Психологическая характеристика группы. Мотивы вступления в группу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В социальной психологии существуют различные взгляды на понятие «группа». В контексте проблем, изучаемых юридической психологией, наибольший интерес представляет определение группы как реально существующего образования, в котором люди находятся вместе, в идентичных условиях, объединены общей, совместной деятельностью и осознают свою принадлежность к этому образованию.

По числу входящих в группы людей социальные психологи выделяют большие общественные группы (макрогруппы) и малые группы (микрогруппы).

Малая группа возникает, как правило, на основе совместной деятельности, общих интересов небольшого числа людей, между которыми поддерживаются непосредственные личные контакты. Члены такой группы находятся в постоянном общении друг с другом. Это приводит к формированию групповых взглядов и норм поведения. Считается, что наиболее распространены микрогруппы, состоящие примерно из семи человек.

В свою очередь, малые группы подразделяются на формальные и неформальные, группы членства и референтные. В отличие от формальных групп, структура которых определена свыше, неформальные группы складываются стихийно и могут существовать внутри большей по размерам группы.

В референтной группе субъект может даже и не состоять, но на мнение, взгляды группы, к которой он сам себя относит, ориентирован настолько, что они существенно влияют на его мотивационную сферу, поступки, поведение.

Значение группы во взаимоотношениях людей состоит в том, что она выступает субъектом определенного вида деятельности (в том числе и противоправной) и в силу этого включена в систему определенных отношений, существующих в обществе. Общность содержания, форм деятельности людей, объединенных в группу, порождает и общность группового сознания ее членов.

В социальной психологии основными характеристиками группы считаются:

• ее параметры (состав, структура);

• внутригрупповые, межличностные процессы;

• групповые нормы и ценностные ориентации;

• система санкций;

• содержание функциональных обязанностей членов группы в ходе их совместной деятельности;

• характер межличностных, ролевых отношений членов группы в динамике групповой жизни.

Любую малую группу с точки зрения ее структурного построения можно представить в виде трех основных слоев: ядра, включающего лидера группы и его ближайшее окружение; основного слоя, охватывающего других ее членов, связанных совместной деятельностью, имеющих общие взгляды; внешнего слоя из лиц, главным образом поддерживающих только эмоциональные контакты между собой, симпатизирующих друг другу.

Каждому уровню (слою) групповой структуры соответствует та или иная степень сплоченности членов группы. Наибольший уровень групповой сплоченности соответствует ядру группы.

Говоря о больших общественных группах людей (макрогруппах), следует помнить об исключительно важной роли в динамических процессах внутри таких общностей людей национальных обычаев, привычек, социально-культурных, религиозных традиций, социальных установок. Все эти факторы активно влияют на индивидуальное сознание человека, его поведение в группе. Особенно велика их роль в возникновении паники, массовых беспорядков, конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве, в обстановке, приближенной к боевым условиям, в районах массовых, стихийных и иных бедствий.

Каждый человек является членом различных групп. Принадлежность к каждой из них имеет для него субъективный смысл, так как помогает удовлетворить некую потребность. Исходя из этого, можно выделить следующие основные причины – мотивы объединения людей в группы.

1. Мотив аффилиации. Людям свойственна тяга к установлению отношений с другими людьми, потребность быть с кем-то в дружественных отношениях. В психологии стремление такого рода получило название мотива аффилиации. Обычно под ним понимают желание человека завязывать отношения, гарантирующие постоянные, позитивные взаимодействия. Человек хочет, чтобы его любили, принимали.

Сила мотива аффилиации является индивидуальной характеристикой: у одних людей она выражена больше, у других – меньше.

Мотив аффилиации включает в себя две тенденции. Первая проявляется в стремлении к сближению, в надежде на то, что отношения с другими людьми будут хорошими. Вторая, противоположная по направленности, но глубоко внутренне связанная с первой, проявляется в чувстве страха, боязни остаться одному, быть отверженным.

В психологии существуют разные объяснения источников стремления к аффилиации, но очевидно, что именно стремление к принадлежности является одной из основных причин, побуждающих людей объединяться в группы.

2. Потребность в безопасности. Когда человек объединяется с другими людьми, у него уменьшается чувство страха и тревоги, которое в той или иной степени присуще каждому. Вместе мы сила. Чем группа, к которой принадлежит человек, больше и сильнее, тем спокойнее и увереннее он себя чувствует.

3. Потребность в сравнении, достижениях и самоуважении. Результаты деятельности человека обретают определенный смысл, когда им дают оценку другие люди. Для человека могут быть важны принадлежность к известной компании или занятие статусной должности. Ему может быть приятна выражаемая коллегами высокая оценка его профессиональной подготовки или опыта. Все это человек может получить, лишь будучи членом какой-либо группы.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 504.