Космизм как особая мировоззренческая направленность различных сфер культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Характерной чертой каждого культурного человека является определённое представление о его взаимосвязи с Космосом. Оно жизненно необходимо для нормального функционирования различных областей общественного организма, включая экономику, политику, управление, культуру, образование. Знания о единстве человека и Вселенной всё шире используются в естествознании, обществознании, науках о мышлении и науках о технике. Логика развития познания подвела нас к понятию космизма. И хотя объём и содержание этого термина является весьма расплывчатым, он довольно точно воспроизводит ведущий вектор современной универсальной картины мира. Начиная со школы, лицея, гимназии, колледжа люди пытаются понять: Как устроен мир? Что лежит в его основе? Почему в мироздании есть место человеку? Является ли разумное существо проявлением мировой души или оно есть продукт развития косной материи?

В философской научной литературе, в университетских аудиториях и средствах массовой информации обсуждаются вопросы смысла жизни и предназначения человека, его возможностей и резервов, перспектив развития и взаимосвязи с разумом внеземных цивилизаций.

Ответ на фундаментальные вопросы человеческого бытия в готовом виде не содержится ни в религии, ни в философии, ни в науке о строении и развитии космических тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом, ни в науке о строении и законах движения микрочастиц, рождающихся из физического вакуума, ни в науке о психических процессах, протекаемых во внутреннем мире человека.

Осознание единства мира и человека предполагает живую, напряжённую, драматическую работу души, итогом которой является определённая система знаний о человеческом измерении Космоса и вселенских масштабах человека.

В настоящее время она представляет собой сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания, которое в значительной мере определяет направление деятельности и отношение к природе и к общественной жизни отдельного человека, социальной группы и общества в целом.

В самых разных сферах духовной культуры – в мифологии и религии, в философии и науке, в искусстве и литературе, в моральных и эстетических воззрениях человек имеет возможность осознавать себя целостностью особого рода, сопоставимым с самой Вселенной бытиём. В культуре человечества есть всё необходимое для того, чтобы, направляя сознание во вне, формируя ту или иную картину мира, человек познавал самого себя, свою сущность, место и предназначение в Космосе и, сосредоточившись на этом, создавая адекватное представление о себе, возвращался к истокам, обнаруживал в глубине своей психики головокружительные вселенские масштабы.

По-видимому, человеческой душе изначально присуще свойство «замыкать» на себя внешний мир, На самой ранней стадии общественного развития оно выражалось в неопределённом ощущении, сопереживании её слитности с мировым началом, генетического родства с разумом Мироздания. По мере развития культуры оно постепенно превращалось в главный факт самосознания, который в концентрированном виде выражен в идее единства мира и человека. Вокруг этой идеи наслаивались знания, убеждения, верования, стремления, настроения, ценности, нормы, идеалы, надежды и т.д., образуя, таким образом, специфическое, интегральное умонастроение, которое в ХХ веке получило название космизма.

Космизм раскрывает целостность человека и мира с разных сторон. С познавательной стороны она представлена в обыденных, теоретических, научных, философских и т.д. знаниях, которые обобщают и систематизируют достижения индивидуального и общественного познания в ту или иную эпоху. Например, интеллектуальное поле античной картины мира выражалось в стремлении понять сущность природы, космоса, мира в целом. В высшем своём напряжении человеческий дух дошёл до понимания того, что он есть мера всех вещей и что внешнее не может быть исчерпывающим образом познано без осмысления внутреннего. Отсюда вытекает настойчивое требование Сократа: «Познай самого себя».

С эмоционально-психологической стороны достигнутые сознанием горизонты уходящего в бесконечность единства мира и человека выражаются в соответствующих настроениях, чувствах, эмоциях и т.д. Знания о вселенских масштабах человека, о сопоставимости его с Космосом не могут быть нейтральными, бесстрастными. Ведь их первоначальное появление вызвано не столько хладнокровной работой интеллекта, сколько напряжённой, трепетной деятельностью глубинных сфер человеческого духа. Осознавая своё величие и масштабы, он испытывает удивление, благоговение, восхищение, радость, счастье, удовлетворение. Целый спектр светлых эмоций космизма создаёт необходимые предпосылки для развития сущностных сил человека

В их лучах человеческие цели, идеалы, убеждения, верования, действия и иные ценностно-нормативные элементы мировоззрения приобретают свой испытанный смысл. Представления о добре и зле, счастье и несчастье, предназначении человека и смысле жизни, рождении и смерти увязываются космизмом в тугой узел с судьбой планеты и мира в целом.

По мере ускорения социального и научно-технического прогресса космизм становится всё более обоснованной и плодотворной научной концепцией. В ней человек предстаёт как продукт глобальной космической эволюции, как существо, жизнь и разум которого обусловлены структурной организацией мироздания. Парадоксальные, обескураживающие открытия в различных областях науки указывают на то, что Вселенная ориентирована в своём устройстве на человека. Значит, жизнь и разум человека выражают самую глубокую, сакральную сущность мироздания. Через человека пролегает основная линия мирового творческого процесса. Своим разумом и жизнью люди сопричастны к созидательной деятельности природы.

В настоящее время это выражается в перспективных социально-космических и планетарно-гуманистических целях, которые ориентируют жизненную стратегию человечества на охрану Земли, небесного и космического пространства, создание необходимых условий раскрепощения вселенских энергий и сил уникального разумного существа – человека. Появление прорывных космических технологий, связанных с энергоинформатикой, резонансным взаимодействием, индивидуальным и комбинаторно-полевым проявлением мышления знаменует выход человечества за рамки технократической цивилизации, низводящей человека до явления технологических циклов и элемента социальных систем. Бурное развитие космизма в ХХ веке свидетельствует о становлении новой гуманистической культуры, возводящей личность в ранг вселенского существа.

Сегодня, как никогда ранее, человек сосредоточенно вглядывается в своё сознание и не без радостного изумления и даже восхищения обнаруживает свою принадлежность к Космосу не только телом, но и душой. Исследования в области биологии, психологии, синергетики, информатики и т.д. заставили по-новому рассмотреть вопрос о сущности сознания. Всё большее число учёных склоняется к мысли о том, что, наращивая знания вширь и вглубь, человеческий интеллект начинает постигать мир в таких его срезах, которые были описаны в умозрительных учениях Платона, Аристотеля, Спинозы, Лейбница, Гегеля и других мыслителей.

Поиск фундаментальных связей человека и Вселенной всегда осуществлялся на генеральном направлении развития философии – на пути объяснения природы сознания, сущности духа.

История философии свидетельствует о том, что уровень понимания тождества человека и мира находится в строгом соответствии со взглядами на сознание. Если сознание мыслится как свойство высокоорганизованной материи, как идеальное отражение, характерное лишь для общественно развитого человека, то единство человека и Вселенной признаётся преимущественно с внешней вещественно-энергетической, телесной стороны. При таком подходе в природе есть лишь предпосылки возникновения сознания, но никак не феномен, подобный человеческому духу. Если же дух, сознание человека, рассматривается как проявление и выражение мировой духовной субстанции, то человек теряет свою локальность, ограниченность определёнными пространственно-временными рамками. Он осознаётся не элементом, не частью бесконечного мира, а его аспектом, неотъемлемым, необходимым атрибутом бытия.

Космизм не следует смешивать с философией, религией, наукой и другими формами общественного сознания. Но в той или иной форме он присутствует в любой мировоззренческой схеме. Любая совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о возникновении человека и его положении в мире и т.д. может быть отнесена к космизму, если она решается под углом зрения единства человека и Вселенной. Поэтому можно сказать, что космизм – это система общих мировоззренческих взглядов на единство человека и мира, осознание человеком своего вселенского бытия. Космизм – это определённая ориентация мировоззрения, его направленность на выяснение различных форм отношения человека к миру и к самому себе.

В наиболее полном виде космизм выражен в философии, где он выступает в форме самосознания, стремления теоретически описать и обосновать смысл жизни и разума. Один из самых выдающихся русских космистов В.И. Вернадский очень точно подметил: «Как часть планетного земного живого вещества мы инстинктивно и бессознательно ярко чувствуем загадку жизни – своего существования и существования жизни. Я бы сказал, что это самое глубокое проявление самосознания, когда мыслящий человек пытается определить своё место не только на нашей планете, но и в Космосе» (2). В этом положении чётко выражена специфика космизма как формы универсального теоретического самопознания.

Космизм – это форма самосознания человека в таких его всеобщих измерениях, которые позволяют раскрывать плоть и дух человека за пределами их индивидуального и социального бытия.

При всей многоплановости и даже противоречивости космизма, при различии подходов к решению проблемы единства мира и человека, именно космизм даёт возможность осознать самые глубокие и сокровенные истоки человеческого бытия, понять его направленность и характер и сформулировать на этой основе адекватный космическим законам образ жизни. Космизм как целостное самосознание даёт мировоззренческую опору для решения таких важнейших философских проблем как активная творческая эволюция, космическая этика, Жизнь, смерть, бессмертие человека и т.д.

Каждый человек, каждое новое поколение людей в своей жизни вынуждены снова и снова обращаться к этим проблемам, искать свои решения. Поэтому всякий раз космизм предстаёт перед людьми в своеобразных, неповторимых формах, определяемых как особенностями индивидуального трансперсонального опыта своих непосредственных творцов, так и прихотливым течением различных ветвей культуры. Время больших перемен, в которое нам доводится жить, накладывает свой неизгладимый отпечаток на социально-космические и планетарно-космические вопросы нашего бытия. Сегодня они не являются чем-то безразличным и внешним для живущих на Земле людей, они затрагивают самую суть их бытия. Таким образом, космизм как сложное мировоззренческое образование с самого начала своего существования имеет духовно-практическую направленность. Проблема единства мира и человека ставится не отвлечённо. Её решение всегда сопряжено с уяснением места человека в этом мире. История свидетельствует, что на заре человеческой цивилизации объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных явлений и человека служили для формирования определённых социальных установок, для выработки соответствующего образа жизни. Постоянное обращение человека к смысложизненным проблемам, стремление познать окружающий мир позволило человеку открыть своё собственное сознание, свою психику. Именно с этого начинаются такие догадки, прозрения и интуиции, которые в конце Х1Х начала ХХ века составили основное содержание русского космизма.  

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 229.