Основной вопрос философии в современных условиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основным вопросом философии всегда был человек. Это связано с тем, что человек находится на главном направлении мировоззренческих поисков. Какую проблему философии мы ни возьмем - будь то проблема мира, общества, познания, политики, или войны, творчества и т.д. - всегда и везде речь идет о каких-то аспектах человеческого бытия.

В каждую историческую эпоху предлагалась своя специфическая модель человека, его места и роли в мире. И через призму этой модели рассматривались самые актуальные проблемы. Не является исключением в этом отношении и наше время. Все происходящие в России коллизии необходимо рассматривать не через призму безликой экономики, политики, идеологии или даже нравственности, а с точки зрения вполне конкретного типа личности. Каковы духовно-интеллектуальные параметры личности, таковы экономика, политика и право, т.е. таково общество в целом.

Еще греки поняли, что философствовать человек может только с познания самого себя. Не случайно на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах была высечена надпись: "Познай самого себя". В этом требовании заключен глубокий философский смысл. Постичь Вселенную в ее целостности человек может только познавая свое собственное бытие: сформированные в процессе эволюции и закодированные в генотипе естественные свойства и возможности, сложившиеся под влиянием культуры способы самовыражения и самореализации.

В акте познания бытие познает не кто-то противостоящий ему, а само бытие в лице человека постигает себя и таким образом совершенствуется. Человек в ходе познания не только развивается сам, но и очеловечивает природу, вносит в нее принципиально новое начало. Иначе и быть не может. Ведь человек не отделим не только от сферы обитания и сферы своего мышления, но и является неотделимым элементом всего космического плана и сознания". Поэтому проблема человека не находится в одном ряду с многочисленными философскими вопросами, а составляет некий стержень любого философского размышления. Может быть, это не столько самостоятельный вопрос, сколько генеральная ориентированность философской мысли, смысловая ее направленность.

Философское познание в своей глубокой сущности есть самопознание человека. Все выдающиеся философы - Платон, Плотин, Августин, Беме, Паскаль, Шеллер и др. раскрывали человека через себя, через свой духовный мир. В самопознании человек раскрывается иначе, чем в познании других людей, а пути самопознания иные. Познавая других, философ имеет дело с внешним проявлением духовного мира, он не открывается ему как целое, а следовательно, не постигается его смысл. Самопознание есть окно в иной, нефизический мир Высших Духовных Сил. Высшие Иерархии Космоса раскрываются только в человеке и через человека, в его духовной жизни и духовном опыте. Познавая себя, человек уясняет, откуда он появился, куда идет, каково его предназначение в этом мире, каков смысл жизни. Проблемы путей достижения истинного знания, природы нравственного долга, счастья, свободы всегда стояли в различных философских учениях на первом месте.

Философия, в отличие от науки, ищет конечную цель человеческого бытия, конечный смысл, который охватывал бы собой все другие выдвигаемые жизнью вопросы. Поскольку вопрос о смысле жизни неразрывно связан с целой серией вопросов, имеющих отношение к высшим мирам, постольку признающая лишь видимый физический мир наука не может объяснить явления, требующие иных методов познания. Выяснение исходных и самых общих предпосылок человеческого существования - дело философии. В свое время И. Кант сформулировал три вопроса, имеющих, по его мнению, принципиальное значение для философии в самом высоком ее значении: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? (Кант И. Соч. в 6-ти т. М., 1964. т.3. С.661).

Первый вопрос, с которого начинается философское познание и который заявляет о себе особенно настойчиво сегодня: что собой представляю? По сути, он равнозначен вопросу: что мы знаем о человеке? Хотя на вооружении науки находятся сложнейшие методы и средства познания, тайна человека для нее остается закрытой. Но наука – не единственная область культуры, формирующая наше миропонимание.

Философия как универсальное теоретическое познание, по мнению И. Канта, овладевает обширным запасом рациональных знаний и соединяет их в идее целого.

 Значит, философской мысли присуще рассмотрение человека не только в ближнем радиусе его телесной, физической организации, но и в более широком диапазоне с выходом в неведомые, недосягаемые для науки области духовного опыта.

Наука познает Вселенную отрешенно от человека, как бы вне его, философия постигает мир через человека и из человека, в нем же видит разгадку бытия. Для науки бытие есть внешняя природа, для философии бытие есть дух. Наука исследует человека с точки зрения его принадлежности к природе, философия рассматривает его в качестве духовной субстанции. В основании философии лежит предположение, что человек не сводится к видимой части мира, что он есть то загадочное, необъяснимое из мира, существо, через которое только и возможен прорыв к смыслу бытия. Наращивая знания, вширь и вглубь, философия умозрительно постигает человека в таких его срезах, которые даются лишь в духовно-нравственном опыте.

Поэтому интуитивные прозрения присущи только тем мыслителям, которые познают не с помощью ограниченного разума, а целостным духом. Изучение трудов таких выдающихся философов, как Аристотель, Августин, Спиноза, Соловьев, Шеллер и др. говорит о том, что они не только признавали объективную реальность Духовного Начала, но и сами имели творческий опыт взаимодействия с ним. Итогом были интуитивные прозрения, которые нередко опережали развитие науки на много веков.

В философских системах открывалась грандиозная картина мира: внутренняя устремленность Космоса к совершенству, место и роль человека в эволюционном процессе. Была открыта та высшая сила, которая движет мирами. Она же указала мудрецам путь восхождения к вершинам скрытого за миром явлений Космического Разума.

Что же представляет собой этот путь? В поисках ответа на поставленный вопрос лучше всего проанализировать суть познавательного отношения человека к миру и к себе. Прежде всего, необходимо рассмотреть познавательную деятельность на начальном ее этапе, когда органы чувств человека непосредственно соединяют его с окружающим миром. При всей важности прямого контакта человека с миром материальных объектов чувственное познание в традиционном его понимании не может вывести на духовный мир. Более того, и в изучении внешнего мира эта ступень познания имеет ограничения.

Еще английский философ Д. Беркли, а за ним Д. Юм показали, что признав ощущение за единственный источник познания, мы неизбежно приходим к абсурду. В последующем физики экспериментально доказали, что каждое воспринимаемое человеком явление внешнего мира есть одновременно и наше психологическое состояние, то есть за определенным образом может не быть реального предмета.

 Но главный недостаток состоит не в том, что данные органов чувств полны иллюзорности и часто обманывают нас, а в том, что они не позволяют проникнуть вглубь исследуемых предметов. Немецкий философ А. Шопенгауэр правильно отмечал, что: "Извне в существо вещей проникнуть невозможно: как далеко мы ни заходили бы в своем исследовании, в результате окажутся только образы и имена. Мы уподобляемся человеку, который, бродя вокруг замка, тщетно ищет вход и между тем срисовывает фасад" (Цит. по кн.: Мень А. История религий: В поисках Пути, Истины и жизни. В семи томах. Т.I. Истоки религии/М.: СП "Слово", 1991. с.477).

Причем, если бы наши органы чувств были устроены, скажем, так, как у насекомых, то нам бы он представлялся по-другому.

Тогда, может быть, адекватно познавать мир, проникать за непроницаемые для органов чувств барьеры можно с помощью рационального познания? Да, в головокружительном устремлении физико-математической мысли вглубь мировой реальности рациональное познание добилось больших успехов. Сегодня изучаются такие структуры мироздания, которые невозможно наглядно себе представить. По словам английского физика П. Дирака, квантовая теория строится главным образом на таких категориях, которые "не могут быть объяснены с помощью известных понятий и даже не могут быть объяснены адекватно словами вообще" (Дирак П.А. Принципы квантовой механики./Перев. с англ. М., 1960. с.13).

Это означает, что с помощью отвлеченной мысли удалось проникнуть за крепостные стены внешних структур мироздания и соприкоснуться с тонким миром.

Один из создателей квантовой механики, выдающийся немецкий физик В. Гейзенберг считает, что современное развитие физики повернулось от философии Демокрита к философии Платона. По его мнению, открытие все более глубоких структур материи ведет не к мельчайшим частицам, а к математическим объектам, определяемым с помощью их симметрии. Частицы в современной физике представляют собой математические абстракции фундаментальных симметрий. Они есть, в конечном счете, математические формы сложной и абстрактной природы.

Признание объективного существования нефизической идеальной реальности имеет большое значение для исследования парадоксальной сверхрассудочной структуры мира. Казалось бы, рациональное познание дало так много, что можно было бы на этом и остановиться. Но и рациональное, отвлеченное мышление не может дать целостного представления о мире и назначении человека. "Отвлеченное мышление, - пишет В. Соловьев, - есть переходное состояние ума, когда он достаточно силен, чтобы освободиться от исключительной власти чувственного восприятия и отрицательно отнестись к нему, но еще не в состоянии овладеть идеей во всей полноте и цельности ее действительного предметного бытия, внутренне и существенно с ней соединиться, а может только (говоря метафорически) касаться ее поверхности, скользить по ее внешним формам (Соловьев В. Чтения о Богочеловечестве. - Собр. соч. Т.III.С.67).

Следовательно, чтобы построить картину мира, которая по-новому объясняла бы эволюцию природы и развитие человека, их единство, необходимо нечто иное, выходящее за пределы чувственного и рационального познания. Это глубинное, загадочное нечто движется по законам какой-то неведомой для нас логики, в интуициях, в прозрениях, в ясновидениях. Оно не только дополняет чувственное и рациональное познание, но и позволяет проникать в самую сущность познаваемого, как бы сливаться с ним в одно целое и видеть его "изнутри". Только на этом пути есть возможность изучения многомерной человеческой души.

Исходным пунктом "третьего пути познания" является самопознание. Высшая духовная реальность открывается в акте живого личного самосозерцания. О существовании Высших Духовных Сил человек узнает не через органы чувств и не через логические операции. Они заявляют нам о себе без помощи признаков, которые характерны для внешнего мира. Однако реальность их настолько бесспорна, что нет ни одного народа, который не признавал бы цель, смысл, разумное начало мира. И уверенность эта оформилась, с одной стороны, в вере в Бога, а с другой - в философском обосновании Абсолюта. Причем и религия, и философия органически увязывают проблему человека с Высшей Реальностью.

В изучении человека чувственное и рациональное также бессильны, как и в познании Высших Духовных Сил. Они расчленяют личность на множество состояний и аспектов, будучи не способными "схватить" целостный духовный мир, который ускользает от научного анализа. И это неудивительно. Сознание невозможно описать и объяснить так, как, например, тело. "Природа сознания, его свойства не могут быть описаны; чтобы понять его, как и все психическое, необходимо непосредственно пережить его" (Эйлер Р. Сознание и бытие. - "Новые идеи в философии". 1913. В.5. с.133).

Легче представить гипотетический кварк, чем в логических категориях описать свойства сознания, которое открывается лишь в непосредственном акте интуиции.

Через интуицию мы выходим за пределы физической реальности и приближаемся к тайне мироздания. И происходит это благодаря тому, что мы обладаем не только чувствами и разумом, но и особыми органами внутреннего постижения, с помощью которых раскрываем сущность бытия. Внутри нас находится целый ряд центров сознания, каждым из которых можно воспринимать мир в зависимости от уровня нашего развития. Интуиция - более полное и глубокое восприятие мира, чем чувственное и логическое познание. Она проявляется не только при познании духовной реальности, но и при познании физических предметов и процессов.

Многие научные открытия явились ученым как мгновенные интуитивные прозрения, которые лишь впоследствии приобрели вид стройной аргументации. "Интуиция, вдохновение, - утверждал В.И. Вернадский, - основа величайших научных открытий, в дальнейшем опирающихся на факты и идущих строго логическим путем, не вызываются ни научной, ни логической мыслью и не связаны со словом и понятием в своем генезисе" (Вернадский В.И. Размышления натуралиста. - "Природа". 1973. N 6, с.30).

Это смелое предположение, сделанное одним из самых философских умов среди русских ученых нашего века, получает сегодня подтверждение. Представители творческих профессий - изобретатели, ученые, писатели - много раз отмечали, что ответственейшие этапы их деятельности носят интуитивный характер, не контролируются сознанием и волей. Из 232 опрошенных психологами ученых 182 сообщили, что решение научной проблемы пришло к ним внезапно, а не в результате строго логической цепи рассуждений (Симонов П.В. Мозг и творчество//Вопросы философии. 1992. N 11. С.5).

Интуиция присуща всем видам духовного творчества. Она спонтанно проявляется в напряженной духовной жизни. Концентрация внимания на каком-то предмете или процессе в конечном итоге настраивает человеческое существо на необходимую мысль, которая приходит извне в виде научной идеи, или художественного образа. Часто у писателя возникает ощущение какой-то внешней силы, управляющей его творческой работой. "Я бы сказал, - признается писатель Грэм Грин, - что главные герои выходят из глубин нашего подсознания: когда мы пишем, оно управляет творчеством, помогает нам. И эти герои могут взять под свой контроль книгу, забрать ее из рук автора. Возможно, лишь в финальных главах проясняется причина, по которой то-то было сказано и сделано вашими персонажами" (Грин Г. Литературная газета. 26 ноября 1987. с.15).

Но интуиция связана не только с подсознанием. В высших своих проявлениях она выражается через сверхсознание. Главная особенность интуитивного канала познания заключается в том, что он связывает человека с Разумом Вселенной, возбуждает в познающем чувство сопричастия с Его творческой деятельностью. Естественно, что этот путь познания был замечен и высоко оценен в философии.

Анализ философских трудов убеждает в том, что интуитивный канал информации давно использовался для познания фундаментальных основ мироздания. Священные книги разных народов содержат в себе сведения о Высшем Духовном Мире. Религиозное откровение имманентно философскому познанию. Конечно, философия не есть откровение, которое не оставляет места для интерпретации полученной информации, она есть свободная реакция человека на откровение, попытка осмыслить его в терминах человеческого бытия. В основе философского познания лежит органически связанный с интуицией опыт духовной жизни.

Поскольку вне этого опыта не может быть целостного представления о человеке, постольку интуиция как способ познания многомерности человеческого бытия, как неотъемлемая сторона основного вопроса философии всегда была в центре внимания мыслителей. Многие философы считали интуитивное знание результатом непосредственного соприкосновения человека с Высшим Разумом Вселенной. Поэтому это знание вполне достоверно объясняет то, что неподвластно разуму.

Р. Декарт, указывая на ограниченность рационального знания, отмечал: "Надлежит, отбросив все узы силлогизмов, вполне довериться интуиции как единственно остающемуся у нас пути" (Декарт Р. Избр. произв. М., 1975. С.137).

 Другие мыслители также указывали на высокие достоинства интуиции. В частности, Лейбниц называл ее "самым совершенным знанием"; Фихте видел в ней прямой путь к познанию "Я"; Шеллинг считал, что с ее помощью преодолевается пропасть, разделяющая субъект и объект.

Стремительное продвижение мысли человека вглубь мировой реальности, начавшееся в конце XIX начале XX века, наглядно показало ограниченность рациональной логики, которую один из наиболее оригинальных философов первой трети нашего столетия французский мыслитель Анри Бергсон назвал "логикой твердых тел". Обосновывая новую логику, А. Бергсон создал одну из современных форм интуитивизма. По определению А. Бергсона, интуиция есть род интеллектуальной симпатии ("сочувствия", "сопереживания"), путем которой человек переносится "внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в нем единственного и, следовательно, невыразимого" (Бергсон А. Собр. соч. Т.5 II ч., 1914. С.6).

Учение интуитивизма не остановилось на Бергсоне. Оно продолжало развиваться и совершенствоваться. Особенности внелогических форм познания раскрываются в трудах Э. Гуссерля, Э. Леруа, О. Шпенглера и др.

Большой вклад в развитие интуитивизма внесли русские философы. Наиболее четкое представление о характерных особенностях интуитивизма отечественных мыслителей сформулировал Н.О. Лосский. Он отмечал: "В философии распространена склонность совершенно отождествлять разум со способностью познания в ее высших обнаружениях. Хотя это и неправильно, это вполне понятно, во-первых, потому что знание есть одно из могущественных оружий разума, при осуществлении его целей, и во-вторых, потому что высшие формы знания с наибольшей очевидностью опираются на то свойство мира, которое лежит также и в основе разума. Это свойство мира есть совершенное единство его, благодаря которому возможно и то, чтобы индивидуум ставил мировые цели и то, чтобы он интуитивно усматривал содержание не только своей, но всякой другой жизни в мире. Это единство возможно не иначе как в том случае, если в основе мира лежит сверхиндивидуальный мировой разум, координирующий друг другу все стороны мировой жизни.

Сформулированная здесь мысль о том, что обусловленная мировым единством интуиция является своеобразным прямым каналом, соединяющим человеческое сознание со сверхиндивидуальным мировым разумом, имеет большое методологическое значение для реализации программы раскрытия и совершенствования интеллектуальных способностей людей.

Во-первых, эта программа базируется на многовековой традиции спонтанного проявления интуиции в различных областях культуры. В этом отношении она имеет надежное эмпирическое обоснование в виде плодотворных открытий в науке, выдающихся достижений в художественном творчестве, поразительных откровений в религии и смелых прорывов в невидимый мир в философии.

Во-вторых, блестящие результаты искусственного ввода людей в энергоинформационные потоки Космоса свидетельствуют о возможности целенаправленного взаимодействия человека с Мировым разумом. Это открытие поистине эпохальное. Если случайные контакты человеческого сознания и Мировой Души позволили продвинуть цивилизацию до нынешнего состояния, то сознательно спланированные поистине могут поднять ее до необозримых высот.

В-третьих, проведенный анализ основного вопроса философии убеждает в его огромном значении для развития ноокосмологии, которая включает в себя проблемы информационного обмена человека с внешней средой Земли и Космоса. Развитие этой области исследований напрямую связано со сложившейся в лоне философии концепцией целостного человека - уникального феномена Вселенной и интуитивным способом его самопознания. Только на этом пути возможно создание непротиворечивой теории энергоинформационного обмена, в которой человек и Вселенная слиты воедино.

В-четвертых, полученные в процессе общения с Космосом знания свидетельствуют о том, что объективной основой многомерной картины мироздания выступает невидимый с помощью обычных органов чувств и необъяснимый с позиций разума особый духовный мир. Следовательно, сформированная в течение тысячелетий философией модель человека – Вселенной имеет объективную основу. В настоящее время есть все основания полагать, что формирование объемного целостного мировоззрения, осуществляемого в русле становления идей ноокосмологии, является отправной точкой формирования новой модели Вселенной и человека. Она в своей совокупности образует основу понятийного каркаса развития личности человека, полного раскрытия его природных способностей и духовно-нравственных качеств.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 216.