Организационно-творческие проблемы при создании документального фильма «Невеста и Свет»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

В соответствии с положениями, изложенными в предыдущих разделах настоящего диссертационного исследования, производство фильма «Невеста и Свет» осуществлялось в три этапа: подготовительный, съёмочный и монтажно-тонировочный. В ходе реализации данных этапов мы столкнулись с рядом проблем, которые будут нами подробно рассмотрены в контексте производственного процесса.

Идея фильма «Невеста и Свет» родилась из истории одной из послушниц Свято-Елисаветинского монастыря Ольги (в миру Татьяны) и осветителя киностудии во имя святого Иоанна Воина Владимира. Оба прошли долгую дорогу, прежде чем попасть в стены монастыря, что потенциально позволяет создать интересный сюжет, который будет удерживать интерес зрителя. Изначальная идея фильма предполагала описание того пути, который привел двух данных личностей в монастырь, что является весьма типичным сюжетом для документальных фильмов студии. В качестве основной проблемы картины рассматривалось непонимание окружающими веры и стремление героев картины к Богу.

Выступая в качестве сценариста и режиссера фильма, мы предложили несколько доработать концепцию фильма с целью создания напряженного конфликта в фильме, который позволит обеспечить больший интерес аудитории к сюжету. Здесь следует отметить, что в основе фильма лежит история двух разных людей, которые разными путями пришли к вере в Бога. Однако, основной темой фильма является не столько описание данного пути, сколько раскрытие самой сущности религии через демонстрацию духовного мира главных героев. Для достижения поставленной цели нами в сюжет фильма был внесен конфликт: столкновение духовного мира неверующих и верующих людей. Это позволило нам несколько отдалить фильм от ярко выраженной религиозности, т. е. фильм снимался о религии, но не с позиции религии, что в большей степени соответствует нашему творческому подходу . По нашему мнению, художественное кино не может быть религиозно или идеологизированно, ибо кино, как любое другое искусство, живет по своим законам, в то же время, режиссер-сценарист, как и другие участники съёмочного процесса, могут принадлежать к той или иной религии или идеологии, художественно открывая зрителям свои взгляды, убеждения, но использую законы именно искусства-кино.

Важно подчеркнуть, что на этапе согласования изменений в концепции фильма существовал ряд сомнений, относительно возможности их внесения. Так как студия организована при монастыре, и многие ее сотрудники являются верующими, подобный поворот в сторону от религиозного изложения в сторону условно, светского-отстранённого в определенные моменты даже антирелигиозной манеры, мог быть не принят. Тем не менее, являясь в первую очередь специалистами, коллектив студии согласился с обоснованностью предложенных изменений.

Здесь считаем важным отметить членов группы, работающей над фильмом. Все участники коллектива имеют высшее образование, полученное в таких учебных заведениях, как Белорусская государственная академия искусств, Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова, Высшие курсы сценаристов и режиссёров и др. Ряд сотрудников представлен молодыми специалистами (около 40%), однако, значительная часть коллектива обладает весьма обширным опытом в сфере кинематографии. Так, осветитель В. Ляшкевич сотрудничал с такими компаниями, как «Беларусьфильм», телеканал «БТ». В целом коллектив, работающий над созданием фильма представлен следующими специалистами:

- художественный руководитель проекта и руководитель Студии на момент сьемок  – монахиня Елисавета (Шукович),

- автор сценария и режиссер постановщик – Марат Потатурко,

- администратор – Денис Путиков,

- операторы – Лариса Каберник, Андрей Дук, Андрей Воскресенский, Максим Михальцов, Дария Чечко , Марат Потатурко

- осветитель – Владимир Ляшкевич,

- композитор и звукорежиссер – Алексей Мощеников,

- художник – Андрей Воскресенский,

- монтаж – Марат Потатурко.

В качестве актеров выступали монахиня Ольга и члены ее семьи, осветитель Владимир и его близкие, Дмитрий Михейчик как  знакомый Ольги и Владимира.

После подробного обсуждения идеи мы приступили к изучению материалов по теме фильма. В первую очередь, были проведены личные беседы с главными героями – Ольгой (в миру Татьяной) и Владимиром. Целью беседы было знакомство с сутью данных людей, изучение основных этапов их жизни, поворотных моментов и ключевых событий, что позволило бы определить дальнейшие направления поиска, возможно, выявить параллели и взаимосвязи с историями других людей, сформулировать основные положения конфликта между сторонами.

При проведении личных бесед возникали определенные сложности, основной из которых являлась некоторая замкнутость героев. Хотя они осознавали свою роль и были готовы всячески содействовать подготовительному процессу, при обсуждении некоторых тем собеседники «закрывались». Данная проблема требовала решения, поскольку от искренности и открытости героев во многом зависел сюжет будущей картины. Поэтому было принято решение о проведении совместного дня с каждым из героев. Во-первых, это помогло сблизится с ними, войти в их зону комфорта, создать доверительные отношения. Во-вторых, изучение быта и порядка дня Ольги и Владимира позволило глубже проникнуть в их духовный мир, что несомненно положительно отразилось на проработанности, глубине сценария.

Далее нами было запланировано изучение доступных фото-, аудио- и видеоматериалов из жизни героев. Данные материалы наделялись нами весьма важным значением, поскольку они являются мощным инструментом раскрытия характеров Ольги и Владимира как персонажей фильма, а также могут использоваться как иллюстрация тех или иных жизненных событий в фильме. Однако, на этапе личного знакомства с героями было выявлено, что объем материалов крайне невелик, что означало необходимость организации съемок значительной части материала.

В ходе изучения жизненного пути Ольги был выявлен один интересный факт. Монахиня Ольга, которая до пострига носила имя Татьяны в честь мученицы Татьяны Римской, кроме того, одна из дочерей Николая II последнего царя Российской Империи, тоже носила имя Татьяна . После пострига Татьяна была названа в честь другой дочери царя – Ольги. Данный факт заставил нас обратиться к материалам о жизни княгинь Татьяны и Ольги. Поиск информации о жизни данных исторических персон не составил труда, поскольку на настоящий момент снято множество документальных фильмов, написано научных трудов , книг рассматривающих различные аспекты жизни Ольги и Татьяны, дочерей Николая II. Большую трудность представило осмысление изученного материала, выявление параллелей между жизненными путями княгинь и монахини. Важным было обеспечить «натуральность», естественность некоторых сходств, не создать впечатления притянутости идеи.

На основе собранного материала нами был подготовлен сценарий. Кратко описывая сюжет, следует отметить следующие положения. Концепция фильма предполагает соответствие сюжета канонам классической драматургии, т. е. наличие следующих элементов сюжета: пролога, экспозиции, завязки, кульминации, развязки, эпилога. При этом нами было проявлено стремление также отразить христианское понимание сути и смысла человеческого существования посредством киноязыка .Для этого классическая структура кино  была осмысленна нами в следующем виде:

1) пролог – сжигание тела в печах Минского крематория;

2) первая часть – знакомство с героями, постановка основной проблемы, конфликт мнений ;

3) вторая часть – поиск решения проблемы, выражение мнений разных сторон, раскрытие духовного мира героев, постриг послушницы Татьяны и становление ее уже как Ольги;

4) третья часть – подготовка зрителя к самостоятельному формулированию выводов на основании выраженных ранее разных мнений, которые призваны дать зрителю основания для составления собственного, быт монастыря , открытие зрителю личности Владимира и его загадки ;

5) эпилог – Пасхальное богослужение в Свято-Елисаветинском монастыре.

Подобная структура определена христианской символикой и пониманием мироздания, что является довольно редким для кинематографа, хотя и не новым. Следует понимать, что постановка и решение проблемы ведутся параллельно основному сюжету, т. е. на фоне и в рамках раскрытия жизненного пути каждого из героев. Так первая сценарная линия предусматривает описание жизни Татьяны, которая решила принять монашеский постриг. Люди из ее окружения не приняли такого решения, особенно остро на данный поступок отреагировал брат Татьяны. Режиссер стремился описать причины такого выбора, показать надежды и чаяния молодой девушки.

Второй сюжетной линией является история Владимира. Являясь не так давно убийцей, который отбывал наказание в местах лишения свободы, имея проблемы с алкогольной зависимостью, испытывая постоянные неудачи в личной жизни, проявляющиеся во множестве разводов, Владимир не знает, каков его путь, и приходит в монастырь, чтобы изменить свою жизнь.

Обе линии идут параллельно друг другу, пересекаясь лишь в самом конце фильма, когда Татьяна приходит на интервью с режиссером, где в качестве осветителя работает Владимир.

На основе первоначального сценария разрабатывался режиссерский сценарий. Режиссером с участием съемочной группы были проработаны аспекты, подробно рассмотренные нами далее.

1) Раскадровка первоначального сценария и метраж. Всего фильм содержит более 50 сцен с общим хронометражем в 3 часа. Ввиду столь большой длительности фильм был разделен на несколько частей, которые, тем не менее, снимались вместе, как единая картина. Всего было решено подготовить 4 части. Здесь также следует отметить, что нами тщательно продумывались не только хронологические рамки сцен, но также и их характер. Выбирались локации для съемок, продумывались реквизиты и декорации. Так, нами были определены следующие места съемок: оборудованная студия, территория ОАО «Могилевский завод Строммашина», Литейный цех, Минский крематорий, Свято-Елисаветинский монастырь, природные пейзажи (леса, поля, прибережья рек) Могилева, Лиды и Минска. Также в структуру фильма включены уже снятые материалы, такие как видеозаписи из детства и юности самих героев, открытые материалы из сети Интернет, использование которых не нарушает авторских прав.

2) Планы и ракурсы. Для каждой сцены нами определялись наиболее удачные планы и ракурсы. Здесь следует отметить, что выбор обуславливался художественным видением режиссера и целями каждой сцены в частности. Так, для создания ареола таинственности и показа необходимой, соответствующей творческой задачи символики ,вокруг главных персонажей – Ольги и Владимира – при их съемке чаще использовались крупные планы, съемки в пол оборота, что не позволяет полностью рассмотреть героев, создает интригу, но при этом позволяет увидеть их мимику, оценить эмоциональность и искренность. Весьма активно мы использовали тени, отсылая к названию фильма, раскрывая его значение. Так, в названии «Невеста и Свет» «Свет» – это отсылка к Богу, т. е. тень от света, «тьма» – это символ человеческой слабости, зла, всего противоположного Богу. Так как согласно христианскому миропониманию, зло не самостоятельно, оно тоже является частью созданного Богом мира, но благодаря дару Бога-свободе, зло и стало злом, хотя все Божье творения изначально было добром. «Невеста» же, в свою очередь, является отсылкой к Библейской символике, где обозначает и Церковь и монашествующих и душу человека, кроме того «Невеста» еще и является отсылкой к славянской письменности, где это слово имеет этимологическое значение –неведомая, неизвестная. Таким образом, название картины представляется нам крайне удачным, многозначительным, образным с нужной для поставленной творческой задачи символикой.

При съемках второстепенных персонажей чаще использовались половинные планы, но периодически также применялись детальные, крупные, общие и дальние. Одним из важных аспектов изображения второстепенных героев стало размещение их таким образом, чтобы в кадре присутствовало две тени, как символа их заблуждений, нахождения на перепутье и отсылке к фольклорному преданию, которое помещало 2 противоположные силы : ангела и демона, по разные стороны от человека .

3) Освещение и цвета. Принципы освещения каждой сцены диктовались конкретно ее целями и разрабатывались исходя из положений теории физиологии цвета. Что касается цветокоррекции, следует отметить, что было принято решение осуществлять съемки на пленку, чтобы избежать стандартного, конвейерного подхода к данному аспекту.

4) Музыка и шумы. Данному аспекту уделялось довольно много внимания, так как звуковое сопровождение является одним из важнейших элементов документального фильма, а также весьма мощным инструментом воздействия на зрителя. Следует отметить, что основную часть звуковой фонограммы составляют речь актеров и музыкальное сопровождение, поскольку поверх визуальных кадров часто накладывались именно данные элементы фонограммы. Что касается музыкального оформления, то в качестве основного музыкального мотива выступали аранжировки музыкальных христианских тропарей и песнопений на современный лад.

5) Монтаж. В качестве основного приема был определен параллельный монтаж, поскольку в основании сюжета лежит параллельное повествование историй двух людей . Для разнообразия сцен также применялись приемы смены плана, перемены мест точек съемки, наезды, отъезды, наплывы, всемозможные виды звуковых захлестов, и иные приемы , которые были уместны для конкретных сцен и эпизодов . Разнообразие монтажных переходов обеспечивалось за счет использования таких традиционных типов как уход в черное или затемнение и уход в белое или засветление .

Здесь следует отметить три    существенных фактора, которые повлияли на выбор нами конкретных приемов и монтажных переходов .

Во первых , в фильме нет ничего случайного , каждый прием и переход имеет символическое значение и несет информацию , пусть не сразу понятную для зрителя ,но впоследствии призванную быть осмысленной . В рамках данного исследования ,приведу лишь несколько примеров . Традиционный «киношный» наплав , или наложение ,используется в кино с момента зарождения и очень часто используется просто как монтажный переход между кадрами ,дабы избавить повествования от так называемых скачков визуального ряда , мы же использовали наплыв двояко, во первых у нас он тоже выполняет функцию перехода , но в тоже время практика наложения одного визуального ряд на другой ,позволила нам создавать , крайне удачные по нашему мнению, кинометафоры  и иные дополнительные смыслы , ибо шло столкновение кадров , что в свою очередь и создавало   новые смыслы.  Что-то похожее описывал Эйзенштейн в своих трудах. Другой удачный пример , уходы в черное и белое, которые тоже кроме функции переходов как токовых, несли и символический характер. Уход в белое : стремление к Богу , стремление вперед , в противоположность от черного: возвращения назад к своим старым ошибкам и сомнениям.

Во вторых , было принято решение  постараться выдержать картину в так называемой аскетической  стилистике  : минимально компьютерной обработки , , использование черно-белого визуального ряда в ключевых моментах .В связи с этим монтажные приемы и переходы выбирались нами только классические , которые используются в кино с момента зарождения .

  Во третьих  ,нами ставилась цель создания неигрового фильма без использования телевизионных приемов, т. е. снять документальный фильм по принципам игрового кино, используя приемы операторской работы и монтажа, характерные именно для игрового кино. Тем не менее, избежать классического для телевизионной документалистики интервью не удалось, что было обусловлено следующими факторами:

1) практически не были представлены материалы, которые могли бы использоваться для создания сюжета без игровой съемки;

2) для обеспечения достоверности было принято решение снимать игровые материалы с реальными героями, т. е. без привлечения актеров, весьма сложно было выстраивать работу с людьми, не имеющими актерского образования, испытывающими стеснение перед камерой. Данный аспект не позволил достоверно воссоздать сложные сцены из жизни, требующие актерского мастерства, ввиду чего пришлось остановиться на формате интервью.

3) ограниченное количество съёмочных дней, всего 14 , что для работы подобного хронометража безусловно мало

Также при съемке использовались такие классические приемы документалистов, как, например, наблюдение, что также не соответствовало  изначальной концепции фильма.

Тем не менее, нам удалось реализовать некоторые принципы игрового кино в нашем документальном фильме. В частности, многие сцены сняты по канонам игрового кино, также приемы, характерные для игровых фильмов, широко использовались нами при монтаже.

После разработки режиссерского сценария и составления на его основе календарно-постановочного плана проводились видео- и фотопробы мест съемок, в соответствии с которыми более детально продумывались декорации, прорабатывались образы героев.

Исходя из всего вышеизложенного нами рассчитывался требуемый бюджет фильма, который сопоставлялся с реальными возможностями. Ввиду значительного расхождения расчётной и установленной сумм, пришлось изменить некоторые положения режиссерского сценария, что будет рассмотрено нами в контексте следующего этапа. Здесь лишь отметим, что общий бюджет фильма составил 5000 долларов.

Следующей стадией производства фильма стал съемочный этап, который длился 14 дней. Параллельно со съемочным процессом велся и монтаж фильма. Здесь мы столкнулись с рядом проблем, которые привели к отступлению от режиссерского сценария. Наиболее значительными из них стали следующие.

Во-первых, ввиду ограниченности бюджета съемка на пленку оказалась недоступной. Примерно 80% отснятого материала было произведено с помощью камеры Sony FX 100, иные материалы снимались с помощью камер Canon EOS 5D Mark II, Canon EOS 5D Mark III, iPhone 7 plus. Использование различных типов устройств для съемки впоследствии привело к трудностям с монтажом, которые, однако, разрешились благодаря профессионализму специалиста по монтажу.

Хотя использование пленки для съемок оказалось недоступным, мы все же предприняли попытку сделать цветокоррекцию «под пленку» для значительной части фильма. К сожалению, нами было выявлено, что специалисты, осуществляющие такого рода цветокоррекцию, отсутствуют в Беларуси, ввиду чего процесс осуществлялся собственными силами. В результате, для более чем 50% снятого материала цветокоррекция была проведена, однако, ее уровень не соответствует нашим требованиям. Хотя данный результат не является в полной мере удовлетворительным, следует отметить, что даже на таком уровне картина положительно выделяется среди белорусских документальных работ, а также картин подобного жанра в странах с советским кинонаследием .

Во-вторых, ввиду крайне малого количества достоверного материала и довольно широкого круга освещаемых событий, нам требовалось снять достаточно большое количество игрового материала. Однако, из-за уже отмеченного непрофессионализма героев как актеров пришлось отказаться от ряда задумок, чтобы не создать у зрителей ощущение неискренности, ненатуральности. Заменой выступило типичное для документальных фильмов интервью.

В-третьих, в ходе съемок было записано колоссальное количество материала, анализ и обработка которого требовали значительных трудозатрат. Ввиду того, что монтаж осуществлялся одним человеком ,непосредственно режиссером – задача по систематизации материала и отборе наиболее удачных кадров представляла собой значительное затруднение.

Также для создания фильма нами использовались иные материалы, которые требовали обработки на этапе монтажа. В частности, это видеозаписи из детства героев, которые выполнены на пленку в весьма низком качестве. Здесь нам требовалось перевести данные записи в цифровой формат, после чего попытаться нивелировать разницу между низким качеством реальных и игровых материалов. С первой задачей прекрасно справились специалисты по оцифровке видео. Вторая же задача требовала изобретательности, поскольку улучшить качество звуко- и видеоряда даже посредством современных технологий не представляется возможным. В результате подбора различных вариантов, нами было принято решение драматургически оправдать плохое качество некоторых эпизодов картины, для этого, некоторые эпизоды были пересняты и передвинуты в монтаже, что бы запутать зрителя, стереть грань между объективным и субьективным , между миром возвышенно-идеалистическим и повседневностью , внешним и внутренним , духовным и обыденным . Прием с нашей точки зрения полностью удался , впрочем, следует упомянуть ,что данный прием не оригинален в истории кино, хотя и весьма редок особенно в современной документалистике .

Более того, важным аспектом, представляющим трудности на этапе монтажа, стала недостаточная мощность технического оборудования для подобной работы. Так, нами монтаж осуществлялся средствами монтажной программы  Adobe Premiere Pro CC 2015  с использованием устройства Apple MacBook Pro 13 2016 года. Следует отметить, что, ввиду FullHD разрешения снятого материала и его весьма значительного объема, устройство осуществляло работу с заметными промедлениями и периодическими ошибками. В связи с этим нами создавался лишь черновой вариант монтажа.

На более подходящем студийном оборудовании, был закончен монтаж. Так оборудование с наличием SSD диска, оперативной памятью 16Gb, видеокартой NVIDIA GeForce 9600 GT и иными выдающимися характеристиками нивелировало недостатки монтажа в чистовом варианте.

Здесь следует отметить, что на этапе чернового монтажа было подготовлено 4 части, общей длительностью около 3 часов. При анализе данных материалов была выявлена избыточность некоторых сцен, ввиду чего материалы подверглись переработке и был создан окончательный вариант, включающий 3 части с продолжительностью каждой чуть более 42 минут .

В-четвертых, весьма проблемным аспектом в рамках создания фильма стала подготовка фонограммы и ее наложение на видеоряд. Здесь также следует отметить, что весьма спорным вопросом стало музыкальное сопровождение фильма. Как было отмечено ранее, было принято решение аранжировать музыкальные христианские тропари и песнопения на современный лад. Однако, при его реализации встал вопрос о степени и стиле аранжировки. С одной стороны, идея являлась весьма интересной. С другой стороны, подобное обращение с христианской музыкой могло вызвать негативную реакцию со стороны верующих зрителей, которые составляют значительную часть аудитории студии. В связи с этим, нами было принято решение об аранжировке музыки не светским музыкантом, а сотрудником студии, который сможет сохранить основные элементы христианского звучания, придав им при этом современный характер. Также нами использовались уже готовые музыкальные композиции: оригинальные православные песнопения и тропари в исполнении праздничного  хора Свято-Елисавенинского монастыря ,регент хора — монахиня Иулиания (Денисова), композиция «Не самозванка – я пришла домой» на стихи М. Цветаевой в исполнении И. Брагиной, а также поэзия М. Цветаевой и Б. Пастернака в исполнении Е. Финевич и М. Потатурко.

Говоря про работу со звуком в данной картине, следует упомянуть следующее , поскольку по объективным причинам  в фильме много христианских молитв ,которые звучат в исполнении как , главных героев так и второстепенных персонажей, необходимо было, каким то образом данные молитвы со звукового ряда попытаться перевести на визуальный , по следующим причинам :   исключение христианской пропаганды , я писал выше нашу   точку зрения ,что  в кино нужно выражаться  более тонко и только   киноязыком ,  в данном конкретном случае, зритель даже верующий, устанет  от постоянно довлеющих над ним «христианских звуков».  В тоже время, отказаться от звучания православных молитв и иных песнопений христианской направленности в кадре, мы не могли по драматургическим причинам. Поэтому, нами была предпринята попытка, уникальная в истории кино, перевода христианских молитв именно на  язык визуальной образности  , создание из звуковых фонограмм визуальных аналогов , преобразование звуков в образы. Вся наша подобная деятельность, призвана  была показать мир верующего человека , не утомляя зрителя чрезмерным давлением христианской символики. Учитывая хронометраж работы , наша точка зрения представляется логичной и оправданной. Так же, в рамках данной сформулированной цели , то есть показа зрителю мира верующего человека, мы не только  отказались от традиционных христианству звуков ,но и заменили их более подходящими для киноязыка аналогами.  Так композитором было написано несколько композиций , где он активно использовал звуки ,  не традиционные для православной - христианской конфессии:звуки труб, била , органа.

По завершении съемочного процесса начался полноценный этап постпродакшна, т. е. чистовое монтирование, запись и наложение фонограммы, добавление титров и эффектов.

В результате проделанной работы, нами был создан фильм, состоящий из 3 частей с общим хронометражем в 130 минут. Первая часть – «НЕВЕСТА и ОСВЕТИТЕЛЬ», вторая – «ДВЕ ОЛЬГИ», третья – « БЫТИЕ И БЫТ ». В фильме раскрываются духовный мир и духовные переживания персонажей, через который на суд зрителю представляется различные точки зрения, на основе которых зритель может составить свою.

Таким образом, нами был снят документальный фильм с элементами игрового кино, что является не оригинальным ( Реджио, Д. Вертов), но довольно нетипичным для жанра неигрового кино. В ходе создания фильма мы столкнулись с рядом проблем, таких как ограниченность бюджета, недостаток достоверных материалов, сложности монтажа и создания фонограммы. Однако, благодаря профессионализму и энтузиазму сотрудников студии во имя святого Иоанна Воина, фильм, по нашему мнению получился весьма высокого качества. Безусловно, формулируя предыдущее предложение , мы в полной мере осознаем , что наша оценка не столь важна как оценка критиков и зрителя. 

 

 

3.2 Анализ творческого потенциала студии на примере создания документального фильма «Невеста и Свет»

 

 

В процессе создания документального фильма «Невеста и Свет» мы ближе познакомились с деятельностью киностудии во имя святого Иоанна Воина и  получили возможность оценить перспективы ее развития. На основании вышеизложенного необходимо отметить три ключевых момента, которые при правильном управлении деятельностью студии способны привести ее к значительным успехам в киноиндустрии.

В качестве первого момента следует отметить коллектив киностудии. Здесь важны два момента: наличие специалистов и их профессионализм. Зачастую небольшие студии обходятся минимальным количеством специалистов, каждый из которых совмещает в себе несколько функций. Безусловно, студия во имя святого Иоанна Воина также не работает с командой, типичной для крупных игровых фильмов, тем не менее, в создании фильма приняли участие самые необходимые специалисты: режиссер, оператор, звукорежиссер, художник-постановщик, осветитель, специалист по монтажу и др.

Наличие данных специалистов позволило организовать работу с минимальными потерями времени и ресурсов и максимальное качество готового продукта. При этом нам как режиссеру не требовалось следить за деятельностью каждого человека на площадке, поскольку каждый знал свои обязанности и порядок их выполнения.

Хотя не обходилось без казусных моментов, следует отметить профессионализм сотрудников студии в их разрешении. Так, в ходе съемок на ОАО «Могилевский завод Строммашина» именно благодаря профессиональным навыкам оператора сцена была снята на высоком уровне с максимально эффективным использованием искусственного освещения в сочетании с естественным светом.

Также наличие специалистов в разных сферах позволило частично снять нагрузку с режиссера и позволить ему сосредоточиться на качестве производимого продукта, тщательно проследить за соответствием реализации замыслу, внести своевременные правки в сюжет.

Наличие художника-постановщика позволило создать необходимую атмосферу в неподходящих локациях с использованием минимального количества реквизита, а также использовать тот, который уже присутствовал на локации в собственных целях.

Осветитель также стал важнейшим членом команды, поскольку во многих сценах предполагалась игра со светом и тенями. Именно благодаря профессиональной деятельности данного специалиста стало возможным реализовать сложные схемы освещения, обеспечить необходимый световой эффект, воссоздать задуманное мерцание теней.

Помимо профессионализма и обширного опыта многих из сотрудников студии следует отметить их энтузиазм, энергичность и готовность учится. Весьма наглядным примером здесь будет работа специалистов студии над цветовой коррекцией под пленку. Как было отмечено ранее, в Беларуси нами специалисты подобного рода не были обнаружены, в связи с чем проведение цветокоррекции осуществлялось самостоятельно. Так, специалист по монтажу уделил значительную часть своего времени для изучения теории по цветокоррекции и освоения практических навыков. Так, в результате множества различных попыток, мы понизили контрастность в светах (получилась белесость и устранились сильные второплановые пересветы, присущие цифрой записи) и подняли контрастность в тенях (получился насыщенный черный), а насыщение цветов программными средствами устанавливалось на 70%. Хотя данные манипуляции не позволили нам достигнуть желаемого эффекта, данный способ позволил максимально близко смоделировать особенности цвета при съемке на пленку.

Вторым важным аспектом, определяющим перспективы студии, является оборудование киностудии. Разумеется, мы не можем говорить о наличии новейшего и самого современного оборудования, позволяющего обеспечить высококачественную съемку. Тем не менее, оборудование в расположении студии дополняет профессионализм сотрудников, что позволяет создавать продукт весьма высокого качества.

Камеры Sony FX 100, Canon EOS 5D Mark II и Canon EOS 5D Mark III позволяют операторам снимать видео в FullHD качестве с весьма качественной цветопередачей и детализацией. Видео отличаются малой глубиной резкости и низким уровнем шумов в условиях слабого освещения. Звук записывается камерой в стереоформате, но не является направленным, что, однако, компенсируется за счет использования микрофонов.

Компьютер, уже упомянутый нами ранее, обладает неплохими характеристиками: наличие SSD диска, оперативная память 16Gb, видеокарта NVIDIA GeForce 9600 GT и др. Подобные характеристики позволяют максимально быстро обрабатывать значительные объемы информации, в том числе и видео, работать с современным программным обеспечением без каких-либо задержек и ошибок.

Комплект осветительных приборов Dedolight позволяет профессионально, гибко управлять освещением на съемочной площадке. Оборудование дает ровный свет с плавным градиентом по краям, фокусировка которого обеспечивается 8 подвижными шторками.

Заключительным элементом, формирующим перспективы студии, являются «связи» киностудии. Являясь участниками многих фестивалей, имея в штате специалистов, работавших в различных студиях, студия имеет возможность согласовать сотрудничество с различными актерами, режиссерами и иными специалистами, студиями. Именно благодаря этому аспекту удалось организовать съемки в таких местах как ОАО «Могилевский завод Строммашина», Литейный цех, Минский крематорий.

Совокупность данных факторов открывает весьма широкие перспективы перед студией во имя святого Иоанна Воина. На наш взгляд, студия обладает необходимым потенциалом для активного развития и выхода за рамки документального кино. Следует подчеркнуть, что основной целью студии является не получение прибыли, а распространение христианских ценностей. Однако, прибыль – это основа развития любой  студии, оптимизации качества производимого продукта.

К сожалению, современные тенденции рынка кинопроизводства и кинопоказа являются весьма неутешительными для частных киностудий с финансовой точки зрения, особенно при ориентации на неигровое кино. Выше мы упомянули что,  на основании анализа киноафиш на портале TUT.by за январь-март 2018 г. мы можем заключить, что фильмы частных студий не представляются для внимания широкой аудитории. При этом фильмы национальной киностудии «Беларусьфильм» составляют всего 3–5% от общего числа фильмов проката (по сведениям TUT.by за январь-март 2018 г.).

Более того, следует отметить, что вопреки положительным оценкам ряда кинопроизводителей [2], статистические показатели свидетельствуют о сокращении рынка кинопроката в Беларуси, что отражено в таблице 3.

Таблица 3 – Показатели деятельности киновидеопроката [19, c. 83]

  2010 2012 2013 2014 2015 2016
Число кинотеатров 131 124 113 109 103 100
Число посещений кинотеатров, тыс. 8406 8785 9597 9435 8285 7951

 

Также частная студия ,согласно статистике,  практически не может рассчитывать на государственное финансирование  производства фильмов. Так, в 2017 году лишь 3 фильма частных киностудий были созданы при поддержке государства [10].

Тем не менее, киностудия обладает значительным творческим потенциалом и правом использования государственных льгот согласно указу «О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации». Так, организации, которые занимаются кинопроизводством и кинопрокатом на территории Беларуси, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, а все их здания и сооружения (собственные или арендуемые) – от налога на недвижимость. Кроме того, таким организациям больше не нужно уплачивать земельный налог за свои земельные участки [23].

Поэтому для обеспечения развития деятельности киностудии мы можем предложить реализацию следующих мер: 1) смена подхода к съемкам фильмов, 2) поиск новых форм взаимодействия с аудиторией.

Так, в настоящий момент основное направление студии – типичные документальные фильмы о прихожанах и послушниках монастыря. Нам представлялось весьма уместным сменить формат фильмов, что мы и попытались сделать, отказавшись от телевизионных элементов в кинематографе. Однако, попытка оказалась несколько неудачной, что обусловлено трудностями работы с неактерами, перечисленными в разделе 3.1. То есть для достижения поставленной цели студии необходимо перейти из жанра достоверного документального кино в игровое документальное кино, для съемок которого будут приглашаться актеры. Снимая сцены на основе реальных историй из жизни прихожан монастыря или его послушников с участием профессиональных актеров, студия получит возможность разнообразить структуру фильмов, полностью отказаться от телевизионных элементов, сформировать больший эмоциональный накал, что непременно повлияет на расширение аудитории студии, позволит ей выйти на более высокий уровень.

Также, на наш взгляд, студия может разнообразить типичные сюжеты более глобальными темами: осмыслением тех или иных исторических событий с точки зрения христианских ценностей. Подобные фильмы станут не только полезными с точки зрения морального воспитания, но и будут носить информативный, просветительский характер, что также привлечет большую аудиторию.

Безусловно, реализация данных пунктов требует, во-первых, финансирования, во-вторых, команды, способной на проработку больших объемов информации, ее анализ и синтез в форме информативного, поучительного и интересного сценария. Как мы успели убедиться во время съемок фильма «Невеста и Свет», со вторым пунктом на студии проблем не возникнет, поскольку здесь присутствуют необходимые для такой работы кадры.

Что касается финансирования, то здесь может помочь реализация второго направления. Для развития киностудии необходимо искать новые форматы взаимодействия с аудиторией, которые могут позволить извлекать финансовую выгоду. И, по нашему мнению, таким форматом может стать присутствие студии в сети Интернет. Данный вариант оптимален для студии во имя святого Иоанна Воина по нескольким причинам.

Во-первых, по партнерской программе YouTube автор контента получает 50% от прибыли сервиса за рекламу, показанную в видео. Также студия может выполнять рекламу на заказ, т.е. самостоятельно вставлять ее в видеозаписи фильмов. Доходность такого формата напрямую зависит от популярности фильмов среди аудитории. Учитывая фестивальный опыт студии, ее работы могут быть весьма популярны.

Во-вторых, хотя студия не размещает свои произведения на площадках вроде YouTube официально (на официальном канале размещаются трейлеры), но фильмы размещены на таких площадках сторонними лицами. Так, фильм «Притчи» размещен на канале «Наша вера славна, наша вера Православна», где около 11 тысяч человек просмотрели его [26]. Это является не исключением, а правилом, поскольку другие фильмы студии также могут быть найдены в сети. Так, ввиду отсутствия эффективных методов борьбы с пиратством представляется целесообразным обеспечить официальное размещение видеофильмов в сети и получать от этого доход.

Так как студия широко известна  в фестивальных кругах, имеет сформированную базу зрителей и поклонников, то подобное решение представляется весьма удачным. Бесплатность размещения видео на площадке YouTube, возможность бесплатного продвижения фильмов в социальных сетях открывают широкие перспективы перед студией.

В качестве запасных вариантов привлечения финансирования можно также рассмотреть следующие пути. Во-первых, это поиск инвесторов. Безусловно, ввиду отсутствия цели извлечения коммерческой выгоды как таковой, подобный путь является не самым доступным для студии во имя святого Иоанна Воина. Тем не менее, расширение аудитории может поспособствовать получению прибыли, что несомненно может быть привлекательным для инвесторов. То есть студии требуется разработать и описать интересный проект, который может вызвать интерес у инвесторов.

Второй путь предполагает некоторую степень риска. Студия также разрабатывает интересный проект, для финансирования которого оформляется кредит, который в последующем будет погашен за счёт их показа на телевидении, демонстрации на различных фестивалях.

На наш взгляд, учитывая наличие специалистов и хорошего оборудования, студия имеет все шансы создания интересного для широкой аудитории документального фильма.

Таким образом, мы можем отметить, что киностудия во имя святого Иоанна Воина обладает потенциалом, который при умелом развитии может привести к утверждению позиций студии на рынке кино, показу ее фильмов на телевидении и, возможно, прокату в кинотеатрах. Основными мерами для этого является формирование нового подхода к документальному кино, т. е. создание документального фильма по принципам игрового кино, и организация новой формы взаимодействия с аудиторией.

Не смотря на то , что мы непосредственно принимали участия только в документальном проекте , проанализировав, историю и игровые работы студии, мы считаем: что имя, опыт , фильмография в игровом кино, дают право студии рассчитывать на прогресс именно в игровом кино, более того ,мы считаем, что поскольку студия известна в кругах кинематографистов в большей степени благодаря документальным картинам , все усилия студии нужно сосредоточить именно на игровом кино. Тем самым устранится видимый пока дисбаланс между игровыми и неигровыми работами студии . Безусловно, студия имеет игровой потенциал ,который до настоящего времени реализован не в полной мере. Но, касательно игрового кино , несмотря на то, что мы имеем свою точку зрения и по нашему мнению, важные для студии рекомендации , нами был снят именно фильм который позиционируется как документальный , поэтому выводы и рекомендации  именно по главе 3 ограничиваются документалистикой . Рекомендации по игровому кино, мы укажем в заключении.  

 

 

                                       Выводы по главе 3

 

 

1.  Нами был снят документальный фильм с элементами игрового кино, что является не оригинальным, но довольно нетипичным для жанра неигрового кино. Съёмочная команда фильма включала 8 человек. В ходе создания фильма, осуществляемого в соответствии с основными этапами съемок, рассмотренными в подразделе 1.1, мы столкнулись с рядом проблем, таких как ограниченность бюджета, недостаток достоверных материалов, сложности монтажа и создания фонограммы. Однако, благодаря профессионализму и энтузиазму сотрудников студии во имя святого Иоанна Воина, фильм, по нашему мнению, получился весьма высокого качества, безусловно, последнее слово за зрителем.

2. Мы можем отметить, что киностудия во имя святого Иоанна Воина обладает потенциалом, который при умелом развитии может привести к утверждению позиций студии на рынке кино, показу ее фильмов на телевидении и, возможно, прокату в кинотеатрах. Основными мерами для этого является формирование нового подхода к документальному кино, т. е. создание документального фильма по принципам игрового кино, и организации новой формы взаимодействия с аудиторией, что предполагает отход от традиционного стиля студии и переключение на интернет-аудиторию.

 

 

                                                 Заключение

 

В процессе написания магистерской диссертации нами были достигнуты следующие результаты.

 

1. Были рассмотрены разнообразные источники по вопросам деятельности студии во имя святого Иоанна Воина. На основе проведенного исследования было выявлено, что фундаментальные работы о деятельности исследуемой студии отсутствуют. Существует ряд исследовательских работ, косвенно упоминающих или затрагивающих деятельность киностудии во имя святого Иоанна Воина («Экран и культурное наследие Беларуси» А. Карпилова, ‎А. Красинского и ‎О. Медведевой), некоторые аналитические статьи («Судьба нашего кинематографа. Появятся ли успешные белорусские фильмы?» Ж. Л. Аникиной). Тем не менее, главными источниками при написании диссертационного исследования стали материалы о деятельности студии, предоставленные самой студией, а также публикации СМИ о тех или иных аспектах деятельности студии. Так, было выявлено отсутствие направленных теоретических исследований, что еще раз обосновывает актуальность настоящей работы.

 

2. Проанализировав выявленные теоретические исследования, документацию, предоставленную студией, и материалы, опубликованные СМИ, мы описали процесс становления студии во имя святого Иоанна Воина и выявили три этапа развития, разграничение которых в большей степени основывается на смене направления деятельности студии.

Так, в рамках первого периода (2005 – начало 2010 года) киностудия вела работу над записью аудиобесед и книг, а также занималась съемкой документальных фильмов. Для данного периода характерна известность студии в довольно узких кругах (среди участников православных кинофестивалей), а целевая аудитория студии была представлена людьми зрелого и пожилого возраста.

Второй период (2010 – 2013 гг.) отмечен возрастающей популярностью киностудии благодаря фильму «Инокиня», а также проведением съемок серии художественных фильмов «Притчи», которые также принесли более широкую известность студии. Кроме того, в этот период предпринимаются первые попытки создания анимационных фильмов. Благодаря успешной деятельности, а также более активной маркетинговой политике, студия приобрела более широкую известность, что обеспечило возможность смены целевой аудитории на молодое поколение.

Третий период (2014 – настоящее время) характеризуется в первую очередь расширением целевой аудитории студии, т. е. ориентацией не только на молодых людей, но и на детей, что отразилось в реализации анимационного проекта из серии короткометражных мультфильмов. В рамках данной смены аудитории происходит постепенное развитие значимости студии как социально-культурного объекта. При этом осуществляется возврат студией к неигровому кино.

 

3. Миссия студии во имя святого Иоанна Воина ставит перед собой целью воспитание в детях и молодых людях общечеловеческих моральных норм и христианских ценностей, что осуществляется в рамках следующих направление деятельности видео (документальные фильмы о судьбах людей, документальные фильмы духовно-просветительского содержания, художественные фильмы); аудио (аудиозаписи проповедей и духовных бесед, аудиозаписи детских сказок и историй, музыкальные аудиозаписи); анимация (производство анимационных фильмов для детей и взрослых). Данной миссией определяется тематическое и жанровое разнообразие экранных произведений студии во имя святого Иоанна Воина.

Направление игрового кино студии представлено циклом «Притчи», состоящим из четырех фильмов. Все фильмы сняты в жанре лирической комедии, которая ставит своей целью распространение христианских ценностей. Три из четырех частей (за исключением третьей части) отражают весьма яркую религиозную направленность, в то время как третий фильм носит несколько более светский характер. При этом особенностью притч киностудии является то, что они не являются строго поучительными, а мягко высмеивают «неправильное» поведение.

Тематическое разнообразие неигровых экранных произведений студии представлено различными аспектами социально-духовной тематики. На основе анализа сюжетов данных фильмов нами выделено четыре тематических направления фильмов студии: освещение жизненного пути сильной личности; помощь социально-неблагополучным людям; освещением актуальных социальных проблем; раскрытие исторических процессов. Реализация данных тематических направлений осуществляется в рамках следующих жанров: биографические описания, биографические очерки, исторические обзоры, социальные обзоры, социальные исследования.

Тематика анимационных мультфильмов, как и иных произведений студии, направлена на воспитание нравственных христианских ценностей у зрителей. Также можно отметить направленность студии на сохранение древнего знания и традиций, которые проявились как в фильмах студии, так и в анимационных работах. Что касается жанрового разнообразия мультфильмов, то оно представлено образовательными и поучительными работами.

       4. В рамках диссертационного исследования нами был снят фильм «Невеста и Свет» на студии во имя святого Иоанна Воина. Жанр фильма может быть определен как документальный с элементами игрового кино. В ходе съемок мы столкнулись с рядом организационно-творческих проблем, включающих недостаток архивных материалов, закрытость участников съемок, отсутствие специалистов по цветокоррекции под пленку, несовершенство оборудования для монтажа, ограниченность материальных ресурсов.  Данные проблемы повлекли за собой ряд отступлений от изначального сценария, а также стали причиной некоторых недостатков фильма: широкое использование телевизионных приемов при съемке, несовершенство цветокоррекции. Тем не менее, за счет потенциала киностудии данные недостатки были минимизированы.

Выявлены элементы, составляющие потенциал киностудии: ее коллектив, оборудование и «связи». При умелом управлении данными аспектами киностудия может утвердить свои позиции на рынке кино, перейти к показу фильмов на телевидении и прокату в кинотеатрах. Для достижения этого для киностудии были разработаны рекомендации. В их основе лежит положение о необходимости смены подхода к съемкам фильма, а также переход к новой форме взаимодействия с аудиторией.

Новый подход к съемкам предполагает создание документального фильма по принципам игрового кино, т. е. создание фильма, основанного на реальной истории с соблюдением принципа достоверности, однако, с участием приглашенных актеров, способных максимально точно восстановить события из жизни героев фильма. Необходимость данного подхода обуславливается тем, что игровое кино в большей степени привлекает аудиторию, т. е. снятый по принципам игрового кино документальный фильм привлечет более широкую аудиторию, что соответствует миссии и цели студии.

Также студия может разнообразить типичные сюжеты более глобальными темами: осмыслением тех или иных исторических событий с точки зрения христианских ценностей. Подобные фильмы станут не только полезными с точки зрения морального воспитания, но и будут носить информативный, просветительский характер, что привлечет большую аудиторию.

Реализация данных пунктов требует, во-первых, финансирования, во-вторых, команды, способной на проработку больших объемов информации, ее анализ и синтез в форме информативного, поучительного и интересного сценария. Как мы успели убедиться во время съемок фильма «Невеста и Свет», студия обладает необходимыми кадрами для подобной работы.

Что касается финансирования, здесь можно выявить три пути его привлечения. Во-первых, это официальное размещение фильмов студии на YouTube. По партнерской программе сервиса контента получает 50% от прибыли за рекламу, показанную в видео. Также студия может выполнять рекламу на заказ, т.е. самостоятельно вставлять ее в видеозаписи фильмов. Доходность такого формата напрямую зависит от популярности фильмов среди аудитории. Учитывая фестивальный опыт студии, ее работы могут быть весьма популярны.

Во-вторых, это поиск инвесторов. Безусловно, ввиду отсутствия цели извлечения коммерческой выгоды как таковой, подобный путь является не самым доступным для студии во имя святого Иоанна Воина. Тем не менее, расширение аудитории может поспособствовать получению прибыли, что несомненно может быть привлекательным для инвесторов. То есть студии требуется разработать и описать интересный проект, который может вызвать интерес у инвесторов.

Третий путь предполагает некоторую степень риска. Студия также разрабатывает интересный проект, для финансирования которого оформляется кредит, который в последующем будет погашен за счёт проката фильма в кинотеатрах, показа на телевидении, демонстрации на различных фестивалях.

Таким образом, целесообразным для реализации потенциала студии является переход из неигрового документального кино в документальное с элементами игрового , что позволит студии активно развиваться, расширять целевую аудиторию.

 Мы писали выше, что по нашему мнению , все усилия студии нужно сосредоточить  именно на игровом кино. Для этого мы рекомендуем : а)рассмотреть короткометражный формат, который позволяет за сравнительно небольшой бюджет показать игровой потенциал студии б)в полнометражном кино необходимо развивать именно ту образность которая свойственна студии по предыдущим работам, как игровым так и документальным , а именно: работать на стыке жанров , эпох , перемешивая стили и направления. в) дальше развивать религиозно-философскую составляющую картин , естественно не пропагандируя , но в то же время выражая четко и ясно языком кино свои религиозные убеждения г) не для заимствования ,но для анализа, рекомендуется обратится к истории кино , обратить внимания на деятельность таких режиссеров как Антониони , Реджио , Ветров , Параджанов , по нашему мнению  первые два в превосходной форме выражали свои философско-религиозные убеждения языком кино , вторые демонстрировали потрясающую образность на стыке жанров , что по нашему мнению наиболее подходит Студии во имя Святого Иоанна Воина .

                  Список использованных источников

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 260.