История создания и развития студии во имя святого Иоанна Воина
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Студия во имя святого Иоанна Воина – это творческая мастерская Свято-Елиcаветинского монастыря в г. Минске [51], сотрудниками которой являются молодые специалисты, ориентированные на христианские-православные ценности. Основная тематика работ студии представлена сегодня социально-нравственной направленностью.

В 2006 студию возглавила  монахиня Иоанна (Орлова). В том же году монахиня впервые выступила в качестве режиссера фильма, сняв документальную картину «Путем любви» [85]. Также, с начала функционирования студии , в качестве режиссеров работают Виталий Любецкий, выпускник Белорусской Академии Искусств, и Максим Михальцов [89].

Целевой аудиторией студия избрала детей и молодежь старшего возраста, т. е. молодых людей от 25 лет. Иоанна Орлова, руководитель студии, объясняет это тем, что подростковый период является очень сложным для оказания какого-либо воздействия, поэтому основной задачей для целевой аудитории в данном возрасте является развлечение. Дети же, наоборот, довольно восприимчивы, поэтому в них можно вложить какие-либо ценности, которые могут стать ориентиром в более зрелом возрасте. Также И. Орлова отмечает, что молодежь старшего возраста, пройдя «возрастные бури» готова к восприятию и осмыслению посыла студии [49].

Однако, в целом сотрудниками студии ставится следующая цель: создавать фильмы, которые станут поддержкой для любого православного человека, независимо от его возраста, помогут ему преодолеть жизненные трудности, скорби, испытания [44]. Данную цель сотрудники студии отразили и в слогане студии: «Время, посвященное душе» [85].

Однако, изначально студия создавалась не как киностудия, а как аудиостудия. Впервые служители монастыря столкнулись с какой-либо записью в 2005 г. Прихожане монастыря, посещавшие беседы духовника Андрея Лемешонка, которые были очень популярны, начали самостоятельно записывать их или обращаться с просьбами о записи к монахиням. Поэтому служители приняли решение о создании аудиостудии [54]. В монастыре начали записывать сначала кассеты, затем DVD-диски с беседами А. Лемешонка с прихожанами.

Также в 2005 г. на студии возникла идея о создании религиозных аудиокниг, которые начали набирать популярность. Так, например, силами студии были созданы записи Ветхого Завета, Псалтири и иных книг Священного Писания христиан.  Постепенно студия начала записывать акафисты, пение хора монастыря и иные аудиозаписи. Так, только в 2015 году студией были записаны «Православный молитвослов. Акафист святителю Николаю. Псалтирь», «Акафисты. Псалтирь Божией Матери», «Праздничный Хор Свято-Елисаветинского Монастыря» [41; 70].

Весьма интересный аудиопроект студия запустила в 2013 г. На официальной странице студии в социальной сети «Вконтакте» был объявлен конкурс сценариев «Что мы знаем о жизни святых?». Аудиостудия предложила редакторам, сценаристам, рерайтерам разработать литературную часть многосерийного направления под названием «Что мы знаем о жизни святых?» [70]. В настоящее время работа над проектом еще не завершена.

Еще одним значимым аудиопроектом студии стало озвучивание сказок для детей. Так, в 2015 г. служители студии создали диск с музыкальными сказками Татьяны Груши для детей и сказками народов мира с поучительным словом священнослужителя. А в 2016 году аудиостудия монастыря представила МР3 диск, на котором собраны «Чудесные приключения Вари и Глеба». Запись представляет собой аудиоспектакль из четырех частей, главными героями которых являются брат и сестра, удивительным образом попавшие в далекое прошлое и ставшие свидетелями знаменательных исторических событий. В аудиоспектакле освящаются такие события, как крещение Руси князем Владимиром, введение православия в древней Иверии, жизнь и деятельность Евфросинии Полоцкой, история основания Турова [45; 70; 71].

Менее активным направлением деятельности аудиостудии во имя святого Иоанна Воина является перевод и озвучивание фильмов. Так, в 2015 г. на студии были озвучены три сербских сериала: «Литургия», «Икона» и «Наследие Константина». Благодаря двухлетней работе аудиостудии документальные сериалы стали доступными для русскоязычной аудитории [45; 70; 71].

Также аудиостудия издала сборник духовных, богослужебных песнопений византийского распева в авторской интерпретации современного молодого певца и композитора Эдуарда Ланге, который называется «Моя Византия». Песнопения были исполнены и записаны самим Эдуардом Ланге, певчим Праздничного хора монастыря, солистом вокальной группы «Камерата» при участи монахини Иулиании – регента Праздничного хора Свято-Елисаветинского монастыря – и Константина Карманова – звукорежиссера и руководителя монастырской аудиостудии, певчего Праздничного хора [45; 70; 71].

В 2017 г. аудиостудией Свято-Елисаветинского монастыря были представлены новые МР3-диски с записями ответов духовника обители протоиерея Андрея Лемешонка на вопросы прихожан. В отличие от ранее изданных записей, «Наедине с Богом» и «Семья – школа жизни» представляют собой беседы не в полном формате, а их тематические фрагменты. Каждая запись содержит ответ на вопрос и длится от 1 до 15 минут. Всего на диске около 170 отдельных записей на каждом аудионосителе с общим временем звучания более 11 часов каждый диск [41].

Таким образом, мы можем сказать, что аудиостудия во имя святого Иоанна Воина с 2005 г. и по настоящее время ведет весьма активную деятельность, при этом расширяя свою целевую аудиторию, совершенствуя методы и формы работы в соответствии с пожеланиями потребителей контента.

Не менее активная деятельность, начатая в 2006 г. с выпуском документального фильма «Путем любви», ведется и на видеостудии монастыря. В этот период съемочная группа по большей части была представлена любителями-единомышленниками, которые объединились на базе монастыря [45; 70; 71]. Так, режиссером фильма выступила монахиня Иоанна, а оператором Максим Черноголов.

Однако уже к 2008 году со студией начали сотрудничать такие специалисты как Э. А. Милова, член Союза кинематографистов БССР, Г. В. Адамович, член Белорусского Союза кинематографистов, призёр многочисленных международных кинофестивалей, А. Л. Ткаченок, народный артист Беларуси, Л. К. Дуров, народный артист СССР, и другие известные деятели киноиндустрии [47].

При этом следует отметить, что студия привлекает к работе над своими проектами не только известных профессионалов, но и начинающих специалистов, тем самым развивая новые кадры для киноиндустрии.

За первые пять лет существования студии (2005–2010) на ней были сняты такие документальные фильмы, как «Иного пути нет», «Рядом с небесами», «Братия», «Главная роль», «Синергия», «Космос Андрея Гойко», «Лампа не гаснет», «Инокиня», «Пасха на Лысой горе» [45; 70; 71].

Наиболее значимой из данных работ является фильм Инокиня (2011, режиссер – Г. В. Адамович), который завоевал широкое признание на различных кинофестивалях. Перечень наград фильма представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Награды фильма Инокиня [46; 50; 57; 62; 70; 71; 86]

Город Награда
Екатеринбург Главный приз фестиваля документального кино «Россия»
Калуга Гран-при VI Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча» «Хрустальные птицы»
Краснодар Приз «За режиссерское мастерство», приз «За лучшую драматургию звука (музыку к фильму)» на XIII Кубанском православном кинофестивале «Вечевой колокол»
Краснодар Приз «От Митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора» на XIII Кубанском православном кинофестивале «Вечевой колокол»
Киев I премия за лучший документальный фильм IX Международного фестиваля православного кино «Покров»
Минск Приз Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко «За гуманизм и духовность в кино» на ХVIII Международном фестивале «Лiстапад»
Минск Диплом «За яркое отражение духовного пути человека» на ХVIII Международном фестивале «Лiстапад»

 

Хотя фильмы были весьма высоко оценены на различных православных и светских кинофестивалях, однако не допускались к показам в кинотеатрах, не были представлены широкой аудитории. Здесь следует отметить, что поскольку информация от более подходящих для данного исследования источников отсутствует ,то  на основании анализа киноафиш на портале TUT.by, за январь-март 2018 г. мы можем заключить, что фильмы частных киностудий в целом не представляются для внимания широкой аудитории. Даже фильмы национальной киностудии «Беларусьфильм» составляют всего 3–5% от общего числа фильмов проката (по сведениям TUT.by за январь-март 2018 г.). Следует также отметить, что прокатчиками выделяется всего один ежедневный сеанс на такие фильмы, время которого назначается на обычно непопулярное время (обед в рабочий день и т. д.). Общая длительность проката может составлять от 3 до 10 дней.

В связи с этим, как отметили на студии, около 2010 г. появился активный интерес к их аудитории. На основе проведенного анализа, студия выявила, что их основной аудиторией являются люди среднего и даже почтенного возраста, что не соответствовало основной политике студии, которая ориентировалась на молодежь [45; 70; 71].

Изменить ситуацию было возможно двумя путями: расширить доступ к фильмам или сменить жанр. Первый вариант был практически неисполним, так как кинотеатры отказывались вводить в прокат документальные фильмы, поскольку они не пользуются популярностью. Отсутствие бюджета на рекламу привело к необходимости следования по второму пути.

Так, было принято решение о переходе на игровое кино, выступавшее средством проповеди. На начальном этапе команда студии искала жанр, который не будет слишком сложен в реализации, так как художественное кино – это более сложный уровень. При этом, И. Орлова отметила, что «работа должна была быть простой по содержанию, понятной по смыслу» [44]. Принимая во внимание желания, возможности студии и особенности целевой аудитории, было принято решение остановиться на идее экранизации притч. В результате возникла серия из четырех фильмов, каждый из которых состоит из трех притч, связанных единой тематической направленностью и общим названием – «Притчи». Первый, второй и четвертый фильм снимались исключительно силами монастыря, в то время как третий фильм был финансово поддержан Министерством культуры Республики Беларусь [63; 69; 69]. В его съемках приняли участие не только актеры студии, но и признанные артисты Беларуси и России, а также профессиональные сценаристы, гримеры, художники [37; 38; 43; 48].

Данное решение оказалось выигрышным, так как съемка художественных фильмов силами храма привлекла внимание СМИ, обеспечила более активное участие в фестивалях и более широкую известность в целом. Если ранее о работе студии писали в основном церковные вебсайты (sobor.by и др.), то с момента выпуска художественного фильма о студии во имя святого Иоанна Воина начали писать такие интернет ресурсы, как новостной портал tut.by [40; 43], российское информационное агентство REX [46], анонсы премьер и показов появились на популярном сайте relax.by, а также деятельность студии освящалась в печатных СМИ («Звязда») [83, c. 8], на белорусских, российских и украинских телеканалах («ОНТ», «Беларусь 1»; «Спас», «Россия», «Радость моя», «Культура»; Первый национальный канал Украины [44; 76; 83]) и радиоканалах, например, в 2012 г. выпуск передачи «Фактар лёсу» на радиостанции «Культура» был посвящен художественному фильму студии «Три слова о прощении» («Притчи 3») [70].

Следует отметить, что отдельные новеллы из художественных фильмов активно участвовали в различных кинофестивалях. Например, в 2013 г. новелла «Гвозди» из художественного фильма монахини Иоанны Орловой «Три слова о прощении» приняла участие в Восьмом Международном Сретенском православном кинофестивале «Встреча» [70]. Также фильмы студии во имя святого Иоанна Воина представляли Беларусь на Первом международном фестивале православного кино «Сильные духом», на кинофестивале в Обнинске, на конференции в Варшаве, а также в программах анимационных фильмов в Воронеже и кенийском городе Килифи и иных международных и национальных мероприятиях [45; 70; 71]. К 2015 г. отмеченные множеством наград «Притчи» были переведены на литовский и польский языки [82].

Несмотря на довольно успешную работу в жанре игрового кино, после съемок «Притч» студия возвращается к документальным фильмам. С 2010 по 2017 гг. на студии разными режиссёрами были сняты фильмы «Немного рая», «Братская свеча», «Отец Герман», «Два Андрея», «Единым сердцем», «Пусть живет маленький принц», «Сестра Иоанна» [42; 45; 53; 59; 70; 71].

Также важно подчеркнуть, что в целях проведения более активной маркетинговой политики и расширения целевой аудитории с 2011 г. студия обозначила свое присутствие в социальной сети Facebook [71], а с 2013 г. – «Вконтакте» [70]. Также у студии есть своя страница на ресурсе LiveJournal [45].

Следует также отметить, что в 2011 году студия обратила свое внимание на самую младшую аудиторию – детей. Так, в 2011 году студия реализовала не имеющий аналогов в Беларуси проект информационного агентства Белоруской Православной Церкви – «Азбука Церковнославянская». Также с 2011 по 2014 гг. велись работы над созданием сборника из 9 короткометражных мультфильмов «Для самых маленьких». Данные анимации также были высоко оценены жюри различных фестивалей: на «Большом фестивале мультфильмов» в Воронеже анимации студии были показаны как лучшие зарубежные короткометражки. Также данные мультфильмы в период с 2014 по 2017 гг. показывались в рамках множества национальных и зарубежных мероприятий, включая XXIII Международный славянский кинофорум «Золотой Витязь»; Х Всемирный фестиваль анимационного кино в Варне; Национальный конкурс XXI Минского международного кинофестиваля «Лістапад»; Фестиваль независимого кароткометражного кино «Cinema Perpetuum Mobile»; Кинофестиваль «Покров» в Киеве; Кинофорум Festival de Cine de Madrid-PNR в Мадриде; Православную конференцию в Варшаве; Кинофестиваль Cinema Perpetuum Mobile Festival в кенийском городе Килифи; фестиваль «От сердца к сердцу» в Берлине [35; 36; 39; 56; 58].

Важно подчеркнуть, что мультфильмы были переведены на английский, эстонский, итальянский, польский и литовский языки.

Информацию о мультипликационных фильмах публиковали Белорусское информационное агентство БелТА, Информационное агентство Белорусской Православной Церкви, poccийское информагентство Regnum, Официальный портал БПЦ, Свято-Елисаветинского монастырь; газеты «СБ. Беларусь сегодня», «Знамя юности», российское издание «Вперед»; сюжеты выходили на телеканалах «ОНТ» и «СТВ».

Однако, деятельность киностудии не ограничивается съёмками фильмов, созданием аудиокниг и анимаций. Например, во время посещения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Предстоятелями Поместными Православными Церквей Вселенской литургии в Минске студия снимала хронику визита Патриарха Кирилла на белорусскую землю для проекта «Православие на Белой Руси» [70].

Также режиссер студии В. Любецкий в 2016 г. принял участие в Днях православной молодежи в Вильнюсе. Белорусский режиссер был ответственен за одну из секций – кино. Под его руководством молодые люди создавали короткометражный фильм. При этом весь процесс – от создания идеи до проведения монтажа – соответствовал реальному процессу при съемке полнометражного фильма. В программу также были включены теоретические и практические занятия, кинолектории, посещение телестудии.

Еще одним направлением общественной деятельности киностудии является создание краткометражных роликов для сайта Свято-Елисаветинского монастыря. Ролики обычно носят религиозную или социальную направленность. Так, в 2016 г. редакция сайта монастыря организовала съемочный процесс серии роликов с участием героев из известного цикла фильмов «Притчи» на различные религиозные темы [70; 71].

На настоящий момент студия является весьма перспективной с :  по праву заработанным именем , связями , оправданными киноамбициями,  что подтверждается многочисленными наградами на различных фестивалях и мероприятиях. Некоторые из них представлены в приложении Б.

На основании вышеизложенного мы можем выделить в истории развития киностудии 3 основных периода.

В рамках первого периода (2005 – начало 2010 года) киностудия вела работу над записью аудиобесед и книг, а также съемкой документальных фильмов. Для данного периода характерна известность студии в довольно узких кругах (среди участников православных кинофестивалей), а целевая аудитория студии была представлена людьми зрелого и пожилого возраста.

Второй период (2010 – 2013 гг.) отмечен возрастающей популярностью киностудии благодаря фильму «Инокиня», а также проведению съемок серии художественных фильмов «Притчи». Благодаря успешной деятельности, а также более активной маркетинговой политике, студия приобрела более широкую известность, что обеспечило возможность смены целевой аудитории на молодежь.

Третий период (2014 – настоящее время) характеризуется в первую очередь расширением целевой аудитории студии, т. е. ориентацией не только на молодых людей, но и на детей. В рамках данной смены аудитории происходит постепенное развитие значимости студии как социально-культурного объекта. При этом осуществляется возврат студией к неигровому кино.

Таким образом, мы можем заключить, что сегодня студия во имя святого Иоанна Воина ставит перед собой целью воспитание в детях и молодых людях общечеловеческих моральных норм и христианских ценностей, что осуществляется в рамках следующих направление деятельности видео (документальные фильмы о судьбах людей, документальные фильмы духовно-просветительского содержания, игровые фильмы); аудио (аудиозаписи проповедей и духовных бесед, аудиозаписи детских сказок и историй, музыкальные аудиозаписи); анимация (производство анимационных фильмов для детей и взрослых).

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 292.