Качество урока в значительной степени обусловлено предварительной подготовкой к нему учителя и, в частности, мысленным проектированием его частей и деталей, отраженным в конспекте урока. Однако по ходу урока возникает ряд конкретных ситуаций, требующих оперативного и творческого их разрешения.
Конечный успех зависит от знаний педагога, его практического опыта и мастерства. Деятельность учителя на уроке непосредственно определяет качество его проведения.
Отличительными признаками хорошо проведенного урока будут: эмоциональный фон и четкая организация, динамичность проведения и достаточно высокая моторная плотность, использование многокомплектных снарядов и технических средств обучения, сочетание интенсификации учебного процесса и дифференцированного подхода к учащимся, алгоритмизация процесса обучения, рациональное применение словесных и наглядных методов обучения, развитие физических качеств и решение воспитательных задач на уроке.
Так, для повышения активности учеников, улучшения их эмоционального состояния в подготовительной части урока учитель должен разнообразить ОРУ, построения и перемещения, использовать следующие приемы управления учащимися: применение различных сигналов, самоорганизация построения, выполнение комплексов ОРУ имитационным и поточным методами, с музыкальным сопровождением, с рифмованными текстами в младших классах.
Младшеклассники активны, склонны к образному мышлению, имитации действий. Весь урок с ними можно провести в игровой форме путем решения последовательных задач (например: «Прогулка в лесу»). Немаловажным фактором является и красочное оформление мест занятий.
Для повышения общей интенсивности и моторной плотности подготовительной части используется фронтальный метод организации деятельности учащихся и дифференцированно групповой (раздельное проведение подготовительной части занятия для юношей и девушек в старших классах). Использование специально-подготовительных упражнений для профилированного врабатывания систем организма в предстоящую деятельность (специальная разминка) повышает интенсивность основной части урока.
Центральное место на уроке физической культуры занимает решение образовательных задач. Строгая регламентация последовательности выполнения учениками различных двигательных заданий, использование подводящих и специально-подготовительных упражнений, вариантность выполнения основного, программного упражнения и есть алгоритмизация процесса обучения (составление программы действий). Немаловажное значение при этом имеет образцовый показ упражнения, использование словесных методов объяснения техники, замечаний и поощрения учащихся, разбора и оценки их деятельности.
В средних и старших классах учитель должен научить детей самооценке и взаимооценке действий, что является важным условием подготовки учеников к самостоятельным занятиям.
Основной формой организации учащихся в средних и старших классах является групповая, т.е. разделение класса на группы (отделения), каждая из которых имеет свое задание. Дифференцированный подход достигается при наблюдении учителя и под непосредственным руководством его помощников (командиров отделений), а также при индивидуализации процесса обучения.
Учитель должен видеть допускаемые учениками ошибки и сразу исправлять их, внося коррективы в процесс обучения. Достижение необходимого количества повторений (10-20 раз) при разучивании и закреплении относительно простых физических упражнений достигается фронтальной организацией деятельности учащихся - использованием многокомплектных снарядов, акробатических дорожек, большого числа мячей, предметов метания и т.п.
Педагогический анализ урока
Для всесторонней оценки педагогической деятельности учителя физической культуры на уроке проводится педагогический анализ урока. Он позволяет оценить уровень решения поставленных задач, увидеть сильные и слабые стороны урока. Анализ увиденного позволяет сделать выводы прикладно-педагогического значения.
Педагогический анализ осуществляется по трем направлениям:
· подготовка к уроку,
· организация урока,
· методика обучения.
Обязательно ведется хронометраж урока для регистрации затрат времени на каждый составляющий компонент. В той же последовательности отмечаются показатели качества и эффективности совершаемых на уроке действий, применяемых средств и методов, а также имеющиеся недостатки. Последующая обработка хронокарты и тщательный анализ совокупности полученных данных повышает качество последующих уроков, способствует становлению педагогического мастерства учителя.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗ УРОКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
I. ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К УРОКУ.
1. Наличие плана-конспекта. (Оценка его содержания, правильность постановки и формулировки задач урока).
2. Подготовленность мест занятий, оборудования, инвентаря.
3. Личная подготовленность учителя к уроку.
4. Подготовка помощников (командиров отделений).
II. ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА.
1. Рациональное распределение времени урока по частям и видам упражнений.
2. Разделение учащихся на подгруппы, команды.
3. Целесообразность выбранных форм размещения и способов перестроения учащихся, рациональность использования площади зала, площадки.
4. Целесообразность использования форм и способов выполнения упражнений (фронтальный, групповой, поточный, круговой).
5. Подготовка оборудования и инвентаря, соблюдение правил безопасности.
6. Моторная плотность урока.
7. Соответствие средств подготовительной части задачам основной части урока, возрасту и подготовленности учащихся.
8. Выбор места проведения занятий.
9. Дисциплинированность учащихся.
10. Организация учащихся, освобожденных от занятий.
11. Завершение урока (своевременность построения, подведение итогов, уход учащихся).
III. ОЦЕНКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ.
1. Знание терминологии и техники изучаемых упражнений, умение показывать их.
2. Разнообразие и правильность использования словесного метода обучения. Педагогический такт учителя.
3. Обеспечение наглядности на уроке.
4. Использование метода упражнений (строгий регламент, игровой, соревновательный).
5. Использование карточек, дополнительных заданий.
6. Владение страховкой и умение оказать помощью при выполнении упражнений.
7. Развитие физических качеств у учащихся (содержание упражнений, дозировка, индивидуальные задания).
8. Характеристика нагрузки на уроке (объем, интенсивность, соответствие возрасту и подготовленности учащихся, умение их регулировать).
9. Взаимопомощь, самоконтроль и самооценка учащихся.
10. Эмоциональный фон и активность учащихся на уроке.
11. Задания для самостоятельных занятий.
В таблице 14.1. представлена карта педагогического наблюдения, необходимая для проведения анализа урока.
Полученные результаты педагогического анализа обсуждаются совместно с учителем, проводившим урок, намечаются пути повышения качества работы и педагогического мастерства преподавателя. При необходимости они доводятся до сведения администрации школы.
Таблица 14.1.
Карта педагогического наблюдения деятельности учителя и учащихся.
п/п | п/п | что оценивается | Оценка эксперта (балл) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.0 | 1.1 1.2 1.3 | Подготовка к уроку План-конспект, его анализ и оценка Подготовка места занятия /оборудование, инвентарь/ Физкультурная форма учащихся и внешний вид учителя Физкультурная форма учащихся и внешний вид учителя | |
2.0 | 2.1 2.2 2.3 2.4 | Проведение подготовительной части урока Оценка постановки учителем задач урока Вводно-организующие и установочные действия Содержание общей и целенаправленность специальной разминки Рациональность затрат урочного времени | |
3.0 | 3.1 3.2. 3.3 3.4 3.5 3.6 | Проведение основной части урока Оправданность и степень реализации намеченных задач урока Рациональность применения однонаправленного или комплексного урока, способов организации учащихся Последовательность выполнения неоднородных разделов основной части урока Оценка методики обучения (в том числе применение специальных и подводящих упражнений, индивидуального подхода) Оценка методики воспитания физических способностей (качеств) Общая и моторная плотность, характеристика и методика регулирования нагрузки | |
4.0 | 4.1. 4.2 4.3 4.4 | Проведение заключительной части урока Восстановительная направленность, содержание и целенаправленность использования упражнений Подведение итогов урока (умение подводить итоги, ориентировать учащихся на очередные задачи) Домашнее задание (содержание, рекомендации по самоподготовке, срок выполнения и проверки) Продолжительность, ориентировка на предстоящие занятия по иному предмету, своевременность окончания урока |
Оценка за урок_________________
Заключение____________________
Дата: 2019-02-19, просмотров: 220.