирма как открытая система – сложная, динамическая, развивающаяся система, изменяющая во времени и пространстве свои параметры, подверженная воздействию со стороны внешней среды и оказывающая влияние на эту среду посредством принципа обратной связи.
Цель дисциплины – формирование у будущих специалистов современного научного мировоззрения и системы специальных знаний в области теории, методологии стратегического управления, приобретение навыков использования в практике деятельности предприятий элементов и способов стратегического управления, осуществление конкретной исследовательской деятельности предприятия на основе стратегического управления.
Задачи дисциплины:
· обучение конкретным приемам управления в условиях неопределенности внешней среды;
· овладение базовыми стратегическими подходами для выбора стратегических направлений развития;
· овладение инструментами стратегического анализа для определения позиций предприятия на рынке и выявления конкурентных преимуществ предприятия;
· освоение техники проведения SWOT-анализа и методики разработки стратегического набора предприятия;
· обучение конкретным приемам разработки набора стратегий для предприятия.
Стратегическое управление опирается на следующие методы:
· метод системного подхода;
· методы стратегической диагностики;
· методы экспертных оценок;
· методы стратегического анализа;
· методы экономической и математической статистики.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Раскройте актуальность и необходимость использования стратегического управления отечественными предприятиями на современном этапе.
2. Какие проблемы характерны для большинства предприятий при внедрении стратегического управления?
ТЕМА 2. Стратегическое управление: концептуальные основы и необходимость использования на современном этапе
1. Сущность, предпосылки и эволюция системы стратегического управления.
2. Модели стратегического управления и их характеристика.
3. Особенности системы стратегического управления в зарубежных фирмах.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 198.