Некоторые подходы к определению места и роли человека во Вселенной в классической и неклассической философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Философия ноокосмологии, с одной стороны, прочно базируется на доминирующем в истории философии мировоззрении, центральным элементом которого является идея Высшего Разума, духовного мира и органически связанного с ним человека, а с другой стороны, выступает закономерным развитием этих идей в современных условиях. В известном смысле все предыдущие религиозно-философские учения подготовили теоретическую платформу формирования научнообоснованной концепции взаимосвязи человека с разумным Космосом, а спонтанный опыт пророков, святых, творческая интуиция мыслителей, художников и ученых создали научные предпосылки практического ввода людей в энергоинформационные потоки Космоса.

Анализ основных философских систем убеждает в том, что с глубокой древности до сегодняшнего дня наибольший вклад в формирование эволюционирующего человечества вносили те мыслители, которые с помощью интуитивных знаний описывали внутренний невидимый духовный мир.

Одним из таких мудрецов был выдающийся немецкий философ и ученый Иммануил Кант. Глубокий переворот в философии, совершенный Кантом, заключается в том. что он впервые попытался научно обосновать возможности и границы человеческого разума.

Согласно И. Канту существует два основных ствола человеческого познания, вырастающих из одного общего неизвестного нам корня: а именно чувственность и рассудок. Посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся. В ходе познания человек приобретает такие априорные (доопытные) знания, которые никак нельзя вывести из непосредственного взаимодействия человека с окружающей его физической реальностью. Причем эти априорные представления, невыводимые из опыта, имеют решающее значение в жизнедеятельности человека. К ним относятся, прежде всего, идеи метафизики (Бог, свобода, бессмертие), положения математики, а сегодня мы можем сказать - представление физики высоких энергий внешнего мира, в их взаимосвязи и взаимообусловленности лежит идея мира, космоса в целом.

Осознание высшего единства возможно только в самосознании. Абсолютное безусловное знание возможно только через формулу "Я мыслю". Когда мы стремимся постигнуть абсолютное начало всех явлений, наш разум восходит к идее Бога. Когда мы ищем последний источник всех явлений внутреннего мира, мы приходим к идее Души.

Как видим, И. Кант четко разграничивает видимый физический мир, в котором господствует необходимость, причинно-следственная связь и потусторонний духовный мир свободы. Познание опытного мира физических вещей осуществляется с помощью рассудка и разума. Что касается умопостигаемого мира "вещей в себе", то он открывается только разумной воле, или практическому разуму. Основной закон, открытый с помощью практического разума, выражен в категорическом императиве: поступки человека должны быть такими, чтобы максимум его воли, нормы поведения всегда могли быть принципом всеобщего законодательства. Говоря иными словами, человек должен жить в соответствии с общечеловеческими нормами. Важно, что обоснование данного закона И. Кант осуществляет с помощью основных постулатов духовного мира: свободы, воли, бессмертия, души, Высшего Разумного Начала, а, следовательно, возможности посмертного воздаяния и верховной причины - "высшего блага", т.е. Бога (. Кант И. Соч. в 6-ти т., т.4, с.347).

 

Таким образом, человек принадлежит к двум мирам: чувственно-воспринимаемому, где он подчинен законам природы, и умопостигаемому, в котором он свободно подчиняет себя нравственному закону, т.е. закону разума. В природном мире человек руководствуется принципом: никакое явление не может быть причиной самого себя, оно всегда имеет свою причину в другом явлении.

Принцип мира свободы гласит: разумное существо есть цель сама по себе, к нему нельзя относиться лишь как к средству для чего-то другого. Принадлежность человека умопостигающему миру делает его миром самосущих автономных монад, миром целевых причин, совокупностью" разумных существ как вещей самих по себе" (Кант И. Соч. в 6-ти т., т.4,.304, с.414).

Открывающееся практическому разуму знание умопостигаемого мира - есть знание особого рода. В концентрированном виде оно отражено в категорическом императиве, суть которого сводится к тому, чтобы не превращать другое разумное существо в средство для реализации своих целей. "Во всем сотворенном, - утверждает И. Кант, - все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе" Кант И. Соч. в 6-ти т., т.4,. с.415).

Указав человеческому рассудку его пределы, отвергнув притязания науки на постижение вещей самих по себе, Кант, по его словам, ограничивал знание, чтобы дать место вере. Именно вера в Бога, бессмертие души, свободу составляет основание человека как нравственного существа. В таком человеке несовместимы добродетель и счастье, так как исполнение нравственного долга требует преодоления чувственных наклонностей, вожделений и удовольствий.

Различные аспекты духовного мира представлены в философских взглядах других немецких мыслителей XYIII-XIX веков. Характерной особенностью немецкого суперинтеллектуализма является признание непосредственной прямой взаимосвязи между духовным миром человека и духовной реальностью Космоса, а также возможности непосредственного общения человека с Высшим Разумом. Ф. Шиллинг, например, прямо указывает на возможность интеллектуальной интуиции, непосредственной связи с Абсолютом. Духовным смыслом человека является постижение бесконечного и вечного Вселенского Ума, как всепроникающей Причины. Поскольку Абсолют в процессе саморазвития находится под действием ритма или закона, то возможно и опосредованное его познание через науку. Причем в немецкой классической философии наука не противопоставляется другим формам сознания, в том числе и донаучным. Более того, она рассматривается как развитие донаучных мифологических представлений, которые представляются не как предрассудки, а как определенный этап в развертывании человеческого духа.

Особенно сильно идея развития, развертывания человеческого Духа разработана в трудах Ф. Гегеля. Он с большой логической убедительностью показывает, как из "ничего" получается все. С точки зрения современной физики понятие "ничто" есть эквивалент физического вакуума - особого состояния материи, в котором в свернутом виде содержится все. Ничто (физический вакуум) есть возможность всего. Ничто - это небытие бытия, которое согласно современной космологии представляет собой некую сингулярную точку, рубеж, с которого началось развертывание нашей Вселенной.

Гегель поднял логику до высоты Абсолютной идеи (Бога), которую он рассматривал как процесс бесконечного развития. Само развитие он понимал как последовательное, никогда не кончающееся течение Божественного Сознания из самого себя.

В этом смысле развитие есть незыблемый и основной закон Мироздания. Все другие законы есть, по сути, правила, механизмы, формы, виды и т.д., контролирующие процесс самосовершенствования Высшего Разума.

Однако в немецкой классической философии акцент делался на Высший Разум, оставляя человеческий дух в его тени. И это далеко не всех мыслителей удовлетворяло. В 19 веке начался антропологический поворот к человеку, сравнимый с ориентацией философии в эпоху Возрождения и на заре Нового времени. Ряд мыслителей, и прежде всего датский философ Серен Кьеркегор главным пунктом размежевания с философией прошлого сделали вопрос о человеке. С. Кьеркегор обвинил классическую философию в том, что вопрос о человеке она решает слишком отвлеченно. Многие философы, по Кьеркегору, рассматривают человека через призму истины, прогресса, материи, духа, Бога. При этом теряется самое существенное, то, что составляет основу личности - ее экзистенцию, т.е. центральное ядро человеческого "Я", неповторимость бытия личности в мире. Необходимо "вглядываться","вчувствоваться" в человеческую жизнь так, чтобы понять механизм определения индивидом своего "Я", процесс нравственного выбора между злом и добром.

Ориентация на постижение глубинных основ человеческого существования стала устойчивой тенденцией и в русской философии. Следует отметить, что русская философия начала XX века, а следовательно, русский космизм и его современная форма - ноокосмология - существенно развили и углубили понимание человека, смысла и назначения его в мире. Здесь положительную роль сыграли интенсивные контакты русских философов с западноевропейскими, прежде всего немецкими мыслителями. Многие из философов России, например, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, Л. Шестов, И. Ильин, Б. Вышеславцев получили подготовку в европейских университетах.

Это способствовало быстрому становлению религиозно-философской, философско-естественнонаучной и философско-литературной мысли в России.

Философская мысль в России аккумулировала все наиболее ценные идеи Запада и развила их на своей самобытной основе. Это, прежде всего, относится к проблемам человека. Они выдвинулись на передний край философских размышлений. Направление перспективного поиска целостного образа человека в его единстве с высшим Разумом Н. Бердяев выразил так: "Много писали оправданий Бога - теодицей. Но наступает пора писать оправдание человека - антроподицею... Быть может, антроподицея есть единственный путь к теодицее, единственный неизбежный, неисчерпаемый путь" (Бердяев Н. Смысл творчества. М., 1916. С.15).

Этот подход тесно связан со своей эпохой. Он несет на себе печать нашего трагичного века и отражает умонастроение попавшего в беду человечества.

Заметный вклад в философию человека в XX веке внесли такие влиятельные религиозные философы как Г. Марсель, П. Тейяр де Шарден, М. Будер. Они создали религиозные варианты экзистенциальной философии. Программу идейного движения, сконцентрировавшего внимание на человеке, глава французского персонализма Э. Мунье охарактеризовал как реакцию философии человека против напора философии идей и философии вещей. Философия человека берет существование не во всем его объеме: существование человека - вот первая проблема философии. А традиционную философию она упрекает в том, что та слишком часто ставила на первый план интересы философии мира или философии духовных продуктов.

Опираясь на достигнутые в философии человека результаты, ноокосмология развивает взгляд на человека как космическое существо, как существо, обладающее колоссальными внутренними ресурсами. В философской части ноокосмологии четко просматривается стремление создать гармоничную теорию духовных иерархий, важнейшим элементом которых является связанная с Высшим Разумом личность.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 211.